Эстетическое воспитание младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе (Югорский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Леушинская средняя общеобразовательная школа Кондинского района (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).
Выборка: учащиеся 1 класса в количестве 15 человек
Есть приложения.
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения эстетического воспитания младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе 8
1.1 Эстетическое воспитание младших школьников, как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности эстетического воспитания младших школьников 14
1.2.1 Психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
1.3 Дисциплина «Окружающий мир» в условиях внедрения нового ФГОС НОО 30
1.3.1 Изучение натуральных объектов природы на уроках окружающего мира, как педагогическое средство эстетического воспитания младших школьников 31
2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в процессе эстетического воспитания младших школьников 42
2.1 Общая характеристика методов исследования и его организация 42
2.2 Реализация психолого-педагогических условий эстетического воспитания младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в процессе эстетического воспитания младших школьников 45
2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 52
2.4 Практические рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе 55
Заключение……………………………57
Список литературы....63
Приложение………………………………………………………………………69
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Леушинская средняя общеобразовательная школа Кондинского района (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).
Выборка: учащиеся 1 класса в количестве 15 человек
Есть приложения.
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения эстетического воспитания младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе 8
1.1 Эстетическое воспитание младших школьников, как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности эстетического воспитания младших школьников 14
1.2.1 Психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
1.3 Дисциплина «Окружающий мир» в условиях внедрения нового ФГОС НОО 30
1.3.1 Изучение натуральных объектов природы на уроках окружающего мира, как педагогическое средство эстетического воспитания младших школьников 31
2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в процессе эстетического воспитания младших школьников 42
2.1 Общая характеристика методов исследования и его организация 42
2.2 Реализация психолого-педагогических условий эстетического воспитания младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в процессе эстетического воспитания младших школьников 45
2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 52
2.4 Практические рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе 55
Заключение……………………………57
Список литературы....63
Приложение………………………………………………………………………69
Актуальность темы исследования. Обязательной составляющей современного, гармонически развитого человека является богатство его внутренней духовно-нравственной культуры, творческая самостоятельность, высокий духовный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Базовыми задачами начальной школы в этом направлении рассматривается выстраивание духовной отрасли личности учащегося, структурирование его нравственно-эстетических парадигм с учетом универсальности, особенно исторической и общенациональной.
Становление этих качеств немыслимо без формирования оптимальной системы воспитания и обучения. В связи с этим ведется поиск новых методов к организации обучения и воспитания в школах. На наш взгляд, именно интегративный подход позволяет в определенной степени разрешить проблему обучения и воспитания младших школьников.
Актуальность исследования определяется тем, что экологическое содержание системы образования включает в себя отношения между людьми и обществом, отношения между людьми и их социальной и природной средой.
В младшем школьном возрасте происходит формирование познавательной и эстетической активности ребенка, интенсивное развитие интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, формирование самопознания, освоение общечеловеческих ценностей и различных социальных ролей.
Важной темой экологического воспитания детей младшего школьного возраста является проблема приобщения детей к природе и формирования эмоционально окрашенного отношения к ней. Одним из недостаточно разработанных аспектов эколого-эстетического воспитания является формирование эстетического отношения к природе. Отношение детей к природе чувствительно, познавательно и эмоционально значимо (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Содержание экологического образования, по мнению С. Н. Николаевой, включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом в процессе формирования начала экологической культуры, а отношение – ее конечным продуктом.
Начальная школа решает конкретные задачи, направленные на эстетическое воспитание детей: развивает умение чувствовать и понимать красоту в жизни и искусстве, эмоционально реагировать на нее, ценить красоту и стремиться в меру своих возможностей сочетать красоту мира.
Создание запаса эстетических знаний, обогащение его художественными впечатлениями является основной задачей эстетического воспитания и наиболее успешно решается в процессе непосредственного соприкосновения ребенка с эстетическими явлениями в жизни и природе.
Эстетическое отношение не дается человеку от рождения, а формируется в действии под влиянием целенаправленного руководства. Успех этой работы будет зависеть от высокого профессионализма педагогов и наиболее эффективных средств, и методов.
Актуальность данной проблемы обусловила постановку темы нашего выпускного исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе».
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – методы работы использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, как средство эстетического воспитания младших школьников.
Цель исследования – разработать, реализовать комплекс занятий, способствующих эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, будет эффективной, если:
1) Будут учтены возрастные особенности младших школьников;
2) Включать в систему занятий с младшими школьниками по эстетическому воспитанию работу исследовательского характера.
3) Будут разработаны практические рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы определить особенности эстетического воспитания и эмоционального восприятия детей младшего школьного возраста.
2. На основе эмпирического исследования разработать, апробировать и доказать эффективность комплекса занятий, способствующих эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
3. Составить практические рекомендации для педагогов по эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
-теоретические – изучение и теоретический анализ педагогической, научно-практической и методической литературы, типовых программ, учебных планов для начальной школы.
-практические – педагогический эксперимент.
База исследования – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Леушинская средняя общеобразовательная школа Кондинского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В роли респондентов выступили учащиеся 1 класса в количестве 15 человек.
Практическая значимость выпускного исследования состоит в разработке системы учебных занятий с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, которые могут быть использованы на практике педагогами начальной школы и студентами педагогических Вузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, где раскрыта актуальность и представлен научный аппарат исследования; первой главы, где рассматриваются теоретические основы эстетического воспитания младших школьников с учетом северного региона; второй главы – экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации северного региона, посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе; анализу результатов исследования; заключения, списка литературы, приложений.
Становление этих качеств немыслимо без формирования оптимальной системы воспитания и обучения. В связи с этим ведется поиск новых методов к организации обучения и воспитания в школах. На наш взгляд, именно интегративный подход позволяет в определенной степени разрешить проблему обучения и воспитания младших школьников.
Актуальность исследования определяется тем, что экологическое содержание системы образования включает в себя отношения между людьми и обществом, отношения между людьми и их социальной и природной средой.
В младшем школьном возрасте происходит формирование познавательной и эстетической активности ребенка, интенсивное развитие интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, формирование самопознания, освоение общечеловеческих ценностей и различных социальных ролей.
Важной темой экологического воспитания детей младшего школьного возраста является проблема приобщения детей к природе и формирования эмоционально окрашенного отношения к ней. Одним из недостаточно разработанных аспектов эколого-эстетического воспитания является формирование эстетического отношения к природе. Отношение детей к природе чувствительно, познавательно и эмоционально значимо (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Содержание экологического образования, по мнению С. Н. Николаевой, включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом в процессе формирования начала экологической культуры, а отношение – ее конечным продуктом.
Начальная школа решает конкретные задачи, направленные на эстетическое воспитание детей: развивает умение чувствовать и понимать красоту в жизни и искусстве, эмоционально реагировать на нее, ценить красоту и стремиться в меру своих возможностей сочетать красоту мира.
Создание запаса эстетических знаний, обогащение его художественными впечатлениями является основной задачей эстетического воспитания и наиболее успешно решается в процессе непосредственного соприкосновения ребенка с эстетическими явлениями в жизни и природе.
Эстетическое отношение не дается человеку от рождения, а формируется в действии под влиянием целенаправленного руководства. Успех этой работы будет зависеть от высокого профессионализма педагогов и наиболее эффективных средств, и методов.
Актуальность данной проблемы обусловила постановку темы нашего выпускного исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе».
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – методы работы использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, как средство эстетического воспитания младших школьников.
Цель исследования – разработать, реализовать комплекс занятий, способствующих эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, будет эффективной, если:
1) Будут учтены возрастные особенности младших школьников;
2) Включать в систему занятий с младшими школьниками по эстетическому воспитанию работу исследовательского характера.
3) Будут разработаны практические рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы определить особенности эстетического воспитания и эмоционального восприятия детей младшего школьного возраста.
2. На основе эмпирического исследования разработать, апробировать и доказать эффективность комплекса занятий, способствующих эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
3. Составить практические рекомендации для педагогов по эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
-теоретические – изучение и теоретический анализ педагогической, научно-практической и методической литературы, типовых программ, учебных планов для начальной школы.
-практические – педагогический эксперимент.
База исследования – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Леушинская средняя общеобразовательная школа Кондинского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В роли респондентов выступили учащиеся 1 класса в количестве 15 человек.
Практическая значимость выпускного исследования состоит в разработке системы учебных занятий с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, которые могут быть использованы на практике педагогами начальной школы и студентами педагогических Вузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, где раскрыта актуальность и представлен научный аппарат исследования; первой главы, где рассматриваются теоретические основы эстетического воспитания младших школьников с учетом северного региона; второй главы – экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации северного региона, посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе; анализу результатов исследования; заключения, списка литературы, приложений.
Проблема эстетического воспитания младших школьников средствами природы родного края является актуальной на сегодняшний день.
Проблему эстетического воспитания рассматривали как зарубежные педагоги и психологи, так и отечественные (А. Баумгартен, Г. С. Лабковская, В. И. Смирнов, И.Ф. Харламов, и др.), которые определи, что эстетическое развитие кроется не только в совершенствовании эстетической активизации индивидуальности, не только в литературной активности, но прежде всего в практической жизни – в отношении младшего школьника к природе, к разным людям и к себе, к укладам, структурам поведения в мире вещей, окружающих человека. Эстетическое воспитание играет характерную, персонально историческую, общественную значимость.
В начальной школе учебная деятельность – является ведущей. Образовательная деятельность является одним из средств формирования эстетического воспитания.
Младший школьный возраст – это исключительный этап развития человека для ценностного воспитания, в котором преподаватель играет немаловажную роль в жизни ученика. Комбинируя это, одарённые педагоги могут не только породить прочную концепцию для интеллектуально развитой субъектности, но и зафиксировать конкретное мироощущение индивидуума посредством эстетического воспитания, потому что в этом возрасте закладывается взаимоотношение ребенка к миру и развиваются немаловажные эстетические особенности будущего индивида.
Природа рассматривается одним из значимых элементов в эстетическом развитии индивидуальности младшего школьника.
Концепция эстетического воспитания основана на плодотворной организации деятельности педагога и ученика в совершенствовании его созидательных возможностей, а также умении расценивать привлекательность окружающего мира.
Базовой миссией в эстетическом развитии первозданности подразумевается формирование психоэмоционального отношения у детей. Психологическое отношение к природе содействует сделать младшего школьника выше, богаче и проницательнее.
Проанализировав условия эстетического воспитания в начальной школе, перед нами встала миссия обследовать показатель эстетического развития детей младшего школьного возраста и запланировать пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию младших школьников с задействованием объектов природы на уроках окружающего мира.
Вся опытно-экспериментальная деятельность проходила в три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент, где мы выявляли уровень эстетического развития младших школьников.
2 этап – формирующий эксперимент, на котором мы апробировали систему занятий с младшими школьниками с использованием объектов природы на уроках окружающего мира.
3 этап – контрольный эксперимент, где мы проверяли эффективность апробации формирующего этапа экспериментальной деятельности.
На констатирующем этапе работы для достижения задач нашего изучения мы выявили простейшие ассоциативные понимания младшего школьника об окружающем мире: млекопитающими и их адаптацией.
На вышеперечисленном процессе изучения имело целью выяснить показатель эстетического развития младших школьников, устранить недочёты педагога в работе по этой проблеме, а также запланировать пути улучшения работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Леушинская СОШ»
п. Леуши, Кондинского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учащимися 1 класса, в количестве 15 человек.
Для определения показателя эстетического развития младших школьников мы применили методику «Нелепица».
При помощи этой методологии оцениваются простейшие ассоциативные понятия, ребенка об окружающем мире и о дедуктивных взаимосвязях и взаимоотношениях, существующих между некоторыми субъектами этого мира: животными, их образом жизни, флорой. С помощью этой же методики определяется способность младшего школьника размышлять рационально и грамматически разумно выражать свою идею.
Выявленные в результате констатирующего исследования показатель эстетического развития младших школьников рассматривается неудовлетворительным, т.к. работа реализовалась без всестороннего метода, мало места акцентировалось прогулкам, наблюдениям и практической активности, отсутствовало разнообразие способов, конфигураций занятий.
Руководствуясь, из полученных показателей констатирующего эксперимента, нами была усовершенствована система занятий по эстетическому совершенствованию младших школьников с задействованием параметров природы на уроках окружающего мира.
Данная структура включала также в себя и внеклассную активность с различными формами и подходами работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами природы родного края.
Также с младшими школьниками по эстетическому воспитанию средствами природы родного края была проведена работа научно-исследовательского характера.
После использования предложений по усовершенствованию деятельности по эстетическому воспитанию первоклассников с задействованием объектов природы на уроках окружающего мира, мы проверили эффективность, выявили показатель эстетического развития исследуемых нами первоклассников.
Контрольный этап эксперимента был проведен нами в декабре 2022г. по той же методике «Нелепицы», что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сопоставляя показатели, полученные в ходе итогового эксперимента, мы можем увидеть положительную динамику показателя компетентности эстетического воспитания младших школьников с использованием объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Высокий показатель эстетического воспитания вырос на 6%. Данные учащиеся обнаружили и обозначили все насчитывающиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумели до конца пояснить или проговорить, как на самом деле должно быть.
Средний уровень был выявлен у 7 младших школьников (47%), что на 14% показатель выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Учащиеся обнаружили и обозначили все насчитывающиеся нелепицы, но 5-8 из них не успели до конца объяснять и сказать, как должно быть.
Низкий уровень эстетического воспитания младших школьников снизился на 20%, и был выявлен у 5 первоклассников (33%), что на 3 человека меньше, чем на констатирующем этапе исследовательской деятельности. Данные учащиеся не успели обнаружить 1-4 из 8 насчитывающихся на картинке нелепиц, а до разъяснения дело не дошло.
Таким образом, современный педагог должен включать в себя все основополагающие свойства этически высокоразвитого индивидуума.
По показателям контрольного эксперимента, мы можем сделать следующие выводы, что наша цель, поставленная во введении, и предполагаемая гипотеза подтвердились.
Список литературы
Проблему эстетического воспитания рассматривали как зарубежные педагоги и психологи, так и отечественные (А. Баумгартен, Г. С. Лабковская, В. И. Смирнов, И.Ф. Харламов, и др.), которые определи, что эстетическое развитие кроется не только в совершенствовании эстетической активизации индивидуальности, не только в литературной активности, но прежде всего в практической жизни – в отношении младшего школьника к природе, к разным людям и к себе, к укладам, структурам поведения в мире вещей, окружающих человека. Эстетическое воспитание играет характерную, персонально историческую, общественную значимость.
В начальной школе учебная деятельность – является ведущей. Образовательная деятельность является одним из средств формирования эстетического воспитания.
Младший школьный возраст – это исключительный этап развития человека для ценностного воспитания, в котором преподаватель играет немаловажную роль в жизни ученика. Комбинируя это, одарённые педагоги могут не только породить прочную концепцию для интеллектуально развитой субъектности, но и зафиксировать конкретное мироощущение индивидуума посредством эстетического воспитания, потому что в этом возрасте закладывается взаимоотношение ребенка к миру и развиваются немаловажные эстетические особенности будущего индивида.
Природа рассматривается одним из значимых элементов в эстетическом развитии индивидуальности младшего школьника.
Концепция эстетического воспитания основана на плодотворной организации деятельности педагога и ученика в совершенствовании его созидательных возможностей, а также умении расценивать привлекательность окружающего мира.
Базовой миссией в эстетическом развитии первозданности подразумевается формирование психоэмоционального отношения у детей. Психологическое отношение к природе содействует сделать младшего школьника выше, богаче и проницательнее.
Проанализировав условия эстетического воспитания в начальной школе, перед нами встала миссия обследовать показатель эстетического развития детей младшего школьного возраста и запланировать пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию младших школьников с задействованием объектов природы на уроках окружающего мира.
Вся опытно-экспериментальная деятельность проходила в три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент, где мы выявляли уровень эстетического развития младших школьников.
2 этап – формирующий эксперимент, на котором мы апробировали систему занятий с младшими школьниками с использованием объектов природы на уроках окружающего мира.
3 этап – контрольный эксперимент, где мы проверяли эффективность апробации формирующего этапа экспериментальной деятельности.
На констатирующем этапе работы для достижения задач нашего изучения мы выявили простейшие ассоциативные понимания младшего школьника об окружающем мире: млекопитающими и их адаптацией.
На вышеперечисленном процессе изучения имело целью выяснить показатель эстетического развития младших школьников, устранить недочёты педагога в работе по этой проблеме, а также запланировать пути улучшения работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Леушинская СОШ»
п. Леуши, Кондинского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учащимися 1 класса, в количестве 15 человек.
Для определения показателя эстетического развития младших школьников мы применили методику «Нелепица».
При помощи этой методологии оцениваются простейшие ассоциативные понятия, ребенка об окружающем мире и о дедуктивных взаимосвязях и взаимоотношениях, существующих между некоторыми субъектами этого мира: животными, их образом жизни, флорой. С помощью этой же методики определяется способность младшего школьника размышлять рационально и грамматически разумно выражать свою идею.
Выявленные в результате констатирующего исследования показатель эстетического развития младших школьников рассматривается неудовлетворительным, т.к. работа реализовалась без всестороннего метода, мало места акцентировалось прогулкам, наблюдениям и практической активности, отсутствовало разнообразие способов, конфигураций занятий.
Руководствуясь, из полученных показателей констатирующего эксперимента, нами была усовершенствована система занятий по эстетическому совершенствованию младших школьников с задействованием параметров природы на уроках окружающего мира.
Данная структура включала также в себя и внеклассную активность с различными формами и подходами работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами природы родного края.
Также с младшими школьниками по эстетическому воспитанию средствами природы родного края была проведена работа научно-исследовательского характера.
После использования предложений по усовершенствованию деятельности по эстетическому воспитанию первоклассников с задействованием объектов природы на уроках окружающего мира, мы проверили эффективность, выявили показатель эстетического развития исследуемых нами первоклассников.
Контрольный этап эксперимента был проведен нами в декабре 2022г. по той же методике «Нелепицы», что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сопоставляя показатели, полученные в ходе итогового эксперимента, мы можем увидеть положительную динамику показателя компетентности эстетического воспитания младших школьников с использованием объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Высокий показатель эстетического воспитания вырос на 6%. Данные учащиеся обнаружили и обозначили все насчитывающиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумели до конца пояснить или проговорить, как на самом деле должно быть.
Средний уровень был выявлен у 7 младших школьников (47%), что на 14% показатель выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Учащиеся обнаружили и обозначили все насчитывающиеся нелепицы, но 5-8 из них не успели до конца объяснять и сказать, как должно быть.
Низкий уровень эстетического воспитания младших школьников снизился на 20%, и был выявлен у 5 первоклассников (33%), что на 3 человека меньше, чем на констатирующем этапе исследовательской деятельности. Данные учащиеся не успели обнаружить 1-4 из 8 насчитывающихся на картинке нелепиц, а до разъяснения дело не дошло.
Таким образом, современный педагог должен включать в себя все основополагающие свойства этически высокоразвитого индивидуума.
По показателям контрольного эксперимента, мы можем сделать следующие выводы, что наша цель, поставленная во введении, и предполагаемая гипотеза подтвердились.
Список литературы



