Эстетическое воспитание младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе (Югорский Государственный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Леушинская средняя общеобразовательная школа Кондинского района (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).
Выборка: учащиеся 1 класса в количестве 15 человек
Есть приложения.
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения эстетического воспитания младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе 8
1.1 Эстетическое воспитание младших школьников, как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности эстетического воспитания младших школьников 14
1.2.1 Психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
1.3 Дисциплина «Окружающий мир» в условиях внедрения нового ФГОС НОО 30
1.3.1 Изучение натуральных объектов природы на уроках окружающего мира, как педагогическое средство эстетического воспитания младших школьников 31
2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в процессе эстетического воспитания младших школьников 42
2.1 Общая характеристика методов исследования и его организация 42
2.2 Реализация психолого-педагогических условий эстетического воспитания младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в процессе эстетического воспитания младших школьников 45
2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 52
2.4 Практические рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе 55
Заключение……………………………57
Список литературы....63
Приложение………………………………………………………………………69
Актуальность темы исследования. Обязательной составляющей современного, гармонически развитого человека является богатство его внутренней духовно-нравственной культуры, творческая самостоятельность, высокий духовный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Базовыми задачами начальной школы в этом направлении рассматривается выстраивание духовной отрасли личности учащегося, структурирование его нравственно-эстетических парадигм с учетом универсальности, особенно исторической и общенациональной.
Становление этих качеств немыслимо без формирования оптимальной системы воспитания и обучения. В связи с этим ведется поиск новых методов к организации обучения и воспитания в школах. На наш взгляд, именно интегративный подход позволяет в определенной степени разрешить проблему обучения и воспитания младших школьников.
Актуальность исследования определяется тем, что экологическое содержание системы образования включает в себя отношения между людьми и обществом, отношения между людьми и их социальной и природной средой.
В младшем школьном возрасте происходит формирование познавательной и эстетической активности ребенка, интенсивное развитие интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, формирование самопознания, освоение общечеловеческих ценностей и различных социальных ролей.
Важной темой экологического воспитания детей младшего школьного возраста является проблема приобщения детей к природе и формирования эмоционально окрашенного отношения к ней. Одним из недостаточно разработанных аспектов эколого-эстетического воспитания является формирование эстетического отношения к природе. Отношение детей к природе чувствительно, познавательно и эмоционально значимо (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Содержание экологического образования, по мнению С. Н. Николаевой, включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом в процессе формирования начала экологической культуры, а отношение – ее конечным продуктом.
Начальная школа решает конкретные задачи, направленные на эстетическое воспитание детей: развивает умение чувствовать и понимать красоту в жизни и искусстве, эмоционально реагировать на нее, ценить красоту и стремиться в меру своих возможностей сочетать красоту мира.
Создание запаса эстетических знаний, обогащение его художественными впечатлениями является основной задачей эстетического воспитания и наиболее успешно решается в процессе непосредственного соприкосновения ребенка с эстетическими явлениями в жизни и природе.
Эстетическое отношение не дается человеку от рождения, а формируется в действии под влиянием целенаправленного руководства. Успех этой работы будет зависеть от высокого профессионализма педагогов и наиболее эффективных средств, и методов.
Актуальность данной проблемы обусловила постановку темы нашего выпускного исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе».
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – методы работы использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, как средство эстетического воспитания младших школьников.
Цель исследования – разработать, реализовать комплекс занятий, способствующих эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, будет эффективной, если:
1) Будут учтены возрастные особенности младших школьников;
2) Включать в систему занятий с младшими школьниками по эстетическому воспитанию работу исследовательского характера.
3) Будут разработаны практические рекомендации педагогам по эстетическому воспитанию младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы определить особенности эстетического воспитания и эмоционального восприятия детей младшего школьного возраста.
2. На основе эмпирического исследования разработать, апробировать и доказать эффективность комплекса занятий, способствующих эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
3. Составить практические рекомендации для педагогов по эстетическому воспитанию младших школьников посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
-теоретические – изучение и теоретический анализ педагогической, научно-практической и методической литературы, типовых программ, учебных планов для начальной школы.
-практические – педагогический эксперимент.
База исследования – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Леушинская средняя общеобразовательная школа Кондинского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В роли респондентов выступили учащиеся 1 класса в количестве 15 человек.
Практическая значимость выпускного исследования состоит в разработке системы учебных занятий с младшими школьниками по эстетическому воспитанию, посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе, которые могут быть использованы на практике педагогами начальной школы и студентами педагогических Вузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, где раскрыта актуальность и представлен научный аппарат исследования; первой главы, где рассматриваются теоретические основы эстетического воспитания младших школьников с учетом северного региона; второй главы – экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации северного региона, посредством использования натуральных объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе; анализу результатов исследования; заключения, списка литературы, приложений.
Проблема эстетического воспитания младших школьников средствами природы родного края является актуальной на сегодняшний день.
Проблему эстетического воспитания рассматривали как зарубежные педагоги и психологи, так и отечественные (А. Баумгартен, Г. С. Лабковская, В. И. Смирнов, И.Ф. Харламов, и др.), которые определи, что эстетическое развитие кроется не только в совершенствовании эстетической активизации индивидуальности, не только в литературной активности, но прежде всего в практической жизни – в отношении младшего школьника к природе, к разным людям и к себе, к укладам, структурам поведения в мире вещей, окружающих человека. Эстетическое воспитание играет характерную, персонально историческую, общественную значимость.
В начальной школе учебная деятельность – является ведущей. Образовательная деятельность является одним из средств формирования эстетического воспитания.
Младший школьный возраст – это исключительный этап развития человека для ценностного воспитания, в котором преподаватель играет немаловажную роль в жизни ученика. Комбинируя это, одарённые педагоги могут не только породить прочную концепцию для интеллектуально развитой субъектности, но и зафиксировать конкретное мироощущение индивидуума посредством эстетического воспитания, потому что в этом возрасте закладывается взаимоотношение ребенка к миру и развиваются немаловажные эстетические особенности будущего индивида.
Природа рассматривается одним из значимых элементов в эстетическом развитии индивидуальности младшего школьника.
Концепция эстетического воспитания основана на плодотворной организации деятельности педагога и ученика в совершенствовании его созидательных возможностей, а также умении расценивать привлекательность окружающего мира.
Базовой миссией в эстетическом развитии первозданности подразумевается формирование психоэмоционального отношения у детей. Психологическое отношение к природе содействует сделать младшего школьника выше, богаче и проницательнее.
Проанализировав условия эстетического воспитания в начальной школе, перед нами встала миссия обследовать показатель эстетического развития детей младшего школьного возраста и запланировать пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию младших школьников с задействованием объектов природы на уроках окружающего мира.
Вся опытно-экспериментальная деятельность проходила в три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент, где мы выявляли уровень эстетического развития младших школьников.
2 этап – формирующий эксперимент, на котором мы апробировали систему занятий с младшими школьниками с использованием объектов природы на уроках окружающего мира.
3 этап – контрольный эксперимент, где мы проверяли эффективность апробации формирующего этапа экспериментальной деятельности.
На констатирующем этапе работы для достижения задач нашего изучения мы выявили простейшие ассоциативные понимания младшего школьника об окружающем мире: млекопитающими и их адаптацией.
На вышеперечисленном процессе изучения имело целью выяснить показатель эстетического развития младших школьников, устранить недочёты педагога в работе по этой проблеме, а также запланировать пути улучшения работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Леушинская СОШ»
п. Леуши, Кондинского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учащимися 1 класса, в количестве 15 человек.
Для определения показателя эстетического развития младших школьников мы применили методику «Нелепица».
При помощи этой методологии оцениваются простейшие ассоциативные понятия, ребенка об окружающем мире и о дедуктивных взаимосвязях и взаимоотношениях, существующих между некоторыми субъектами этого мира: животными, их образом жизни, флорой. С помощью этой же методики определяется способность младшего школьника размышлять рационально и грамматически разумно выражать свою идею.
Выявленные в результате констатирующего исследования показатель эстетического развития младших школьников рассматривается неудовлетворительным, т.к. работа реализовалась без всестороннего метода, мало места акцентировалось прогулкам, наблюдениям и практической активности, отсутствовало разнообразие способов, конфигураций занятий.
Руководствуясь, из полученных показателей констатирующего эксперимента, нами была усовершенствована система занятий по эстетическому совершенствованию младших школьников с задействованием параметров природы на уроках окружающего мира.
Данная структура включала также в себя и внеклассную активность с различными формами и подходами работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами природы родного края.
Также с младшими школьниками по эстетическому воспитанию средствами природы родного края была проведена работа научно-исследовательского характера.
После использования предложений по усовершенствованию деятельности по эстетическому воспитанию первоклассников с задействованием объектов природы на уроках окружающего мира, мы проверили эффективность, выявили показатель эстетического развития исследуемых нами первоклассников.
Контрольный этап эксперимента был проведен нами в декабре 2022г. по той же методике «Нелепицы», что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сопоставляя показатели, полученные в ходе итогового эксперимента, мы можем увидеть положительную динамику показателя компетентности эстетического воспитания младших школьников с использованием объектов природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Высокий показатель эстетического воспитания вырос на 6%. Данные учащиеся обнаружили и обозначили все насчитывающиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумели до конца пояснить или проговорить, как на самом деле должно быть.
Средний уровень был выявлен у 7 младших школьников (47%), что на 14% показатель выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Учащиеся обнаружили и обозначили все насчитывающиеся нелепицы, но 5-8 из них не успели до конца объяснять и сказать, как должно быть.
Низкий уровень эстетического воспитания младших школьников снизился на 20%, и был выявлен у 5 первоклассников (33%), что на 3 человека меньше, чем на констатирующем этапе исследовательской деятельности. Данные учащиеся не успели обнаружить 1-4 из 8 насчитывающихся на картинке нелепиц, а до разъяснения дело не дошло.
Таким образом, современный педагог должен включать в себя все основополагающие свойства этически высокоразвитого индивидуума.
По показателям контрольного эксперимента, мы можем сделать следующие выводы, что наша цель, поставленная во введении, и предполагаемая гипотеза подтвердились.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.09.2020)
2. Баумгартен, А. «Филосовские размышления о некоторых вопросах, касающихся эстетического воспитания младших школьников». Диссертация /А. Баумгартен. – М.: ВАКО, 2017. – 156 с.
3. Белоус, О.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников путем технологии сотрудничества
/ О.В. Белоус, М.В. Фарашян // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2019. – Т. 8, № 1-1. – С.169-176
4. Боженко, Л.Е. Использование проектов как формы профориентационной работы в рамках урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками / Л.Е. Боженко, Н.А. Щерба, М.Н. Севостьянова, О.Н. Золотухина // Поиск : науч.-метод. Журнал, 2017. – № 3. – С. 88-90
5. Борисова, Е.А. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как направления организации внеурочной деятельности / Е.А. Борисова, О.П. Лященко // Актуальные проблемы образования в контексте реализации ФГОС: материалы Всерос. дистанц. науч.-практ. конф., 2016. – С. 150-152.
6. Бродский, Н. Л. «Евгений Онегин» роман А. С. Пушкина: пособие для учителя. – 5-е изд. / Н. Л. Бродский. – М.: Просвещение, 2018. – 415 с.
7. Бурмистрова, М.Н. Организация проектной деятельности на занятиях по внеурочной деятельности «Клуб читателей» / М.Н. Бурмистрова, Н.В. Снежкина // Познавательное развитие младших школьников: опыт организации сетевого взаимодействия: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 2017. – С. 95-98.
8. Бучко, Ю.Н. Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности / Ю.Н. Бучко// Наука и образование в современной конкурентной среде, 2016. – № 1 (3). – С. 16-18
9. Витковская, И.М. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / И.М. Витковская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2019. – № 3 (136). – С. 32-36
10. Городецкая, Ю.А. Проблемы эстетического воспитания школьников в условиях развития отечественной педагогической системы
/ Ю.А. Городецкая // Высшее образование сегодня, 2017. – № 3. ¬–С.56-61
11. Дубова, М.В. Проектная деятельность в контексте внеурочной деятельности в начальной школе / М.В. Дубова // Познавательное развитие младших школьников: опыт организации сетевого взаимодействия: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 2017. – С. 114-126
12. Жилкина, В.Г. Формирование позитивной этнической идентичности школьников на уроках по изобразительному искусству
/ В.Г. Жилкина // Адаптация мигрантов и социализация коренной молодежи в поликультурном образовательном пространстве России и зарубежных стран. – Красноярск, 2016. – С. 144-150.
13. Жиренко, О.Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию1-4 классы / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2018. ¬– 312с.
14. Жукова, М.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников посредством проектной деятельности / М.В. Жукова, А.С. Крупышева // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. – № 22. – С. 77-80
15. Жукова, Т.С. Педагогические условия создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника / Т.С. Жукова // Научные разработки: евразийский регион междунар. науч. конф. теор. и приклад. разработок. – Москва, 2019. – С. 56-60.
16. Задорина, О.С. Индивидуальность педагога. Учебное пособие для СПО / О.С. Задорина. – Москва: СИНТЕГ, 2016. – 107 c.
17. Зеленкова, И.В. Применение технологии сотрудничества на уроках в первом классе / И.В. Зеленкова, Ю.В. Зеликова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации, 2017. – С. 260-263.
18. Ивановская, О.Г. Педагогика текста и психолингвистка: Учебное пособие / О.Г. Ивановская. – (Высшее образование: Бакал / О.Г. Ивановская. – Москва: ИЛ, 2017. – 135 c.
19. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления / Д. Б. Кабалевский. – М.,2016. ¬–345с.
20. Кандаева, Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края / Н.А. Кандаева, Э.Ю. Бачиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2018. – № 2. –С.19.
21. Качалова, А.А. Педагогическая импровизация как средство воспитания эстетической культуры младших школьников /А.А. Качалова // Педагогическое образование и наука, 2018. – № 7. ¬–С.67-72
22. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания / Н.И. Киященко. – М.: «Искусство», 2017. –160 с.
23. Климова, Д.А. К вопросу формирования эстетической культуры младших школьников / Д.А. Климова // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта, 2016. – № 5. ¬–С.32-37
24. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2017. – 448 с.
25. Корякина, Г.А. Условия и способы организации проектной деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности
/ Г.А. Корякина // Моделирование внеурочной деятельности в образовательном процессе начальной школы : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 2019. – С. 95-99.
26. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение
/ О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. – Минск, 2016. – 192 с.
27. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания младших школьников. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. – М.: Юрайт, 2016. – 242 c.
28. Лабковская, Г.С. Искусство и школа / Г.С. Лабковская. – М.,2017. – 421с.
29. Лебедянская, Н.А. Возможности применения проектной деятельности в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
/ Н.А. Лебедянская, Т.С. Краморова // Актуальные вопросы модернизации экономики, права и образования, 2018. – С. 198-202.
30. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников
/ Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 2018. – 567 с.
31. Макаренко, А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев] /А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2017. – 359 с.
32. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования / Э.И. Медведь – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2016. –267с.
33. Мехрякова, С.М. Организация внеурочной деятельности учащихся через сетевые проекты как форма проектной деятельности в рамках перехода на ФГОС / С.М. Мехрякова // Вестник научных конференций, 2017. – № 1/3 (17). – С. 52-53.
34. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2017. – 208 c.
35. Муромцева, О.В. Условия повышения эффективности использования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности /О.В. Муромцева // Педагогика искусства, 2017. – № 3. –С.78-82
36. Нехлопочина, А.Н. Взаимодействие видов искусства в эстетическом развитии младших школьников как педагогическая проблема /А.Н. Нехлопочина // Педагогическое образование, 2018. – № 2. ¬–С.43-45
37. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию: Программа. – М.: Корифей, 2019. ¬–324с.
38. Скворцова, М.А. Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника / М.А. Скворцова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2018. –Т. 20, № 4. – С. 18-20.
39. Смирнов, В. И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2017. – 304 c.
40. Смольянинов, И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания / И.Ф. Смольянинов. – М.: Просвещение, 2018. –276с.
41. Сокова, Е.Е. Проектная деятельность по краеведению во внеурочной деятельности / Е.Е. Сокова // Научный поиск. – 2017. – № 1.3. – С. 71-73.
42. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. В 3 т. / В.А. Сухомлинский. М., 2016. –643с.
43. Толстой, Л.Н. Мысли о воспитании / Л.Н. Толстой // Собр. соч.: В 24 т. – М., 2017. –Т.14. – 832с.
44. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании /Сост. П.А. Лебедев. – М., 2018. – 50 с.
45. Хапачева, С.М. Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников в проектной деятельности во внеурочной работе / С.М. Хапачева, Д.Д. Жажева, Ф.Р. Беданокова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2019. – № 42. – С. 14-17.
46. Харламов, И. Ф. Педагогика. Учебник / И.Ф. Харламов. – М.: Университет, 2017. – 560 c.
47. Шатунова, Е.Ю. Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника / Е.Ю.Шатунова // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал, 2018. – T. 12. – С. 236-240
48. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики
/ Н.Е. Щуркова. – М., Педагогическое общество России, 2017. – 104 с.
49. Эстетическое воспитание в начальной школе: Разработки внеклассных мероприятий. – М.: Учитель, 2019. –254с.
50. Экологическое воспитание младших школьников / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.– М.: Педагогика, 2018. –321с.