Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ №118 (г. Казань).
Выборка: 50 подростков.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Характеристика эмоциональной сферы личности 6
1.2. Особенности эмоциональной сферы подростков 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Результаты исследования 23
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Актуальность исследования. Подростковый возраст характеризуется активным самоопределением, поиском своего места в мире, в обществе, в системе социальных ролей, а также расширением осознания своих особенностей, способностей с точки зрения соответствия требованиям общества. Взрослея, человек должен чувствовать связь между тем, кем он стал за годы детства, и тем, кем он предположительно может стать в будущем, между его собственным представлением о себе и тем, каким его видят, по его мнению, окружающие.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов, который характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются из-за страха их осознания. Эмоции и чувства подростка крайне напряжены, для них характерны бурные неконтролируемые реакции, которые не соответствуют по тяжести причине, их вызвавшей.
Л.С. Выготский придавал большое значение эмоциональному развитию растущего человека. Он замечал, что владение эмоциями, составляет задачу всякого воспитания, означает подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность, и подчеркивал, что эмоции, переживания оказывают существенное влияние на все формы поведения, учения и пронизывает все моменты воспитательного процесса [4].
Эмоциональные проблемы подростка напрямую связаны с тем, как выстроена система его отношений с окружением, как он выполняет задачи, которые возникают перед ним в определенных условиях. Таким образом, эмоции, испытываемые человеком, влияют на результат его деятельности, в то же время способность распознавать и регулировать возникающие эмоции оказывает влияние не только на внешний результат, но и на личностное развитие ребенка, что обуславливает важность изучения эмоциональной сферы личности у подростков.
Цель исследования – изучить особенности эмоциональной сферы личности у подростков.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы личности у младших и старших подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что от младшего к старшему подростковому возрасту эмоциональная сфера личности претерпевает значительные изменения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности у подростков.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы личности у подростков.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы личности у младших и старших подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются: системный подход к психике, общефилософский принцип детерминизма, реализуемый в сфере эмоциональных явлений; принцип единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьева; работы зарубежных и отечественных исследователей по изучению эмоциональной сферы личности – Л.M. Аболина, Ф.Б. Березина, А. Валлона, Я.З. Невярович, Г. Селье, П.М. Якобсона.
Методы исследования:
- теоретические методы – анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические методы – опрос, тестирование;
- методы обработки результатов – количественный и качественный анализ полученных данных.
Эмпирическая база исследования – ГБОУ СОШ №118. В исследовании приняли участие 50 подростков, которые представили две группы:
- 1-я группа – младшие подростки – 25 человек в возрасте 12 – 13 лет, из них 13 девочек и 12 мальчиков;
- 2-я группа – старшие подростки – 25 человек в возрасте 15 – 16 лет, из них 13 девочек и 12 мальчиков.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы практическими психологами средних школ для диагностики, психопрофилактики и коррекции эмоциональной сферы личности у подростков разного возраста, а также в системе повышения квалификации работников образования для развития профессиональной компетенции.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Данное исследование было предпринято с целью изучения особенностей эмоциональной сферы личности у подростков. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что понятие «эмоция» несет в себе как актуализированный эмоциональный процесс, так и «преломленное» эмоциональное свойство личности. Эмоции состоят их трех основных компонентов: физиологический компонент, психологический компонент, поведенческий компонент. Эмоции с самого рождения играют большую роль в жизни человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми.
Подростковый возраст определяется как остро протекающий переход от детства к взрослости. Для этого периода показательны такие негативные проявления, как протестующий характер в поведении по отношению к взрослому, дисгармоничность строения личности, свертывание устоявшихся систем интересов ребенка. Для эмоциональной сферы подростков характерна высокая эмоциональная возбудимость, устойчивость эмоциональных переживаний, тревожность, противоречивость чувств, чувство принадлежности к группе. Весь процесс социализации подростков сопровождается состоянием тревоги, так как они хотят избежать неприятных переживаний из-за родительского недовольства. Часто подростки испытывают неуверенность в себе, апатию, агрессивное настроение к социуму, а также агрессия, направленная на себя - проявляется в одно и то же время. Характерны влечения к секретному, нелегальному, запрещенному, выходящему за рамки обыденных упорядоченных условий жизни.
Результаты эмпирического исследования показали, что у младших подростков средний уровень эмоциональной возбудимости, средняя интенсивность эмоций, среднее отрицательное влияние эмоций на деятельность и низкая длительность эмоций. У старших подростков сниженный уровень эмоциональной возбудимости, повышенная интенсивность эмоций, средняя длительность эмоций и сниженное отрицательное влияние эмоций на деятельность.
Уровень агрессивности в обеих группах подростков – средний и соответствует нормальному. У младших подростков больше всего выражена вербальная, косвенная и физическая агрессия, у старших подростков больше всего выражена косвенная агрессия.
Испытуемые обеих групп оценивают свое самочувствие, активность и настроение на среднем уровне. В группе младших подростков больше всего выражена активность, несколько меньше – настроение и меньше всего – самочувствие. В группе старших подростков также больше всего выражена активность, несколько меньше – самочувствие и меньше всего – настроение.
Результаты сравнительного анализа показали, что у старших подростков значительно выше интенсивность эмоций, длительность эмоций, косвенная агрессия и значительно ниже эмоциональная возбудимость, отрицательное влияние эмоций на деятельность, физическая агрессия и настроение, чем у младших подростков.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: от младшего к старшему подростковому возрасту эмоциональная сфера личности претерпевает значительные изменения. От младшего к старшему возрасту у подростков значительно снижается настроение, эмоциональная возбудимость, чувствительность, отрицательное влияние на эффективность деятельности и общения, повышается интенсивности эмоций, тенденция к сильным и глубоким переживаниям, длительность переживания событий. К старшему подростковому возрасту снижаются проявления физической агрессии (драки, нанесение телесных повреждений) и повышаются проявления косвенной агрессии, направленной не на обидчика, а на других людей или предметы.
1. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательный среды // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 41-50.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Филинъ, 1996. – 472 с.
3. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 4-е изд. переработанное. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
5. Гринина Е.С.. Особенности эмоциональной сферы подростков / Гринина Е.С., Фомина А.В. //Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. – 2019. – С. 720-724.
6. Демина Л.Д. Эмоциональный интеллект в организации психологической культуры личности и ее информационно-психологической защищенности / Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 17-21.
7. Ефремова Г.И. Виды эмоциональных переживаний, специфичные для возникновения психосоматического риска [Текст] / Г.И. Ефремова, Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко, И.А. Бочковская, Н.С. Булгакова // Вестник СевероКавказского федерального университета. – 2014. – № 6. – С. 256-260.
8. Звягина Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоциями на функциональное состояние организма [Текст] / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и математические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7-13.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
10. Кабрюшкина З.В. Гендерные различия в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста / З.В. Кабрюшкина, В.П. Стрильчук // Перспективы науки. – 2014. – № 3. – С. 15 – 18.
11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
12. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.
13. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности: монография. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
14. Косицына Д.С. Особенности нарушений в поведенческой и эмоциональной сфере подростков / Косицына Д.С., Кора Н.А. // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде дальнего востока россии. – 2019. – С. 233-237.
15. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. –992 с.
16. Лескова А.А. Психологические особенности младшего подросткового возраста // Психолог в школе. – 2015. – № 4 (16). – С. 9 – 13.
17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
18. Лэнге А.А. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1. – С. 26-38.
19. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О.И. Матьяш, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова, С. Биби, Ж В. Зарицкая. Под науч. ред. О. И. Матьяш. – СПб.: Речь, 2011. – 560 с.
20. Михайлова Т.И. Психогенетические предпосылки агрессивности // Вестник СумДУ. – 2012. –№1. – С. 155 – 163.
21. Образцова Л.Н. Самоучитель по психологии. – М.: Астрель, 2011. – 319 с.
22. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
23. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
24. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М.: Сфера, 2008. – 192 с.
25. Пырьев Е.А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗа // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – № 1 – С. 107-110.
26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб: Питер, 2012. – 812с.
27. Регуш Л.А. Психология современного подростка. – СПб.: Речь, 2005. – С. 27–28.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
29. Шадриков В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
30. Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2014. – № 1. – С. 309-314.
31. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
32. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях / Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука. – Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2012. – 494 с.