Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экспериментальное изучение произвольной памяти младших школьников (Тольяттинский государственный университет)

Работа №117569

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы39
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ - СОШ № 69 (г. Екатеринбург).
Выборка: учащиеся 2 класса в количестве 20 человек, из них 8 мальчиков и 12 девочек.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 История методов изучения памяти 5
1.2 Понятие, функции, свойства, виды и процессы памяти. Механизмы развития и тренировки памяти 10
1.3 Развитие произвольной памяти 19
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПУТЕМ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ. 26
2.1 Организация и методика проведения эксперимента 26
2.2 Методы и проведение исследования 27
2.3 Результаты и обсуждение 31
2.4 Вывод 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Успех обучения ребенка в школе во многом зависит от его способности к произвольному запоминанию. Требуется установить возможности педагогического вклада в его совершенствование. В работе описывается успешное использование дидактических игр для совершенствования произвольной памяти у младших дошкольников с помощью дидактических игр в условиях реализации программы дополнительного образования; в нем дается краткое содержание программы и раскрываются перспективы выделения произвольной памяти детей в отдельную область деятельности учителя.
Память является основой способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника - первостепенная психологическая составляющая учебной деятельности. Учителю необходимо строить процесс обучения так, чтобы добиться максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения учеником, а это возможно только тогда, когда психологические процессы становятся произвольными.
Актуальность темы обусловлена тем, что вопрос формирования и развития произвольной памяти у учащихся средних школ является одной из актуальных проблем XXI века. В традиционной системе образования основной упор делается на запоминание и воспроизведение учебных материалов школьниками. У младших школьников хорошо развита механическая память, но с каждым годом эта способность утрачивается и объем необходимой учебной информации увеличивается. Однако в практике школьного обучения не уделяется должного внимания развитию произвольной памяти, то есть соответствующим и рациональным приемам и методикам запоминания. Следовательно, существует диссонанс между увеличением объема знаний и способностью детей запоминать и воспроизводить их.
Целью данной работы является экспериментальное изучение произвольной памяти у младших школьников.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития исследования памяти;
2. Провести исследование путем проверки эффективности комплекса внеурочных занятий по развитию произвольной памяти младших школьников.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является развитие произвольной памяти младших школьников.
Теоретико-методологическим фундаментом и информационным основанием изучения считают труды Российских и иностранных изыскателей, приуроченные к задачам экспериментального изучения произвольной памяти у младших школьников.
В ходе исследования были применены такие научные способы, как классификация, систематизация, анализ, синтез, исторический метод, метод аналогии и сопоставления.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи.
В первой главе говорится о теоретических основах развития исследования памяти: сущность, особенности и задачи.
Во второй главе рассказывается о проведении исследования экспериментального изучения произвольной памяти у младших школьников путем проверки эффективности комплекса внеурочных занятий по развитию произвольной памяти у младших школьников.
В заключении формируются выводы, подведены итоги, которые были получены в процессе написания курсовой работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Человеческий психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики, человек многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что сохраняется приобретенный опыт и знания. Все, что человек узнает, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью, понимается запечатывание, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
На основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов:
Во-первых, необходимо понимать, что очень важно укреплять и улучшать произвольную память у детей. Чаще специалисты всего мира используют базовую методику интегрированной мнемоники, где важную роль играет сенсорная информация, полученная из таких способностей, как цвет, оттенки, звуки, вкусы, осязание, язык и эмоции, дикция, чтение и воображение.
Во-вторых, следует отметить, что основная цель состоит в том, чтобы вселить или привить лучшее из всех этих чувств в детский мозг, чтобы полученная информация и знания могли быть сохранены для немедленного и долгосрочного поиска. Другой подход состоит в том, чтобы соединить все эти чувства вместе, так что срабатывание одного приведет к срабатыванию других чувств, что в конечном итоге приведет к улучшению памяти.



1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 2018. — №4. — С. 23-31.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2018
3. Гейци Е.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста. Новосибирск: НГПУ, 2021.
4. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмятина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.: Академия, 2019.
5. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 2020.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2018.
7. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать [текст] / Пер. с англ. - составитель Д. Лапп. - Питер, 2021. - 224 с.
8. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: внимание и память [текст] /А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, 2020. - 511с.
9. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Солоненко Т.Б. Как запоминать слова. Донецк: Сталкер, 2019.
10. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память, М.: РИПОЛ, 2020
11. Матюгин И.Ю. Как Развитие внимания и памяти вашего ребенка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2020.
12. Матюгин, И.Ю. Магия памяти [текст] / И.Ю. Матюгин - М.: Сталкер, 2021. - 410 с
13. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 2018.
14. Нечаев, А.П. Память человека и ее воспитание [текст] / А.П. Нечаев. - М, 2021. - 640 с.
15. Петровский, А.В. Общая психология [текст] /А.В. Петровский. - М., 2019.
16. Петровский, А.В. Введение в психологию [текст] / А.В. Петровский. - М., Прогресс, 2020. - 496 с.
17. Сосновский, А.А. Лабораторный практикум по общей психологии [текст] / А.А. Сосновский. - М.: Просвещение, 2019
18. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс, 2020. - 672 с
19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2018.
20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2019.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 2020.
22. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 2021.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ