ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования представлений о русской народной культуре 6
1.1.Особенности формирования представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет 6
1.2.Объем знаний и представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет 9
1.3.Методика работы воспитателя по расширению представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет 13
ГЛАВА 2. Хоровод как средство формирования представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет 16
2.1 Музыкальное воспитание детей 5-6 лет 16
2.2 Хоровод 21
2.3.Влияние изучения хоровода на формирование представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет 24
2.4 Изучение опыта работы воспитателей по формированию представлений о русской народной культуре дошкольников 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Актуальность. В дошкольном возрасте формируется структура личности ребенка, выстраивается определенная система отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе. Определяя основы личностного становления дошкольников, отечественные психологи характеризуют период дошкольного детства как время зарождения и становления личности, формирования первичных мировоззренческих представлений, закладывания ценностной сферы. В дошкольном возрасте закладываются представления о ценностях своего народа, которые в дальнейшем пополняются и уточняются, видоизменяются и обогащаются.
Детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории русского народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью выявления эффективных средств формирования представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет.
В рамках исследования теоретическую базу составили работы, раскрывающие положения ведущих психологов и педагогов о формировании сознания личности и представлений детей о мире (Б. Ананьев, П. Блонский, Л. Божович, Л. Венгер Л. Выготский, А. Запорожец, Г. Люблинская, В. Мухина, С. Рубинштейн); идеи формирования личности в процессе освоения национальной культуры (Г. Волков, А. Измайлов) и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования хоровода в формировании представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс формирования представлений о русской народной культуре у старших дошкольников.
Предмет исследования: хоровод в формировании представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования может быть сформирована следующим образом, формирование представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет посредством хоровода будет успешней, если:
● формирование представлений о русской народной культуре будет представлять собой системный и последовательный подход;
● в процессе организации занятий учитывать индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, т.е. осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
− рассмотреть особенности формирования представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет;
− выявить объем знаний и представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет;
− провести анализ хоровода как средства формирования представлений о русской народной культуре у детей 5-6 лет;
− изучить опыт работы воспитателей по формированию представлений о русской народной культуре дошкольников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ.
Структура работы. Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Современные дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. Важно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронравие), формировать доброе отношение к близким.
Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Цель народной культуры – дать человеку максимально осознанно и радостно пройти свой жизненный путь, укрепляя связи со всем народом. Народную культуру сегодня можно сравнить со спасительной соломинкой, за которую можно ухватиться для того, чтобы выплыть из моря чуждой дисгармонии цветов, звуков, форм; хаоса внутреннего, из моря информационной грязи, в котором страшно жить. Особенно это важно для становления личности ребенка.
Система методов формирования представлений о социокультурных ценностях у дошкольников представляет собой методы ознакомления с культурой русского народа и формирования интереса к ней посредством фольклора, произведения детской литературы и искусства через чтение, рисование, драматизацию, имитацию, моделирование, проектирование, экскурсии и другие формы. Эффективность методов обеспечивается активностью дошкольников, образностью их восприятия мира, подражательностью, целенаправленностью деятельности педагога. Таким образом, формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа у дошкольников имеет свои особенности. Необходимо учитывать, что социокультурные ценности являются мерилом нравственности для человечества.
Интенсивное развитие психических процессов в дошкольном возрасте (особенно у детей 5–6 лет) позволяет передавать знания о народных традициях и обычаях, истории родного края, отдельных аспектах современного уклада жизни и на основе этого развивать интерес к культуре. Систематическая и целенаправленная работа по формированию представлений о социокультурных ценностях русского народа строится на принципах гуманизации, ценностной ориентации, интеграции с использованием методов ознакомления с культурой русского народа и формирования интереса к ней посредством фольклора, произведения детской литературы и искусства через чтение, рисование, драматизацию, имитацию, моделирование, проектирование, экскурсии и другие формы.
Хороводы представляют собой синтетический вид народного творчества, в котором органично слиты поэзия, музыка и хореография. Хороводы являются одним из древнейших форм народного танцевального искусства, выполнение которых в древности связывалось с обрядовыми действиями, традиционной встречей весны (весенний цикл танцев), празднованием лета (купальский цикл танцев), плетением венков, зажиганием костров и другими обрядовыми элементами.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. − М.: Академия, 2019 − 336 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев − М.: ВЛАДОС.: 2018. − 336 с.
3. Болдырева, Н. Г. Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / Н. Г. Болдырева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 27 (213). – С. 154– 156.
4. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика [Текст] / А.И. Буренина, А.И Лыкова. − СПб: Цветной мир, 2018. – 144с.
5. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина и др. − М.: Просвещение, 2016. − 270 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. − М.: Эскимо, 2016. − 209 с.
7. Газзаева, З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2019.№7. – 97 с.
8. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в условия музыкально-игровой деятельности [Текст] / И.В. Груздова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. − 2019. − № 7 − С. 18-19.
9. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания [Текст] / Н. Давыдова // Дошкольное воспитание. − 2018. − № 10. С. 15-19.
10. Иванова, М.К. Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством музыкального фольклора [Текст] / М.К. Иванова // Успехи современного естествознания – 2018. – № 1. – С. 177-178;
11. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д.Б. Кабалевский. − М.: Просвещение, 2017. − 191 с.
12. Климов, А.Н. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994. – 180 с.
13. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 305 с.
14. Культура и культурология: Словарь [Текст]: Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2017. − 496 с.
15. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст] / под ред. Э.Б. Абдуллина. − М.: Академия, 2017. − 272 с.
16. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили и др. − М.: Академия, 2019. − 387 с.
17. Немыкина, И.Н. Основы музыкальной педагогики [Текст] / И.Н. Немыкина. −Екатеринбург, 2017. − 320 с.
18. Пиличяускас, А.А. Познание музыки как педагогическая проблема [Текст] / А.А. Пиличяускас // Музыка в школе. − 2018. − № 1. − С. 6-12.
19. Психология музыкальной деятельности [Текст]: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2017. − 368 с.
20. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель.,2019. − № 1. − С. 47.
21. Радынова, О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: Методические рекомендации / О.П. Радынова. − М.: Дрофа, 2019. − 231 с.
22. Раннее детство [Текст]: познавательное развитие: методическое пособие / Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова − М.: МозаикаСинтез, 2013 − 432 с.
23. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2017. – 150 с.
24. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры: из опыта работы [Текст] / Р.А. Тельчарова. − М.: Просвещение, 2011 − 158 с.
25. Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст]: комплект из 2 книг / Б.М. Теплов. − М.: Педагогика, 1985 − 652 с.
26. Философский словарь [Текст]: под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. − 576 с.
27. Хоруженко, К.М. Культурология [Текст]: Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко − Ростов -н/Д, Феникс, 1997. − 640с.
28. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / А. Швейцер. − М.: Наука, 2012. − 603 с.
29. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. − Ростов н/Д.: Феникс, 2015 − 304 с.
30. Шорыгина, Т.А. Детский сад [Текст] / Т.А. Шорыгина М.: Сфера, 2012 − 128 c.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. − М.: Академия, 2013. − 384 с.
32. «От рождения до школы» https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf