ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СИНКВЕЙНА
|
Аннотация 2
Ведение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 10
1.1 Особенности развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Характеристика синквейна как средства обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием III уровня посредством синквейна 22
2.1 Выявление уровня развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Содержание и организация работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 37
2.3 Оценка динамики развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 57
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Характеристика выборки исследования 72
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 73
Приложение В Примеры сюжетных и предметных картинок для составления синквейнов 77
Приложение Г Конспекты образовательной деятельности, направленной на обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 82
Приложение Д Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 96
Ведение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 10
1.1 Особенности развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Характеристика синквейна как средства обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием III уровня посредством синквейна 22
2.1 Выявление уровня развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Содержание и организация работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 37
2.3 Оценка динамики развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 57
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Характеристика выборки исследования 72
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 73
Приложение В Примеры сюжетных и предметных картинок для составления синквейнов 77
Приложение Г Конспекты образовательной деятельности, направленной на обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна 82
Приложение Д Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 96
В настоящее время содержание программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста регламентировано Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В данном стандарте выделен следующий целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения». Данный факт говорит о том, что в дошкольных образовательных организациях должно уделяться достаточно внимания речевому развитию детей.
Под речью, согласно Большому толковому словарю, подразумевается «способность говорить, выражать словами мысль». Развитие грамотной речи является сложным процессом, который проходит в дошкольном возрасте. Именно в это время происходит становление всех сторон речевого развития, к которым относится словарный запас. Наличие богатого словарного запаса является важным условием становления личности ребенка, так как развитый лексикон делает речь ребенка ясной, полной, красивой, что имеет большое значение и для дальнейшего обучения на ступени школьного образования.
В наше время одну из самых больших групп детей с дефектами в развитии составляют дети с нарушениями речевого развития. Общее недоразвитие речи встречается чаще всего из всех речевых патологий. Это нарушение подразумевает, что у ребенка страдают все стороны речи, в том числе и формирование словарного запаса.
Исследованием развития речи занимались многие отечественные ученые из различных областей науки, таких как психология, дефектология, педагогика, лингвистика. В их числе Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Также большое количество отечественных ученых уделяли внимание конкретно формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Среди них Г.И. Жаренкова, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что грамотная речь является составляющей полноценного развития ребенка. Однако в наш век компьютеризации и интернетизации значение слова обесценивается. Большинство людей при общении в социальных сетях, желая быстро и коротко донести до собеседника какую-то мысль, используют сокращенные формы слов или вовсе заменяют слова различными символами. Очевидно, что это ведет к обеднению словарного запаса, что, конечно же, влияет и на детей, так как они растут и воспитываются в этом же обществе и постепенно перенимают подобные тенденции. Тем более это имеет пагубное влияние на детей с речевыми патологиями, развитие речи которых без достойных правильных речевых образцов в окружающем их мире будет только усугубляться.
У детей без речевых нарушений уровень развития словарного запаса соответствует возрастной норме. Однако лексикон детей с общим недоразвитием речи III уровня отличается рядом особенностей: бедность и неточность активного словаря, дети зачастую неправильно понимают значения многих слов, поэтому искажается смысл их высказываний, у этих детей вызывает большие затруднения подбор антонимов и синонимов. Поэтому важно искать и использовать средства, способствующие обогащению словарного запаса детей.
С этой целью с недавних пор стал использоваться синквейн. Синквейн - это нерифмованная пятистрочная стихотворная форма. Это средство достаточно новое в практике логопедии, поэтому недостаточно изучены его возможности в работе по обогащению словарного запаса детей.
В связи с этим можно выделить противоречие между необходимостью обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей синквейна как средства реализации этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выделенного противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности синквейна в обогащении словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна.
Объект исследования: процесс развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: синквейн как средство обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предположили, что обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна будет возможным, если:
• подобраны неполные синквейны по каждой лексической теме с целью активизации и закрепления словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработано содержание работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в процессе совместной деятельности педагога и детей;
• привлечены родители к работе по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в форме литературных гостинных.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна;
2) выявить уровень развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
3) разработать и реализовать содержание работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна;
4) оценить динамику развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня после формирующей работы.
Теоретическая основа исследования:
• исследования речевого развития дошкольников при общем недоразвитии речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
• исследования особенностей развития словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева, Н.В. Серебрякова);
• исследования влияния детского речевого творчества на развитие речевых возможностей ребенка (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин);
• исследования возможностей синквейна в развитии речи детей дошкольного возраста (В.М. Акименко, Н.Д. Душка, М.А. Евтух, А.Р Загидуллина, Л.П. Кузьменко, И.Ю. Павлова, Ю.С. Шинягина).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы), психодиагностические методы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей использования синквейна как средства обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием синквейна, которое может расширить научные представления об обогащении словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, а также разработанное содержание работы могут использоваться воспитателями и учителями-логопедами при построении коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада № 150 «Брусничка» АНО ДО Планета детства «Лада». В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 5 приложений. Работа проиллюстрирована 20 таблицами и 1 рисунком.
Под речью, согласно Большому толковому словарю, подразумевается «способность говорить, выражать словами мысль». Развитие грамотной речи является сложным процессом, который проходит в дошкольном возрасте. Именно в это время происходит становление всех сторон речевого развития, к которым относится словарный запас. Наличие богатого словарного запаса является важным условием становления личности ребенка, так как развитый лексикон делает речь ребенка ясной, полной, красивой, что имеет большое значение и для дальнейшего обучения на ступени школьного образования.
В наше время одну из самых больших групп детей с дефектами в развитии составляют дети с нарушениями речевого развития. Общее недоразвитие речи встречается чаще всего из всех речевых патологий. Это нарушение подразумевает, что у ребенка страдают все стороны речи, в том числе и формирование словарного запаса.
Исследованием развития речи занимались многие отечественные ученые из различных областей науки, таких как психология, дефектология, педагогика, лингвистика. В их числе Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Также большое количество отечественных ученых уделяли внимание конкретно формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Среди них Г.И. Жаренкова, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что грамотная речь является составляющей полноценного развития ребенка. Однако в наш век компьютеризации и интернетизации значение слова обесценивается. Большинство людей при общении в социальных сетях, желая быстро и коротко донести до собеседника какую-то мысль, используют сокращенные формы слов или вовсе заменяют слова различными символами. Очевидно, что это ведет к обеднению словарного запаса, что, конечно же, влияет и на детей, так как они растут и воспитываются в этом же обществе и постепенно перенимают подобные тенденции. Тем более это имеет пагубное влияние на детей с речевыми патологиями, развитие речи которых без достойных правильных речевых образцов в окружающем их мире будет только усугубляться.
У детей без речевых нарушений уровень развития словарного запаса соответствует возрастной норме. Однако лексикон детей с общим недоразвитием речи III уровня отличается рядом особенностей: бедность и неточность активного словаря, дети зачастую неправильно понимают значения многих слов, поэтому искажается смысл их высказываний, у этих детей вызывает большие затруднения подбор антонимов и синонимов. Поэтому важно искать и использовать средства, способствующие обогащению словарного запаса детей.
С этой целью с недавних пор стал использоваться синквейн. Синквейн - это нерифмованная пятистрочная стихотворная форма. Это средство достаточно новое в практике логопедии, поэтому недостаточно изучены его возможности в работе по обогащению словарного запаса детей.
В связи с этим можно выделить противоречие между необходимостью обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей синквейна как средства реализации этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выделенного противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности синквейна в обогащении словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна.
Объект исследования: процесс развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: синквейн как средство обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предположили, что обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна будет возможным, если:
• подобраны неполные синквейны по каждой лексической теме с целью активизации и закрепления словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработано содержание работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в процессе совместной деятельности педагога и детей;
• привлечены родители к работе по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в форме литературных гостинных.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна;
2) выявить уровень развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
3) разработать и реализовать содержание работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна;
4) оценить динамику развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня после формирующей работы.
Теоретическая основа исследования:
• исследования речевого развития дошкольников при общем недоразвитии речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
• исследования особенностей развития словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева, Н.В. Серебрякова);
• исследования влияния детского речевого творчества на развитие речевых возможностей ребенка (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин);
• исследования возможностей синквейна в развитии речи детей дошкольного возраста (В.М. Акименко, Н.Д. Душка, М.А. Евтух, А.Р Загидуллина, Л.П. Кузьменко, И.Ю. Павлова, Ю.С. Шинягина).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы), психодиагностические методы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей использования синквейна как средства обогащения словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием синквейна, которое может расширить научные представления об обогащении словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, а также разработанное содержание работы могут использоваться воспитателями и учителями-логопедами при построении коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада № 150 «Брусничка» АНО ДО Планета детства «Лада». В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 5 приложений. Работа проиллюстрирована 20 таблицами и 1 рисунком.
Речь - это то, что отличает людей от животных. Благодаря речи мы можем передавать информацию, общаться, делиться мыслями и чувствами. Чтобы окружающие правильно нас понимали, наша речь должна быть грамотной и богатой. К сожалению, в последнее время стремительно растет количество детей, имеющих различные речевые патологии. Самую большую группу представляют дети с общим нарушением речи. При этом дефекте страдают все компоненты речи, в том числе и словарный запас.
Лексикон детей с общим недоразвитием речи III уровня отличается рядом особенностей: бедность и неточность активного словаря, дети зачастую неправильно понимают значения многих слов, поэтому искажается смысл их высказываний, у этих детей вызывает большие затруднения подбор антонимов и синонимов. Поэтому для активизации и обогащения словарного запаса таких детей требуются различные формы работы и методы.
В последнее время в рамках дошкольного образования приобретают популярность нетрадиционные методы обучения и воспитания. Одним из таких методов является метод синквейна, который активно применяется учителями-логопедами в целях коррекции словарного запаса детей с общим недоразвитием речи.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что уровень развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня не соответствует возрастной норме. На данном этапе было выявлено, что у этих детей трудности в понимании синоним и антонимов, обобщающих и конкретных понятий, многозначных, у них недостаточно развит предметный, атрибутивный и предикативный словари. Такие результаты говорят о том, что с данной категорией детей необходимо проводить целенаправленную коррекционную работу по обогащению словарного запаса.
В рамках формирующего этапа нашего исследования нами была разработано и апробировано содержание работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна, которое включала в себя следующие этапы:
• подбор неполных синквейнов по каждой лексической теме с целью активизации и закрепления словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработку содержания работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в процессе совместной деятельности педагога и детей;
• привлечение родителей к работе по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в форме литературных гостиных.
Повторная диагностика развития словарного запаса участников эксперимента на контрольном этапе исследования показала положительную динамику у детей. Количество детей с низким уровнем развития словарного запаса сократилось на 17% по сравнению с констатирующим этапом. Количество детей со средним уровнем развития словарного запаса уменьшилось на 8%. А количество детей с высоким уровнем развития словарного запаса на контрольном этапе возросло на 25% по сравнению с констатирующим этапом.
Таким образом, разработанное нами содержание коррекционной работы, направленной на обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна, оказалось результативным, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Лексикон детей с общим недоразвитием речи III уровня отличается рядом особенностей: бедность и неточность активного словаря, дети зачастую неправильно понимают значения многих слов, поэтому искажается смысл их высказываний, у этих детей вызывает большие затруднения подбор антонимов и синонимов. Поэтому для активизации и обогащения словарного запаса таких детей требуются различные формы работы и методы.
В последнее время в рамках дошкольного образования приобретают популярность нетрадиционные методы обучения и воспитания. Одним из таких методов является метод синквейна, который активно применяется учителями-логопедами в целях коррекции словарного запаса детей с общим недоразвитием речи.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что уровень развития словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня не соответствует возрастной норме. На данном этапе было выявлено, что у этих детей трудности в понимании синоним и антонимов, обобщающих и конкретных понятий, многозначных, у них недостаточно развит предметный, атрибутивный и предикативный словари. Такие результаты говорят о том, что с данной категорией детей необходимо проводить целенаправленную коррекционную работу по обогащению словарного запаса.
В рамках формирующего этапа нашего исследования нами была разработано и апробировано содержание работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна, которое включала в себя следующие этапы:
• подбор неполных синквейнов по каждой лексической теме с целью активизации и закрепления словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработку содержания работы по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в процессе совместной деятельности педагога и детей;
• привлечение родителей к работе по обогащению словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна в форме литературных гостиных.
Повторная диагностика развития словарного запаса участников эксперимента на контрольном этапе исследования показала положительную динамику у детей. Количество детей с низким уровнем развития словарного запаса сократилось на 17% по сравнению с констатирующим этапом. Количество детей со средним уровнем развития словарного запаса уменьшилось на 8%. А количество детей с высоким уровнем развития словарного запаса на контрольном этапе возросло на 25% по сравнению с констатирующим этапом.
Таким образом, разработанное нами содержание коррекционной работы, направленной на обогащение словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством синквейна, оказалось результативным, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.





