Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная регистрация товарного знака

Работа №117529

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Порядок подачи заявки на товарный знак и ее рассмотрение 7
1.1 Теоретико-правовые основы охраны товарных знаков 7
1.2 Подача заявки на товарный знак и приоритет товарного знака 12
1.3 Экспертиза товарного знака 19
Глава 2 Процедура и практика государственной регистрации товарного знака 28
2.1 Порядок государственной регистрации товарного знака 28
2.2 Практика оспаривания решений по заявке на товарный знак и отказа в его государственной регистрации 35
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 57

Актуальность темы исследования. Одним из важных элементов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, являются товарные знаки, как самостоятельные объекты интеллектуальной собственности, играющие значительную роль в продвижении на рынке товара или услуг конкретного производителя, позволяющие потребителю отличить один товар от другого. Правовая охрана товарных знаков начинается после их государственной регистрации, представляющей собой самостоятельный этап коммерциализации и отсутствие которой может приостановить процесс выведения нового продукта на рынок, снизить эффективность маркетинговых мероприятий, затруднить международную дистрибуцию продукции. Иными словами, отсутствие государственной регистрации делает товарный знак уязвимым.
Если обратиться к официальным статистическим данным Роспатента, то в последние годы наблюдается тенденция роста поступления заявок на государственную регистрацию товарных знаков. Так, в 2019 году было подано 87 509 заявок, в 2020 году - 93 926 заявок, а в 2021 году - 107 030 заявок [10]. За первые два месяца (январь-февраль) подано было 14 949 заявок на государственную регистрацию товарного знака, что на 14,7 % больше в сравнении с аналогичным периодом 2021 года [26].
Приведенные статистические данные свидетельствуют о широком использовании товарных знаков хозяйствующими субъектами. При этом практика государственной регистрации выявляет ряд проблем теоретико-правового характера. Так, следует признать недостаточно разработанным понятийный и категориальный аппарат, что отрицательно отражается на практике при формулировании судами своих выводов. Много сложностей на практике возникает при государственной регистрации в качестве товарного знака цвета в виду отсутствия необходимой нормативной базы, отечественной судебной практики, доктринальных исследований.
Не лишена недостатков и действующая процедура регистрации товарных знаков, которая отличается длительностью сроков проведения экспертиз, что в свою очередь тормозит экономические процессы на рынке невозможностью коммерциализации товарного знака.
Много споров возникает по вопросу отказа в государственной регистрации товарного знака. При этом не редкостью являются случаи необоснованного отказа в государственной регистрации товарного знака.
С развитием мировой торговли, в том числе благодаря сети Интернет, число судебных дел, в которых рассматривается вопрос об экстерриториальности товарных знаков, значительно возросло. В настоящее время широко распространены случаи нарушения национальных прав на товарный знак за пределами того или иного государства. Территориальные пределы правовой охраны создают угрозу возможных нарушений прав, тем самым заставляя законодателей и судебные органы расширять сферу действия законов об интеллектуальной собственности за пределы своих национальных границ.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод об актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Государственная регистрация товарного знака.
Цель выпускной квалификационной работы - комплексный теоретико-правовой анализ государственной регистрации товарного знака в соответствии с нормами международного права в сфере интеллектуальной собственности и действующего гражданского законодательства Российской Федерации, выявление проблем, возникающие в правоприменительной практике.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретико-правовые основы охраны товарных знаков;
• охарактеризовать порядок подачи заявок на товарный знак и его приоритет;
• проанализировать экспертизу товарного знака;
• исследовать порядок государственной регистрации товарного знака;
• обобщить практику оспаривания решений по заявке на товарный знак и отказа в его государственной регистрации.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере исключительного права на индивидуализацию товаров хозяйствующих субъектов посредством товарного знака.
Предмет исследования - нормы международного и национального законодательства Российской Федерации, образующие правовой институт охраны и государственной регистрации товарных знаков.
Нормативная правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации, Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие государственную регистрацию товарных знаков.
Методологическая основа исследования. В процессе написания работы использовались общенаучные и частно-научные методы исследования, среди которых методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, статистический аксиологический и другие методы. Исследование основано на концептуальных положениях конституционного и гражданского права, а также на научных трудах по теории государства и права, конституционного и гражданского права.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: И.В. Батыкова, Э.П. Гаврилова, А.О. Крылеповой, О.Ю. Павловской, С.А. Слободян, Р.А. Смирновой, А.А. Суркова, О.И. Терещенко, А.К. Шульга и др.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя изложенное в настоящей выпускной квалификационной работе, можно сформулировать следующие выводы и предложения.
Во-первых, был проведен теоретико-правовой анализ основ охраны товарных знаков и установлено, что правовое регулирование охраны товарного знака осуществляется в соответствии с нормами международного и национального законодательства. Кроме того, обращено внимание на то, что основной задачей охраны интеллектуальной собственности выступает не абсолютное, но лишь оптимальное с точки зрения общественных интересов ограничение прав ее использования лицами иными, чем сами владельцы.
Во-вторых, при рассмотрении порядка подачи заявки на товарный знак, было отмечено, что такую заявку вправе подать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые могут стать правообладателями исключительного права на товарный знак. Однако, потребность в регистрации товарного знака может возникнуть еще до государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Иными словами, может возникнуть ситуация в необходимости регистрации товарного знака, учредители еще не зарегистрированного юридического лица или гражданином, не имеющим еще статуса индивидуального предпринимателя. В связи с чем, необходимо в ч. 1 ст. 1492 ГК РФ предусмотреть возможность регистрации, который будет принадлежать будущему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Кроме того, было обращено внимание на такого субъекта хозяйственной деятельности, как самозанятые, которые признаются субъектом предпринимательской деятельности. В связи с чем, необходимо внести определенность в правовой статус данного субъекта, посредством дополнения п. 1 ст. 23 ГК РФ. В частности, в п. 1 ст. 23 ГК РФ необходимо включить в число субъектов предпринимательской деятельности наряду с индивидуальными предпринимателями самозанятых, изложив его в следующей редакции:
«1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.».
Поэтому, правильно также наделить правом на подачу заявления о государственной регистрации товарного знака и самозанятых граждан, на что прямо указать в ч. 1 ст. 1492 ГК РФ.
Также было обращено внимание на указание в ч. 5 ст. 1492 ГК РФ на приложение к заявке о регистрации коллективного знака соответствующего устава такого коллективного знака, что дублирует ч. 1 ст. 1511 ГК РФ. Однако следует согласиться, что ч. 5 ст. 1492 ГК РФ не несет в себе никакой правовой нагрузки, в связи с чем, ее следовало бы исключить.
В-третьих, были исследованы особенности экспертизы товарного знака, по результатам которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. При этом важно отметить, что государственные органы принимают решения по совокупности доказательств, и никакая экспертиза не является гарантией определенного результата, так как ее выводы могут быть перевешены иными объективными фактами. В то же время, расширение доказательной базы объективно улучшает качество принимаемых решений. Поэтому одной из актуальных научно-практических проблем государственной регистрации товарного знака является правовое обоснование и развитие системы отраслевых экспертиз, обеспечивающих всестороннее рассмотрение спорных ситуаций.
При рассмотрении экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, было отмечено, что данная экспертиза не осуществляется в случаях, предусмотренных пп. 8 и 9 ст. 1483 ГК РФ, т.е. при регистрации обозначения однородных товаров и тождественных обозначений. Однако данную ситуацию следует признать как законодательной недоработкой, имеющей негативные последствия для правообладателя такого товарного знака. В связи с изложенным, целесообразно внести изменения в ст. 1499 ГК РФ, предусматривающей обязательным производство экспертизы по всем пунктам ст. 1483 ГК РФ.
В-четвертых, товарный знак является зарегистрированным (а правовая охрана - предоставленной ему) только после внесения соответствующей записи в государственный реестр и выдачи свидетельства на такой знак. Сам процесс регистрации осуществляется в два этапа: принятие решения о регистрации и собственно регистрация путем внесения товарного знака в Государственный реестр с выдачей свидетельства на этот знак. Исключительное право на него возникает только после завершения всех предписанных законом действий.
Характеризуя экстерриториальное действие правовой охраны товарных знаков, прошедших международную регистрацию, было отмечено следующее. К трансграничным правоотношениям, связанным с правовой охраной товарных знаков, прошедших регистрацию по Мадридской системе, применяется право государства происхождения товарного знака. При этом, именно коллизионная привязка lex loci originis способствует частичному преодолению территориальности, поскольку влияет на возможность предоставления охраны в других государствах - участниках Мадридской системы. В целом, Мадридская система, предусматривающая единую процедуру подачи заявки, оплату одного набора пошлин и возможность получать правовую охрану одновременно во множестве государств, позволяет говорить о частичном проявлении экстерриториальности. Тем не менее, Мадридская система не позволяет полностью преодолеть явление территориальности, поскольку объем охраны прав на товарный знак определяется только после вынесения решения национальными патентными ведомствами на тех территориях, на которых правообладатель испрашивает охрану.
В настоящее время Роспатент предлагает действующую в Российской Федерации процедуру государственной регистрации товарных знаков поменять на оппозиционную систему регистрации, т.е. по системе Европейского союза, которая отличается от отечественной системы тем, что регистрирующий орган по своей инициативе не проверяет относительные основания для отказа в регистрации, поэтому в случае отсутствия возражений срок регистрации товарных знаков значительно сокращается.
Однако данный «проект оппозиции» нуждается в серьезной доработке, еще до конца не решен вопрос целесообразности его введения, при должном внимании и помощи со стороны юридического сообщества многие проблемы, связанные с длительностью регистрации, могут быть решены.
В-пятых, характерной особенностью категории дел об оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку является то, что наиболее активную роль в трактовке законодательства о прекращении правовой охраны товарному знаку и в формировании правоприменительной практики играют административные органы (Роспатент, Федеральная антимонопольная служба) и суд по интеллектуальным правам. Обобщив существующую правоприменительную практику, были сделаны следующие выводы:
• при оспаривании решения Роспатента суд вправе признать действия лица по регистрации товарного знака актом недобросовестной конкуренцией и обязать аннулировать регистрацию такого товарного знак;
• недобросовестность правообладателя должна быть прежде всего установлена на стадии обращения с заявкой на регистрацию обозначения в качестве товарного знака, поскольку именно в этот момент реализуется намерение (умысел) на недобросовестное конкурирование с иными участниками рынка посредством использования исключительного права на товарный знак, предусматривающего запрет иным лицам применять для индивидуализации товаров и услуг тождественные или сходные обозначения;
• недобросовестное использование товарного знака является длящимся правонарушением, следовательно, срок исковой давности начинает течь не с момента регистрации товарного знака, а с момента прекращения правовой охраны товарного знака или с момента, когда заинтересованное лицо узнало, или должно было узнать о нарушении своих прав.
Много споров на практике возникает по вопросу отказа в государственной регистрации товарного знака, который урегулирован ст. 1483 ГК РФ.
В работе было отмечено, что при отказе в государственной регистрации товарного знака на основании злоупотребления Роспатент не оценивает действия правообладателя на соответствие ст. 10 ГК РФ. А реальную защиты пострадавшая сторона может получить только при обращении в суд по интеллектуальным правам. Поэтому было бы целесообразным вопрос о признании недействительным предоставление правовой охраны товарного знака на основании злоупотребления правом, допущенного при государственной регистрации отнести к компетенции судебных органов, а Роспатент - должен осуществлять аннулирование государственной регистрации товарного знака на основании судебного решения.
В целом, проведенное обобщение судебной практики по спорам, возникающим при отказе в государственной регистрации товарного знака, позволяет сделать вывод о необходимости соответствующего обобщения высшей судебной инстанции с целью единообразного применения норм гражданского законодательства в части государственной регистрации товарного знака.


1. Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории. 2-е изд. М.: Норма, 2007. 420 с.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
3. Батыков И.В. Проблемы экспертизы товарных знаков при защите прав потребителей и предпринимателей. М., 2018. 204 с.
4. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Дисс...докт. юрид. наук. М., 2001. 426 с.
5. Бондаренко Д.В. Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности // Право и политика. 2018. № 5. С. 62 - 74.
6. Бондарь Н. С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. М.: Юнити-Дана. 2014. 320 с.
7. Ворожевич А. Способность ввести в заблуждение как основание для отказа в регистрации товарного знака // Хозяйство и право. 2016. № 9 (476). С. 73-87.
8. Гаврилов Э.П. Статья 1492 ГК РФ «Заявка на товарный знак»: критический анализ // Патенты и лицензии. 2018. № 1. С. 9 - 14.
9. Гафуров Р.Ф. Модернизация российской системы регистрации товарных знаков: свой путь vs процедура оппозиции (статья) // В сборнике: Право будущего: Интеллектуальная собственность, Инновации, Интернет. Ежегодник. Сер. «Правоведение» / Отв. ред. Е.Г. Афанасьева. М., 2018. С. 122-128.
10. Годовой отчет Роспатента за 2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rospatent.gov.ru/ru/about/reports (дата обращения: 15.05.2022).
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.
13. Гейвандов Э.А. Структурно-графические закономерности фонда действующих изобразительных товарных знаков Российской Федерации. М.: Патент, 2012. 340 с.
14. Заключение Палаты по патентным спорам от 14.03.2022 г. (Приложение к решению Роспатента от 28.03.2022 по заявке № 2019710489) «Об отмене решения Роспатента и возобновлении делопроизводства по заявке на государственную регистрацию товарного знака» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
15. Заключение Палаты по патентным спорам от 26.01.2022 г. (Приложение к решению Роспатента от 20.03.2022 по заявке № 2018747968) «Об отказе в государственной регистрации товарного знака» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ