ВВЕДЕНИЕ..……………….……………………………..………………………2
ГЛАВА 1. Основные понятия для создания тревел-шоу…………….5
1.1 Жанры тревел-журналистики……5
1.2 Основные понятия операторского мастерства………………………...……7
1.3 Приёмы видеосъёмки применяемые в тревел-шоу……………...….9
ГЛАВА 2. Тревел-журналистика на телеканале «Пятница»………….….13
2.1 Трэвел-шоу «Мир наизнанку»…13
2.1.1 Процесс съемки проекта «Мир наизнанку»….……………….…..13
2.1.2 Операторское мастерство в «Мире наизнанку»…………………………14
2.2 Особенности тревел-шоу «Орел и Решка»..15
2.2.1 Специфика программы «Орёл и решка»16
2.2.2 Операторское мастерство в телепередачи «Орел и Решка»...…17
2.3 Сравнительный анализ тревел-шоу «Мир наизнанку» и «Орел и Решка»…………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21
Список источников и литературы……23
Сейчас на Российском телевидении высокая актуальность тревел-шоу, обусловленная развитием внутреннего и выездного туризма в России, а также необходимостью в доступных и качественных источниках информации при планировании туристских путешествий. Однако, главным составляющим таких телепередач является визуальный контент, который способен передать атмосферу и красоту места. За последние годы на российских телеканалах появилось множество телешоу о путешествиях с различной тематикой. Тем самым, передачи такой направленности утверждаются в качестве источника для поиска информации для потенциальных туристов – людей, планирующих путешествие.
Тревел-журналистика – это особое направление в масс-медиа, предоставляющее информацию о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, туризм, история, культура и другие. Это направление подразумевает рассмотрение, описание, анализ и целевую аудиторию, заинтересованную в этой тематике.
Трэвел-журналистика проходила длинный путь становления. Ещё с 15 века общество осознало нужду в открытии новых стран, их народов, связи и сотрудничестве с ними, ведении внешней политики. Эпоха Великих географических открытий - периода по 17 век, во время которого европейцы открывали новые земли и маршруты.
В наше время потребность аудитории тревел-журналистике очевидна. Она обусловлена двумя факторами: развитием туристического бизнеса и потребностью в получении информации об интересующей стране. В отличие от туристических путеводителей сюжет может показать мир «изнутри» с помощью видеоряда.
Всемирная торговая организация заявляет, что в 21 веке ожидается резкий «скачок» туризма. Число путешествующих в мире к 2020 году - 1,6 млрд. человек в год. Соответственно, интерес людей к тревел-журналистике будет расти с каждым годом.
Научная новизна
В данной работе проблема была рассмотрена с различных сторон, опираясь на опыт исследователей, изучающих специфику видеосъемки. Также новизну проведенной работы подчеркивает анализ степени влияния тревел- шоу на выбор туристов.
Цель работы – выявить специфику съёмки тревел - шоу на телеканале «Пятница».
Задачи работы:
— Выявить факторы воздействия видеоконтента на эмоции аудитории.
— Рассмотреть специфику съёмки тревел-шоу.
— Раскрыть особенности съёмки тревел-шоу.
— Изучить специфику формирования видеоконтента в тревел-шоу.
— Проанализировать сходства и отличия видеоконтента в программах «Орёл и решка» и « Мир наизнанку» .
Объект исследования — съёмка тревел-шоу на телеканале «Пятница».
Предмет исследования — особенности съёмки тревел-шоу на телеканале «Пятница».
Эмпирическая база:
Программа «Орёл и решка» «Гонконг» от 16 апреля 2019 и программа «Мир наизнанку» « Гонконг» от 23 апреля 2020.
Теоретическая база:
В рамках исследования были изучены труды Брюса Блока «Визуальное повествование», Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», Питера Уорда «Композиция кадра в кино и на телевидении» и др.
Методы исследования:
Сравнительный анализ, обобщение.
Структура работы:
Введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В ходе исследования мы изучили учебные пособия по журналистике и ее жанрам, а также интернет-ресурсы и дали определение «тревел-журналистике». Рассмотрели основные понятия операторского мастерства и приёмы видеосъёмки, применяемые в тревел-шоу, выявили факторы воздействия видеоконтента на эмоции аудитории, рассмотрели специфику съёмки тревел-шоу, раскрыли особенности съёмки тревел-шоу, изучили специфику формирования видеоконтента в тревел-шоу.
На российском телевидении следует выделить две наиболее яркие и рейтинговые передачи. Это «Мир наизнанку» и «Орел и Решка».
Подводя итог второй практической главы, стоит отметить, что мы изучили данные тревел-шоу на примере выпусков из Гонконга, а именно:
—рассмотрели основные понятия операторского мастерства и приёмы видеосъёмки, применяемые в тревел-шоу
—выявили факторы воздействия видеоконтента на эмоции аудитории
—рассмотрели специфику съёмки тревел-шоу
—раскрыли особенности съёмки тревел-шоу
—изучили специфику формирования видеоконтента в тревел-шоу на практике.
Также мы рассказали об истории создания проектов, их развития, специфики, особенностях, времени в эфире.
Был проведён сравнительный анализ тревел-шоу «Мир наизнанку» и «Орла и решки» в котором рассматривались схожесть и различия с точки зрения подачи информации, самого сюжета и с точки зрения операторского мастерства проектов.
Видеоряд отличается по качеству картинки и разнообразию кадров в сторону «Мира наизнанку». Однако лаконичность и количество информации на стороне «Орла и решки».
Также в ходе анализа стало очевидно, что программы несут в себе разные цели и предназначены для разной аудитории. «Орёл и решка» для приверженцев комфортного европейского отдыха с разным материальным достатком, в «Мир наизнанку» для желающих узнать менталитет, обычаи, кухню других стран и людей, готовых к трудностям и приключениям на отдыхе.
1. Программа «Мир наизнанку». Выпуск от 23 апреля 2020г. «Гонконг» [Электронный ресурс]// YouTube канал программы «Мир наизнанку» — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=bvoF_lFC_gg (Дата обращения 14.01.2022)
2. Программа «Орёл и решка». Выпуск от 16 апреля 2019г. «Гонконг» [Электронный ресурс]// YouTube канал программы «Орёл и решка» — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mu2cSPpiZKo (Дата обращения 14.01.2022)
Литература
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Архитектура - С, —2012. — 390 с.
4. Блок Б. Визуальное повествование. - М. : Elsevier, —2013. — 320 с.
5. Ворошилов В. Журналистика: Учебник. - СПб, 2000. —655 с.
6. Геродот История.- М.: Азбука- Аттикус, — 2015.— 768 с.
7. Грибоедов А.С. Путевые записки.- М.: Русская школа, — 2017.—532 с.
8. Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969. — 399 с.
9. Ким М. Жанры современной журналистики. - СПб, 2004. — 336 с.
10. Марко Поло Книга о разнообразии мира.- М.: Олма медиа групп, — 2015.—383 с.
11. Панцерев К. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра. - СПб, 2004. — 207 с.
12. Тертычный А.А. Жанры в арсенале современной журналистики.- М.: Аспект Пресс, — 2000.— 77с.
13. Хохлова А.С. Принципы кинорежиссуры Л.В. Кулешова. - М. : ВГИК, —1982. — 47 с.
14. Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении. - М. : Гуманитарный̆ институт телевидения радиовещания им. М. А. Литовчина , —2005. — 196 с.
Интернет-ресурсы
15. Канал «ArtOfFoto» Способы передачи глубины пространства на фотографии ч.2 .[Электронный ресурс]// https://telegra.ph/Sposoby-peredachi-glubiny-prostranstva-na-fotografii-ch2-09-20 (Дата обращения 14.01.2022)
16. Сайт «История кинематографа» Объективная и субъективная камера. .[Электронный ресурс]// http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st037.shtml (Дата обращения 14.01.2022)
17. Федотовский В.В. Жанрово - тематическая классификация видеоблога.[Электронный ресурс]// https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga/viewer (Дата обращения 14.01.2022)