Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста при помощи имаготерапии (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)

Работа №117496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное образовательное учреждение детский сад № 16 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга.
Выборка: две группы детей старшего дошкольного возраста общей численностью 50 испытуемых.

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, виды, эмоционального интеллекта как психического процесса 6
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Имаготерапия как средство психокоррекции эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте 19
1.4 Имаготерапия, ее виды, функции 24
Выводы 29
Глава 2. Организация и методы исследования развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 31
2.1 Методологические принципы исследования 31
2.2 Организация и планирование исследования 32
2.3 Характеристика испытуемых 33
2.4 Характеристика методов и методик исследования 35
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 37
Глава 3. Результаты эмпирического исследования развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 38
3.1 Анализ уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 38
3.2 Содержание программы развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 64
3.3 Оценка результативности программы развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 73
Выводы 85
Практические рекомендации 88
Заключение 89
Список литературы 92


Актуальность данной темы заключается в том, что эмоциональное развитие является важной частью гармоничного развития личности в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из областей развития выделяет социально-коммуникативную область. Человек с эмоциональным интеллектом лучше социализируется в обществе, он хорошо понимает настроения других, ему комфортнее общаться с близкими.
Важно, что эмоциональный интеллект должен быть сформирован не только у дошкольников, но и у взрослых, работающих с ними. В развитии эмоциональной сферы необходимо делать акцент на умение понимать чувства другого человека, формирование эмпатии, сопереживание чувствам других. Развитию эмоционального интеллекта способствует полихудожественная деятельность, синтез разных видов искусства, посещение выставок, театральная деятельность (Имаготерапия). Также ознакомление с эмоциями происходит на музыкальных и художественных занятиях, при взаимодействии с педагогом-психологом. Формирование у ребенка дошкольного возраста эмоционального интеллекта является залогом его успешного личного развития в будущем.
Цель исследования: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста при помощи имаготерапии.
Объект исследования: Дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: Возможно развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода имаготерапия



Научная новизна:
1. В рамках теоретического исследования, был проведен обзор научной литературы по теме и выведено авторское определение эмоционального интеллекта как психического процесса.
2. Разработана методика развития ЭИ старших дошкольников с применением методов имаготерапии: сказкотерапии, кукольной терапии, ролевых игр.
Теоретическая значимость: проведенный в работе теоретический анализ развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста при помощи имаготерапии может использоваться в качестве дальнейшей базы изучения развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
Практическая значимость: разработанная программа психолого-педагогической коррекции по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста при помощи имаготерапии была апробирована и может использоваться в работе с детьми 5-6 лет с целью их позитивной социализации и развития эмоционального интеллекта, что соответствует ФГОС ДО. При этом, представленная система методик анализа уровня развития эмоционального интеллекта может использоваться для первичной и повторной диагностики с целью определения эффективности применения инструментов развития ЭИ детей.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и реализовать программу по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода имаготерапии.
3. Определить результативность программы психолого-педагогической коррекции по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы); эмпирические (тестирование).
В работе использовались методики исследования:
1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
2. Проективная методика «Три желания».
3. Методика Что – почему – как».
4.«Методика изучения мимической моторики» Г.А. Волковой
5.Методика «Кактус» М.А Панфиловой
6.Методика «Три желания» ( Прихожан и Толстых)
База исследования: Государственное образовательное учреждение детский сад № 16 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, группа детей старшего дошкольного возраста.
Апробация работы. Предварительные результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика» (ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2022г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, практические рекомендации, выводы, список литературы. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. Список литературы включает 54 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы были рассмотрены основные аспекты имаготерапии как средства психокоррекции эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.
В современной науке эмоциональный интеллект рассматривается с различных позиций: как способность, умение, компетенция, набор качеств, знания, подструктура социального интеллекта. Многие исследователи, использующие данный термин, рассматривают лишь отдельные аспекты эмоционального интеллекта в зависимости от сферы интересов в своих публикациях. Исходя из проведенного теоретического обзора, в рамках данного исследования было сформировано собственное определение эмоционального интеллекта как психического процесса, согласно которому эмоциональный интеллект - система внутриличностных и межличностных навыков и умений личности, направленных на идентификацию эмоций, определение причинно-следственных связей их появления, реакции на них и их выражения
Наиболее эффективным периодом влияния на развитие ЭИ является дошкольный возраст ввиду пластичности детской психики. На основе исследований и Д. В. Люсина, Дж. Гоулмана и А.А. Комлевой, был сделан вывод о том, что в данном возрасте формируются способности идентификации собственных эмоций и эмоций окружающих, основы анализа эмоций, определения их причин и взаимосвязей, а также управления эмоциями.
Развитие эмоционального интеллекта во многом влияет на социальную успешность личности. В настоящее время одним из наиболее универсальных инструментов психокоррекции ЭИ в старшем дошкольном возрасте является имаготерапия, способствующая развитию всех ключевых компонентов ЭИ ребенка и его личностному росту. Имаготерапия является одним из направлений арт-терапии и является методом психокоррекции личности посредством образов. Образы являются действенным инструментом понимания и влияния на психическую реальность ребенка, на его эмоциональный интеллект и способствуют социализации личности. Имаготерапия включает в себя такие направления, как: образно-ролевая драмтерапия, психодрама, либропсихотерапия (сказкотерапия), куклотерапия.
В рамках проведенного исследования разработана программа развития эмоционального интеллекта старших дошкольников при помощи методов и инструментов имаготерапии.
В качестве основных методологических принципов, которых мы придерживались в разработке программы, выступили принцип единства теории и практики, принцип системности, принцип учета возрастных особенностей, принцип объективности. Разработанная программа включает в себя три основных модуля (блока) по пять занятий в каждом: понимание своих и чужих эмоций, управление эмоциями, контроль экспрессии.
Апробация программы проведена на базе ГБДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга», в группах детей старшего дошкольного возраста и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем и контрольном этапах проведена диагностика эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Для диагностики были использованы 6 методик исследования уровня развития эмоционального интеллекта. По итогам контрольного эксперимента в экспериментальной группе улучшились основные составляющие эмоционального интеллекта: у части детей изменилась эмоциональная ориентация с мира вещей на мир людей, повысился уровень понимания эмоций других людей, дети стали лучше выражать и собственные эмоции. У некоторых конфликтных детей снизился уровень агрессии.
Для подтверждения результативности разработанной программы был проведен расчет U-критерия Манна-Уитни. При p=0,01 статистическая значимость по результатам расчетов была подтверждена. Данные результаты позволяют говорить о том, что в целом эффективность программы подтверждена.
Таким образом, цель исследования была достигнута – разработана и апробирована программа развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников при помощи имаготерапии.



1. Абдуллина Л. Б. и др. Этапы и способы коррекции страхов в младшем школьном возрасте //Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 2 (81). – С. 149-151.
2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 120 с.
3. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа. 5-6 лет. – 2-3 изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 128 с.
4. Андреева И. Н. О синтетической теории эмоционального интеллекта //Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема. – 2009. – С. 289.
5. Арпентьева М. Р. Сказкотерапия как раздел библиотерапии //Третий Международный интеллектуальный форум. – 2015. – Т. 24. – С. 287.
6. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е. А. Медведева и др. ; под редакцией Е. А. Медведевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 274 с.
7. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для студентов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – Москва : Академия, 2001. – 248 с.
8. Барабанова Я. М., Шумская С. В., Коронных И. В. Имаготерамия-метод улучшающий эффективность коррекционного воздействия // Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2016. – №. 9-3. – С. 13-15.
9. Бибикова Н. В. Арт-терапия как инновационная технология социальной работы //Поволжский педагогический поиск. – 2013. – №. 2. – С. 92-94.
10. Болотова, А. К. Настольная книга практикующего психолога : практическое пособие / А. К. Болотова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 341 с.
11. Бруннер Е. Ю., Иванова В. И. К вопросу определения дефиниции "эмоциональный интеллект" с применением технологии интеллект-картирования //Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – №. 47-2. – С. 256-262.
12. Ведякова Е. Н., Самиулина Я. В. Особенности применения методов арт-терапии в работе пенитенциарнго психолога с осужденными несовершеннолетнего возраста //Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. – 2021. – С. 97-100.
13. Велиев А. Р., Велиева С. В., Григорьев О. И. Психодрама как средство преодоления негативных психических состояний дошкольников //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2018. – Т. 9. – №. 6-2. – С. 91-100.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. –478 с.
16. Дебера О.З. Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь со стилями поведения и достижениями в профессиональной деятельности //Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2022. – Т. 80. – №. 1. – С. 14-20.
17. Елизаветская Н. А. Эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности психолога //Акмеология. – 2015. – №. 3 (55). – С. 198-199.
18. Желателев Д. В. Возрастной аспект формирования ответственности и выбора //Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика. – 2019. – С. 22-26.
19. Жихарева Е. В., Маликова Е. В. Психологические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 6 (43). – С. 174-176.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000г
21. Кердывар В. В. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации спасателей //Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2014. – №. 1 (5). – С. 327-328.
22. Комарова Э. П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение //Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Т. 10. – №. 3-2. – С. 43-46.
23. Комлева А. А. Этапы развития эмоционального интеллекта //Известия института педагогики и психологии образования. – 2020. – №. 2. – С. 78-80.
24. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования до школьного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.
25. Лазарева Ю. В., Рудакова А. Е. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста //Научный диалог. – 2018. – №. 6. – С. 251-264.
26. Лесковченко О. М. U-критерий Манна-Уитни при статистической обработке результатов педагогического эксперимента //Наука, образование, молодежь: горизонты развития. – 2021. – С. 220-223.
27. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн /Д.В. Люсин// Психологическая диагностика. 2006. №4. С. 3-22.
28. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование. . – М.:ИПРАН, 2004. –С.29-36.
29. Методика и технологии работы социального педагога в образовательных организациях : учебное пособие / составители С. Н. Горшенина и др.. – Саранск : МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2020. –.185 с.
30. Мухадисова В. Ф. Эмоциональный интеллект в маркетинговой деятельности //Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. – 2017. – С. 413-415.
31. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Нгуен Минь Ань // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 83–85
32. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте //Культурно-историческая психология. – 2007. – Т. 3. – №. 3. – С. 46-51.
33. Нгуен, М.А. Становление эмоционального интеллекта старших дошкольников / Н.М. Трофимова, М.А. Нгуен // Начальная школа. плюс До и После. 2007. № 9. С. 67–69.
34. Овчинникова Н.Ф. Эмоциональный интеллект молодежи //Человеческий фактор: социальный психолог. – 2016. – №. 1. – С. 178-181.
35. Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности/ Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.п.н. – Ярославль,. 2007. -27 с.
36. Психологическое консультирование : практическое пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под редакцией Е. П. Кораблиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 222 с.
37. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 425 с.
38. Психология дошкольного возраста : учебное пособие / составитель Баженова Ю.А.. – Оренбург : ОГПУ, 2022. – 67 с.
39. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова и др. ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 222 с.
40. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова и др. ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 240 с.
41. Пшмахова Ю. А. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста //Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях. – 2017. – С. 149-151.
42. Самарин А. В. и др. Арт-терапевтические приемы, используемые в преподавнии иностранного языка в начальной школе //Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 160-162.
43. Скрудзис Т., Курзова К. Использование арт-терапевтических техник в развитии эмоционального интеллекта дошкольников //Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации. – 2016. – С. 189-195.
44. Слепцова С. А. Эмоциональный интеллект как категория психологии личности //Paradigmata Poznání. – 2021. – №4. – С. 58-61.
45. Случаева М. А. Имаготерапия как метод коррекции детских страхов //Возможности использования арт-технологий в работе специа. – 2020. – С. 48.
46. Стребкова Е. В. Имаготерапия в работе с детьми с ОВЗ //Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2018. – С. 92-94.
47. Трофимова Н. М., Нгуен М. А. Становление эмоционального интеллекта старших дошкольников //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №. 9. – С. 67-70.
48. ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.10.2022 г)
49. Хубиева Л. Н. и др. Музыкотерапия как средство личностного и эмоционального развития детей //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2022. – №. 5 (207). – С. 594-598.
50. Чернова Г.Р. Социальная психология : учебник для среднего профессионального образования / Г. Р. Чернова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 187 с.
51. Ческидова, И. Б. Психологическая коррекция развития личности средствами искусства : учебно-методическое пособие / И. Б. Ческидова. – Нижний Тагил : НТГСПИ, 2021. . - 130 с.
52. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
53. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) / R. Bar-On // Pricothema. – №18. – Р. 13-25.
54. Beldoch, Michael 1964. Sensivity to Emotional expression in three modes of communication. In: Davitz, Joel R. (ed.) 1964. The communication of emotional meaning. New York: McGraw-Hill, 31-42.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ