Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие учебной мотивации школьников на уроке (Теория обучения и воспитания, Белгородский Госудaрственный Университет)

Работа №117495

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: средняя общеобразовательная школа им. В.Г. Шухова (г. Грайворон, Белгородской области)
Выборка: 20 учащихся 3-х классов в возрасте 9-10 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации школьников на уроке…6
1.1. Понятие учебной мотивации школьников в педагогической литературе.6
1.2. Особенности развития учебной мотивации школьников на уроке…16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию учебной мотивации школьников на уроке ………………………………………………23
2.1 Изучение особенностей учебной мотивации младших школьников на базе МБОУ им. Шухова..20
2.2. Методические рекомендации по развитию учебной мотивации школьников на уроке….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..41
ПРИЛОЖЕНИЯ...44

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Такая задача стоит в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором планируется вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. В тексте указа также перечислены десять основных задач в сфере образования, разрешить которые необходимо до 2024 года. Одна из них - это повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Это связано еще и с тем, что растет объем информации, который ученики должны освоить. По мнению психолога В.И. Мякишева результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов. Следовательно, мотивация — ключ к успешному обучению.
В рамках ФГОС учебная мотивация рассматривается как главное условие повышения качества образования. Поскольку успех в учебной деятельности во многом зависит от мотивации – от наличия у ребенка действующих и значимых стимулов к усвоению знаний, к формированию навыков и умений, к получению конкретных личностных качеств.
Следовательно, в дошкольном возрасте, а особенно в начальной школе нужно формировать положительную мотивацию учебной деятельности младшего школьника. Таким образом, мотивы младшего школьника должны формироваться и развиваться тогда, когда он внутренне готов и накоплен прошлый опыт для активного получения новых знаний умений и навыков.
Как правило, учебная деятельность ученика побуждается совокупностью мотивов, которые пересекаются и дополняются, пребывая в конкретном соотношении между собой. Развитию учебной мотивации способствует ряд факторов: правильно организованный учебно-воспитательный процесс, индивидуально-физиологические особенности ребенка, положительное отношение к обучению, адекватная самооценка, качество семейных отношений. Изучение учебной мотивации предполагает определение ее уровня, с учётом дальнейших перспектив, зоны ближайшего развития, как у каждого ученика, так и у целого класса.
Отметим, что проблема учебной мотивации – фундаментальная проблема не только в российской, но и западной психологии. Развитие учебной мотивации исследовали А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Х. Хеккаузен и другие специалисты. Многоаспектность, сложность проблемы учебной мотивации обуславливает множественность понимания ее природы, сущности, структуры и функций мотивов.
Решением самого спорного вопроса мотивации – касательно соотношения потребности и мотива, занимались А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.П. Манукян и другие. Широко изучается мотивация некоторых видов деятельности, в частности, учебной деятельности младших школьников. Особый вклад в изучение особенностей учебной мотивации внесли А.Т. Матис, А.К. Маркова, М.В. Матюшкин, А.Б. Орлов, а также выдающиеся педагоги Н.В. Власова, В. А. Сухомлинский, М. В. Матюхина. Важность положительной мотивации для успешности, эффективности учебной деятельности доказывается В.А. Якуниным, Г. Клаусом и другими.
Однако для развития учебной мотивации школьников на уроке необходимо проводить уроки в такой форме и использовать такие виды деятельности, чтобы пробудить у детей мотивацию и интерес. Таким образом, проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока
Цель исследования: рассмотреть проблему развития учебной мотивации школьников на уроке.
Объект исследования: развитие учебной мотивации школьников в образовательной организации.
Предмет исследования: изучение процесса развития учебной мотивации школьников на уроке.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования сформулирована гипотеза, согласно которой своевременное изучение процесса развития учебной мотивации школьников на уроке позволит разработать методические рекомендации по развитию учебной мотивации школьников на уроке, направленные на развитие любознательности, познавательных потребностей и целенаправленной познавательной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой в работе определены следующие задачи исследования:
- представить учебную мотивацию школьников как дидактический феномен;
- раскрыть особенности развития учебной мотивации школьников на уроке;
- дать оценку состоянию развития учебной мотивации младших школьников на уроке;
- составить методические рекомендации по развитию учебной мотивации школьников на уроке.
База исследования – средняя общеобразовательная школа им. В.Г. Шухова г. Грайворона.
Методами представленного исследования являются: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации позволяют повысить уровень научно-методической готовности к развитию учебной мотивации школьников на уроке. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в практике образовательных учреждений с целью развития учебной мотивации школьников.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учебная мотивация в младшем школьном возрасте - это необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, это один из важнейших итогов психического развития в период обучения ребёнка в начальной школе.
Развитию учебной мотивации способствует ряд факторов: правильно организованный учебно-воспитательный процесс, индивидуально-физиологические особенности ребенка, положительное отношение к обучению, адекватная самооценка, качество семейных отношений.
Цель нашего исследования: рассмотреть проблему развития учебной мотивации школьников на уроке. В процессе достижения цели мы решали ряд задач. Мы изучили понятие учебной мотивации школьников в педагогической литературе и выяснили, что мотивация – это сложный процесс, с помощью которого происходит сопоставление внешних и внутренних факторов поведения, на основе чего возникают определённые способы, осуществляющие конкретные действия. Учебная мотивация включена в определенную деятельность и является отдельным видом мотивации, в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Среди мотивов учения выделяют две существенных группы мотивов: внешние и внутренние. Внешние мотивы определяют взаимодействие ребёнка и окружающей ситуации, внутренние мотивы связаны непосредственно с процессом учения, с процессом познания. Внутренняя мотивация благоприятно влияет на процесс обучения в школе и способствует достижению успешных результатов в процессе учения. С учётом этого особое внимание необходимо направлять в первую очередь на формирование познавательной активности и познавательного интереса младших школьников, с помощью чего и возможно достигнуть главной цели развития учебной мотивации школьников.
Были раскрыты особенности развития учебной мотивации школьников на уроке, и сделан вывод, о том, что особенности развития учебной мотивации школьников на уроке состоят в том, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность на фоне внутренней позиции школьника становится ведущей. У младших школьников в течение данного периода начинает формироваться теоретическое мышление. Детям сообщают новые знания, прививают умения и навыки, которые будут являться фундаментом для их дальнейшего обучения в школе. Причинами отрицательной учебной мотивации школьников на уроке, могут быть некоторые негативные черты, характеристики, которые мешают обучению, злоупотребление педагога плохими отметками, проявление агрессивного поведения, отказ выполнять задания, не следовать тем или иным правилам, нормам, а также нервно-психические нарушения у детей. Причинами позитивной учебной мотивации школьников на уроке являются положительное отношение ребенка к школе, широкий круг интересов, активность и любознательность, сочетание социальных и познавательных мотивов; внутренние мотивы, связанные с самим обучением - это интерес к процессу учения и его результату, желание развивать свои умения, качества и навыки.
Мы дали оценку состоянию развития учебной мотивации младших школьников на уроке. Для этого на базе средней общеобразовательной школы им. В.Г. Шухова, г. Грайворона было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 учащихся 3-х классов в возрасте 9-10 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.
С целью изучения изучение процесса развития учебной мотивации школьников на уроке, мы использовали методики на выявление мотивов учения, оценки уровня школьной мотивации учащихся начальной школы, определению интересов и отношения к видам деятельности на уроке.
Результаты первичного исследования по анкете на выявление мотивов учения Т.Д. Дубовицкой показали, что среди детей внешние отрицательные мотивы доминируют у 50% детей исследуемой группы, внешние положительные – у 20% детей исследуемой группы, внутренние – у 30% детей исследуемой группы. У детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем отрицательные мотивы сильнее положительных.
Результаты первичного исследования по методике «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой позволили сделать вывод, что в исследуемой группе доминируют социальные мотивы у 11 детей (55%). Результаты первичного исследования по методике Н.Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» показали, что с низким уровнем школьной мотивации выявлено 8 учащихся (40%) исследуемой группы; негативное отношение к школе показали 3 учащихся (15%) исследуемой группы. Проведенное нами исследование также показало, что в группе присутствуют дети с различными уровнями сформированности мотивации. Однако наличие среднего и низкого уровня развития учебной мотивации младших школьников на уроке преобладает. Результаты первичного исследования по методике М.В. Матюхиной показали что, познание сути явлений и фактов, так же как и творческая деятельность без специальной работы учителя, как правило, не становится ведущим мотивом у большинства учащихся. Результаты исследования доказали необходимость разработки нами рекомендаций по развитию учебной мотивации школьников на уроке.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, основные задачи решены. Гипотеза исследования о том, что своевременное изучение процесса развития учебной мотивации школьников на уроке позволит разработать рекомендации по развитию учебной мотивации школьников на уроке, направленные на развитие любознательности, познавательных потребностей и целенаправленной познавательной деятельности, подтвердилась.
Полученные в исследовании результаты и методические рекомендации могут быть использованы в практике образовательных учреждений с целью развития учебной мотивации школьников. Перспективным направлением в данной работе может являться увеличение выборки испытуемых и количества диагностических методик для получения более объективной информации об особенностях процесса развития учебной мотивации школьников на уроке.



1. Атауллаева, М.А. Взаимосвязь личностных особенностей педагога с мотивацией к учебной деятельности / М.А. Атауллаева, Д.Р. Каримова // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 9 (93). – С. 37– 40.
2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 2005. – 359с.
3. Валисова, Т.В. Формирование мотивации к учению первоклассников / Т.В. Валисова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 37. С. 87–88
4. Власова, Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста / Н.Н. Власова // Вопросы психологии. –2019. – № 3. -–С. 32–50.
5. Гаврилова, О.Я. Современные исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте: психология XXI века / О.Я. Гаврилова. – 2017. №4. – С 119-125.
6. Гринек, Т.В Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе / Т.В. Гринек, И.Н. Каменская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. практ. конф.,- Уфа, июнь 2020. – 114 с.
7. Долгих, Н.П. Взаимосвязь личностных особенностей педагога с мотивацией учения младших школьников / Н.П. Долгих, Ю.А. Зыбина // Всероссийские психологические чтения. – 2020. – № 2. –С. 101-105.
8. Долгова, Е.Ю. Изучение особенностей учебной мотивации младших школьников / Е.Ю. Долгова, О.В. Черных. // Сборник научных трудов. – 2019. – С. 193 – 201.
9. Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 787–792.
10. Ильина, К.С. Проблемное обучение как фактор формирования мотивации учения у младших школьников / Ильина К.С. // Вестинк ГГУ. – 2020. – № 4. – С. 8 –16.
11. Кулагина, И. Ю.. Условия развития учебной мотивации в начальных классах / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психология обучения.– 2019. – № 2. – С. 28–36.
12. Кучина, В.В. Учебная деятельность и мотивация к учебной деятельности у младших школьников / В.В. Кучина // Наука и Образование. – 2020. –С. 35-44.
13. Кучинина, В.В. Формирование и развитие у школьника начального класса положительной мотивации к учебной деятельности / В.В. Кучинина, Е.В. Кирпичева // Наука и Образование. – 2020. – № 2. – С. 228.
14. Макаров, В.М. Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе формирования учебных умений / В.М. Макаров // Иновационанные технология в обучении и производстве. – 2016. – № 5. – С. 127 –130.
15. Максимов, Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника / Л.К. Максимов // Мотивация учения. – Волгоград, 2019.– С. 53–60.
16. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников / М.В. Матюхина Т.А. Саблина.: метод. рекомендации/ ВГПУ. - Волгоград, 2018. – 296с.
17. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина – М.: Педагогика, 2017. – 289с.
18. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова Т.В // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – №6-2. – С. 290 – 301.
19. Прокопьева, Л.А. Мотивация как успешное условие учения младшего школьника / Л.А. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 3 (14). – С. 126–128.
20. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников / М.Ю. Стожарова // Корпорация технологий продвижения. – 2018. – С. 187 с.
21. Трубайчук, Л. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Л.В. Трубайчук // Начальная школа. – 2019. – №9. – С. 6 – 10.
22. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / В.А. Якунин - СПб.: Питер, 2020. – 447с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ