Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора и пути повышения его эффективности

Работа №117476

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы184
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. История развития, структура и правовое регулирование санитарно-эпидемиологического благополучия и санитарно - эпидемиологического надзора 14
1.1 История развития санитарно-эпидемиологической службы России 14
1.2 Понятие, сущность и структура федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора 18
1.3 Правовое регулирование и проблемы правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия и санитарно-эпидемиологического надзора 23
Глава 2. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, контрольно-надзорная деятельность 48
2.1 Структура, правовой статус органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 48
2.2 Контрольно-надзорная деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 57
2.3 Административная и уголовная ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения 69
Глава 3 Совершенствование системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора для повышения эффективности деятельности 79
3.1 Модель функционирования системы добровольной сертификации и оценки добросовестности контролируемых лиц 79
3.2 Схема сертификации и оценки добросовестности предприятий пищевой индустрии 87
3.3 Проблемные области в функционировании системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и их классификация 92
Заключение 94
Список используемой литературы 101
Приложение А Судебная статистика 108
Приложение Б Правила функционирования системы добровольной сертификации 115
Приложение В Чек-лист для проведения аудитов 147
Приложение Г Классификация проблемных областей 178

В высшем нормативном правовом акте нашей страны - Конституции Российской Федерации, в ч.1 ст. 41 задекларировано, что "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь"[1]. Одним из основополагающих аспектов сохранения здоровья населения является благоприятная среда обитания, которая обеспечивается в том числе и благодаря деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являющегося частью многоуровневой системы обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Система санитарно-эпидемиологического надзора, образованная в 1922 г. с момента издания Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. долгое время защищала и защищает население от биологических, химических и физических факторов, предупреждая и минимизируя их негативное влияние на здоровье.
Переход Российской Федерации 02 января 1992 г. от плановой экономической модели к рыночной, неизбежно должен был привести к изменению структуры органов надзора, методов надзорной деятельности в целом и государственного санитарно - эпидемиологического надзора в частности. Данный процесс затянулся более чем на десятилетие, так в 2004 г., в рамках проведения административной реформы органов исполнительной власти, была организована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора были реформированы в территориальные управления с территориальными отделами, а также центры гигиены и эпидемиологии.
Переход к рыночной экономике выявил острую потребность общества и предпринимательского сообщества в обеспечении перехода от системы тотального контроля к иным подходам и методам контроля, которые в настоящее время используются при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора:
• система социально-гигиенического мониторинга, представляющая собой государственную систему наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами окружающей среды. Применение системы социально - гигиенического мониторинга рассмотрено в работах Н.В. Зайцевой, И.В. Май, Д.А. Кирьянова, Д.В. Горяевой, С.В. Клейн, И.Г. Зориной, В.В. Макарова [2] - [3].
• система риск - ориентированной модели проведения контрольно-надзорных мероприятий. Применение такого подхода, с целью снижения административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности при одновременном повышении эффективности функционирования органов санитарной службы описано в работах А.Ю. Поповой, Н.В. Зайцевой [4].
В соответствии с данной моделью повышенное внимания в ходе контрольно-надзорных мероприятий должно уделяться объектам повышенного риска.
Осуществлен переход от разрешительного к уведомительному порядку начала осуществления предпринимательской деятельности (для большинства видов предпринимательской деятельности), с одновременным введением регулирования порядка проведения плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральными законами "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248- ФЗ.
Вышеперечисленные изменения, безусловно обеспечили снижение "административных барьеров" и в какой-то мере обеспечили снижение влияния на бизнес со стороны государства. Однако, не повысили в должной мере ответственность бизнеса перед населением при осуществлении работ и оказании услуг. Ежегодно в средствах массовой информации публикуются материалы о случаях массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения, что обусловлено высокой степенью правового нигилизма выражающегося в систематическом невыполнении субъектами предпринимательской деятельности требований санитарного законодательства.
Состояние системы санитарно-эпидемиологического надзора и эффективность его работы, является прямым отражением процессов происходящих в нашей стране. Так в 90-е годы проблемы в экономической, социальных сферах привели к резкому снижению уровня жизни населения и профилактической деятельности системы здравоохранения, например: при отсутствии системной вакцинации резко возросла заболеваемость дифтерией; возросла заболеваемость венерическими болезнями, особенно сифилисом, а также туберкулезом, вирусными гепатитами и Вич - инфекцией; резко возросла смертность населения от суррогатного алкоголя.
В марте 2020 г. в России начали фиксировать первые случая заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19, так по данным Всемирной организации здравоохранения на конец мая 2022 г. "заболеваемость и смертность от COVID-19 в Российской Федерации составили 18278617 и 378 072 чел."[57].
Зачастую и соответственно, так и должно быть, деятельность санитарно-эпидемиологического надзора не видна обывателю и о санитарной службе вспоминают, когда происходит, какая-либо чрезвычайная ситуация, например массовое отравление детей или эпидемия. Чаще признательности демонстрируется незаслуженная, периодическая критика в средствах массовой информации "о кошмаривании бизнеса" в большинстве своем не имеющая должных оснований, тысячи сотрудников санитарной службы ежедневно выполняют свои обязанности в соответствии с законом и в рамках установленных законодательством прав и ограничений, зачастую с постоянной ежедневной переработкой, имея при этом достаточно скромное денежное содержание, как и многие государственные служащие федеральных органов исполнительной власти.
Пандемия вызванная новой коронавирусной инфекцией COVID - 19 с одной стороны вскрыла многие проблемы в организации системы здравоохранения, включая санитарно-эпидемиологический надзор - оптимизация количества коечного фонда инфекционной специализации, недостаточная материально-техническая оснащенность медицинских учреждений, лабораторных центров, недостаточность кадров лечебного и профилактического профиля, отсутствие достаточных производственных мощностей для изготовления средств индивидуальной защиты, медикаментов, тест-систем, вакцин, недостаточность законодательного регулирования, но с другой стороны практически столетний опыт работы санитарной службы позволил оперативно приступить к разработке вакцин и комплекса ограничительных мероприятий, совместно с Правительством РФ наладить деятельность медицинских учреждений и активизировать деятельность промышленной индустрии для изготовления необходимой продукции.
На основании вышеизложенного выбранную тему магистерской диссертационной работы считаю актуальной и соответствующей требованиям времени.
Объектом исследования в настоящей работе является система государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Предмет исследования - контрольно - надзорная деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Теоретико-методологической основой магистерского исследования послужили научные труды в области гигиены и санитарии, реформирования контрольно-надзорной деятельности, законодательства в области государственного управления и законодательства регламентирующего деятельность санитарно-эпидемиологического надзора, государственные доклады о контрольно-надзорной деятельности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Целью исследования является выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности Роспотребнадзора, посредством разработки модели системы добровольной сертификации для использования в деятельности Роспотребнадзора, разработки и апробирования схемы сертификации, систематизации и классификации проблемных областей.
Ведущей идеей исследования является изучение структуры системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, анализ ее функционирования и выявление проблемных областей.
Гипотеза исследования состоит в том, что законодательно закрепленная п.7 ст.23, п.8 ст.25, ст.48 Федерального закона N 248, добросовестность контролируемых лиц, подтвержденная в рамках созданной Роспотребнадзором системы добровольной сертификации и проводимой в рамках ее функционирования независимой оценки со стороны органов по сертификации систем менеджмента, позволит повысить степень соблюдения санитарного законодательства контролируемыми лицами , улучшить профилактику правонарушений в данной сфере, уменьшит количество внеплановых проверок по обращениям потребителей и повысит эффективность деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть историю развития санитарно-эпидемиологической службы России;
• рассмотреть и проанализировать понятие государственного санитарно-эпидемиологического надзора, состав государственных органов его осуществляющий;
• исследовать правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• рассмотреть правовое регулирование административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• рассмотреть проблемы совершенствования законодательства в области государственного управления надзорной деятельностью и правового регулирования санитарно-эпидемиологического надзора, проблемы законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения применительно к осуществлению надзорной деятельности;
• обобщить полученную информацию с выработкой решений по повышению эффективности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При подготовке данной работы были применены следующие методы научного исследования: диалектико-материалистического научного познания правовой действительности и логический. Применение логических приемов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
Работа выполнена с использованием следующих источников получения информации: научная литература, научные статьи, материалы конференций в периодической печати и сети интернет, электронные ресурсы с правовой информацией и законодательной базой, а также в процессе общения с моими коллегами - представителями профессионального сообщества, являющимися бывшими и действующими сотрудниками Роспотребнадзора.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в комплексном обобщении положительных и проблемных аспектов функционирования системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в рамках действующего законодательства, в результате которого:
• разработана модель функционирования системы добровольной сертификации систем менеджмента качества, безопасности пищевой продукции и оценки добросовестности контролируемых лиц, а также правил функционирования системы добровольной сертификации;
• предложена схема сертификации и оценки добросовестности предприятий пищевой индустрии, с разработкой чек-листа оценки добросовестности выполнения обязательных требований предприятиями пищевой индустрии и апробированием его в деятельности органа по сертификации;
• проведена классификация по группам проблемных областей в функционировании системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора с разработкой предложений для повышения эффективности деятельности системы государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Теоретическая значимость исследования: в работе предложен новый подход обеспечивающий выполнение п.7 ст.23, п.8 ст.25, ст.48 Федерального закона N 248 о учете добросовестности контролируемых лиц при проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработана модель системы добровольной сертификации Роспотребнадзора и разработана и апробирована схема сертификации. Проведена классификация проблемных областей функционирования системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора с формулировкой путей их решения.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для разработки предусмотренного ст.48 Федерального закона N 248 нового положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре с порядком оценки добросовестности контролируемых лиц и мер стимулирования добросовестности. Разработанная модель системы добровольной сертификации со схемой сертификации может быть применена в деятельности Роспотребнадзора для проведения независимой оценки добросовестности контролируемых лиц. Классифицированные проблемные области в функционировании системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора с формулировкой путей их решения могут быть использованы в разработке мер по реформированию санитарно - эпидемиологического надзора.
Положения выносимые на защиту:
• модель функционирования системы добровольной сертификации систем менеджмента качества, безопасности пищевой продукции и оценки добросовестности контролируемых лиц, с правилами функционирования системы добровольной сертификации;
• схема сертификации и оценки добросовестности предприятий пищевой индустрии, с чек-листом оценки добросовестности выполнения обязательных требований предприятиями пищевой индустрии для применения в рамках функционирования системы добровольной сертификации;
• классификация по группам проблемных областей в функционировании системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора с предложениями для повышения эффективности деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Основные результаты исследования представлены в:
• статье "Развитие санитарной службы и санитарно - эпидемиологического надзора в историческом аспекте" Научный электронный журнал "Инновации. Наука. Образование"- Тольятти: - 2022.- No 49 (январь).- С.768-779. URL: http://innovjourn.ru;
• статья "Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор Российской Федерации на современном этапе развития" Научный электронный журнал "Инновации. Наука. Образование"- Тольятти: - 2022.- No 55 (апрель).- С.170-177. URL: http://innovjourn.ru.
Апробация результатов исследования:
• в 4 квартале 2021 г. в Ассоциации по сертификации "Русский Регистр", в которой я в настоящее время работаю в должности заместителя директора по сертификации систем менеджмента, проведено несколько встреч с представителем центрального аппарата Роспотребнадзора, в рамках которых сделана презентация разработанной модели системы добровольной сертификации со схемой сертификации для предприятий пищевой индустрии. В декабре 2021 г. нашими партнерами из предпринимательского сообщества получен ответ №09-29311-2021-40 от 22.12.2021 г., что данный вопрос Роспотребнадзором прорабатывается;
• разработанный чек-лист оценки добросовестности выполнения обязательных требований предприятиями пищевой индустрии апробирован в деятельности органа по сертификации при проведении аудитов;
• классифицированные проблемные области в функционировании системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и пути их решения неоднократно обсуждались с представителями профессионального сообщества на кафедре профилактической медицины и охраны здоровья ФГБОУ ВО СЗГМУ имени И.И. Мечникова, в рамках курсов повышения квалификации работников Роспотребнадзора, в проведении которых я периодически принимаю участие в качестве внештатного преподавателя;
• 31 марта 2022 г. на совещании в Росстандарте по вопросу выработки единых подходов к применению зарубежных, отраслевых и иных документов по стандартизации в зарегистрированных российских системах добровольной сертификации (Протокол совещания АШ 9-Пр от 31.03.2022 г.) представителем Ассоциации по сертификации "Русский Регистр" была освещена разработанная мною схема сертификации для предприятий пищевой индустрии, выработано решение о формировании российских систем добровольной сертификации отраслевого характера, в рамках которых должно осуществляться добровольное подтверждение соответствия и ведение реестров одобренных поставщиков продукции и услуг;
• 2 июня 2022 г. на совещании с представителем ФГБУ «Российский институт стандартизации» в Ассоциации по сертификации "Русский Регистр" мною был обсужден вопрос нереализованности добровольной оценки добросовестности контролируемых лиц по Федеральному закону №248 ФЗ и, соответственно, освещена разработанная мною схема сертификации для предприятий пищевой индустрии. Проведено обсуждение о разработке стандарта организации по предложенной схеме сертификации для предприятий пищевой индустрии с занесением в реестр добровольной регистрации стандартов организации или разработки ГОСТа в Техническом комитете ТК 076 «Системы менеджмента».
Личный вклад автора в достижение результатов исследования: автор самостоятельно осуществил подготовку настоящей магистерской диссертации, определил цели работы и сформулировал задачи исследования, осуществил идентификацию и анализ законодательных требований, активно принимал участие в обсуждении результатов и их презентации в рамках совещаний с представителями Роспотребнадзора и Росстандарта, написании статей, разработки модели системы добровольной сертификации и схемы сертификации, правил функционирования системы, чек - листа, осуществлении апробации чек - листа при проведении аудитов.
Структура магистерской диссертационной работы содержит: введение, три главы, список литературы, 4 приложения, 2 таблицы и 11 рисунков.
Объем работы вместе с приложениями составляет 184 машинописные страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная тема магистерской диссертации была выбрана мною не случайно, являясь специалистом медико - профилактического направления - врачом по гигиене питания и проработавшим около 8 лет в структурах Госсанэпиднадзора и Роспотребнадзора мне было интересно проанализировать функционирование системы государственного санитарно - эпидемиологического надзора на современном этапе развития, рассмотреть имеющиеся тенденции реформирования службы, изменения подходов в контрольно-надзорной деятельности, сформулировать имеющиеся проблемные области и в тоже время постараться совместить с сертификационной деятельностью, которой я занимаюсь последние 12 лет, разработать и предложить новый подход в проведении оценки добросовестности контролируемых лиц, сформулировать предложения для повышения эффективности деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В первой главе были рассмотрены: история развития санитарно-эпидемиологической службы, ее структура, а также правовое регулирование и проблемы правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия и санитарно- эпидемиологического надзора.
15 сентября 2022 г. служба отметит свой столетний юбилей, именно столько лет фактически, прошло с даты принятия Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. Необходимо отметить, что советское правительство приложило большие усилия организационного и финансового характера по созданию единой системы санитарно-эпидемиологического надзора на просторах нашей большой страны. Советский период можно назвать расцветом санитарной службы, которая активно занималась научной и практической профилактической деятельностью, надзорной работой, разработкой вакцин и санитарным нормированием, совершенствованием санитарной охраны территорий. События 1991 приведшие к распаду СССР имели многолетние негативные тенденции в экономической и социальных сферах страны и безусловно также негативно сказались на профилактической и надзорной деятельности. В 90-е годы отмечается резкий рост инфекционных заболеваний, в том числе и тех, которые десятилетиями ранее не выявлялись. В 2004 в рамках проводимых преобразований органов исполнительной власти, служба была реформирована в Роспотребнадзор, что привело к началу возникновения проблем с кадровым составом, увеличением зоны обслуживания в результате укрупнения структурных подразделений, недостаточности материально -технической базы. В связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" кардинально был изменен подход в организации контрольно-надзорной деятельности.
После неоднократных реформ вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и осуществления надзора в данной сфере оказались в разных ведомствах: Министерстве здравоохранения РФ, ФМБА, Роспотребнадзоре, в структурах ВС РФ, МВД, ФСО, ФСБ, Администрации Президента РФ, что привело к частичному дублированию деятельности и не способствовало рациональному использованию имеющихся сил и средств.
Проведенная в 2004-2005 г. реформа способствовала в том числе и к возникновению дублирования части функций между Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Роздравнадзором о чем неоднократно в работе была изложена информация. При поиске информации и анализе опыта нескольких стран, на примере США и Южной Корее установлено, что в данных странах вопросы которыми у нас занимается 3 разных органа надзора, курирует лишь одна структура, которая обеспечивает санитарное благополучие населения в области качества и безопасности пищевых продуктов, фармацевтических препаратов, ветеринарных средств и косметики.
Вызывает вопросы и избыточность полномочий Роспотребнадзора, которая мешает основному направлению деятельности - защите населения от негативных факторов среды обитания: биологических, химических, физических и в первую очередь в организации защиты от эпидемий. Например, защита прав потребителей может быть передана в полноценном объеме на уровень субъекта РФ, а также на муниципальный уровень.
Достаточно сложным вопросом в организации работы санитарной службы является структура нормативных правовых актов составляющих санитарное законодательство, которое включает в себя разные группы документов, что обусловлено его междисциплинарным свойством. Также санитарное законодательство имеет несколько уровней: федеральный, субъекта РФ, органа местного самоуправления.
Необходимо отметить, что совершенствование нормативно-правового регулирования в области санитарного законодательства является необходимым шагом. Однако, применение механизма "регуляторной гильотины" не должно приводить к законодательному вакууму, например, отмена санитарных правил и норм, ветеринарно-санитарных правил в области производства и оборота продовольственного сырья и пищевых продуктов может привести к негативной тенденции в пищевой индустрии, поскольку ранее данные документы конкретизировали требования изложенные в Технических регламентах Таможенного союза.
Вопрос систематизации санитарного законодательства назрел достаточно давно, поскольку требования должны быть актуальными, то есть соответствовать предназначенному использованию, а также быть известны не только органу надзора, но и субъектам предпринимательской деятельности, гражданам. В профессиональной среде все чаще звучат предложения о создании Кодекса о санитарно - эпидемиологическом благополучии Российской Федерации.
Не способствуют с моей точки зрения повышению эффективности деятельности санитарно-эпидемиологического надзора и ряд пробелов и спорных моментов в положениях Федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ; "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ, "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ о которых информация была изложена в 1-й и 2-й главах настоящей работы.
В главе 2 было рассмотрено правовое регулирование деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проведен анализ контрольно-надзорной деятельности, рассмотрены аспекты привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение санитарного законодательства.
По результатам проанализированного большого объема информации установлено, что Роспотребнадзор является одним из ключевых надзорных органов, одним из крупных и показывающим стабильно активную динамику по объему проверяемых хозяйствующих субъектов и высоким уровнем выявляемости нарушений, при достаточно низком уровне стоимости одной проверки.
В целом обстановка по обеспечению санитарно -эпидемиологического благополучия населения остается достаточно сложной. Имеет место быть невыполнение установленного ключевого показателя по заболеваемости инфекционными болезнями за период 2019-2020 г., что может быть обусловлено общим состоянием системы здравоохранения РФ, характеризующимся проведенной и проводимой оптимизацией лечебных учреждений и ранее подвергшихся сокращению медицинских учреждений первичного звена - поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, оптимизацией структуры Роспотребнадзора и соответственно значительным снижением объема и эффективности профилактических мероприятий. Большой удельный вес в структуре заболеваемости имеет внебольничная пневмония, в том числе вирусной этиологии, так в 2020 г. заболеваемость пневмониями возросла в 3,6 раза, а вирусными в 109 раз, что обусловлено пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Недостаточная эффективность Роспотребнадзора вероятно обусловлена превалированием в настоящее время надзорной функции, в ущерб предупредительной, внедрение системы риск - ориентированного надзора в настоящий момент осуществлено не в полной мере, поскольку отсутствует реализация на практике принципа учета и стимулирования добросовестности контролируемых лиц и эффективной обратной связи от заинтересованных сторон - потребителей, предпринимательского сообщества и т.д., для улучшения деятельности службы.
Несмотря на, сложную обстановку с уровнем заболеваемости инфекционными болезнями необходимо отметить, что в условиях возникшей пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и имеющихся проблемных аспектах в деятельности, Роспотребнадзор справился с поставленной задачей, обеспечил регулируемое управление инфекционным процессом, благодаря разработанным ограничительным мероприятиям и проведенной массовой вакцинации населения.
Для иллюстрации своей позиции приведу данные официальной информации ВОЗ: по состоянию на 19.05.2022 г. по заболеваемости и смертности от COVID-19 в Российской Федерации "(численность населения 145478097)/Германия (численность населения 83883587) зафиксировано 18278617 / 25949175 случаев данной инфекции, уровень заболеваемости на 100 000 населения: 12525,2/31201,4 общее количество смертей 378072/138053 чел." [57]. Из приведенной статистики следует, что при большем количестве населения в РФ, показатели заболеваемости в целом и при расчете на 100 000 населения ниже, чем в Германии, при этом к сожалению в РФ в несколько раз выше показатель смертности.
Необходимо также отметить, что введенные ограничительные мероприятия не имели тотального характера, как в некоторых зарубежных странах, что с одной стороны обеспечило управление инфекционным процессом, а с другой стороны не позволило привести к экономическому коллапсу в стране.
В 3 главе магистерской диссертации изложена информация по разработке модели функционирования системы добровольной сертификации систем менеджмента качества, безопасности пищевой продукции и оценки добросовестности контролируемых лиц; модели схемы сертификации и оценки добросовестности предприятий пищевой индустрии, с чек-листом оценки добросовестности выполнения обязательных требований предприятиями пищевой индустрии и апробированием его в деятельности органа по сертификации; осуществлено проведение классификации по группам проблемных областей в функционировании системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора с разработкой предложений для повышения эффективности деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Сформулированная во введении гипотеза исследования о том, что законодательно закрепленная п.7 ст.23, п.8 ст.25, ст.48 Федерального закона N 248, добросовестность контролируемых лиц, подтвержденная в рамках созданной Роспотребнадзором системы добровольной сертификации и проводимой в рамках ее функционирования независимой оценки со стороны органов по сертификации систем менеджмента , позволит повысить степень соблюдения санитарного законодательства контролируемыми лицами, улучшить профилактику правонарушений в данной сфере, уменьшит количество внеплановых проверок по обращениям потребителей и повысит эффективность деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в целом получила практическое подтверждения по результатам применения схемы сертификации и оценки добросовестности предприятий пищевой индустрии в деятельности органа по сертификации Ассоциации по сертификации "Русский Регистр".
Предложенный подход может быть использован в надзорной деятельности, поскольку часть рутинной работы в рамках подтверждения добросовестности контролируемых лиц по выполнению обязательных требований могут взять на себя органы по сертификации, обеспечив постоянный контроль за соблюдением требований законодательства и тем самым освободить часть ресурсов Роспотребнадзора, которые могут быть направлены на более значимые вопросы.
Основные результаты исследования представлены в 2 - х статьях, а также в рамках нескольких совещаний с представителями центральных аппаратов Роспотребнадзора и Росстандарта.
Понимая важность в осуществляемой Роспотребнадзором деятельности и необходимости укрепления данной службы, было выпущено Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2020 N 3680-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию и укреплению системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на 2021 - 2028 годы". Предполагается осуществление следующих мероприятий: укрепление инфраструктуры и ресурсного обеспечение лабораторной базы органов и организаций, развитие научной базы органов и организаций входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; развитие международного сотрудничества в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; цифровизация и информатизация системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; развитие кадрового потенциала системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В заключение необходимо отметить, что неспокойная эпидемиологическая обстановка, связанная с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), продолжающееся влияние на население негативных санитарно-гигиенических и экологических факторов, как и 100 лет назад подтверждает необходимость в наличии и поступательном научном развитии санитарно-эпидемиологической службы на территории Российской Федерации, которая и далее будет стоять на страже здоровья населения нашей страны.


1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
2. Социально-гигиенический мониторинг на современном этапе: состояние и перспективы развития в сопряжении с риск-ориентированным надзором / Н.В. Зайцева, И.В. Май, Д.А. Кирьянов, Д.В. Горяев, С.В. Клейн // Анализ риска здоровью. - 2016. - No4. С. 4-16.
3. Зорина И.Г., Макарова В.В. Социально-гигиенический мониторинг как основа управления в контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора. Гигиена и санитария. 2020 -№ 99 (1) . С.13-19.
4. Попова А.Ю., Зайцева Н.В. О развитии системы риск - ориентированного надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей // Анализ риска здоровью. 2015. No 4. С. 4-12.
5. Онищенко Г.Г. Роль государственной санитарно - эпидемиологической службы России в защите здоровья населения// Здравоохранение Российской Федерации. 2013. No 3. С. 3-10.
6. Досье: История санитарно-эпидемиологической службы [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/695181 (дата обращения 27.11.2021).
7. Декрет СНК РСФСР от 15.09.1922 "О санитарных органах республики" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
8. Постановление ЦИК СССР № 85, СНК СССР № 2740 от 23.12.1933 "Об организации государственной санитарной инспекции" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
9. Постановление Совета министров СССР от 21 ноября 1949 года № 5272 "О Всесоюзной государственной санитарной инспекции и органах санитарно-противоэпидемической службы" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
10. Закон СССР от 19.12.1969 N 4589-VII (ред. от 22.05.1990) "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
11. А.С. Крига, Е.Л. Овчинникова. Историческая роль службы Госсанэпиднадзора (Роспотребнадзора) в снижении стратегических рисков // Национальные приоритеты России. 2017. №3 (25). С. 45-55.
12. Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 (ред. от 21.07.1998) "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 10.11.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
14. Распоряжение Правительства РФ от 13.01.2005 N 23-р "О создании федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
15. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ