Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.1 Формирование самосознания как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Особенности формирования самосознания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
1.3 Обоснование психолого-педагогических условий формирования самосознания 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
2.1 Изучение уровня сформированности самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 56
2.3 Динамика сформированности самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 68
Выводы по второй главе 86
Заключение 87
Список используемой литературы 89
Приложение 95
Актуальность исследования. В старшем дошкольном возрасте начинают своё формирование новые психологические механизмы деятельности и поведения. По мнению М.И. Лисиной в этом возрасте формируются основы будущей личности: создается устойчивая структура мотивов, появляются новые социальные потребности (в уважении и признании, желание выполнять самостоятельно взрослые дела). В этом возрасте ребенок начинает активно проявлять интерес к коллективным формам деятельности. У него появляется стремление быть лучшим, потребность поступать в соответствии с ранее установленными правилами и нормами.
Немаловажным фактором формирования детского самосознания является общение со сверстниками. Во время общения или в совместной деятельности со сверстниками ребенком познаются такие свои индивидуальные особенности, которые в общении со взрослыми не проявляются (умение налаживать контакты с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации, придумать интересную игру, распределять и проигрывать роли и т.д.). В этом возрасте начинается процесс осознания отношений к себе со стороны других детей (И.П. Шкуратова) [1, с. 45- 50].
Одним из главных условий для формирования самосознания в ребенка является расширение и обогащение его индивидуального опыта. Имеется в виду суммарный результат таких умственных и практических действий, которые ребенок дошкольного возраста сам использует в окружающем его предметном мире.
Что, в свою очередь, дает возможность осознания фактов своей внутренней и внешней жизни, обобщив свои переживания.
Данная проблема значима с позиций общей, возрастной и специальной коррекционной психологии. Понятие «самосознание личности» можно определить как главный фактор возникновения субъектности личности, которая в дальнейшем ведет к самореализации человека в жизни и обществе. Применение проблемы развития самосознания к аномальным детям, на наш взгляд, еще более актуальна. При психическом развитии ребенка в норме и благоприятных воспитательных воздействиях самосознание формируется стихийно [23, с. 137-139]. В случае аномального психического развития (интеллектуальные и личностные нарушения) и зачастую неадекватных коррекционных и воспитательных воздействиях формирование самосознания стихийным образом затруднительно, и как показывает практика, невозможно.
В дошкольной психологии проблемы изучения становления личности детей с задержанным психическим развитием отражаются в исследованиях В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера, В.Г. Петрова, Г.Е. Сухарева, Е.С. Иванова, И.Ф. Марковской, Л.В. Кузнецовой и др [48, с. 432-437].
Ни беря во внимание распространенность исследований самооценки, и межличностных отношений в общей психологии, в литературе по специальной психологии отсутствуют комплексные исследования по процессу формирования самооценки и самосознания у детей с задержкой психического развития в дошкольном периоде.
Изучение самосознания у таких детей имеет важное значение, так как самосознание занимает лидирующее место в процессе развития личности ребенка. В данном контексте происходит обеспечение единства и целостности личности, включение во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями. Поэтому очень важно своевременно обратить внимание на создание специальных психолого-педагогических условий, которые будут способствовать развитию самосознания.
В результате чего, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования самосознания у детей с задержкой психического развития и недостаточностью разработки методов и методик личностно-ориентированной диагностики и коррекции данного процесса.
На основании выделенного нами противоречия, мы сформулировали проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности нашей проблемы, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования самосознания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования самосознания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования элементов самосознания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирование самосознания у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:
• осуществление поэтапно организованной работы по формированию самосознания детей дошкольников с задержанным психическим развитием;
• включение работы по развитию самосознания во все виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• включение родителей в работу по формированию самосознания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи нашего исследования:
1. Провести анализ теории по проблеме формирования самосознания в дошкольном возрасте, выделить и охарактеризовать структурные элементы, доступные для изучения и коррекции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Определить методы и обосновать методики для проведения исследования становления структурных элементов самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать систему комплексной коррекционно-развивающей работы, которая является одним из условием формирования самосознания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Обобщить и систематизировать полученные сведения.
В исследовании будут использованы следующие методы:
• методы теоретического исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• методы эмпирического исследования: праксиметрические - изучение, анализ личных дел детей, участвующих в эксперименте;
• экспериментальные - психолого-педагогический эксперимент по изучению и формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития);
• методы статистической обработки фактических данных.
Теоретическая основа исследования:
• положения общей концепции о становлении личности ребенка с задержанным психическим развитием, обоснованные в трудах отечественных ученых (В.И. Лубовский, Н.Л. Белопольская, Е.С. Слепович, К.С. Лебединская) [25, с. 89-91];
• положения отечественных психологов об обусловленности онтогенеза самосознания деятельностью и общением ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин , М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев);
• положения о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев);
• требования личностно-ориентированного подхода к коррекционно-развивающей работе с ребенком (Н.И. Непомнящая, Е.О. Смирнова, В.С. Мухина) [2, с. 73-77].
Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение городского округа Тольятти детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.
В эксперименте принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет группы компенсирующей направленности.
В нашей работе можно выделить три основных этапа исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 г.). Определение проблемы исследования, уточнение предмета, объекта, задач, цели, понятийного аппарата; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы ; определение показателей и уровней сформированное™ самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий по формированию самосознания у детей дошкольников с задержкой психического развития.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2017 г.). Обработка полученного материала, анализ и интерпретация всех результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация, оформление всех материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что в области специальной психологии получены новые данные об особенностях формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы психолого-педагогические условия формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Практическая значимость состоит в том, что появится возможность использовать на практике:
• апробированные материалы по диагностике самосознания детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием;
• разработанных психолого-педагогических условий формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования будут систематически докладываться, и обсуждаться в отчетах по научно-исследовательской работе в семестрах, на секциях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения «Дней науки ТГУ», на научно-практических конференциях различного уровня (городских, региональных, всероссийских). Материалы исследования найдут отражение в публикациях по теме диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Структурные элементы самосознания (когнитивный компонент и аффективный компонент образа «Я», представление о себе, собственном внешнем виде, потребность в социальном признании со стороны взрослого, взаимодействия в процессе совместной деятельности, социальное пространство личности) у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием дифференцируются позже, чем у сверстников в норме. Представление о себе, о своем будущем и прошлом, а также отношение к себе у таких детей преимущественно размыто, слабо дифференцировано и неустойчиво.
2. Критерием совершенствования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, является его дифференциация, которая позволяет ребенку с задержанным психическим развитием говорить о себе, эмоционально описывать себя, устанавливать верную возрастную последовательность, размышлять о своем прошлом и будущем, представляя себя в ситуациях социального взаимодействия, в которых требуется эмоциональная децентрация и осознание моральных норм.
3. Психолого-педагогическими условиями формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием самосознания являются: осуществление поэтапно организованной работы по формированию самосознания детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием; включение родителей в работу по формированию самосознания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; включение работы по развитию самосознания во все виды деятельности с учетом специфических особенностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается с опорой на концептуальные научные положения педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска и объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Структура диссертации. Диссертация будет состоять из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы (в количестве 64 источников) и приложения (в количестве 28).
Теоретический анализ научной литературы показывает, что проблема психолого-педагогических условий формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития актуальна. Данная проблема значима с позиций общей; возрастной и специальной психологии. Самосознание личности выступает одним из главных факторов становления субъектности личности ребенка, которая ведет к самореализации индивида в жизни.
У детей, имеющих задержку психического развития данный процесс протекает медленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская; И.Ю. Кулагина; и др.). В связи с этим необходимо своевременно обращать внимание на создание психолого-педагогических условий, которые будут способствовать формированию самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогические условий формирования самосознания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение городского округа детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти).
В эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте 5-6 лет группы компенсирующей направленности.
В ходе исследования мы проводили следующие диагностические методики:
• «Физическое Я (по Н.Л. Белопольской);
• «Фотозагадки» (по Г.А. Урунтаевой);
• «Половозрастная идентификация» (по Н.Л. Белопольской);
• «Вопросы» (по Н.Л. Белопольской);
• «Окончи рассказ» (по Г.А. Урунтаевой).
По результатам констатирующего эксперимента видно, что в экспериментальной группе 20 % детей имеют высокий уровень, 33 % детей имеют средний уровень и 47 % имеют низкий уровень. В свою очередь в контрольной группе 13 % детей имеют высокий уровень, 40 % детей имеют средний уровень и 47 % имеют низкий уровень.
Подводя итоги контрольного эксперимента, заметим, что в экспериментальной группе, уровень сформированности самосознания, в целом, повысился (средний уровень увеличился на 20%, а низкий упал на 32%) а, в контрольной низкий уровень остался неизменным, средний упал на 7%, а высокий увеличился на 7%.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что формирование самосознания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:
• осуществление поэтапно организованной работы по формированию самосознания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
• включение работы по развитию самосознания во все виды деятельности с учетом специфических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
• включение родителей в работу по формированию самосознания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дальнейшая работа может быть посвящена разработке перспективного плана по формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. • М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 612 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс,2016. - 363с.
3. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2002. - № 5.- С. 40-45.
4. Безруких, М.М. Возрастные особенности структуры саморегуляции деятельности у детей 4-5 лет // Мир психологии. - 2002. -№ 1. - С. 121-126.
5. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания [Текст] / Н.Л. Белопольская - М. : Когито-Центр, 1998. - 24 с.
6. Бим - Бад, Б.М. Пед. энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим - Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
7. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] // Избр. психол. труды. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 254 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М. : 1968. - С. 46 - 48.
9. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина. • М.: Академия, 1997. - 232 с.
10. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд. [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов, - М. : Академия, 1997. - 240 с.
11. Борякова, Н.Ю. Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.- №1.- С.10-17.
12. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова - М. : - 2000. - 64 с.
13. Будунов, Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против» [Текст] / Г.М. Будунов. - М. : АРКТИ, 2006. - 192 с.
14. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков. - М. : - 1996. - 252 с.
15. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества [Текст] / В.И. Гарбузов - Л. : 1991. - 453 с.
...