Введение 4
Глава 1 Поколение: трансформация понятия в исторической ретроспективе . 7
1.1 Понятие «поколение» в гуманитарных науках 7
1.2 Теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса 11
1.3 Российская теория поколений 16
Глава 2 Особенности медиапотребления поколения Z и Y 20
2.1 Влияние новых медиа на модели медиапотребления 20
2.2 Анализ визуализированной молодежной платформы ТикТок 28
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 58
С приходом в нашу жизнь информационных технологий, которые стали доступны практически каждому, масштабы медиапотребления вышли на новый уровень. Соответственно возросла и конкуренция за внимание аудитории, переместившейся в интернет. Территория Интернета - это основной канал получения информации (как новостной, так и развлекательной). По статистике Минкомсвязи России, 55,7% российских пользователей интернета в возрасте от 15 лет и старше пользуются сетью ежедневно. Максимальный уровень ежедневной вовлеченности в социальные медиа (91%) присущ молодежи от 18 до 24 лет. В возрасте от 25 до 34 лет он составляет 69%, а среди населения старше 60 лет - всего лишь 15%.
Особую озабоченность у создателей контента вызывает проблема привлечения молодежи, которая радикально отличается как по способам медиапотребления, так и по требованиям к функциям и форматам предлагаемого контента от традиционной взрослой аудитории, воспитанной на традиционных, преимущественно текстоцентричных материалах.
Тезис о том, что один из самых значимых критериев, на которые стоит обращать внимание при создании контента, это возраст потребителей, широко обсуждается и в массовых медиа, и в научной литературе. Основанием для идентификации потребителей по возрастным категориям чаще всего служит популярная теория поколений, созданная американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нилом Хоув. Теория предполагает, что определенные исторические события, происходящие в жизни людей, определяют те или иные ценности и поведенческие установки, позволяющие выделять категории «поколения», объединенные однотипным мировоззрением. Молодежь относится к поколениям Z (родившимся в период с 2003 г. по 2023 г) и Y (родившимся в период с 1983 г. - 2003г.). В качестве медиапотребителей эту группу поколений отличает скорость потребления информации, приверженность к визуальному контенту, зависимость от гаджетов.
Сегодня не только для медиаменеджеров, но и для журналистов, PR- специалистов, маркетологов и сценаристов очень важно понимать механизмы и принципы работы с поколениями Z и Y, поскольку они во многом определяют тренды будущего мироустройства. В данной бакалаврской работе представлено исследование особенностей медиапотребления поколения Z, в том числе на платформе ТикТок (TikTok), что и определяет ее актуальность.
Объект исследования - поколение как общность людей, мировоззрение, ценности и поведенческие установки которых единообразны и детерминированы историческими событиями.
Предмет исследования - медиапотребление поколения Y и Z.
Цель исследования - выявление особенностей медиапотребления поколения Y и Z на примере русскоязычного контента.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические представления о понятии «поколение» и его связи с медиапотреблением;
2. Выявить особенности и причины трансформации медиапотребления;
3. Провести анализ контента, размещенного в русскоязычном сегменте ТикТока и созданном представителями поколения Z.
Теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы составляют научные труды У. Штрауса, Н. Хоува, И. Полуэктовой, П. Дайниченко, Д. Вьюгиной, Е. Ковина, О. Лысенко и других авторов.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора научных источников по теме исследования; метод критического изучения источников - для систематизации представлений о современном медиапотреблении в России и мире; теоретико-типологический метод применялся для характеристики медиапотребления «поколений Z и Y», структурно-семантический анализ - для изучения контента развлекательной платформы ТикТок.
Эмпирическую базу исследования составили аккаунты с миллионной аудиторией развлекательной платформы ТикТок: Даня Милохин, Лиза Анохина, Никита Удановский, Радмир Шафеев.
Хронологические рамки исследования включают период с 1 февраля 2021 по 15 апреля 2021.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть полезны в использовании при создании современного молодежного контента, в таких профессиях как: журналист, маркетолог, PR-специалист, а также для специалистов в области образования.
В соответствии с целью и задачами бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; обозначаются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; характеризуется теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначается эмпирическая база исследования, а также практическая значимость работы.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Поколение: трансформация понятия в исторической ретроспективе»: Поколение как историческая категория общность людей, мировоззрение, ценности и поведенческие установки которых единообразны и детерминированы историческими событиями. Разновидность теорий поколения и их характеристика» систематизированы научные представления о понятии «поколение» и о существующих «теориях поколений» в России и мире.
Во второй главе «Особенности медиапотребления «Поколения Z и Y»» Рассмотрены исследования по медиапотреблению поколений и выявлены их особенности.
В заключении сделаны основные выводы исследования.
В бакалаврской работе рассмотрены различные подходы к определению понятия «поколение» в философии, социологии, антропологии. Исследование медиапотребления молодежи строится на основных положениях теории американских ученых Уильяма Штрауса и Нила Хоув, в которой идентификация поколений напрямую связана с историческим контекстом, в котором формировалось мировоззрение той или иной возрастной группы людей. Авторы популярной теории предложили классификацию, включающую семь поколений. В данной работе внимание сосредоточено на поколениях Y и Z, которые сегодня определяют основные тренды и, соответственно, представляют особый интерес не только для маркетологов, но и для создателей контента в целом. Поколение Y или миллениалы характеризуются как группа, представители которой выросли в тепличных условиях, стремятся получить от жизни удовольствие, предпочитают удаленную работу и в качестве базовой ценности видят самореализацию. Поколение Z, в отличие от предыдущего, меньше всего интересует материальная сторона жизни, они стремятся к духовности и самопознанию как базовым ценностям. Проведенное исследование позволило, с одной стороны, систематизировать представления о медиапотреблении поколения Z, имеющиеся в научном обиходе, а с другой стороны, выделить и сформулировать особенности медиапотребления контента социальной сети ТикТок - популярной современной развлекательной площадки.
Подводя итог, можно сказать, что молодые люди поколения Z сегодня являются не только медиапотребителями, но и создателями контента. Они практически перестали читать печатные СМИ, на второй план ушло телевидение. Интернет стал основной площадкой размещения
развлекательного, познавательного и новостного контента, а смартфон - основным техническим средством для его получения.
Анализ наиболее популярных аккаунтов ТикТока показал, что:
- у популярных в этой социальной сети блогеров нет специального образования или подготовки;
- молодые тиктокеры в основном не создают уникального авторского контента, а используют зарубежные идеи для создания собственных видео;
- основная ценность, которую пропагандируют блогеры и разделяют пользователи - возможность самовыражения;
- популярность контента не зависит от качества сценария и съемки - для получения миллионного количества просмотров не обязательно пользоваться профессиональным видеооборудованием, достаточно смартфона и положительных эмоций, которыми делится автор поста;
- наиболее востребованным контентом в настоящее время являются коллаборации известных блогеров, которые демонстрируют образцы поведения и внешнего вида;
- известные бренды рассматривают ТикТок как перспективную площадку для коммуникации с молодой аудиторией.
1. Актуальные проблемы медиаисследований-2014. Тезисы III
Всероссийской научно-практической конференции НАММИ, с. 105-107
2. Богомолова Д. А. Социальная сеть ТикТок как элемент
интегрированных маркетинговых коммуникаций // Скиф. 2020. №4 (44). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnaya-set-tik-tok-kak-element-
integrirovannyh-marketingovyh-kommunikatsiy. (дата обращения: 10.04.2021).
3. Более 80% пожилых россиян узнают новости по ТВ, узнали
социологи [Электронный ресурс] : Ria. 2017. 07 августа. URL:
https:ZZria.ru/20170807Z1499870294.html#:~:text=%22Во- первых%2С%20продолжает%20расти%20роль%20интернета,массовым%20и %20популярным%20видом%20СМИ (дата обращения: 10.05.2021).
4. Будущее медиапотребления: кому нужен мозг, когда есть Google? [Электронный ресурс] : Теория и практика: официальный сайт. 2011. 29 апреля. URL: https: ZZtheoryandpractice. ru/po stsZ 1913 -budushchee-mediapotreb leniya-komu-nuzhen-mozg-kogda-est-google (дата обращения: 10.04.2021).
5. Воронцова Ю. А. Теоретическая основа теории поколений //
Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №3 (72). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoreticheskaya-osnova-teorii-
pokoleniy (дата обращения: 02.02.2021).
6. Вред обобщений: почему теория поколений не работает
[Электронный ресурс] // Forbes. 2019. 30 апреля.URL:
https:ZZwww.forbes.ru/forbes-woman/375485-vred-obobshcheniy-pochemu- teoriya-pokoleniy-ne-rabotaet(дата обращения: 14.02.2021).
7. Вьюгина Д. М. Особенности медиапотребления современной российской молодежи (на примере Москвы и Московской области). М., 2019. 157 с. URL: https:ZZistina.msu.ruZdissertationsZ253708448Z.. (дата обращения: 21.03.2021).
8. Дейниченко П. Г. XXI век: история не кончается. Часть первая. Будущее, которое никогда не наступит. М.: Олма-Пресс, 2000. 349 с.
9. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? //
Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №2. С. 3-7. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/teoriya-pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye(дата обращения: 11.04.2021).
10. Зубаревич Н. В. Четыре России [Электронный ресурс] : Ведомости. 2011. 30 декабря. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/ 2011/12/30/chetyre_rossii (дата обращения: 12.04.2021).
11. Исаева М. А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. №3. C. 291-294.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokoleniya-krizisa-i-podema-v-teorii-v-shtrausa-i- n-houva(дата обращения: 10.04.2021).
12. Как меняется медиапотребление и контент. Диджитал-тренды
2019 в цитатах и комментариях [Электронный ресурс] : Sostav. 2019. 08 апреля. URL: https://www.sostav.ru/publication/skuchno-ne-budet-kak-
menyaetsya-mediapotreblenie-i-vidy-kontenta-v-tsitatakh-i-kommentariyakh- 36583.html (дата обращения: 03.04.2021).
13. Ковин Е. А., Лысенко О. В. Теория поколений в контексте социологии управления // Научный результат. Социология и управление. 2019. №4. С. 152-156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-v- kontekste-sotsiologii-upravleniya(дата обращения: 16.04.2021).
14. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном
российском обществе // Социологические исследования. 2010. № URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/21/1212535539/Kolomiets_6.pdf(дата обращения: 16.04.2021).
15. «Левада-центр»: за два года аудитория ТикТок в России выросла в семь раз. Соцсеть стала популярнее Facebook [Электронный ресурс] : Meduza. 2021. 23 февраля.URL: https://meduza.io/news/2021/02/23/levada- tsentr-za-dva-goda-auditoriya-TnKToK-v-rossii-vyrosla-v-sem-raz-sotsset-stala- populyarnee-facebook (дата обращения: 10.04.2021).
16. Медиапотребление в России - 2020 [Электронный ресурс] //
Deloitte. 2020. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media- and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html. (дата
обращения: 12.04.2021).
17. Медиапотребление россиян: мониторинг [Электронный ресурс] :
ВЦИОМ. 2021. 03 марта. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii- obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring?fbclid=IwAR3ZTX7tGvdDkZel Fya8mfjTrt2nk7IQFXDg1yBRN4JidVaIUrQYFA5Yn7A (дата обращения:
15.04.2021).
18. Обзор основных исследовательских выводов и гипотез об особенностях, ценностях и жизненных стратегиях молодежи [Электронный ресурс] : Петербургская политика: официальный сайт. 2017. 19 апреля. URL: https://fpp.spb.ru/fpp-pokolenie-xyz.. (дата обращения: 11.04.2021).
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
20. Полуэхтова И. А. DigitalDay, или медиапотребление «цифровых аборигенов» // Актуальные проблемы медиаисследований-2014. Тезисы III Всерос. научн.-практ. конф. НАММИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2014. С. 105-107.
21. Рейтинг авторов и групп [Электронный ресурс] // Brandanalytics:
официальный сайт. 2021. 13 апреля.URL: https://br-
analytics.ru/mediatrends/authors/ТикТок/. (дата обращения: 13.04.2021).
22. «Самый популярный мальчик на земле»: как 18-летний сирота из
Оренбурга стал звездой ТикТок и зарабатывает 2 млн рублей в месяц [Электронный ресурс] : Forbes. 2020. 13 октября. URL:
https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/411071-samyy-populyarnyy-malchik- na-zemle-kak-18-letniy-sirota-iz-orenburga?photo(дата обращения: 10.04.2021).
23. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020
[Электронный ресурс] : Brandanalytics: официальный сайт. 2020. 30 октября. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/(дата обращения:
15.05.2021).
24. Теория поколений: как в рекламе найти общий язык с любой
аудиторией [Электронный ресурс] : TexTerra: официальный сайт. 2017. 3 июля. URL: https://texterra.ru/blog/teoriya-pokoleniy-kak-v-reklame-nayti-
obshchiy-yazyk-s-lyuboy-auditoriey.html (дата обращения: 11.04.2021).
25. Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа в России — их ключевые особенности и различия [Электронный ресурс] : Prostudio: официальный сайт. 2021. 31 мая. URL: https://prostudio.ru/journal/generation-x- y-z/#heading-4(дата обращения: 10.04.2021).
26. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии. Отраслевой доклад 2020 года [Электронный ресурс] : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям: официальный сайт.2020. URL: https://sbo-paper.ru /upload/pdf/periodicalpress_june_2020.pdf. (дата обращения: 08.04.2021).
27. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. М.: Топос, 2010. 101 c.
28. Электронная энциклопедия под редакцией проф. Вал. А. Лукова [Электронный ресурс] : Социология молодежи: официальный сайт.2015 URL: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/studies/155-problema-pokoleniy-1928.html #sel= (дата обращения: 19.04.2021).
29. Howe N., Strauss W. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company Inc9(5). 1991. 600 с.
30. King H. What is digital transformation? Available at
[Электронный ресурс] : TheGuardian. 2013. 21 ноября. URL:
http://www.theguardian.com/medianetwork/media-
networkblog/2013/nov/21/digital-transformationJohnson M., Christensen C., Kagermann H. Reinventing Your Business Model (дата обращения: 19.04.2021).
31. Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1. OntheHorizon 9(5). 2001. 6 с.
32. Rugenerations — российская школа теории поколений [Электронный ресурс] : URL: https://rugenerations.su/(дата обращения: 17.04.2021).
33. Strauss, W., Howe, N. (1997) The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N. Y. : Broadway Books.Inc9(5). 1997. 461с.
34. Sundar S. S. Handbook of the Psychology of Communication
Technology. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. 2015. 271 с. - учебник
35. Seufert W., Wilhelm C. Mediennutzung und Lebensstil:
Alltagsstruktur, soziales Milieu und Mediengebrauch. NJ: Wiley-Blackwell. 2009. 178 с.
36. TikTok: hit 1.5 billion downloads, and is still outperforming
Instagram [Электронный ресурс] // Business: официальный сайт. 2019. 26 ноября. URL: https://www.businessinsider.com/TikTok-hits-15-billion-
downloads-outperforming-instagram-2019-11 (дата обращения: 10.04.2021).
37. TikTok: сервис для создания и просмотра коротких видео.
DanyaMilikhin. [Электронный ресурс]. URL: https://www.
TikTok.com/@danya_milokhin (дата обращения 01.04.2021)
38. TikTok: сервис для создания и просмотра коротких видео.
LizaAnokhina. [Электронный ресурс]. URL: https://www. TikTok.
com/@anokhinalz (дата обращения 01.04.2021).
39. TikTok: сервис для создания и просмотра коротких
видео.NikitaUdanovskiy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.
TikTok.eom/@0udanovskiy2 (дата обращения 01.04.2021).
40. TikTok: сервис для создания и просмотра коротких
видео.RadmirShafeev. [Электронный ресурс]. URL: https://www. TikTok. com/@rad.miru (дата обращения 1.04.2021).
41. Facebook: социальная сеть, одна из самых популярных в мире. Андрей Мирошниченко (2021) запись в 6 июня 21:14 URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4298783790174221&id=100001279269374 (дата обращения 6.06.2021).
42. Facebook: социальная сеть, одна из самых популярных в мире.
URL: https://www.facebook.com/mitya.samoylov/posts/10158307997112861
(дата обращения 8.06.2021).
43. Generation Y vs Generation Z, 5 differencesenmatiere de
consommation de medias [Электронный ресурс] : Air of melty:
официальный сайт. 2017. 12 мая. URL: https://www.airofmelty.fr/generation-y- vs-generationz-5-differen-asa603375. html?fbclid=IwAR31 CNA94uLK CYhd9mAvj28oSVjH0Pwe5s2aJlg7uOELu8rRzKbB4sUSV0 (дата обращения 01.04.2021).
44. Generation Z, les nouveaux partenaires deconsummation [Электронный ресурс] : Ipsos: официальный сайт. 2016. 21 апреля. URL: https://www.ipsos.com/fr-fr/generation-z-les-nouveaux-partenaires-de- consommation?fbclid=IwAR1zUhWD42zxpGCIUHxZEFgc0RxFRWhBUrvuj SD LknI2oozdnZlfqvC6fMU (дата обращения 01.04.2021).
45. RASO, generationz: mythsandreality [Электронный ресурс] //
RASO: официальный сайт. 2017. 20 ноября. URL: https://www.raso.ru/
news/24100?fbclid=IwAR01u5JfWBUHACXtAg1FkPPAa2kUyGYF59UUUfYa5 bvTwZqXNMGsaFBzsF8 (дата обращения 01.04.2021).