Особенности медиапотребления поколений Y и Z
|
Введение 4
Глава 1 Поколение: трансформация понятия в исторической ретроспективе . 7
1.1 Понятие «поколение» в гуманитарных науках 7
1.2 Теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса 11
1.3 Российская теория поколений 16
Глава 2 Особенности медиапотребления поколения Z и Y 20
2.1 Влияние новых медиа на модели медиапотребления 20
2.2 Анализ визуализированной молодежной платформы ТикТок 28
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 58
Глава 1 Поколение: трансформация понятия в исторической ретроспективе . 7
1.1 Понятие «поколение» в гуманитарных науках 7
1.2 Теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса 11
1.3 Российская теория поколений 16
Глава 2 Особенности медиапотребления поколения Z и Y 20
2.1 Влияние новых медиа на модели медиапотребления 20
2.2 Анализ визуализированной молодежной платформы ТикТок 28
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 58
С приходом в нашу жизнь информационных технологий, которые стали доступны практически каждому, масштабы медиапотребления вышли на новый уровень. Соответственно возросла и конкуренция за внимание аудитории, переместившейся в интернет. Территория Интернета - это основной канал получения информации (как новостной, так и развлекательной). По статистике Минкомсвязи России, 55,7% российских пользователей интернета в возрасте от 15 лет и старше пользуются сетью ежедневно. Максимальный уровень ежедневной вовлеченности в социальные медиа (91%) присущ молодежи от 18 до 24 лет. В возрасте от 25 до 34 лет он составляет 69%, а среди населения старше 60 лет - всего лишь 15%.
Особую озабоченность у создателей контента вызывает проблема привлечения молодежи, которая радикально отличается как по способам медиапотребления, так и по требованиям к функциям и форматам предлагаемого контента от традиционной взрослой аудитории, воспитанной на традиционных, преимущественно текстоцентричных материалах.
Тезис о том, что один из самых значимых критериев, на которые стоит обращать внимание при создании контента, это возраст потребителей, широко обсуждается и в массовых медиа, и в научной литературе. Основанием для идентификации потребителей по возрастным категориям чаще всего служит популярная теория поколений, созданная американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нилом Хоув. Теория предполагает, что определенные исторические события, происходящие в жизни людей, определяют те или иные ценности и поведенческие установки, позволяющие выделять категории «поколения», объединенные однотипным мировоззрением. Молодежь относится к поколениям Z (родившимся в период с 2003 г. по 2023 г) и Y (родившимся в период с 1983 г. - 2003г.). В качестве медиапотребителей эту группу поколений отличает скорость потребления информации, приверженность к визуальному контенту, зависимость от гаджетов.
Сегодня не только для медиаменеджеров, но и для журналистов, PR- специалистов, маркетологов и сценаристов очень важно понимать механизмы и принципы работы с поколениями Z и Y, поскольку они во многом определяют тренды будущего мироустройства. В данной бакалаврской работе представлено исследование особенностей медиапотребления поколения Z, в том числе на платформе ТикТок (TikTok), что и определяет ее актуальность.
Объект исследования - поколение как общность людей, мировоззрение, ценности и поведенческие установки которых единообразны и детерминированы историческими событиями.
Предмет исследования - медиапотребление поколения Y и Z.
Цель исследования - выявление особенностей медиапотребления поколения Y и Z на примере русскоязычного контента.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические представления о понятии «поколение» и его связи с медиапотреблением;
2. Выявить особенности и причины трансформации медиапотребления;
3. Провести анализ контента, размещенного в русскоязычном сегменте ТикТока и созданном представителями поколения Z.
Теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы составляют научные труды У. Штрауса, Н. Хоува, И. Полуэктовой, П. Дайниченко, Д. Вьюгиной, Е. Ковина, О. Лысенко и других авторов.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора научных источников по теме исследования; метод критического изучения источников - для систематизации представлений о современном медиапотреблении в России и мире; теоретико-типологический метод применялся для характеристики медиапотребления «поколений Z и Y», структурно-семантический анализ - для изучения контента развлекательной платформы ТикТок.
Эмпирическую базу исследования составили аккаунты с миллионной аудиторией развлекательной платформы ТикТок: Даня Милохин, Лиза Анохина, Никита Удановский, Радмир Шафеев.
Хронологические рамки исследования включают период с 1 февраля 2021 по 15 апреля 2021.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть полезны в использовании при создании современного молодежного контента, в таких профессиях как: журналист, маркетолог, PR-специалист, а также для специалистов в области образования.
В соответствии с целью и задачами бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; обозначаются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; характеризуется теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначается эмпирическая база исследования, а также практическая значимость работы.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Поколение: трансформация понятия в исторической ретроспективе»: Поколение как историческая категория общность людей, мировоззрение, ценности и поведенческие установки которых единообразны и детерминированы историческими событиями. Разновидность теорий поколения и их характеристика» систематизированы научные представления о понятии «поколение» и о существующих «теориях поколений» в России и мире.
Во второй главе «Особенности медиапотребления «Поколения Z и Y»» Рассмотрены исследования по медиапотреблению поколений и выявлены их особенности.
В заключении сделаны основные выводы исследования.
Особую озабоченность у создателей контента вызывает проблема привлечения молодежи, которая радикально отличается как по способам медиапотребления, так и по требованиям к функциям и форматам предлагаемого контента от традиционной взрослой аудитории, воспитанной на традиционных, преимущественно текстоцентричных материалах.
Тезис о том, что один из самых значимых критериев, на которые стоит обращать внимание при создании контента, это возраст потребителей, широко обсуждается и в массовых медиа, и в научной литературе. Основанием для идентификации потребителей по возрастным категориям чаще всего служит популярная теория поколений, созданная американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нилом Хоув. Теория предполагает, что определенные исторические события, происходящие в жизни людей, определяют те или иные ценности и поведенческие установки, позволяющие выделять категории «поколения», объединенные однотипным мировоззрением. Молодежь относится к поколениям Z (родившимся в период с 2003 г. по 2023 г) и Y (родившимся в период с 1983 г. - 2003г.). В качестве медиапотребителей эту группу поколений отличает скорость потребления информации, приверженность к визуальному контенту, зависимость от гаджетов.
Сегодня не только для медиаменеджеров, но и для журналистов, PR- специалистов, маркетологов и сценаристов очень важно понимать механизмы и принципы работы с поколениями Z и Y, поскольку они во многом определяют тренды будущего мироустройства. В данной бакалаврской работе представлено исследование особенностей медиапотребления поколения Z, в том числе на платформе ТикТок (TikTok), что и определяет ее актуальность.
Объект исследования - поколение как общность людей, мировоззрение, ценности и поведенческие установки которых единообразны и детерминированы историческими событиями.
Предмет исследования - медиапотребление поколения Y и Z.
Цель исследования - выявление особенностей медиапотребления поколения Y и Z на примере русскоязычного контента.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические представления о понятии «поколение» и его связи с медиапотреблением;
2. Выявить особенности и причины трансформации медиапотребления;
3. Провести анализ контента, размещенного в русскоязычном сегменте ТикТока и созданном представителями поколения Z.
Теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы составляют научные труды У. Штрауса, Н. Хоува, И. Полуэктовой, П. Дайниченко, Д. Вьюгиной, Е. Ковина, О. Лысенко и других авторов.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора научных источников по теме исследования; метод критического изучения источников - для систематизации представлений о современном медиапотреблении в России и мире; теоретико-типологический метод применялся для характеристики медиапотребления «поколений Z и Y», структурно-семантический анализ - для изучения контента развлекательной платформы ТикТок.
Эмпирическую базу исследования составили аккаунты с миллионной аудиторией развлекательной платформы ТикТок: Даня Милохин, Лиза Анохина, Никита Удановский, Радмир Шафеев.
Хронологические рамки исследования включают период с 1 февраля 2021 по 15 апреля 2021.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть полезны в использовании при создании современного молодежного контента, в таких профессиях как: журналист, маркетолог, PR-специалист, а также для специалистов в области образования.
В соответствии с целью и задачами бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; обозначаются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; характеризуется теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначается эмпирическая база исследования, а также практическая значимость работы.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Поколение: трансформация понятия в исторической ретроспективе»: Поколение как историческая категория общность людей, мировоззрение, ценности и поведенческие установки которых единообразны и детерминированы историческими событиями. Разновидность теорий поколения и их характеристика» систематизированы научные представления о понятии «поколение» и о существующих «теориях поколений» в России и мире.
Во второй главе «Особенности медиапотребления «Поколения Z и Y»» Рассмотрены исследования по медиапотреблению поколений и выявлены их особенности.
В заключении сделаны основные выводы исследования.
В бакалаврской работе рассмотрены различные подходы к определению понятия «поколение» в философии, социологии, антропологии. Исследование медиапотребления молодежи строится на основных положениях теории американских ученых Уильяма Штрауса и Нила Хоув, в которой идентификация поколений напрямую связана с историческим контекстом, в котором формировалось мировоззрение той или иной возрастной группы людей. Авторы популярной теории предложили классификацию, включающую семь поколений. В данной работе внимание сосредоточено на поколениях Y и Z, которые сегодня определяют основные тренды и, соответственно, представляют особый интерес не только для маркетологов, но и для создателей контента в целом. Поколение Y или миллениалы характеризуются как группа, представители которой выросли в тепличных условиях, стремятся получить от жизни удовольствие, предпочитают удаленную работу и в качестве базовой ценности видят самореализацию. Поколение Z, в отличие от предыдущего, меньше всего интересует материальная сторона жизни, они стремятся к духовности и самопознанию как базовым ценностям. Проведенное исследование позволило, с одной стороны, систематизировать представления о медиапотреблении поколения Z, имеющиеся в научном обиходе, а с другой стороны, выделить и сформулировать особенности медиапотребления контента социальной сети ТикТок - популярной современной развлекательной площадки.
Подводя итог, можно сказать, что молодые люди поколения Z сегодня являются не только медиапотребителями, но и создателями контента. Они практически перестали читать печатные СМИ, на второй план ушло телевидение. Интернет стал основной площадкой размещения
развлекательного, познавательного и новостного контента, а смартфон - основным техническим средством для его получения.
Анализ наиболее популярных аккаунтов ТикТока показал, что:
- у популярных в этой социальной сети блогеров нет специального образования или подготовки;
- молодые тиктокеры в основном не создают уникального авторского контента, а используют зарубежные идеи для создания собственных видео;
- основная ценность, которую пропагандируют блогеры и разделяют пользователи - возможность самовыражения;
- популярность контента не зависит от качества сценария и съемки - для получения миллионного количества просмотров не обязательно пользоваться профессиональным видеооборудованием, достаточно смартфона и положительных эмоций, которыми делится автор поста;
- наиболее востребованным контентом в настоящее время являются коллаборации известных блогеров, которые демонстрируют образцы поведения и внешнего вида;
- известные бренды рассматривают ТикТок как перспективную площадку для коммуникации с молодой аудиторией.
Подводя итог, можно сказать, что молодые люди поколения Z сегодня являются не только медиапотребителями, но и создателями контента. Они практически перестали читать печатные СМИ, на второй план ушло телевидение. Интернет стал основной площадкой размещения
развлекательного, познавательного и новостного контента, а смартфон - основным техническим средством для его получения.
Анализ наиболее популярных аккаунтов ТикТока показал, что:
- у популярных в этой социальной сети блогеров нет специального образования или подготовки;
- молодые тиктокеры в основном не создают уникального авторского контента, а используют зарубежные идеи для создания собственных видео;
- основная ценность, которую пропагандируют блогеры и разделяют пользователи - возможность самовыражения;
- популярность контента не зависит от качества сценария и съемки - для получения миллионного количества просмотров не обязательно пользоваться профессиональным видеооборудованием, достаточно смартфона и положительных эмоций, которыми делится автор поста;
- наиболее востребованным контентом в настоящее время являются коллаборации известных блогеров, которые демонстрируют образцы поведения и внешнего вида;
- известные бренды рассматривают ТикТок как перспективную площадку для коммуникации с молодой аудиторией.



