Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Работа №117439

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе 14
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ОНР 14
1.2 Современные коррекционно-логопедические методы и подходы к
развитию речи в дошкольной образовательной организации 20
1.3 Личностно-ориентированный подход в коррекции речи дошкольников с
ОНР 31
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе 37
2.1 Исследование актуального уровня сформированности речи у старших
дошкольников 37
2.2 Содержание работы по речевому развитию детей старшего
дошкольного возраста с ОНР 53
2.3 Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 67
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Индивидуальный план работы с ребенком логопатом 80
Приложение Б Индивидуальный план логопедической помощи

Актуальность исследования обусловлена тем, что, в соответствии с ФГОС ДОО, речевое развитие рассматривается как основная образовательная область на этапе дошкольного образования, позволяющая решать задачи овладения речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи как предпосылки обучения грамоте. Чем лучше развита речь ребенка, тем больше возможностей открывается перед ним как перед личностью, школьником, студентом, а затем и профессионалом.
В дошкольных образовательных учреждениях работа по речевому развитию проводится, как правило, в групповой форме, что может снижать ее эффективность, поскольку теряется возможность учета специфических индивидуальных характеристик каждого отдельного ребенка, его возможностей. Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в процессе развития речи у детей дошкольного возраста очень актуальна в современном обществе, связана с индивидуальными, как врожденными, так и приобретенными особенностями развития психических функций у детей. К таким особенностям относятся, к примеру, симптоматика и структура речевого нарушения, возрастные особенности и личностные характеристики ребенка и др.
На социальном уровне актуальность исследования связана с тем, что рост количества детей с нарушениями речи прогрессирует: если в 70-80-е гг. ХХ века в России речевые дефекты отмечались у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста, то сегодня такие дети составляют наиболее многочисленную группу (до 58%) в популяции дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. В эту группу входят дети, испытывающие трудности с артикуляцией центрального и периферического генеза, проблемы с пониманием и правильным построением речевого высказывания и т.д. Исследователи (Тверская О.Н., Ведерникова В.Д., Жулина Е.В, Солнцева Т.В. и др.) указывают: дефекты звукопроизношения имеются у 52,5% детей, 35,8% составили стертые и выраженные дизартрии. Велико количество детей, у которых речь не появляется до трех лет. Для 30% детей характерны патологические формы нарушения звукопроизношения, у 21,5% старших дошкольников словарный запас отстает от нормы, а у 25% отмечалась несформированность функции словоизменения, у 61,6% - функции словообразования [18, 36].
Особенно остро стоит проблема общего недоразвития речи (далее - ОНР) как стремительно растущего в современной детской среде явления, проявляющегося в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы. Нарушения различной степени тяжести наблюдаются в лексике (низок уровень развития лексического запаса), в грамматике (страдает грамматическое оформление устной и письменной речи, наблюдаются стойкие грамматические ошибки), в фонематическом слухе (проблема слуховых дифференцировок), в фонетике (дефекты звукопроизношения) [2, 42]. Это сказывается на общем развитии ребенка, негативно влияет на реализацию коммуникативной функции, на становление его эмоционально-волевой сферы, на овладении чтением и письмом в условиях школы и др.
Развитие речи является важнейшим условием для развития личности ребенка в полном объеме. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная работа педагогов, которая предполагает использование специальных педагогических методов, а также собственных речевых возможностей ребенка. Эта работа включает комплекс процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами устной и письменной речи. При этом развиваются навыки коммуникации и вербального мышления.
Нарушения речи - это многообразный спектр расстройств речевой деятельности, которые оказывают негативное воздействие на уровень жизни личности, препятствуя полноценному общению, социальному взаимодействию.
Рассматривая характеристику детей дошкольного возраста с ОНР, отметим, что общее недоразвитие речи - это различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы связана с тем, что в школьном возрасте к нарушениям устной речи, как правило, «добавляются проблемы при чтении и письме, а, следовательно, и сложности в усвоении школьного материала, сниженную успеваемость» [5, с.44].
Педагоги говорят о том, что «из-за скудности словарного запаса дети 5-7 лет не могут описать картину, составить творческий рассказ» [23, с.119].
Необходимо включать в образовательный процесс всё новые и новые методы и средства обучения, индивидуализировать обучение, однако методическое обеспечение работы педагога с такими детьми недостаточно.
В связи с этим, а также в связи с ростом количества речевых нарушений у детей повышается актуальность логопедической помощи на этапе дошкольного детства, с тем чтобы ребенок приходил в первый класс, обладая сформированной речью.
В современной логопедической науке и практике проблема коррекционной работы с детьми дошкольного возраста занимает одно из центральных мест. Многочисленные исследования направлены на выявление и освещение структуры и содержания работы специалистов с детьми с ОНР.
Произведенный нами анализ научной и методической литературы позволил определить, что эффективность коррекционно-логопедической работы находится в прямой зависимости от соответствия избираемых методов и приемов возрастным и индивидуальным характеристикам ребенка.
Психолингвистические и дидактические основы методики развития и вербального общения детей представлены в трудах таких исследователей, как Г. А. Волкова, О.И. Киселёва, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Н.А. Сидорова, Т. Б. Филичева и др.
Принципы педагогического воздействия, учитывающие индивидуальные особенности дошкольника, рассмотрены в трудах М. В. Богуславского, Е. В. Бондаревской, Л. Н. Галигузовой, И. С. Якиманской и др.
Именно проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с нарушениями речи является одной из важнейших, что связано с необходимостью индивидуализации образования, создания ситуации успешности детей с ОНР. В соответствии со статьей 4 Закона РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» личностно-ориентированный подход признан одним из основных направлений развития личности, способствующим гуманизации педагогического процесса и обеспечению благоприятного психологического микроклимата, развитию способностей ребенка с нарушениями речи, его личности в целом.
На научно-практическом уровне актуальность исследования возрастает в связи с тем, что сегодня ощущается потребность определения наиболее действенных форм, методов, приемов организации коррекционно - логопедической работы, где центральное значение приобретают личностно-ориентированные формы работы логопедов. Необходимо снабдить педагогов (специалистов) необходимыми программами и дидактическими материалами.
Вопросы, касающиеся развития детской речи, неизменно вызывают повышенный интерес у специалистов в различных областях знаний: психологов, педагогов, лингвистов, медиков и др. Это связано с тем, что правильная, грамотная, внятная и логично структурированная речь не только помогает ребенку быстро и непринужденно наладить общение с окружающими, но и является залогом его жизненной и профессиональной успешности.
В практике личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми важнейшим является развитие личности ребенка. Основные принципы личностно-ориентированной педагогики разрабатывали Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, И.Я. Лернер и другие. Личностно-ориентированный подход предусматривает бережное отношение к детской личности, понимание того, что каждый ребенок имеет собственную жизненную позицию, каждому необходимо общение, диалог и поддержка.
Формированию навыков связной речи и реализации коммуникативной функции речи большое внимание уделяется Ф.А. Сохиным, Г.П. Беляковой, Г.А. Тумановой. Совершенствование содержания и методов обучения языку положено в основу исследований А.И. Максимова, Е.М. Струниной, А.Г. Тамбовцевой, Л.А. Колуновой и др. Однако, теоретический анализ показал, что проблема реализации личностно-ориентированного подхода в логопедической коррекционной работе в дошкольных образовательных организациях изучена недостаточно. Для успешной организации данной работы в условиях детского сада необходимо применение современных методов и приемов работы, повышать профессиональную компетентность воспитателей и логопедов в данной проблеме.
В связи с вышесказанным, перед психолого -педагогическим сообществом сегодня остро встают вопросы своевременного распознавания указанных отклонений и выбора адекватных методов работы с детьми с ОНР.
Оказание квалифицированной логопедической помощи ребенку дошкольного возраста с речевыми проблемами будет очень важным для его дальнейшего общения, обучения и адаптации в социуме. При этом подход к каждому ребенку, с учетом индивидуальности проявления речевой патологии и его личностных характеристик, требует разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, выбора методов и приемов коррекционно-логопедической работы.
Недостаточная теоретическая и практическая исследованность этих вопросов и обусловила нами выбор темы магистерской диссертации: «Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста». Тема актуальна как с точки зрения общества и системы образования, так и с позиции личности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить противоречия между:
- потребностью социума в гармоничном развитии личности ребенка и недостаточностью средств педагогического обеспечения личностного развития детей с ОНР;
- значимостью проблемы и, в тоже время, отсутствием данных о применении личностно-ориентированного подхода в работе учителя- логопеда с дошкольниками с общим недоразвитием речи;
- психолого-педагогическим потенциалом личностно-ориентированного подхода и недостаточной разработанностью методов и приемов логопедической работы с его применением в дошкольных образовательных организациях.
Проблема исследования: какова специфика применения личностно-ориентированного подхода в коррекционно-педагогической работе по развитию речи со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: разработать программу развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе личностно-ориентированного подхода и проверить ее эффективность на практике.
Объект исследования: процесс коррекции речи у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционная работа по развитию речи старших дошкольников с ОНР с применением личностно-ориентированного подхода.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет более эффективным, если:
- создавать и обогащать предметно-развивающую и информационную среду в группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОНР;
- использовать приемы, формы и методы коррекционно-логопедической работы, придающие образовательному процессу личностно-ориентированную (личностно-смысловую; личностно-развивающую) направленность;
- проявлять ценностное отношение к ребенку, заботится о его развитии посредством поддержания интереса к занятиям, инициативы и индивидуальности.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические основы реализации личностно-ориентированного подхода в коррекции речи дошкольников, выявить степень разработанности проблемы исследования;
- спроектировать диагностический комплекс, направленный на выявление уровней и особенностей развития речи у старших дошкольников;
- разработать и апробировать программу развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе личностно-ориентированного подхода;
- провести контрольную диагностику, выявить эффективность использования личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о личностном развитии (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.) [24, 29];
- представление о структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский) [14];
- концепции развития личности, дошкольников, сензитивные периоды жизни (Т.С. Комарова, С.Ю. Мещерякова);
- идеи личностно-ориентированного развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) [12, 39].
Методы исследования были выбраны с учетом специфики объекта и предмета, в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы. В работе были использованы комплексные психолого-педагогические методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (динамическое наблюдение в процессе логопедической работы); педагогический эксперимент.
Организация исследования. Базой исследования являлся МБУ детский сад №33 «Мечта» г.о. Тольятти.
Настоящее исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь-декабрь 2020 г.) поисково-аналитический - осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему исследования; формулировалась гипотеза исследования; определялись цель, объект, предмет, задачи исследования.
Второй этап (январь 2021 г.-февраль 2022 г.) теоретико-проектировочный - определялись методы организации исследования, подбирались диагностические методики, разрабатывалась программа коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР на основе личностно - ориентированного подхода, проводился констатирующий эксперимент и его анализ.
Третий этап (март-июнь 2022 г.) экспериментально-обобщающий - проверялась выдвинутая гипотеза; проводилась апробация авторской программы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР; обрабатывались результаты экспериментальной работы; оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования:
- охарактеризована сущность процесса развития речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи; обосновано применение личностно-ориентированного подхода в логопедической работе, включающей в себя постепенно усложняющуюся совокупность методов и приемов развития подсистем речи (фонетической, лексической);
- обоснована цикличность использования в образовательной деятельности дидактических, подвижных, интерактивных игр, способствующих обеспечению оптимальных условий для наиболее полной реализации раскрытых и нераскрытых (потенциальных) индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- охарактеризован комплекс вариативно используемых методов и приемов (игры, система дозированных вопросов и заданий и др.), способствующий наиболее полной реализации личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
Теоретическая значимость состоит в том, что в результате исследования дополнено характерологическое описание уровней речевого развития дошкольников. Внесён вклад в теорию применения личностно - ориентированного подхода в коррекционно-логопедической деятельности. Доказана значимость личностно-ориентированного подхода в развитии речи дошкольников с ОНР.
Практическая значимость заключается в том, что:
- разработана и внедрена в коррекционно-логопедический процесс образовательная программа «Буквознайка», которая отражает специфические требования к подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР и их дальнейшему обучению в школе;
- определены и описаны критерии для оценки уровней речевого развития дошкольников с ОНР;
- предположения и выводы, которые содержаться в исследовании , проверены в ходе опытно-экспериментальной работы, их результаты могут служить основой для разработки программ ДОУ для разных категорий воспитанников;
Положения, выносимые на защиту:
- программа «Буквознайка» для детей 5-6 лет, направленная на развитие фонематического слуха, восприятия зрительного образа звука- буквы, пространственной ориентировки, мелкой и общей моторики, памяти, внимания и мышления у дошкольников посредством применения личностно-ориентированного подхода, и обеспечивающая надлежащий уровень развития речи для подготовки к школе. Программа включает в себя описание целей и задач развития речи (целевой компонент); набор условий, средств и методов фонематического и речевого развития (оперативно-деятельностный компонент); состав и структуру учебно-методических модулей, инструментарий для выявления результатов логопедической работы с дошкольниками (результативный компонент);
- критерии развития речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (гностический, когнитивный, речемыслительный, познавательный) характеризуются проявлением импрессивной (внутренней) и экспрессивной (внешней) речи, слухового внимания и памяти, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, готовностью артикуляционного аппарата к продуцированию звуковой стороны речи, спецификой сенсорно-перцептивной деятельности.
Достоверность результатов исследования определяется методологической обоснованностью исходных позиций, уместностью теоретических и эмпирических методов по отношению целям и задачам, качественным и количественным анализом полученных данных, характером исследования, позволяющим сопоставлять данные за период исследования, внедрением результатов в практику.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке программы для дошкольников с ОНР и внедрения в процесс обучения в МБУ детский сад №33 «Мечта» и ее реализации с целью повышения уровня развития речи дошкольников с ОНР .
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- Августовская конференция работников образования городского округа Тольятти 26 августа 2021 года (приложение №2 к приказу департамента образования от 10.08.2021 № 256-пк. /3.2) секция 14: «Коррекционно- развивающая работа: новые требования, новые возможности» с докладом «Рабочая программа учителя-логопеда как инструмент решения коррекционно-развивающих задач»;
- научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ 5-6 апреля 2021»;
- III международная онлайн-конференция «Системный подход к обучению ребенка с нарушениями развития » с 12-15 ноября 2021г.;
- Студенческая научная конференция «Дни науки в ТГУ» 06.04.2022г.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения. двух глав и заключения. Содержит 9 рисунков, 2 таблицы, список используемой литературы (48 источников в том числе 5 на иностранном языке), 2 приложения. Основной текст работы изложен на 79 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты опытно-экспериментальной работы, собственная педагогическая практика автора магистерской диссертации позволяют однозначно утверждать, что личностно-ориентированные подход в условиях групповой коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, реализованный посредством совокупности методов, дает позитивный результат. Особенно важно проведение коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей речевых недостатков каждого ребенка в группе, в том числе, умение педагога включить детей в активную деятельность, дать каждому возможность почувствовать свою успешность, вызвать интерес к проводимой работе.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования был сделан вывод о том, что, несмотря на потребность социума в гармоничном развитии личности ребенка и постоянно возрастающем количестве детей с ОНР, педагогических средств, методов, приемов, обеспечивающих успешное личностное развитие таких детей, недостаточно. Данные о применении личностно-ориентированного подхода в работе учителя-логопеда с группами дошкольников с общим недоразвитием речи фрагментарные и неполные.
Актуальность проблемы, недостаточная ее теоретическая и практическая исследованность обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста». Тема актуальна как с точки зрения общества и системы образования, так и с позиции личности.
Спроектированный нами диагностический комплекс, направленный на выявление уровней и особенностей развития речи у старших дошкольников , показал недостаточный уровень речевого развития дошкольников по ряду критериев: гностическому (умение понимать речь в различных ее аспектах), когнитивному (умение воспроизводить речь), речемыслительному (широта словарного запаса и умение им оперировать), познавательному (способность воспринимать и описывать предметы целостно и выделять их отдельные характеристики).
С целью повышения уровня развития речи у старших дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей разработана программа «Буквознайка», включающая задания на развитие речи в соответствии с выявленными критериями. Так, для развития фонематического восприятия речи применялись приемы изображения буквы по цветной схеме-алгоритму, самостоятельное творческое воспроизведение изображения букв. Каждый ребенок мог писать или конструировать буквы с учетом своих индивидуальных возможностей и предпочтений (на бумажном листе, на математической доске на манке, на магнитной доске, на подставке-планшете или стекле, на отпечатке с помощью клея-карандаша и т.д.). Использовались эвристические приемы сенсорного продуцирования зрительного образа звука/буквы в сочетании с арт-терапией, пескотерапией, пластилинотерапией (различных способов работы с материалами и наглядностью), приемов сравнения (на что похожа буква?) и др. Включение в программу различных видов искусства (музыкального, художественного, изобразительного и др.) и свободы выбора материала (изображения при изготовлении) оказало положительное воздействие не только на процесс развития речи, но и на формирование социально-личностных качеств.
Также в процессе личностно-ориентированной логопедической работы решалась задача подготовки дошкольников к обучению чтению: сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Это способствует не только овладению навыками чтения, но и развитию логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа, коммуникативных способностей.
В целом, личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе вне индивидуальных занятий предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспешности в обучении и отклонений в поведении. Это не формирование личности с заданными свойствами, а внимание к внутреннему миру ребенка, создание среды, способствующей полноценному проявлению и развитию возможностей личности.
Программа «Буквознайка» направлена на включение дошкольника в деятельность и принятие самостоятельных решений в ходе игровых заданий. Методы, реализованные в процессе работы с детьми, способствовали проявлению у них самостоятельности, адекватной самооценки, полноценному сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Работа по программе «Буквознайка» располагает детей к совместной деятельности, которая способствует созданию особенно доверительных отношений между ними и максимально активизирует речевую деятельность дошкольника. Они становятся более инициативными, у них повышается творческая активность при устранении недостатков речевого развития через положительное отношение к непосредственно образовательной деятельности.
В завершение работы была проведена контрольная диагностика, выявившая эффективность использования личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Показатели детей улучшились в среднем на 15%.
Таким образом, поставленная нами цель работы достигнута, а гипотеза подтверждена.



1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. М.: ГНОМ, 2013. 32 с.
2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. №2 (74). С. 38-43.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академия, 2007. 528 с.
4. Астапкович В. Васильева призвала регионы увеличить число школьных психологов и логопедов [Электронный ресурс]: РИА «Новости». 03.04.2017. URL: https://ria.ru/20170403/1491327421.html(дата обращения: 06.02.2022).
5. Балакирева Е.А., Клестова Е.О., Иконников А.А. Возможности нейротрофической терапии задержки речевого развития // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021. № 121(4). С. 44-47.
6. Башмакова С. Б. Особенности нарушений грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 2. С. 31-35.
7. Васильева В.В., Селенкова А.А. К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Том 9. №4(33). С. 149-152.
8. Власова М.Г. Лего-терапия как средство формирования речевой активности у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]// «Norvegian journal of development of the international science». 2021. №55/2021. С. 53-55. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
9. Власова М.Г. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста в образовательной организации // Jurnalul Umanitar Modern. 2021. Т. 4. № 1(7). С. 16-19.
10. Власова М.Г. Развитие речи старших дошкольников на основе использования компьютерных игровых средств [Электронный ресурс] // Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 5-16 апреля 2021. Тольятти: НаукоПолис. 2021. С. 451- 454. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11. Волкова В.С. Логопедия: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС, 2006. 703 с.
12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003. 272 с.
13. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.: АСТ, 2007. 158 с.
14. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М.: Перспектива. 2018. - 148 с.
15. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2012. 352 с.
16. Грибова О.Е. К вопросу о сущности текста как лингвистического явления // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы Международной научной конференции. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. С. 360-363.
17. Жулина Е.В. Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63¬2. С. 171-173.
18. Жулина Е.В, Солнцева Т.В. Экспериментальное исследование нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. С.66-68.
19. Каштанова С.Н., Плюсина С.А. Интерактивно -методический комплекс в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68(2). С. 276-280.
20. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М: Академия, 2001. 256 с.
21. Колесникова С. А. Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования // Молодой ученый. 2017. № 26(160). С. 163-165.
22. Котова И.Б. Онтогенез развития личности: неоднозначность исследовательских трактовок // Гуманизация образования. 2012. №4. С. 58-63.
23. Лапшина В.С. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №6. С.119-121.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2015. 352 с.
25. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. №4. С.101-105.
26. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород: НовГУ, 2006. 126 с.
27. Микляева Н.В. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. М.: ИНФРА-М, 2016. 313 с.
28. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 400 с.
29. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. 112 с.
30. Радецкая И.В. Квест-технология в деятельности детской общественной организации: практическое руководство [Электронный ресурс]: Текстовое электронное издание. // Дубовик М.Ю., Банников С.В., Куманяев Д.Ф., Власова М.Г., Кандрашкина Е.В., Спирева Е.В. / Раздел 5. Игровой квест «Родной край» (к 170-летию Самарской губернии) // Тольятти: НаукоПолис. 2021. С.56-63 - 1 оптический диск.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020. 960 с.
32. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144с.
33. Серебренникова С.Ю., Соколова И.О. Профессиональная деятельность логопеда по формированию монолога -рассуждения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. №2. С. 165-174.
34. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие. М.: АСТ, 2014. 320 с.
35. Солоневичева М.Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. 88 с.
36. Тверская О.Н., Ведерникова В.Д. Проблема речевых ошибок у
детей дошкольного возраста в современной России [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 4. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2020/04/91995(дата обращения: 30.01.2022).
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива. 2014. 32 с.
38. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование 2012. № 1. С. 139-150.
39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. 1999. С. 36¬112.
40. Чиркина Г.В. Принципы анализа и оценки коммуникативно - речевых умений детей с нарушениями речи // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. Архангельск: Приморский ун-т, 2009. С. 79-107.
41. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Программа развития. М.: Сфера, 2006. 208 с.
42. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018. №6. С.23-30.
43. Яшина К.И. Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и театрализованных игр // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. С. 1007-1009.
44. Graham D. &McLeod S. (2017). Children with Speech Sound
Disorders at School: Challenges for Children, Parents and Teachers. Australian Journal of Teacher Education. 42. Рр. 81-101. [Electronic resource]. -
URL:https://ro.ecu.edu.au/ajte/vol42/iss2/6/ (date of treatment: 12.04.2022) // Дети с нарушениями речи и слуха в школе : проблемы детей, родителей и учителей.
45. Identifying and Teaching Children and Young People with Dyslexia and Literacy Difficulties. Difficulties An independent report from Sir Jim Rose to the Secretary of State for Children, Schools and Families June 2009.Pp. 32-41. [Electronic resource]. - URL:https://docplayer.net/20007452-Identifying-and- teaching-children-and-young-people-with-dyslexia-and-literacy-difficulties.html (date of treatment: 10.04.2022) // Выявление и обучение детей и молодых людей с дислексией и трудностями грамотности. Независимый отчет сэра Джима Роуза государственному секретарю по делам детей, школ и семьи.
46. Kornev A.N. School disadaptation in children with speech underdevelopment and its prevention // Psychology in Russia: State of the Art.-2012. Pp. 436-445 [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/school- disadaptation-in-children-with-speech-underdevelopment-and-.its-prevention-1 (date of treatment: 05.04.2022) // Корнев А Н. Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее профилактика.
47. Sarmite Tubele Prevention of Speech and Language Disorders in Preschool Children // Ad verba liberorum: Sciendo, №3 (1). 2011. Pp. 19-31 [Electronic resource]. - URL: https://docplayer.net/40603933-Prevention-of- speech-and-language-disorders-in-preschool-children.html (date of treatment: 18.04.2022) //Профилактика речевых и языковых нарушений у детей дошкольного возраста.
48. Shibanova G.I. Some aspects of predicative vocabulary formation in
preschool children with general speech underdevelopment // Евразийский Союз Ученых №77. 2020. С.33-34 [Electronic resource]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/some-aspects-of-predicative-vocabulary- formation-in-preschool-children-with-general-speech-underdevelopment (date of treatment: 16.04.2022) // Шибанова Г.Л. Некоторые аспекты формирования предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ