Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников 11
1.1 Сущность и структура психолого-педагогической компетентности
родителей младших школьников 11
1.2 Условия формирования психолого-педагогической компетентности у
родителей младших школьников 22
1.3 Модель формирования психолого-педагогической компетентности у
родителей младших школьников 30
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников 40
2.1 Выявление уровня сформированности психолого-педагогической
компетентности у родителей младших школьников 40
2.2 Реализация модели формирования психолого-педагогической
компетентности у родителей младших школьников 53
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования процесса формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников 68
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Список используемой литературы
Приложения
Семья играет важнейшую роль в процессе воспитания и развития ребенка. Однако в современных социально-экономических условиях наблюдается отсутствие единства как в подходах к воспитанию детей, так и в используемых родителями методах и средствах. Родители, полагаясь на свой опыт и не задумываясь над последствиями не всегда верных воспитательных воздействий на ребенка, и не обладая достаточными знаниями об индивидуальных и возрастных особенностях развития ребенка, зачастую прибегают к ситуативным воздействиям, основываясь на интуиции и житейском опыте. Исходя из этого, формирование психолого-педагогической компетентности родителей необходимая часть социальной политики современного общества. Воспитание в школе имеет свои сильные стороны, однако образовательное учреждение и семья обладают собственными функциями в воспитании детей и не могут заменить друг друга.
Система образования ориентируется на потребности государства, общества и семьи, которые отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Со стороны семьи выделяются такие потребности как личная, социальная и профессиональная успешность ребенка. В последнее время, как в науке, так и в общественной практике уделяется особое внимание вопросам родительства, внутрисемейных отношений, сотрудничества семьи и образовательных учреждений (Д.З. Гильфанова, А.В. Минина, В.В. Селина и др.).
Проблема психологического сопровождения и психологической поддержки семьи и личности рассматривалась многими авторами (Б.С. Волковым, Е.Л. Горловой, Е.П. Ильиным и др.). Большое количество научных трудов посвящено проблемам педагогики и психологии воспитания детей в семье (О.Л. Зверева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Изучены вопросы поддержания стабильности семьи (Т.В. Андреева, Ю.А. Гладкова и др.), ее личностных ресурсов (М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко и др.). Многие работы связанны с изучением педагогической культуры родителей (М.В. Осорина, С.Н. Пиюкова, А.В. Петровский и др.).
Особую роль имеют исследования проблемы формирования, повышения, развития психолого-педагогической компетентности у родителей институтами социализации: системой образовательных учреждений (К.А. Беляева, А.В. Минина, В.В. Селина и др.).
Наибольшую актуальность формирование психолого-педагогической компетентности у родителей приобретает в вопросах воспитания младших школьников, возраст которых признается психологами и педагогами как один из наиболее сенситивных в формировании личности ребенка (В.Н. Бушина, Е.Л. Горлова, О.А. Карабанова и др.).
В контексте методологического обоснования важную роль играют работы по вопросам использования психологических технологий в процессе формирования психолого-педагогической компетентности. В особенности, различные виды социально-психологического тренинга, игровых методов, метода кейсов и пр., эффективность воздействия которых была доказана в работах многих авторов (Е.О. Смирнова, А.М. Смолкин, Н.Ф. Талызина и др.).
Несмотря на социальную значимость данной проблемы, в настоящее время в педагогической науке отсутствует единство содержания и структуры психолого-педагогической компетентности родителей, не раскрыты ее критерии, их показатели и уровни. Научные исследования по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности у родителей малочисленны, фрагментарны и не отображают системного видения проблемы в современных условиях. Таким образом актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:
- между постоянно растущими потребностями общества и государства в формировании психолого-педагогической компетентности у родителей учащихся и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ ее формирования;
- между необходимостью формирования компетентности у родителей, как важнейшего фактора эффективности воспитательного процесса в семье и отсутствием соответствующих психолого-педагогических технологий;
- между завышенными требованиями к современной семье в вопросах воспитания младшего школьника и неспособностью родителей, осознать значимость данного возрастного периода для формирования основ личности и ее социализации.
Таким образом, объективная потребность в формировании психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников и недостаточная разработанность психолого-педагогических условий ее формирования определили проблему нашего исследования: каковы условия формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Исходя из потребности в анализе степени разработанности данной проблемы, а также обозначенных противоречий сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников».
Цель исследования: разработка и реализация модели формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования психолого - педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Предмет исследования условия формирования психолого - педагогической компетентности у родителей младших школьников.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников будет наиболее эффективно, если:
1. Способствовать заинтересованности родителей младших школьников в успешном воспитании детей;
2. Расширять представления родителей о психолого-педагогических особенностях младших школьников;
3. Развивать у родителей младших школьников способность к эмпатии, поддержки, рефлексии и самоконтролю;
4. Обеспечивать взаимосвязь психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей через решение специально организованных задач-ситуаций;
5. Создавать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и взаимоуважения между участниками воспитательного процесса.
Вышеперечисленное определяет постановку следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровни, критерии и показатели сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников;
3. Разработать и реализовать модель формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников;
4. Доказать эффективность модели формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические идеи в области профессиональных компетенций и компетентностей (Т.В. Афанасьева, Н.Ю. Васютина, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.А. Калекин, А.К. Маркова, Дж. Равен, С.В. Сухова, С.А. Хазова);
- научные труды, изучающие психолого-педагогическую компетентность родителей (К.А. Беляева, Д.З. Гильфанова, Е.Л. Горлова, А.В. Минина, С.Н. Пиюкова, В.В. Селина, Н.Ш. Тюрина);
База исследования: МБУ «Школа № 55» г.о. Тольятти
Этапы исследования и его организация. Осуществление исследования проходило преемственно в три этапа с 2016 по 2018 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2016 - 2017 гг.). Определение и изучение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, обозначение теоретико-методологических основ исследования, выполнение первичного сбора и анализа эмпирического материала.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2017 - 2018 гг.).
Построение модели формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников, включая проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов эксперимента, выводы, обобщение, систематизация и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана модель формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников; определены критерии, показатели и уровни сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнено понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей»; теоретически обоснована модель формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке образовательной психолого-педагогической программы «Новый взгляд», а также методических рекомендаций по формированию психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
Достоверность и обоснованность выводов и основных положений исследования гарантируется концептуальными научными положениями педагогики и психологии; выбором методов исследования, адекватных целям задачам и предмету исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования, они нашли свое отражение в сборниках материалов студенческих международных научно - практических конференций «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, 2016), «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (Новосибирск, 2016, 2017), а также были представлены на XIX и XX Международных научно-практических конференциях «Образование и психологическое здоровье» (Самара, 2016, 2017) и на Международной научно-практической конференции «Проблемы социальной исключенности личности и группы в современном обществе, их решение средствами социальной работы» (Тольятти, 2017).
Личный вклад автора в осуществление опытно-экспериментальной работы заключается в постановке и обосновании проблемы, разработке идеи работы, задач и этапов исследований; в непосредственном участии в получении исходных данных, их систематизации и апробации результатов исследования. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников, выполнены все диагностические исследования, разработана и апробирована модель формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
На защиту выносятся:
1. Понятие психолого-педагогическая компетентность родителей младших школьников - это совокупность личностных характеристик, определяющая стремление к достижению результатов в воспитательной деятельности, способность самостоятельно находить способы решения проблем и задач воспитания ребенка, с использованием актуальных психолого-педагогических знаний, теоретического и жизненного опыта, а также умение адекватно производить оценку себя и своих воспитательных воздействий, представленную совокупностью взаимосвязанных компонентов.
2. Модель формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников включает в себя три блока: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный.
3. Условия формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников:
- грамотное руководство, организация и методическое сопровождение партнерского взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей младших школьников, которые основаны на профессионализме педагогов и психологов;
- применение активных форм и методов формирования психолого - педагогической компетентности у родителей, направленных на повышение уровня каждого из компонентов родительской компетентности;
- реализация комплексного, интегрированного и дифференцированного подхода к апробации модели формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников;
- формирование психологической готовности родителей к личностному развитию и самосовершенствованию себя как родителей;
- мониторинг успехов родителей и предоставление им результатов их индивидуальной динамики;
- включение родителей в жизнь школы, привлечение к сотрудничеству, сотворчеству, взаимопомощи, а также организация систематического просвещения родителей, которое способствует развитию мотивации и познавательной активности;
- развитие профессиональной компетентности и профессиональной готовности у специалистов системы образования (педагогов, психологов, социальных педагогов) в рамках работы с родителями и лицами их замещающими;
- предоставление родителям возможности проявления инициативы, самостоятельности, активности в процессе формирования у них психолого - педагогической компетентности.
Структура работы: отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1. В ходе проведения исследования было установлено, что проблема формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников является актуальной как для педагогической теории, так и для педагогической практики. Ее актуальность сегодня обусловлена изменениями в нормативно-правовом поле сферы образования, которая наделяет родителей правами и обязанностями субъекта образовательного процесса.
2. Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный на первом этапе исследовательской работы, обеспечил возможность уточнения понятия «психолого-педагогическая компетентность родителей младших школьников», которое рассматривается как совокупность личностных характеристик, определяющая стремление к достижению результатов в воспитательной деятельности, способность самостоятельно находить способы решения проблем и задач воспитания ребенка, с использованием актуальных психолого-педагогических знаний, теоретического и жизненного опыта, а также умение адекватно производить оценку себя и своих воспитательных воздействий, представленную совокупностью взаимосвязанных компонентов. А также обеспечил возможность разработки модели формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников, которая включала в себя три блока: целевой, организационно-содержательный, и оценочно-результативный.
3. В ходе констатирующего этапа эксперимента были выделены критерии (мотивационно-личностный, когнитивный и коммуникативно-деятельностный) и их показатели, а также уровни (высокий, средний и низкий) сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников.
4. В ходе формирующего этапа эксперимента были выделены два направления работы по формированию психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников (групповая работа с родителями в рамках реализации образовательной психолого-педагогической программы «Новый взгляд» и индивидуальная работа совместно с классными руководителями и социальным педагогом).
5. Результаты контрольного среза подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников будет наиболее эффективно, если:
- способствовать заинтересованности родителей младших школьников в успешном воспитании детей;
- расширять представления родителей о психолого-педагогических особенностях младших школьников;
- развивать у родителей младших школьников способность к эмпатии, поддержки, рефлексии и самоконтролю;
- обеспечивать взаимосвязь психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей через решение специально организованных задач - ситуаций;
- создавать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и взаимоуважения между участниками воспитательного процесса.
1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни. М. : Амрита-Русь, 2015. 320 с.
2. Андреева Т. В. Психология семьи : учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : Питер, 2014. 334 с.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. : Карапуз, 2002. 264 с.
4. Аррюс-Ревиди Ж. Незрелые родители и взрослые дети = Parents immatures et enfants-adultes ; [пер. с фр. О. Чекчуриной ; науч. ред. Е. Николаевой ; предисл. М. Осориной]. Санкт-Петербург : Питер, 2015. 320 с.
5. Афанасьева Т. В. Дескрипторная модель компетенций в оценке качества результата образования // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 3. С. 513-517.
6. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. М. : Академия естествознания, 2010. 339 с.
7. Беляева К. А. Родительская компетентность: уровни и самооценка родителей [Электронный ресурс] // Социологические науки. 2016. №
46. Режим доступа:http://novainfo/author/1340.
8. Блонский П. П. Педология : учебник для высш. учеб. заведений. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. 356 с.
9. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на Дону: Булат, 2000. 351 с.
10. Бушина В. Н. Развитие личности ребенка: педагогические идеи, пути решения: монография. Н. Тагил: Медиа-принт, 2005. 192 с.
11. Васютина Н. Ю. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/581708
12. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. М. : Литур, 2004. 400 с.
13. Виноградова Г. А., Пантелеева В. В. Организационная психология [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. Теорет. и прикладная психология. Тольятти : ТГУ, 2016. 150 с.
14. Власова Л. В., Медяник Г. А. Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников: формы работы // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. 2017. № 21. С 58-60.
15. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста : учеб. пособие. 7-е изд., перераб. и доп. Москва : КНОРУС, 2016. 347 с.
16. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : Мирос, 2002. 296 с.
17. Гильфанова Д. З. Инновационно-прогностическая модель воспитания родителей // Вестник Государственного университета управления. 2011. № 7. С. 56-69.
18. Гладкова Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 103-110.
19. Горлова Е. Л. Психологический возраст ребенка как основание для проектирования стратегий развития родительской компетентности // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 134-141.
20. Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 172 с.
21. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект . Минск: Университетское, 1985. 208 с.
22.Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие. М. : Академия, 1999. 160 с.
23.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
24. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Educational Technology and Society. 2007. № 10. С. 36-44.
25. Ильин Е. П. Психология любви : учеб. пособие для вузов. Санкт- Петербург : Питер, 2015. 332 с.
26. Ильин Е. П. Психология надежды : оптимизм и пессимизм. Санкт- Петербург : Питер, 2015. 287 с.
27. Ильин Е. П. Психология совести : вина, стыд, раскаяние. Санкт- Петербург : Питер, 2016. 288 с.
28. Ильин Е. П. Эмоции и чувства : учеб. пособие по направлению Пед. образование. 2-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2016. 782 с.
29. Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2009. № 17. С. 245-250.
30. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1992. 704 с.
31. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Москва, 2002. С. 3-23.
32. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. — М. : Педагогический поиск, 2013. 240 с.
33. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. № 4. С. 3-31.
34. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. 2-е изд. М. : Академия, 1999. 232 с.
35. Лобода Л. В. Воспитание уважительного отношения к семье у младших школьников: выпускная квалификационная работа. Тольятти, 2016.
36. Лобода Л. В., Медяник Г. А. Условия формирования психолого- педагогической компетентности у родителей младших школьников // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. 2016. № 8. С. 348-353.
37. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М. : Педагогика, 1979. Т. 4. 551 с.
38. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
39. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2016. 399 с.
40. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии : проект. обучение : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлениям подготовки Пед. образование, Психолого-пед. образование. 4-е изд., стер. Москва : Академия, 2016. 158 с.
41. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлениям техн. и гуманит. профиля ; под ред. А.М. Руденко. Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. 284 с.
42. Минина А. В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников // Дискуссия. 2014. № 1. С. 131¬137.
43. Новиков А. М. Развитие отечественного образования // Полемические размышления. М. : Эгвес, 2005. 176 с.
44.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М. : ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
45.Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2016. 297 с.
46. Педагогические технологии : вопросы теории и практики внедрения : справ. для студентов : [учеб. пособие] / авт.-сост. А.В. Виневская ; под общ. ред. И.А. Стеценко. Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 254 с.
47. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М. : Знание, 1981. 188 с.
48. Пиюкова С. Н. Формирование педагогической компетентности
родителей приемных детей: дис. ... канд. пед. наук. С., 2002. 200 с.
49. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М. : Когито-Центр, 2002 (англ. 1984). 396 с.
50. Селина В. В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник НовГУ. 2008. № 45. С. 68-70.
51. Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А. Организация игровой деятельности : учеб. пособие для обуч. по направлению подготовки Психолого-пед. образование. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. 223 с.
52. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М. : Высшая школа, 1991. 176 с.
53. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология общения : учеб. для колледжей. 2-е изд., стер. Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 318 с.
54. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко Е. Е. Психология и педагогика : учеб. для студентов вузов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. 636 с.
55. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета. № 6693. Режим доступа:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.(Дата обращения 8.06.2015).
56. Сухов С. В., Бабаевский П. Г. Формирование компетентного
профессионала [Электронный ресурс] // Авиационный технолог. 2005. № 21. Режим доступа: http://www.mati.ru/magazine/archive/112005/main.php.(Дата обращения: 17.11.2005).
57. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017. 208 с.
58. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. : Изд-во МГУ, 1975. 344 с.
59. Тулегенова А. Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] http: //www. crimea. edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019. html
60. Тюрина Н. Ш. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2008.
61. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1990. 528 с.
62. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания, 2010.
63. Шишов С. И., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М. : Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
64. Gibaud-Wallston J. Self-esteem and situational stress: Factors related to sense of competence in new parents. Nashville: George Peabody College for Teachers, 1977. 111 pp.
65. Gibaud-Wallston J, Wandersman LP. Development and utility of the parenting sense of competence scale. Toronto: The annual meeting of the American Psychological Association, 1978.
66. Gilmore L, Cuskelly M. Factor structure of the parenting sense of competence scale using a normative sample. Child Care Health Dev 2008; 35: 48-55.
67. Hohmann-Marriott BE. Father involvement ideals and the union transitions of unmarried parents. J Fam Issues 2009; 30: 898-920.
68. Johnston C, Mash EJ. A measure of parenting satisfaction and efficacy. J Clin Child Psychol 1989; 18: 75-167.
69. Knauth DG. Predictors of parental sense of competence for the couple during the transition to parenthood. Res Nurs Health 2000; 23: 496-509.
70.Ohan J, Leung D, Johnston C. The Parenting Sense of Competence Scale: evidence of a stable factor structure and validity. Can J Behav Sci 2000; 32: 61-252.