ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Особенности формирования коллектива класса начальной школы ..6
1.2. Условия формирования коллектива класса начальной школы 14
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Выявление уровня сформированности детского коллектива
младших школьников 30
2.2. Проектирование и организация опытно-экспериментальной работы
по формированию детского коллектива младших школьников в процессе учебной деятельности 40
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию детского коллектива младших школьников 54
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста, которая строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО). ФГОС НОО в качестве одного из целевых ориентиров выделяет создание и воспитание школьного ученического коллектива.
Детский коллектив - это сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными органами самоуправления, традициями, стилями тоном отношений. Актуальность проблемы обусловлена поиском новых подходов к пониманию , какую роль играют коллективные отношения и сотворчество, когда создается перспектива индивидуального роста и становления субъектной позиции ребенка в процессе его взаимодействия с окружающими людьми. Следует отметить неразрывную связь процессов развития личности и коллектива. Развитие коллектива (уровень развития, структура деловых и межличностных отношений , которое сложились в нём) оказывает влияние на развитие личности. С другой стороны, воспитательная сила и воздействие коллектива зависит от активности воспитанников, уровня их физического и умственного развития, их возможностей и способностей.
Проблемой влияния коллектива на личность занимались ученые, педагоги и психологи разных времен: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, И.Г. Песталоцци, А.В. Мудрик, Л.И.Уманский, Н.Д. Хмель, А.Н. Тесленко, П.П.Блонский, А.В. Петровский, В.М.Коротов и многие другие.
Однако внимание ученых в основном направлено на внеурочные виды деятельности, в то время как учебная деятельность младших школьников является основным видом деятельности в этом возрасте и располагает огромными возможностями по формированию детского коллектива.
Анализ школьной практики показывает, что в настоящее время у детей уже в начальной школе проявляются индивидуализм и эгоизм, нежелание считаться с мнением коллектива. В связи с развитием научно-технического прогресса, появлением компьютеров, телефонов и других средств связи, доминированием в жизни ребенка социальных сетей, воспитательное влияние ученического коллектива на ребенка существенно снизилось. Педагогами отмечается слабое сплочение детей в коллективе, низкий уровень развития ученического коллектива.
Возникает противоречие между необходимостью формирования детского коллектива в классе, необходимостью преодоления в процессе воспитания противоречий между коллективом и личностью, а с другой стороны с недостаточным использованием педагогами возможностей учебной деятельности, как ведущей, в формировании детского коллектива в начальной школе.
Разрешение данного противоречия определило проблему исследования, состоящую в выявлении условий формирования коллектива класса младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать условия формирования коллектива класса начальной школы.
Объект исследования - процесс формирования коллектива класса начальной школы.
Предмет исследования - условия формирования коллектива класса начальной школы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу формирования коллектива младших школьников;
- раскрыть условия и методы формирования детского коллектива;
- выявить уровень сформированности коллектива младших школьников;
- разработать методику формирования коллектива младших школьников в учебной деятельности;
- проанализировать динамику сформированности коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что условиями формирования детского коллектива являются:
- организация совместной учебной деятельности младших школьников;
- использование групповой формы организации учебной деятельности;
- создание положительного эмоционального фона внутри детского коллектива.
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: исследование проводилось в ГБОУ СОШ № 27.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанные формы учебной деятельности способствуют формированию коллектива младших школьников и могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
В работе установлено, что детский коллектив - это объединение учащихся, характеризующееся рядом таких признаков как наличие общей социально значимой цели, общей совместной деятельности, направленной на достижение поставленной цели, общей организации этой деятельности, отношений ответственной зависимости, общего выборного руководящего органа, благоприятного психологического климата. Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности младшего школьника. Коллектив обеспечивает учащемуся возможности самовыражения и самоутверждения как личности, в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.
В качестве важнейшего средства формирования коллектива выступает учебная деятельность школьников. Учебная деятельность младших школьников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни, организация самоуправления.
Для реализации вышеперечисленных условий формирования детского коллектива система работы на уроке должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. В младшем школьном возрасте, где ведущим видом деятельности выступает учебная деятельность, общение становится определяющим в познании окружающего мира, является тем видом деятельности, который регулирует отношения учителя и воспитанника, коллектива учащихся в процессе их интеллектуального, нравственного роста, является системообразующим признаком развития личности в учебном процессе. Поэтому оптимальной формой организации обучения является обучение в сотрудничестве, которое позволяет организовать активную совместную учебную деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В работе рассмотрены такие методы обучения как проектный, метод дискуссии или конструктивного диалога, метод группового взаимодействия, метод STL, «Пила», «Учимся вместе».
Проведенное экспериментальное исследование выявило средний уровень сформированности детского коллектива школьников экспериментального и контрольного классов. Поэтому было организовано совместное обучение в группах на уроках русского языка, окружающего мира и технологии. На каждом из уроков мы использовали разные формы организации урока: урок исследование, урок путешествие, урок соревнование, урок-смотр знаний, урок- творческая мастерская урок конференция, урок-проект, что позволяло организовать разнообразную групповую работу на уроках русского языка, окружающего мира и технологии. В ходе групповой работы на разных этапах урока у детей развивались коммуникативные качества личности, умение слушать других людей, они учились искать компромиссы и нести ответственность за свои слова, улучшился микроклимат классного коллектива, произошло сплочение учеников.
Проведенное повторное исследование уровня сформированности детского коллектива показало положительную динамику уровня сформированности детского коллектива экспериментальной группы на уровне 20%, что говорит об эффективности разработанной нами системы совместного обучения в группах, направленной на формирование детского коллектива.
Таким образом, разработанные формы групповой учебной деятельности способствуют формированию коллектива младших школьников и могут быть использованы в работе учителей начальных классов.
1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 2013. - 225 с.
2. Арамова, П.И. Выбор младшего школьника в ходе групповой воспитывающей деятельности [Текст] / П.И. Арамова // Начальная школа.
- 2015. - №5. - С. 22-29.
3. Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений [Текст] / Л.П. Буева. - СПб. : Питер, 2014. - 268 с.
4. Батырева, С.Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младшего школьника [Текст] / С.Г. Батырева // Начальная школа. - 2015. - №11. - С.32-41.
5. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива [Текст] / Н.В. Белобородов. - М. : АРКТИ, 2012. - 104 с.
6. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт [Текст] / В.В. Воронов.
- М. : Педагогическое общество России, 2012. - 144 с.
7. Воспитание младшего школьника [Текст] / сост. Л.В. Ковинько. - М. : Академия, 2013. - 288 с.
8. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. — М. : 2012. — Т. 4.
- 526 с.
9. Гаврильчева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г. Ф. Гаврильчева // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 13 - 18.
10. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст] / И.З. Гликман. - М. : Издательство Владос-пресс, 2012. - 176 с.
11. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива [Текст] / Л. Ю. Гордин.
- М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
12. Дашина, Н.С. Психология и педагогика [Текст] / Н.С. Дашина - М. : Современный Гуманитарный Институт, 2015. - 102 с.
13. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, И.С. Кон, А.В. Мудрик. - М. : - Просвещение, 2014. - 288 с.
14. Давыдов, В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников [Текст] / В.В. Давыдов // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. - М. : Просвещение, 2016. - 204 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2014. - 23 с.
16. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности [Текст] / А.И. Донцов. - М. : МГУ, 2014. - 128с.
17. Дуброва, М.В. Начальная школа : анализ современного состояния и проблемы [Текст] / М.В.Дуброва // Начальная школа. - 2013. - №8. - С.3¬8.
18.Забродин, Н.Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива [Текст] / Н.Г. Забродин // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2016. -№1. -С. 69-73.
19. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст] / М.Г. Казакина. - СПб. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2013. - 115 с.
20. Классному руководителю о воспитательной системе класса : сб. ст. [Текст] / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Владос, 2013. - 147с.
21. Клевакина, Т. С. Как сплотить детский коллектив [Текст] / Т. С. Клевакина, Н. П. Цыганкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. — № 3 (8). — С. 17-19.
22. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М. : Просвещение, 2014. - 268с.
23. Конникова, Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе [Текст] / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М. : Посвещение, 2011. - 402 с.
24. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе [Текст] / Н.М. Конышева. - Смоленск, 2012. - 179 с.
25. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического
взаимодействия [Текст] / Е.В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2012. - 224 с.
26. Развитие воспитательных функций коллектива : проблемы общей
методики воспитательного процесса [Текст] / В. М. Коротов. - М. : Педагогика, 2015. - 280 с.
27. Котельникова, Т.В. Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО [Текст] / Т.В. Котельникова // Молодой ученый. -
2015. - №10. -С. 14-15.
28. Коллектив как объект и субъект воспитания [Текст] //Педагогическое обеспечение работы с молодежью : учебное пособие / под ред. С.В. Наумова, Ю.Х. Трущиной; Мин-во обр. и науки РФ, мин-во обр. Нижегородской обл.; ФГБОУ «Нижегород.гос.пед.ун-т». - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. - С.134-151.
29. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко [Текст] / И.Ф. Козлов. - М. : Новая школа, 2015. - 159 с.
30. Котельникова, Я.А. Организация научно -исследовательской деятельности в процессе воспитания коллектива: методические рекомендации, пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников [Текст] / Я.А. Котельникова //Одаренный ребенок.- 2015. - №5. -С.104-110.
31. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М. : ФОРУМ, 2012. - 384 с.
32. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник [Текст] / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.
33. Куликова, Л. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования [Текст] / Л.Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал, 2013. - № 2. -166-180 с.
34. Куракин, А. Т. Коллектив и личность школьника. Вып. 1. Ч. I, П. Основы теории воспитательного коллектива [Текст] / А.Т.Куракин, Х.Я. Лийметс, Л. И.Новикова. - Минск, 2015. - 214 с.
35. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива [Текст] / А.Н.Лутошкин. - М.: Академия, 2008. - 46 с.
36. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / сост. В.С.Хмельник.- М.:
Политиздат, 2010.- 415с.
37. Мардахаев, Л.В. Социализация человека как социально-педагогический процесс [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование. - 2014. - № 4. - С. 21-26.
38. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации [Текст] / А.В.Мудрик //Вестник ПСТГУ. Педагогика.психология. - 2014. - № 3(10). - С. 7-24
39. Немов, Р.С. Путь к коллективу [Текст] / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. - М. : Педагогика, 2014. - 144 с.
40. Неймер, Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение [Текст] / Ю.Л. Неймер // Социологическое исследования. - 2013. - Вып.2. - С.68-96.
41. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории [Текст] / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
42. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2012. - 272 с.
43. Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе: пособие для
заместителей директора школы по воспитанию и классных руководителей [Текст] / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М. : Центр Педагогический поиск, 2013. - 160с.
44. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М. : Просвещение,
2016. - 432с.
45. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] / И. П. Подласый. - М.: Владос-пресс, 2014. - 365 с.
46. Поляков, С.Д. Технология воспитания [Текст] / С.Д. Поляков. М.: Владос, 2012.- 203 с.
47. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности [Текст] /
А.В.Петровский. - М. : Педагогика, 2015. - 268 с.
48. Рогов, Е.И. Психология группы [Текст] / Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2007. - 430 с.
49. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 2014. - 192 с.
50. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность [Текст] / А.В. Сидоренков // Психологический журнал.- 2016.- №1.- С.44-49.
51. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе [Текст] / В.П. Сазонов.- М. : Академия, 2013.- 201 с.
52. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М. : Академия, 2011. - 288 с.
53. Трубайчук, Л.В. Учебная деятельность младшего школьника как основа становления и развития личности [Текст] / Л.В. Трубайчук // Вестник Омского университета. - 2015. - №.2. - С.117-119
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2014.- 35 с.
55. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития
личности и малых групп [Текст] / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 490 с.
56. Холодкова, О.Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников [Текст] / О.Г. Холодкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 71-74.
57. Ходаковский, Л.С. Принципы организации школьного коллектива [Текст] / Л.С. Ходаковский.- М.: Просвещение, 2015.- 328 с.
58. Шульц М.П. Взаимоотношения учителей и учащихся в советских и буржуазных школах [Текст] / М.П. Шульц. -Воронеж : изд-во Воронежского университета, 1981. - 139 с.
59. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 224 с.
60.Эльконин, Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Владос, 2013. - 140 с.
61.Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: [Текст] / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2014. - 352 с