Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса к подвижным играм у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Подвижные игры народов мира как средство развития познавательного интереса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 25
2.1 Изучение уровня развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание работы по развитию познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 41
2.3 Динамика развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 56
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложения 76
Актуальность исследования. Одной из актуальных для современного дошкольного образования проблем выступает проблема развития познавательного интереса.
В современной практике главное значение имеет развитие интереса к окружающей действительности, жизни людей и их труду. Интерес выступает в роли толчка для освоения новых знаний и умений. Интерес способствует расширению и углублению знаний, повышению качества работы, также содействует творческому подходу человека к своей деятельности.
Вопросы развития познавательного интереса были отражены в исследованиях ученых (Е.Б. Аксенова, А.О. Дробинская, Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова). В целом, проведя анализ работ, посвященных исследованиям развития познавательного интереса детей 6-7-летнего возраста с задержкой психического развития, мы выявили, что вопросы его развития отражены в научных трудах. Однако вопрос развития познавательного интереса к подвижным играм недостаточно изучен.
Исходя из результатов изучения научных источников, нам удалось обосновать актуальность исследования тем, что проблема развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира недостаточно изучена.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определена социальным заказом общества на гармонично развитую личность дошкольника, который к выпуску из дошкольной образовательной организации обладает определенным уровнем развития познавательного интереса к двигательной деятельности в целом, что включает в себя и овладение навыком организации подвижных игр.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования базируется на теоретическом анализе и методологическом обосновании возможности развития познавательного интереса, в том числе во время двигательной деятельности. Анализ исследований отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского позволил выявить, что эффективным средством физического воспитания являются подвижные игры. Во время занятий подвижными играми дети совершенствуют навыки движений, развивают самостоятельность, формируют умение проявлять инициативу и настойчивость, а так же развивают уверенность. Воспитанникам становится легче следовать заданным правилам игры и координировать свои движения.
Обращаясь к актуальности на научно-методическом уровне, следует отметить, что в современной образовательной практике возникает затруднение в развитии познавательного интереса к подвижным играм народов мира у дошкольников с задержкой психического развития. Очевидность разработки и внедрения подвижных игр разных народов для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в режимные моменты обусловлена тем, что двигательная активность представляет собой стимулирующий фактор и одно из условий развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер.
Исходя из результатов изучения научных источников, нам удалось обосновать актуальность исследования тем, что проблема развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира недостаточно обусловлена.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта было определено противоречие между необходимостью развития познавательного интереса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием подвижных игр в этом процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его реализации определило проблему исследования: какова возможность развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет эффективно если:
• реализован поэтапно процесс развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей с задержкой психического развития;
• обеспечено формирование первичных представлений о подвижных играх разных народов мира;
• обучены дети техническим элементам подвижных игр народов мира в образовательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, определив уровень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать этапы и содержание работы по развитию познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической основой исследования явились:
• концепции о культурно-историческом развитии человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков);
• исследования, посвященные формированию личности ребенка в процессе всестороннего изучения окружающей действительности (Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский, Т.Ю. Купач, Д.Б. Эльконин);
• исследования, которые были направлены на изучение познавательного интереса (М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина).
В ходе исследования были использованы взаимодополняющие методы: анализ психолого-педагогической литературы; осуществление систематизации, обобщения, анализа фактических данных; проведение психолого-педагогического эксперимента, с включением констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ детский сад № 80 Песенка. В работе приняли участие по 14 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования. Исследование было реализовано в 2016-2018 гг. Оно состояло из трех этапов.
Первый этап - теоретико-поисковый (2016 г.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались философская, психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился анализ планов, программ образовательных организаций по исследуемой проблеме, осуществлялся первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - опытно-поисковый (2016-2017 г.г.). Проведение констатирующего эксперимента с последующим анализом полученных результатов; в ходе формирующего эксперимента осуществлялась разработка и теоретическое обоснование, а также апробация содержания работы по развитию познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Третий этап - итогово-обобщающий (2018 г.). Проведение контрольного эксперимента, осуществление анализа и интерпретации собранных данных, формулировка выводов, оформление материалов по диссертационному исследованию.
Новизна исследования заключается в том, что в работе:
• научно обосновано развитие познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
• определены и описаны показатели и уровни развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у старших дошкольников с задержкой психического развития; дана содержательная характеристика уровней развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: сформулированные диагностические задания по определению уровня развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; картотека подвижных игр, которые могут быть внедрены в практику работы дошкольных образовательных организаций.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных с использованием методов математической статистики; репрезентативностью выборок испытуемых; личным участием автора на всех этапах исследования и их положительной оценкой практическими работниками.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования получили одобрение на научно-практических конференциях: «Студенческие «Дни науки» в ТГУ»; опубликованы в сборнике научных статей «Проблемы дошкольного образования на современном этапе». По теме диссертационного исследования было опубликовано 4 статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития обеспечивается наличием первичных представлений о подвижных играх народов мира; сформированностью технических элементов подвижных игр народов мира.
2. Показатели и уровни развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития характеризуются: осознанностью, глубиной, действенностью, эмоциональностью, самостоятельностью.
3. Процесс развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития обеспечивается формированием первичных представлений о подвижных играх разных народов мира; обучением детей техническими элементами подвижных игр народов мира в образовательной деятельности; поэтапной реализацией процесса развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей с задержкой психического развития.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник). Текст иллюстрирован 1таблицей, 18 рисунками, 2 приложениями. Объем работы 75 страниц без приложения.
В ходе проведения нами исследования по развитию познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. Вследствие этого мы можем сделать следующие выводы.
Проблема развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития остается актуальной в современной педагогике, что находит подтверждение в результатах теоретического анализа нашего «исследования. Психолого-педагогические исследования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.А. Куликова) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все разнообразие окружающего мира, отображать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности» [16].
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента мы установили, что 64% дошкольников из экспериментально группы, и 57% дошкольников из контрольной группы обладают низким уровнем познавательного интереса к подвижным играм. Такие результаты можно объяснить рядом причин:
• отсутствие знаний и первичных представлений о содержании подвижных игр;
• недостаточная организация совместной игровой деятельности в режимных моментах;
• в развивающей предметно-пространственной среде отсутствуют материалы и атрибуты для самостоятельной организации подвижных игр дошкольниками.
Развитие познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет эффективно если: реализован поэтапно процесс развития познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей с задержкой психического развития; обеспечено формирование первичных представлений о подвижных играх разных народов мира; обучены дети техническим элементам подвижных игр народов мира в образовательной деятельности.
Разработка содержания работы по развитию познавательного интереса к подвижным играм народов мира у детей с задержкой психического развития подтверждается проведенной экспериментальной работой. В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (36%) по всем критериям познавательно интереса. В свою очередь количество дошкольников, проявивших в ходе диагностических заданий низкий уровень, уменьшилось (28%).
Проанализировав результаты проведенной нами направленной работы по развитию познавательного интереса к подвижным играм народов мира у 6-7 лет с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что предложенная нами работа эффективна, о чем говорят и результаты контрольного эксперимента нашего исследования.
1. Барановская, Е.В. Методическое сопровождение развития у детей 6-7 лет самостоятельности в играх с правилами [Текст]: бакалаврская работа: защищена 22.06.2016 / Е.В. Барановская. -Тольятти.: Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. -76с.
2. Вандаева, Е.Ю. Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений [Текст]: бакалаврская работа: защищена 27.06.2016 / Е.Ю. Вандаева. - Тольятти.: Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. -125с.
3. Варнаева, М.А. Динамика развития познавательного интереса у детей 6-7 лет с ЗПР к подвижным играм народов мира [Текст] / М.А. Варнаева // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно-практическая конференции (Тольятти, 2-13 апреля. 2018 г.) / под ред. О.В. Дыбина [и др.]. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2018. - С. 50-55.
4. Варнаева, М.А. Содержание работы по развитию познавательного интереса у детей 6-7 лет с ЗПР к подвижным играм народов мира [Текст] / М.А. Варнаева // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 14. / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. - С. 12-13.
5. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] / А.Г. Волостникова. - М., 1994. - 137 с.
6. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет [Текст] / Л.Н. Волошина. - М.: АРКТИ, 2004. - 144 с.
7. Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 28-32.
8. Дмитриева, С.А. Формирование у детей 5-7 лет саморегуляции в двигательной деятельности [Текст]: бакалаврская работа: защищена 23.06.2016 / С.А. Дмитриева. - Тольятти.: Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. -69с.
9. Каленская, А.О. Спортивные игры в детском саду. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей [Текст] / А.О. Каленская, А.А. Ошкина, С.Н. Атрощенко - Тольятти, 2006. - 92 с.
10. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
11. Кузина, А.Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности [Текст] : автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : защищена 05.06.2009 / А.Ю. Кузина - Санкт-Петербург : Изд-во «ЛЕМА», 2000. - 23 с.
12. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье [Текст] / Н. Г. Морозова - М.: Просвещение, 1997. - 130 с.
13. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. - М.: Владос, 2001. - 112 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - М.: Дрофа, 1989 - 488с.
15. Сергиенко, М.А. Развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития к подвижным играм [Текст] / М.А. Сергиенко // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно-практическая конференции (Тольятти, 3-15 апреля. 2017 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. - С. 160-164.
...