Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.,8 1.1. Анатомо-физиологические особенности детского организма 8
1.1 Анатомо-физиологические особенности детского организма 8
1.2. Понятие о соревновательном упражнении и его нагрузке на организм спортсмена 11
1.3. Предсоревновательный этап подготовки и состояние спортсмена перед и во время соревнований 16
1.4. Общие подходы к нормированию физических нагрузок для юных спортсменов 20
1.5. Акробатика и ее виды 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Роль юношеского спорта во всем мире неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов. Стремительный рост достижений в мировом спорте требует неустанного поиска новых, действенных средств и методов работы с юными спортсменами.
Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, в структуре которой выделяют спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.
Спортивная тренировка является важнейшей составной частью системы подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Однако, совершенно очевидно, что прежде, чем готовить спортсмена к достижению конкретного результата, необходимо знать условия протекания борьбы, требования к отдельным функциям организма, его энерготраты и особенности работы нервно - мышечного аппарата в условиях соревнований, а затем уже, исходя из этого, строить процесс тренировки. В связи с этим, необходимо максимальное приближение условий тренировки к избранному роду спортивной деятельности, причем, целесообразно моделировать не только содержание и характер спортивного противоборства, но и временной регламент соревнований, их длительность и время исследования.
Исследование соревновательной деятельности осуществляется с помощью метода динамической биорадиотелеметрии, который позволяет получить биологическую информацию о влиянии соревновательных нагрузок на организм спортсменов.
Согласно определению Алаторцевой В. А. [1], «...соревновательная деятельность представляет собой управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную, посредством соревновательных действий, на достижение победы над соперником, при соблюдении установленных правил на соревнованиях».
Как пишет Ивойлов А. В. [13]: «Содержание соревновательной деятельности составляют соревновательные действия (индивидуальные или коллективные). Отдельное соревновательное действие состоит из движений, объединенных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия могут объединяться в более крупные структуры (комбинации».
Актуальность темы бакалаврской работы состоит в том, что тренеру необходимо знать, как соревновательные действия влияют на организм юных спортсменов. Исходя из этого, возникает вопрос «Как необходимо строить специальную соревновательную подготовку, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте для успешного выступления спортсменов на соревнованиях?».
Большинство специалистов в области спорта, в числе которых Волков В. Н., Сиваков В. И. [3], Набатникова М. Я. [19], Филин В.П. [32], едины во мнении, что цель соревновательной подготовки в том, чтобы спортсмены научились в условиях соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки. Основным результатом реализации системы спортивной подготовки является спортивное достижение.
Согласно учению Л.П. Матвеева [18], «...проблема планирования, учета и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок является одной из центральных в системе подготовки юных спортсменов».
В настоящее время актуальной становится проблема изучения влияния соревновательных действий на организм юных слабослышащих спортсменов разного возраста и квалификации.
Также как и в спорте здоровых людей, эффективность повышения мастерства юных слабослышащих спортсменов во многом зависит от рационального построения общей и специальной физической подготовки на всех этапах многолетней тренировки и умелого нормирования нагрузок в процессе тренировок и соревнований. Этим и обусловлена актуальность темы бакалаврской работы - «Исследование влияния соревновательной деятельности на организм юных акробатов с нарушением слуха».
Объект исследования - воздействие нагрузок собственно соревновательного упражнения на организм юных слабослышащих спортсменов разного возраста и квалификации.
Предмет исследования - рассмотрение физиологических, психологических изменений, происходящих в организме юного слабослышащего спортсмена под влиянием нагрузок собственно соревновательного упражнения.
Гипотеза исследования - предполагается, что реакции, происходящие в организме слабослышащих спортсменов под влиянием тренировочных и соревновательных нагрузок, зависят от опыта, квалификации, типа темперамента.
Целью нашего исследования является выявление, оценка и сравнение воздействий соревновательного упражнения на тренировочном занятии и в условиях соревнований на организм юных слабослышащих спортсменов, занимающихся акробатикой.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить вопросы о подготовке юных спортсменов к соревнованиям, о нормах и оценке тренировочных и соревновательных нагрузок.
2. Выявить зависимость достигнутого результата на соревновании от эмоционально-психологического состояния слабослышащего спортсмена и его типа темперамента.
3. Определить влияние собственно соревновательного упражнения на организм юных слабослышащих спортсменов, занимающихся акробатикой.
Практическая значимость исследования - результаты исследования могут быть использованы тренерами при планировании тренировочных и соревновательных нагрузок слабослышащим спортсменам в разных видах спорта.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогический эксперимент
5. Регистрация частоты сердечных сокращений.
6. Математическая статистика.
На основании полученных результатов исследования можно сделать вывод о том, что у некоторых слабослышащих акробатов повышена интенсивность предсоревновательного и эмоциональность соревновательного возбуждений, но очень высока саморегуляция, благодаря которой в трудные минуты соревнований они могут успокоить себя и настроить на хорошие выступления. Поэтому, влияние собственно соревновательного упражнения в условиях соревнований на их организм выражается в повышении частоты сердечных сокращений - всего на 1,5 - 3,5%.
Но, есть вероятность, что в условиях крупных ответственных соревнований эти показатели могут возрасти, что приведет к срыву соревновательного упражнения. Для этого необходимо очень внимательно следить за их эмоциональным состоянием и постепенно подводить к выступлениям на ответственных соревнованиях, подробно объясняя задачи и цели выступления.
Отмечено, что у всех исследуемых слабослышащих акробатов показатели мотивационной сферы: любовь к своему виду спортивной деятельности, стремление к соревновательной борьбе, отдаче всех сил на тренировках и соревнованиях - развиты выше среднего уровня. Это указывает на то, что слабослышащие спортсмены ответственно и с любовью относятся к своей спортивной деятельности.
1. Алаторцева В. А. Готовность спортсмена к соревнованиям. - М.: советский спорт, 2-ое изд.перераб. и доп., 2014. - С. 17 - 24.
2. Волков В. Н. Тренеру о подростке. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - С. 30 - 39.
3. Волков В. Н., Сиваков В. И. Определенные условий подготовки спортсменов к соревнованиям // Теория и практика физической культуры, 2001. - № 3. - С. 31 -32.
4. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.: Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.
5. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2011.- изд.3-е испр. и доп. - С.22-29.
6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 54-55.
7. Гужаловский А.А. Основы теории методики физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1986. - С. 71.
8. Григорьянс И. А. Проблема готовности и организации предсоревновательной подготовки в гимнастике // Теория и практика физической культуры, 2002. - № 6. - С. 22-26.
9. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 71 - 94.
10. Гимнастика / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - С. 392 - 397.
11. Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно -спортивное совершенствование. - М.: Советский спорт, 2002. - С. 43 - 58, 80 - 82
12. Журавин М. Л., Загрядская О. В. Гимнастика: учебное пособие для студентов. - М.: Советский спорт, 2001. - С.393 - 300.
13. Ивойлов А. В. Соревнования и тренировка спортсмена. - М.: Советский спорт, 1982. - С. 13 - 31, 49 - 51.
14. Карпенко Л.А. Отбор в гимнастике и начальная подготовка. - СПб: Нева, 2015. - С. 4-18.
15. Коржова A.A. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
...