Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный анализ самореализации грузинских и российских студентов

Работа №117382

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Участниками исследования являются 100 студентов в возрасте от 19 до 22 лет, из которых 50 – представители русского этноса, 50 – грузинского этноса.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы самореализации грузинских и российских студентов 6
1.1. Исследование самореализации в современной психологической науке 6
1.2. Исследование самореализации в зарубежной психологической науке 14
1.3. Методы и методики исследования самореализации 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самореализации российских и грузинских студентов 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Психологические особенности самореализации грузинских студентов 28
2.3. Психологические особенности самореализации российских студентов 40
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Обращение к проблеме самореализации молодежи обуславливается тем, что развитие общества в настоящее время предполагает наличие в нем определенной части индивидов, которые в наибольшей степени способны к проявлению социальной активности. Таких людей характеризует высокий уровень мобильности, патриотизма, нравственности, повышенный уровень ответственности за страну и общество.
В современном мире востребованным является такой специалист, который способен продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур, способный брать на себя ответственность, способный учиться и обучаться. Подготовка специалиста такого плана возможна в рамках человекоцентрированного подхода, что предполагает перестройку процесса профессионального образования, а также предполагает учет факторов обеспечения успешности учебно-профессиональной деятельности студентов.
Студенты как будущие специалисты имеют предпосылки для реализации собственного потенциала в процессе учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. В процессе получения высшего образования у студентов начинает формироваться Я-профессиональное. Данный процесс не всегда имеет конструктивную направленность и частым является возникновение проблем и сложностей в процессе выбора наиболее значимых и важных направлений саморазвития и актуализации собственного потенциала. Высокий уровень значимости проблемы обеспечения возможностей для полноценного становления специалиста с одной стороны и недостаточность данных относительно этнопсихологического аспекта самореализации личности обеспечивает значимость обращения к теме «Сравнительный анализ самореализации грузинских и русских студентов».
Цель эмпирического исследования – осуществить сравнительный анализ самореализации грузинских и российских студентов.
Объект эмпирического исследования – самореализация личности.
Предмет эмпирического исследования – сравнительный анализ самореализации грузинских и российских студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют различия в самореализации грузинских и российских студентов.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и специфику феномена самореализации личности в современной отечественной психологии.
2. Проанализировать теоретические представления в зарубежной психологии.
3. Проанализировать методы и методики исследования самореализации личности.
4. Осуществить планирование и выполнить эмпирическое исследование, направленное на сравнительный анализ самореализации грузинских и российских студентов.
Теоретико-методологической основой исследования выступают положения об определяющем значении деятельности в самореализации (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн и др.). о свободе выбора и ответственности человека в творении себя (Ю.П. Азаров, В. Франкл и др.), теоретические представления о феномене «самореализация» в психологии (Ф.У. Базаева, В.В. Байлук, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, Л.А. Корастылева, С.И. Кудинов, А.А. Мишин и др.
Выборка исследования: 100 студентов в возрасте от 19 до 22 лет, из которых 50 – представители русского этноса, 50 – грузинского этноса.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ и обобщение данных научной, учебной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Методы психологической диагностики: опрос и тестирование. В исследовании были использованы следующие диагностические средства:
 Многомерный опросник самореализации (МОСЛ) С.И. Кудинова.
 Тест по оценке уровня самоактуализации личности (CAMOAЛ).
3. Методы математико-статистического анализа данных: методы первичной описательной статистики, а также метод сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни).
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самореализацию личности можно рассматривать как сложный, динамичный и длящийся в течении всей жизни человека процесс. Самореализация предполагает развитие личности посредством реализации собственных способностей, возможностей в процессе самостоятельной деятельности, а также взаимодействия с другими людьми. Самореализация личности строится на основании осознания человеком собственных свойств, качеств и особенностей, возможностей принимать осознанные решения.
В настоящее время в отечественной психологии наиболее активно реализуется системный подход к исследованию феномена самореализации личности. Существующая полисистемная концепция самореализации личности позволяет выполнить анализ не только факторы и механизмы его функционирования, но также осуществлять анализ форм, уровней, а также конкретных аспектов самореализации личности в различных условиях, а также у представителей различных этнических и национальных групп.
Таким образом, в настоящее время для исследования особенностей самореализации личности используется достаточно ограниченное число инструментов. Существуют диагностические средства, позволяющие определить особенности самореализации личности в профессиональной деятельности. Наиболее полное и комплексное представление относительно характера самореализации личности, уровней ее выраженности, а также ее типичных особенностях позволяет получить методика исследования самореализации личности, предложенная С.И. Кудиновым. Также учеными используются методы опроса, методы контент-анализа сочинений, вместе с тем, наиболее полную картину можно сформировать на основании диагностических инструментов, валидность и надежность которых подтверждена, а также имеются возможности для использование возможностей статистического анализа.
Для исследования особенностей самореализации грузинских и российских студентов было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование строится как констатирующее и предполагает осуществление процедуры сравнительного анализа показателей самореализации личности у студентов – представителей различных этносов. Участниками исследования являются 100 студентов в возрасте от 19 до 22 лет, из которых 50 – представители русского этноса, 50 – грузинского этноса.
В рамках эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. Определено, что для большинства грузинских студентов характерным является инертный тип самореализации, преимущественная направленность на проявление активности, оптимистичности, а также сочетании социально-корпоративных и субъектно-личностных установок в самореализации. Результаты психодиагностического исследования позволяют говорить о наличии специфических особенностей самореализации у студентов из Грузии.
2. Выявлено, что для российских студентов характерным является преобладание субъектно-личностных установок самореализации, высокого уровня активности, оптимистичности, социоцентрической и эгоцентрической мотивации. Также российские студенты могут характеризоваться как лица, имеющие определенного рода социальные и личностные барьеры применительно возможностей самореализации. Преобладающим типом самореализации личности у российских студентов является социальная и деятельностная самореализации.
3. Для грузинских студентов характерным является достаточно высокий уровень ориентации во времени, показателей контактности. Умеренный уровень имеют показатели самопонимания, а также показатели потребности в познании.
4. Типичными для российских студентов является направленность на межличностное взаимодействие и деятельность, достаточно высокий уровень управления собственным временем, а также потребности в познании окружающего мира и саморазвития.
Выполненная процедура статистического анализа позволила говорить о наличии статистически достоверных различий показателей самореализации у российских и грузинских студентов, в частности, для российских студентов характерным является достоверно более высокий уровень социального типа самореализации, более высокий уровень потребности в познании, а также более высокий уровень гибкости в общении, тогда как для грузинских студентов характерным является достоверно более высокий уровень активности, интернальности, самореализации, аутосимпатии, контактности, а также достоверно более высокий уровень личностного типа самореализации.



1. Акиндинова И.А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы доклада межвузовской научной конференции. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. -C. 92-94
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.:2014. - 429 с.
3. Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу // Вопросы психологии. – 2013. – №4. – С.173-180.
4. Базаева, Ф.У. Проблема самореализации в истории образования и педагогике: аксиологический аспект / Ф.У. Базаева // Вестник ОГУ. - 2011. - № 2. - С. 75-78.
5. Байлук, В.В. Сущность самореализации личности и ее структура / В.В. Байлук // Педагогическое образование в России. - 2011. - №4. - С. 15.
6. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бид-Бад. - М., 2002. - 253 с.
7. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М., 2008. -304 с.
8. Гаврилова Т.А. Психодиагностическая методика "Тип и уровень профессиональной самореализации": разработка. описание и психометрия//Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2015, №3, С. 19-34
9. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. Дисс. ..д-ра психол. наук. – Барнаул, 2002. -202 с.
10. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М.: Эксмо, 2015. -65 c.
11. Горностай, П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема / П.П. Горностай // Проблемы самореализации личности: методология и практика: сб. науч. трудов - М. : ИНИОН, 1990 г. - С. 126-138.
12. Григорьева А.А. Профессиональная самореализация педагогов в учреждениях дополнительного образования // Дисс. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2013. -182 с.
13. Зураева А.М. Диагностика реализации потребностей в самореализации у осетин и русских//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 12-2. С. 292.
14. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд /под ред. Г. В. Залевского. Томск : Изд-во Томского гос. университета, 1999. 54 с.
15. Козлова Т.З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян) // Знание. Понимание. Умение. 2017. №3. С. 63-69.
16. Коломиец Е.Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации: Дисс. … канд. психол. наук. СПб, 2010. -168 с.
17. Корастылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб: «Речь», 2005. -209 с.
18. Корастылева Л.А. Условия личностной самореализации // Психология. Учебник / Под. Ред. А.А. Крылова. – СПб: «Проспект», 1998. С. 283-284.
19. Крылов, А.А. Психология: учебник : 2-е изд. / А.А. Крылов. -СПб. : Проспект, 2005. - 191 с.
20. Кудинов, С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / С.И. Кудинов // Прикладные исследования психологии личности: сб. трудов. - Вып. 1. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 252 с.
21. Кудинов С.И. Кудинов С.С. Разработка методики исследования самореализации личности/С.И. Кудинов, С.С. Кудинов//Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. -М, 2017 -
22. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2013. - 487 с.
23. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М. : Смысл, 2000. - 18 с.
24. Лукашова С.В. Особенности самоактуализации личности в зрелом возрасте // Психологический журнал. – № 4. – 2016. -C. 54-60
25. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.. 2002. – 286 с.
26. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики - СПб., 1999 -480 с.
27. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 2012. -C. 102-112
28. Мишин А.А. Психологические детерминанты профессиональной самореализации педагога: Дисс. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2013 -185 с.
29. Парайкина Г.А. Уровневая природа самореализации личности //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Вып. № 65, 2008. С. 438-441.
30. Петрова Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социальнопсихологическая адаптация // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. - № 3. - С. 116-120.
31. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2015. – 140 с.
32. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997 -220 с.
33. Роджерс К. Становление человека. М., 1994. – 363с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии СПб., Питер, 2011. - 712 с.
35. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. С48 Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
36. Степанов С. Личностный рост: издержки цивилизации // Школьный психолог. – 2001. – №30. -C. 202-212
37. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
38. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / В.Э. Чудновский. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2016. – 768 с.
39. Шогорева Е. Ю. К проблеме самореализации человека в системной парадигме //Акмеология. 2013. № 3-4. (Специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых учёных (Москва, декабрь 2013 г.). С. 126–129.
40. Шогорева Е.Ю. Опросник диагностики самореализации офицеров в системной парадигме//Военный академический журнал. 2017. № 4 (16). С. 167-174.
41. Reber A. S. The Penguin Dictionary of Psychology. – Penguin books: London, 1985. -320 р.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ