Объект исследования - Детский развивающий центр ООО «Детский клуб» .
ВВЕДЕНИЕ...3
1. Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью предприятия
1.1 Понятие и сущность маркетинговой деятельности...7
1.2 Структура и содержание маркетинговой деятельности..........................12
1.3 Управление маркетинговой деятельностью предприятия в современных условиях... 17
2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Детский клуб»
2.1 Характеристика предприятия...21
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия...........23
2.3 Анализ бизнес-процессов управления маркетинговой деятельностью предприятия..25
3. Совершенствование процесса управления маркетинговой деятельностью ООО «Детский клуб»
3.1 Предложения по совершенствованию процесса управления маркетинговой деятельностью предприятия...37
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий .............44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...52
Маркетинг является важнейшим направлением в деятельности любого современного предприятия. Его применение способствует достижению соответствия между ожиданиями потребителей и возможностями предприятия.
Маркетинговая деятельность включает в себя большое количество осуществляемых функций, таких как: проведение маркетинговых исследований, сегментацию рынка, изучение потребителей, определение позиции продуктов на рынке и другое. Только тщательно спланированная и целенаправленная маркетинговая деятельность, может привести организацию к положительным финансовым результатам. В целях совершенствования маркетинговой деятельности и повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо регулярно осуществлять оценку эффективности маркетинга.
Оценка эффективности маркетинговых мероприятий имеет немаловажное значение, особенно на стадии принятия решения о проведении конкретного мероприятия. Здесь возникает вопрос о методиках определения эффективности маркетинговых мероприятий предприятиях малого и среднего бизнеса.
Определение экономической эффективности маркетинговой деятельности необходимо также для того, чтобы выявить факторы, влияющие на показатель эффективности маркетинговой деятельности, их взаимозависимость, если она есть, характер их влияния на показатель эффективности, выявить резервы повышения эффективности. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке и привлекательным для потребителя, предприятие должно поддерживать имидж, инвестировать в создание маркетинговых коммуникаций для укрепления тесных отношений с постоянными партнерами, а также корректировать планы и ориентироваться на долгосрочные перспективы.
Таким образом, указанные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования, а также подтверждают ее теоретическую и практическую значимость. Важным направлением совершенствования экономики в современных условиях является исследование рынка и развитие маркетинговых стратегий предприятий.
Из-за ситуации, сложившейся в самоизолировавшемся мире, и мер, которые принимаются для противодействия коронавирусу, в экономике роль маркетинга усиливается. Одной из его основных задач является сформировать рынок полезных, пользующихся постоянным спросом потребителя и приносящих прибыль производителю, товаров.
Маркетинг должен способствовать и организовывать успешное продвижение товара на рынке для обеспечения эффективной деятельности предприятия. Собственно, в процессе реализации готовой продукции выясняется, как точны и удачны были ранее использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль – конечная цель любой предпринимательской деятельности – не заставит себя ждать. В противоположном случае, ни о каких высоких доходах и говорить не приходится.
В маркетинговую деятельность по продвижению на рынок производимой продукции входит представление как предприятия, так и продукции потенциальному покупателю, которое требует использования организации рекламы. Известно, что основным инструментом в продвижении товара на рынке в маркетинговой деятельности является, прежде всего, реклама, которая позволяет организовывать эффективные продажи. Реклама является неотъемлемой частью современного бизнеса. Этот ёмкий и многоаспектный вид рыночной деятельности часто выделяют даже в самостоятельное направление. Однако максимальная реализация преимуществ рекламной деятельности обеспечивается в процессе осуществления комплекса всех этапов маркетинговой деятельности предприятия
Актуальность данных вопросов определяется тем, что в рыночных условиях от развития маркетинга во многом зависит успешный сбыт товаров, функционирование предприятий и их положение на потребительском рынке. Рационально налаженные маркетинговые исследования обеспечивают организацию необходимой коммерческой информацией, способствуют повышению конкурентоспособности и укреплению позиций на рынке.
Вопросы маркетинга рассматриваются как зарубежными, так и отечественными учеными, среди которых можно отметить: А. Адамскую, Т. Домбровского, Ф. Котлера, С. Минетт, В. Пферч, Р. Шоу, А. Чернышеву, Т. Якубову и другие.
Актуальность работы заключается в теоретической и практической необходимости разработки комплекса мероприятий по совершенствованию оценки маркетинговой деятельности на предприятии.
Объект исследования – маркетинговая деятельность.
Предмет – бизнес-процессы маркетинговой деятельности.
Цель ВКР – провести анализ построения бизнес-процессов управления маркетингом предприятия.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность маркетинговой деятельности,
- рассмотреть структуру и содержание маркетинговой деятельности,
- рассмотреть управление маркетинговой деятельностью предприятия в современных условиях,
- дать характеристику предприятия,
- провести анализ экономических показателей деятельности предприятия,
- провести оценку бизнес-процессов управления маркетинговой деятельностью предприятия,
- выделить предложения по совершенствованию процесса управления маркетинговой деятельностью предприятия,
- дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий .
Практическая значимость исследования заключается в разработке маркетинговых мероприятий для ООО «Детский клуб» с целью перспективного развития организации.
Методами исследования в работе являются анализ, синтез, сравнение.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
На сегодняшний день маркетинговая деятельность является актуальной темой. В рамках высокой конкуренции на современном рынке маркетинг становится неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Понятие маркетинг можно трактовать как деятельность, направленную на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли.
Современный маркетинг не преследует цель продать готовый продукт или услугу любым возможным способом. Его целью является удовлетворение потребностей клиентов. Цель маркетинга – привлекать новых клиентов, обещая им высшую потребительскую ценность, и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющиеся запросы.
Главной задачей маркетинговой деятельности является выявление потребностей потенциальных клиентов и определение того, какие из них предприятие может удовлетворить лучше, чем конкурирующие предприятия. Маркетинговая деятельность берет свое начало еще до появления готового товара. Выявляются потребности потенциальных клиентов, рассчитываются оптимальный объем и темп производства, учитывая возможности предприятия.
Однако на этом роль маркетинга в деятельности предприятия не заканчивается. Далее маркетологи анализируют степень удовлетворенности клиентов и потенциал привлечения новых клиентов.
В целом задачи маркетинга вытекают из функций, присваиваемых ему.
Основные задачи маркетинга:
– исследование и анализ рынка по направлениям производственного, сбытового, торгового, рекламного, ценового и других видов деятельности предприятия;
– разработка стратегии маркетинга и ориентация всех подразделений предприятия на удовлетворение требований потребителей и достижение намеченных целей на рынке с максимальной прибылью;
– исследование потребительских свойств производимой продукции, изучение требований, предъявляемых к ней покупателями;
– изучение связей между техническими и потребительскими параметрами продукции предприятия;
– оценка конкурентоспособности продукции предприятия и т.д.
Маркетинг в России получил широкое распространение относительно недавно, с годами он постепенно будет развиваться, будут проделаны множества научных работ, появятся новые высококвалифицированные специалисты, руководители компаний поймут, что маркетинг является важнейшим инструментом продвижения бизнеса и начнут всерьез заниматься подготовкой кадров и работой отдела.[3]
Маркетинг проводит анализ рынков, на которых действует фирма, и на его основе производит прогноз состояния и развития интересующего торгового поля. Это способствует исследованию уровня конкурентоспособности, а также координирует управление качеством готового продукта. Таким образом, все вышеперечисленное, образует ключевую цель маркетинга. Его ориентированность на запросы и потребности потребителя являются первоочередными, а также направлена на долговременное функционирование предприятия.
Маркетинговая концепция – система основных взглядов, положений и инструментов деятельности компании, которые позволяют наилучшим образом удовлетворять потребности конечного потребителя, а следовательно, оптимально и быстро достигать целей компании. Для достижения собственных целей, согласно маркетинговой концепции, предприятие пытается повлиять на решения потребителей о покупке, но может это сделать, предлагая потребителю только действительно нужный ему продукт. Цель маркетинга определяется посредством концепции – удовлетворенный потребитель, как первооснова для решения задач компании. Производство и продажа того, что нужно людям, а не навязывание уже того, что было произведено, предприниматель производит, используя маркетинговую концепцию. Концепция маркетинга базируется на четырех китах: целевом рынке, потребительских потребностях, интегрированном маркетинге и рентабельности. [13]
Предприниматель удовлетворяет свои интересы в получении определенной прибыли, обеспечивая потребности покупателей. Таким образом, достигается баланс между двумя факторами: прибылью фирмы и потребностями клиентов. Наравне с концепцией маркетинга выделяют и другие. Основными из них являются концепции: совершенствования производства; совершенствования товара; интенсификации коммерческих усилий; социально-этичного маркетинга. Управление маркетингом на предприятии — это планирование и организация маркетинговой деятельности для достижения поставленных целей и задач организации. Маркетинг позволяет определить, в чем именно нуждается рынок. А затем — как дать рынку необходимый товар, сохранив при этом конкурентоспособность предприятия и получив максимальную прибыль.
Проведенное исследование дало возможность разработать следующие рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности компании:
1. Целесообразно дополнить существующие способы рекламной деятельности предприятия (стенды, витрины, указатели, газета или что-то более читаемое) медиарекламой, в частности баннерной и олнлайн видео-рекламой, которой практически нет в настоящее время.
2. По возможности расширить ассортимент предлагаемых услуг и отразить это в рекламе компании.
3. Обратить внимание на грамотное планирование рекламной кампании. Рекомендуется проведение мониторинговых исследований с целью отслеживания динамики потребностей покупателей.
4. Иметь на предприятии несколько форм получения рекламных услуг. Т.е. иметь возможность приобретать данную услугу наличными, по безналичному расчету, предоставлять некоторые варианты в рассрочку.
5. Сделать акцент на развитии Social media marketing (SMM), поскольку в настоящее время все большее количество населения пользуется как простыми, так и профессиональными социальными сетями (ВКонтак- 75 те, Одноклассники, LinkedIn, Мой Круг, Профессионалы.ру), фото- и видеоблогами (YouTube, Яндекс.Видео, Instagram), блогосферами (Twitter, Живой Журнал, Я.ру).
1 Армстронг, Г. Введение в маркетинг 7-е издание. Учебе пособие. [Текст] // Гарри Армстронг, Филлип Котлер, пер. с англ. – Москва: Издательский дом «Вильямс», 2018. – 640 с.
2 Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков. [Текст] // И.С. Березин. - Москва: Русская Деловая Литература, 2017. – 416 с.
3 Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. - № 4. – С. 115-127
4 Грузив В.П. Схема маркетинговой деятельности. [Текст] // В.П. Грузив. - Москва: «Инфра – М», 2018 – 305с.
5 Дойль, П. Менеджмент-маркетинг и стратегии. [Текст] // Питер Дойль, пер. с англ. – Москва: ПрЕсс, 2019. – 442 с.
6 Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. [Текст] // А.П. Дурович. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2017. – 464с.
7 Котлер, Ф. Основы маркетинга. [Текст] // Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, пер. с англ.-12-е европ.изд.- К.; Москва.: Издат.дом. «Вильямс», 2016. – 105с.
8 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. [Текст] // Ф. Котлер, пер. с англ. – Санкт-Петербург: Питер Ком, 2017 – 23 с.
9 Корнилова М. Маркетинговый инструментарий. Принципы работы маркетинга и его инструментария. [Электронный ресурс] – URL: http://www.p––marketing.ru/publications/general–questions/marketinginstrument/marketing––instruments
10 Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ. [Текст] // А.И. Ковалев, В.В.Войленко. – Москва: Центр экономики и маркетинга, 2018. – 213 с.
11 Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от методологии до технологии. [Электронный ресурс] – URL: 101 http://www.collegian.ru/index.php/tiara/2019/125.html?task=view
12 Ламбен Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. [Электронный ресурс] – URL: http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/
13 Леви М., Веитц Б.А. Основы розничной торговли. [Текст] // М. Леви, Б.А. Веитц. – Санкт-Петербург: Питер – 2018 – 45 с.
14 Маршанд, Д.А. Мастерство: Менеджмент. Доналд А. Маршалл, пер. с англ. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mymarket.ru/market__149.html
15 Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг. [Текст] // Ричард Отт, пер. с англ. - Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2019. – 320с.
16 Пичурин И.И., Обухов О.В., Эриашвили Н.Д. Основы маркетинга. Теория и практика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг» [Текст] // Москва – 2017 – 412 с.
17 Пилипчик В.П. Контроль, оценки и анализ эффективности маркетинговой деятельности. [Текст] // Маркетинг в России. – № 1. – 2017. – 28-32 с.
18 Пономарева А. М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: Учебе пособие. [Текст] // Пономарева А.М. - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018 – 98 с.
19 Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – №4. - 17- 18 с.
20 Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. [Текст] // – М.: Международные отношения. – 2019. – 345 с.
21 Христофоров А. В. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы: монография. [Текст] // 102 А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф А.Е. Суглобова. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 34 с.
22 Рубцова Н.В. Эффективность сервисной деятельности в обеспечении маркетинга услуг/ [Текст] // Маркетинг услуг. 2020. № 2.
23 Сабурова М.М. К вопросу о взаимодействии маркетинговой службы с другими подразделениями на российских предприятиях. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 4. - С. 76
24 Секерин В. Д. Инновации в маркетинге. [Текст] // В. Д. Секерин, Р. М. Нижегородцев, А. Е. Горохова, Д. В. Секерин / под общ. ред. В. Д. Секерина. М.: МГУИЭ, 2020. – 252 с.
25 Эванс, Дж. Р. Маркетинг. [Текст] // Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - Москва: "Экономика", 2019 г. – 210 с.
26 Дойль, П. Менеджмент-маркетинг и стратегии. [Текст] // Питер Дойль, пер. с англ. – М.: ПрЕсс, 2018. – 442 с.
27 Маршанд, Д.А. Мастерство: Менеджмент. Доналд А. Маршалл, пер. с англ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mymarket.ru/market__149.html
28 Леви М., Веитц Б.А. Основы розничной торговли. [Текст] // М. Леви, Б.А. Веитц. – СПб: Питер – 2019
29 Маркетинговая оценка проекта (концепции). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultestate.ru/node/19
30 Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний. [Текст] // М.: «Экономика», 2017. – 237 с.
31 Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – № 4. – С. 17-18
32 Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от методологии до технологии. [Электронный ресурс] – URL: http://www.collegian.ru/index.php/tiara/2019/125.html?task=view
33 Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг. [Текст] // Ричард Отт, пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2018. – 320 с.
34 Пономарева А. М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: Учебное пособие. [Текст] // Пономарева А.М. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 345 с.
35 Артёменко Т.А., Игнатьева Е.А. Современные тенденции в маркетинге. [Текст] // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 5. – С. 141-147
36 Сабурова М.М. К вопросу о взаимодействии маркетинговой службы с другими подразделениями на российских предприятиях. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – № 4. – С. 76-82
37 Маркетинговая оценка проекта (концепции). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultestate.ru/node/20.
38 Кузьмин, В. Совершенствование маркетинга в организациях. [Электронный ресурс] – URL: http://www.my–– market.ru/market__154.html
39 Нестеров А.К. Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности. Образовательная энциклопедия. [Электронный ресурс] – URL: http://odiplom.ru/lab/metodika-ocenki-effektivnostimarketingovoideyatelnosti.html
40 Пилипчик В.П. Контроль, оценки и анализ эффективности маркетинговой деятельности. [Текст] // Маркетинг в России. - № 1. – 2018. – С. 28-32.
41 Теория и практика социальных коммуникаций. [Текст] // Козловская С.Н., – 2-е изд., сокр. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 98 с.
42 Христофоров А. В. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы: монография. [Текст] // А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф А.Е. Суглобова. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. – 159 с. 104
43 Секерин В. Д. Инновации в маркетинге. [Текст] // В. Д. Секерин, Р. М. Нижегородцев, А. Е. Горохова, Д. В. Секерин / под общ. ред. В. Д. Секерина. М.: МГУИЭ, 2020. - 252 с.
44 Данько Т.П. Управление маркетингом. [Текст] // М.: ИНФРА-М, 2019. – 349с.