Введение..................................................................................................................... 11
1 Анализ предметной области.............................................................................. 13
1.1 Описание предметной области .................................................................. 13
1.2 Бизнес-процесс подачи и обработки обращений граждан...................... 14
1.3 Аналитический обзор подобных систем................................................... 15
2 Выбор методов и средств разработки .............................................................. 18
2.1 Методы разработки ..................................................................................... 18
2.2 Средства разработки ................................................................................... 19
2.3 Инструменты разработки............................................................................ 23
3 Проектирование информационной системы ................................................... 26
3.1 Функциональные требования к информационной системе .................... 26
3.2 Архитектура информационной системы................................................... 27
3.3 Объектная модель информационной системы ......................................... 29
3.4 Пользовательские авторизации.................................................................. 30
3.5 Интерфейс пользователя............................................................................. 32
4 Результаты........................................................................................................... 34
4.1 Развертывание информационной системы ............................................... 34
4.2 Описание функций системы....................................................................... 36
4.3 Развитие проекта ......................................................................................... 54
5 Финансовый менеджмент.................................................................................. 55
5.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и
ресурсосбережения ................................................................................................ 55
5.2 Определение возможных альтернатив проведения научных
исследований.......................................................................................................... 59
5.3 Планирование научно-исследовательских работ..................................... 60
5.4 Бюджет научно-технического исследования (НТИ)................................ 63
5.5 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой,
бюджетной, социальной экономической эффективности исследования......... 6810
6 Социальная ответственность............................................................................. 72
6.1 Производственная безопасность................................................................ 72
6.2 Экологическая безопасность...................................................................... 79
6.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях................................................. 79
6.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности...... 80
Заключение ................................................................................................................ 83
Conclusion................................................................................................................... 84
Список использованных источников ...................................................................... 85
Приложение А ........................................................................................................... 90
Приложение Б............................................................................................................ 92
Приложение В............................................................................................................ 93
Приложение Г............................................................................................................ 94
Приложение Д............................................................................................................ 95
Приложение Е............................................................................................................ 96
Приложение Ж........................................................................................................... 97
Приложение И ........................................................................................................... 98
Приложение К............................................................................................................ 99
Приложение Л.......................................................................................................... 101
Приложение М......................................................................................................... 103
Приложение Н ......................................................................................................... 106
Приложение П ......................................................................................................... 108
Приложение Р .......................................................................................................... 109
Приложение С.......................................................................................................... 110
Объектом исследования является процесс обращения граждан в ведомственные
организации муниципальных образований.
Цель работы – спроектировать и разработать информационную систему для
оперативного взаимодействия жителей с ведомственными организациями муниципальных
образований.
В процессе исследования проводился поиск и анализ существующих аналогов
информационной системы, анализ популярных веб-фреймворков, веб-серверов, систем
управления баз данными и интегрированных сред разработки с целью выбора наиболее
удобных средств разработки, отвечающих цели работы.
В результате исследования была спроектирована и разработана информационная
система для оперативного взаимодействия граждан с ведомственными организациями
муниципальных образований, развернут веб-портал информационной системы
«Мобильный горожанин» в сети Интернет, доступный по адресу problem.tomsk.ru.
Степень внедрения: информационная система развёрнута на сервере в сети Интернет.
Область применения: органы административной власти, жители муниципальных образований,
городов, поселков, сел и так далее.
Экономическая эффективность/значимость работы высокая и подтверждается
результатами различных оценочных карт, представленных в разделе
«Финансовый менеджмент». Стоимость проектирования и разработки информационной
системы составила 166505,65 рублей.
В будущем планируется работа в пяти направлениях:
– оптимизация исходного кода информационной системы;
– расширение функциональных возможностей (в том числе интеграция с сервисами
ведомственных организаций);
– разработка мобильных приложений для работы с системой;
– проведение маркетинговых мероприятий по привлечению новых пользователей;
– аналитика накопленных обращений и решений с целью предоставления
подробной и открытой статистики о работе ведомственных организаций,
выработки полезных управленческих решений и прогнозирования событий на
территории муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходит стремительное развитие интернеттехнологий. В России 68% пользователей старше 12 лет хотя бы раз в месяц
пользовались Интернетом. 84% пользователей Интернета в течение месяца
используют для выхода в сеть больше одного устройства. [1]
Интернет-технологии активно проникают в различные сферы жизни
людей. Люди используют Интернет для общения, развлечения, образования,
оперативного доступа к информации и других целей. Например, банки активно
внедряют веб-сервисы для управления своими счетами и оплаты различных
услуг (коммунальные услуги, мобильный телефон и другое), авиа- и
железнодорожные компании позволяют покупать билеты через Интернет, не
выходя из дома без очередей.
Ежедневно пользователи пересылают друг другу тысячи текстовых и
графических сообщений, что стирает границы в межличностном общении и
может использоваться для решения социальных и бизнес-проблем. Например,
для оперативного информирования местных органов власти о ситуации,
требующей внимания: яма на дороге, несанкционированная свалка и тому
подобное.
Отправка обращений через единый портал обеспечит:
– упрощение коммуникации жителей муниципальных образований и
ведомственных организаций за счёт создания единого портала
обращений граждан;
– повышение скорости оперативного реагирования ведомственных
организаций на проблемы муниципальных образований;
– увеличение прозрачности обработки обращений граждан за счёт
открытого представления обращений граждан и ответов организаций
на портале информационной системы в сети Интернет, а также
возможности контроля статуса обращения.12
Высокое развитие интернет-технологий позволяет реализовать подобную
информационную систему, способную принимать и обрабатывать обращения
граждан посредством сети Интернет.
Кроме того, на законодательном уровне принят Федеральный закон от
02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» [2] единый для всех регионов Российской Федерации и
регламентирующий порядок обработки обращений граждан, в том числе
поданных в форме электронного документа.
Необходимость разработки информационной системы обусловлена
фактическим отсутствием интегрированного сервиса подачи и обработки
обращений граждан с возможностью позиционирования обращений на карте, а
также аналитической и статистической обработкой накопленных данных в
городе Томске.
Учитывая актуальность проблемы и высокое развитие инструментов,
необходимых для её решения, целью работы является проектирование и
разработка информационной системы оперативного взаимодействия граждан с
представителями органов власти.
В результате выполнения работы была достигнута ее основная цель –
разработана информационная система «Мобильный горожанин» для
оперативного взаимодействия жителей муниципальных образований с
представителями органов власти. Проектирование и разработка системы
осуществлялась с использованием современных технологий, методов и средств
проектирования и разработки.
В рамках работы были изучены нормативные документы,
регламентирующие подачу обращений граждан в органы власти; разработан
бизнес-процесс подачи и обработки обращений; спроектирован интерфейс
пользователя для портала в сети Интернет и мобильного приложения; разработан
и развернут портал информационной системы в сети Интернет.
«Мобильный горожанин» значительно упрощает коммуникацию жителей
муниципальных образований и ведомственных организаций за счет организации
приема обращений граждан на едином портале, повышает скорость
оперативного реагирования организаций на проблемы муниципальных
образований. Повышается прозрачность обработки обращений граждан за счет
открытого представления обращений граждан и ответов организаций,
публикации статистической информации о работе организаций, публикации
подробной информации об организациях, а также возможности отслеживать
онлайн статус обращения на портале в сети Интернет.
Информационная система обладает привлекательным пользовательским
интерфейсом и широкими функциональными возможностями, что полезно как
жителям муниципальных образований, так и заинтересованным организациям (в
том числе администрации муниципальных образований). В дальнейшем
планируется продолжение работы над проектом в области интеграции с
сервисами ведомственных организаций, аналитики накопленных обращений с
целью предоставления подробной и открытой статистики о работе
ведомственных организаций, выработки полезных управленческих решений и
прогнозирования событий на территории муниципальных образований.