Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Изучение теоретических основ влияния игры в волейбол на развитие двигательных качеств сельских школьников 8
1.1 Характеристика занятий волейболом на уроках физической культуры 8
1.2 Развитие двигательных качеств сельских школьников, занимающихся волейболом 12
Глава 2. Методы и организация исследования 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 24
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 26
3.1 Обоснование модульной программы «Учимся играть в волейбол» для сельских школьников 7-8 классов 26
3.2 Исследование показателей двигательной подготовки сельских школьников 7-8 классов в ходе педагогического эксперимента 32
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Актуальность исследования. Известен всем в нашем обществе распространенный устойчивый стереотип: наши сельские школы все без исключения маленькие и бедные. На данный момент это мнение, о сельских образовательных учреждениях, сильно отличается от действительности по спектру возможностей, предоставляемых своим обучающимся. Существует необходимость расширения направлений образования у сельских школьников и конечно же важно повышать качество обучения физической культуры, в том числе, в таком виде спорта как «Волейбол».
Грамотно организованные занятия по волейболу могут дать положительный эффект всестороннего физического развития юных спортсменов, а также, углубленное изучение волейбола способствует сближению коллектива и развитию двигательных качеств.
Состояние детского здоровья на данный момент является важной проблемой общества. В современном компьютеризованном мире, каждое новое поколение все больше, и больше страдает от малоподвижного образа жизни.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» федеральными органами исполнительной власти в течение 2021 года осуществляется формирование новых структур государственных программ Российской Федерации. Направление «Спорт на селе» войдет в состав государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в качестве федерального проекта, не входящего в состав национального проекта.
Распоряжение Минпросвещения России от 05.12.2019 N Р-124 (ред. от 21.01.2021) «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта Успех каждого ребенка национального проекта Образование».
Сельская местность отличается тем, что, как правило, занимающиеся физической культурой и спортом на селе не многочисленны. Комиссия Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации ЗОЖ совместно Российским союзом сельской молодежи организовали Всероссийский опрос «Спорт на селе». Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах в сельской местности всего 38,6% занимающихся физической культурой и спортом, в частности в спортивных школах 37,6% и что составляет 77,8 % в целом. И чаще всего, спортивные школы организуют свои занятия на базе сельских общеобразовательных школ. При этом совершенно точно можно сказать, что именно в сельских общеобразовательных школах работает 57,4 % сельских физкультурных работников, все это нам дает возможность сделать вывод, что общеобразовательная школа в сельской местности это центр физкультурно-спортивной деятельности.
Одним из интересных и доступных для детей видом спорта является волейбол.
В.А. Платонов в своих работах пишет: «волейбол, игра, от которой обмирает сердце. Игра, в которой пульсирует мысль, лихорадочная, жаркая, работающая в режиме постоянного цейтнота. Игра, где всё построено на обмане противника и где всё без обмана для зрителей. Игра без грубости, жестокости и насилия. Игра, заставляющая на время забыть о неуютном, несовершенном мире за прямоугольником разделённой сеткой площадки» [10].
Актуальность данной темы в том, чтобы направлять сельских школьников к эффективному времяпровождению. И в процессе активного отдыха и полезного досуга использовать освоенные виды физических упражнений, и самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, что увеличивает уровень физической подготовленности, а занятия волейболом выделяются, как доступное средство физического воспитания подростков. Школьный возраст уникальный этап развития человека, ведь именно в этом периоде успешно формируются основные двигательные качества, и волейбол очень подходит, как универсальное средство развития сельских школьников.
Что бы подготовить теоретическую базу исследования нами были изучены ряд вопросов, рассмотренные авторами в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, научных статьях. Отдельные условия, для организации физкультурно-спортивной деятельности школьников, рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых, такие как: В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина, М.Е. Кутепова, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и многие другие. В разные годы проблемами сельского физкультурного движения занимались В.С. Аношкин, Б.М. Бахмудов, Ю.В. Борисов, Т.В. Заболуева, И.И.Зеленов, И.С. Ленченков , Н.А. Соловьев и прочие.
Объект исследования: процесс физического воспитания сельских школьников средних классов, направленный на формирование у них двигательных качеств.
Предмет исследования: модульная программа «Учимся играть в волейбол» для формирования двигательных качеств сельских школьников 7-8 классов посредством игры в волейбол на уроках физической культуры.
Цель исследования: улучшение развития двигательных качеств у сельских школьников 7-8 классов.
В соответствии с поставленной целью на протяжении нашего исследования решались такие задачи:
1. Выявить уровень развития двигательных качеств у сельских школьников 7-8 классов.
2. Разработать модульную программу «Учимся играть в волейбол» сельских школьников 7-8 классов, эффективно влияющей на развитие двигательных качеств.
3. Определить уровень развития двигательных качеств у сельских школьников 7-8 классов, занимающихся волейболом после проведения педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование нашей модульной программы «Учимся играть в волейбол» на уроках физической культуры у сельских школьников 7-8 классов будет содействовать развитию их двигательных качеств.
Методы исследования:
• анализ литературы по выбранной теме исследования;
• педагогическое наблюдение;
• тестирование уровня физической подготовленности у сельских школьников 7-8 классов;
• методы математической обработки данных;
• педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования, полученные в ходе педагогического эксперимента, теоретически доказали эффективность взятых нами средств общей и специальной физической подготовки для учебно-тренировочного процесса по волейболу у сельских школьников 7-8 классов.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, полученные нами можно использовать в практике педагогической деятельности сельских учителей физической культуры, тренеров спортивных школ.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 46 страниц печатного текста и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, практические рекомендации, 4 таблиц, 5 рисунков.
В соответствии с результатами проведенного исследования мы сделали несколько выводов:
• Самым благоприятным возрастным периодом человека определяется школьный возраст, потому что именно в этом периоде наибольшее количество двигательных качеств развиваются успешнее всего. При этом есть все основания для использования волейбола как средство формирование двигательных качеств.
• До проведения педагогического эксперимента не было выявлено достоверных различий в пользу какой-либо из групп. Это говорит об одинаково подобранных группах экспериментальной и контрольной.
• Разработали модульную программу «Учимся играть в волейбол» для сельских школьников 7-8 классов.
• После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие (p<0,05) по всем исследуемым тестам в пользу детей экспериментальной группы.
• Включение модульной программы «Учимся играть в волейбол» для сельских школьников 7-8 классов в школьную программу по физической культуре обеспечило достоверное улучшение (p<0,05) всех исследуемых двигательных качеств.
Таким образом, поставленная в бакалаврской работе гипотеза исследования была полностью подтверждена. Мы однозначно можем дать рекомендацию пользоваться модульная программа «Учимся играть в волейбол» для сельских школьников 7-8 классов, развивающую силу, быстроту, гибкость, ловкость и выносливость, как средство специальной физической подготовки.
1. Барчуков И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: Юнити, 2016. — 107 с.
2. Барчуков, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: Юнити, 2018. — 241 с.
3. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020 — 224 с.
4. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика / М.М. Боген. - М.: КД Либроком, 2019. — 188 с.
5. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки. / Т. Бомпа, К. Буццичелли.— М. : Спорт, 2016. — 384 с.
6. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. — 317 с.
7. Виноградов П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. —М.: Советский спорт, 2013. — 144 с.
8. Волейбол: теория и практика./ под общей редакцией В. В. Рыцарева — М.: Спорт, 2016. — 452 с.
9. Востриков, В.А. Физкультурное образование, Методология, Моделирование, Дидактические основы, 2017. — 265 с.
10. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно- педагогических исследований: учебно-методическое пособие. / В.П. Губа, В.В. Пресняков. — М.: Человек, 2015. — 288 с.
11. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений — М.: Советский спорт, 2015. — 178 с.
12. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). — М.: Спорт, 2016. — 624 с.
13. Иванов А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой. - М.: Советский спорт, 2012. — 112 с.
14. Иноземцева Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте. — Томск: ТГУ, 2012. — 75 с.
15. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений. — М.: Советский спорт, 2011. — 142 с.
...