Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития координационных способностей хоккеистов 7
1.1 Координационные способности: понятие и способы проявления 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности хоккеистов 16-17 лет 11
1.3 Особенности развития координационных способностей у хоккеистов 15
Глава 2 Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 26
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1 Программа, направленная на развитие координационных способностей хоккеистов 29
3.2 Обоснование эффективности опытно-экспериментальной работы 31
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Актуальность исследования. Повышение уровня технической подготовленности спортсменов - важнейший резерв улучшения спортивных результатов.
Специфика хоккея на льду как вида спорта предполагает проявление хоккеистами высокого уровня специальной физической и технической подготовленности.
Кроме того, хоккей на льду является сложно координационным видом спорта и координационные способности занимают очень важное место в подготовке хоккеистов. Развивать их можно с помощью различных подвижных игр, это один из самых проверенных способов, хорошо зарекомендовавший себя именно у юных занимающихся, так как развитие ловкости зависит от быстро меняющий ситуации, в подвижной игре и происходит мгновенная смена ситуации на решение которой нужно отвести наименьшее количество времени, иначе команда проиграет, а все хотят победить, и именно это желание увеличивает мотивацию к тренировочному процессу в целом.
Повышение уровня координационных способностей (КС) - это «наиболее перспективное направление при технической подготовке спортсменов самого высокого уровня. Повышение технического мастерства спортсменов достигается тем, что они становятся более сильными и ловкими за счет улучшения двигательной координации и стабильности исполнения технических приемов вопреки различным помехам» [13].
Таким образом, развитие координационных способностей способствует полной реализации технического и тактического арсенала игроков 16-17 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс у хоккеистов 16-17 лет.
Предмет исследования: особенности развития координационных способностей хоккеистов 16-17 лет.
Цель: исследование особенностей развития координационных способностей у хоккеистов 16-17 лет.
Гипотеза исследования заключалась в том, что применение на учебно-тренировочных занятиях по хоккею специально разработанной программы будет способствовать развитию координационных способностей хоккеистов 16-17 лет.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2) Оценить уровень развития координационных способностей хоккеистов 16-17 лет.
3) Разработать и апробировать программу, направленную на развитие координационных способностей хоккеистов 16-17 лет.
4) Оценить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта.
Для достижения цели и задач в исследовании использовались следующие методы:
В исследовании были использованы следующие методы:
1) Анализ научно-методической литературы.
2) Педагогическое наблюдение.
3) Оценка уровня развития координационных способностей.
4) Тестирование физической подготовленности.
5) Педагогический эксперимент.
6) Методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: хоккейный клуб «Лада» (Тольятти). В исследовании приняло участие 22 хоккеиста групп спортивного совершенствования в возрасте 16-17 лет: 11 из них вошли в состав контрольной группы и 11 - в состав экспериментальной группы.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты работы уточняют теоретические положения о содержании понятия координационные способности и методическое понимание того, как должна строиться система тренировок хоккеистов, направленная на совершенствование их координационных способностей
Практическая значимость исследования. Разработанная программа может быть рекомендована для использования на учебно-тренировочных занятиях по хоккею для развития координационных способностей хоккеистов 16-17 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и содержит 8 рисунков, 4 таблицы. Основной текст работы представлен на 48 страницах.
В заключении представим основные выводы и результаты исследования:
1) Исследованы теоретико-методические особенности развития координационных способностей хоккеистов 16-17 лет. По результатам исследования был сделан вывод, что понятие «координационные способности» относительно новое в теории и методике физической культуры, нередко оно звучит, как двигательно-координационные способности, но изначально, то, что сейчас принято называть координационными способностями, называлось ловкость. Исследовав особенности анатомо-физиологического развития юношей 16-17 лет, можно сделать вывод, что данный возраст характеризуется в основном завершением процессов морфофункционального созревания органов и систем организма. Также стоит отметить, что координационные способности занимают очень важное место в подготовке хоккеистов. Развивать их можно с помощью различных подвижных игр, это один из самых проверенных способов, хорошо зарекомендовавший себя именно у юных занимающихся, так как развитие ловкости зависит от быстро меняющий ситуации, в подвижной игре и происходит мгновенная смена ситуации на решение которой нужно отвести наименьшее количество времени, иначе команда проиграет, а все хотят победить, и именно это желание увеличивает мотивацию к тренировочному процессу в целом. В процессе подготовки в макро и микро тренировочных циклах нужно проводить тренировки с различными подвижными и спортивными играми, благодаря им двигательные возможности и двигательный опыт хоккеиста будут неуклонно расти.
2) Разработана программа, направленная на развитие координационных способностей юношей 16-17 лет, которая применялась на учебно-тренировочных занятиях по хоккею в экспериментальной группе.
3) Проведена оценка эффективности опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность разработанной нами программы: после педагогического эксперимента было проведено повторное тестирования уровня развития координационных способностей и физической подготовленности у участников обеих групп. По результатам эксперимента была выявлена тенденция к увеличению всех показателей развития и координационных способностей и уровня физической подготовленности в экспериментальной и контрольных группах у хоккеистов 16-17 лет во всех тестах. Однако, в ЭГ результаты были лучше. На основании полученных данных можно сделать вывод: в результате исследования установлено, что применение разработанной программы способствует не только развитию координационных способностей, но и уровню физической подготовленности у хоккеистов 16-17 лет.
1. Аверьянов, И.В. Технология спортивной тренировки в избранном виде спорта: игровые виды спорта: учебное пособие / И.В. Аверьянов. - Омск: СибГУФК, 2019. - 96 с.
2. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В.Алейникова. - Ростов-на- Дону: ЦВВР, 2002. - 454 с.
3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность: [Сборник] / Н.А. Бернштейн; Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; Под ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
4. Блинков, С.Н. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учебное пособие / С.Н. Блинков, В.А. Мезенцева, С.Е. Бородачева. - Самара: СамГАУ, 2018. - 161 с.
5. Возрастная психофизиология: учебно-методическое пособие / Т. С. Копосова. - Архангельск: САФУ, 2015. - 163 с.
6. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.
7. Ишматов, Р.Г. Использование инновационных технологий в планировании, реализации и контроле тренировочного процесса квалифицированных хоккеистов: Учебное пособие /Р.Г. Ишматов, М.И. Романов, С.Р. Герсонский, В.А. Кузьмин; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург. - СПб., 2021. - 100 с.
8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и Спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 542 с.
9. Михно, Л.В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов: учебник для тренеров / Л.В. Михно, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Филатов, Р.Г. Ишматов, В.С. Волков / под ред. Л.В. Михно. - СПб. 2017. - 616 с.
10. Михно, Л.В. Игра в хоккей в условиях современного общества: мотивация юных хоккеистов и их родителей. Учебное пособие / Л.В. Михно, Е.В. Утишева; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., - 2016. - 147 с.
11. Научное обоснование современной системы отбора и подготовки спортсменов в олимпийском спорте (на примере футбола и хоккея): монография (2-е издание) / В.И. Шапошникова, М.А. Рубин, Л.В. Михно. - СПб. - 2018. - 150 с.
12. Образцов, П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика / П.И. Образцов. - Орел, 2012. - 145 с.
13. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, общефизической подготовкой: учебно-методическое пособие / составители Ю.И. Якунин, С.Н. Якунина. - пос. Караваево : КГСХА, 2017. - 38 с.
14. Попов, Г.И. Биомеханика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура" /Г И. Попов. - Москва: Академия, 2008. - 253с.
15. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - Москва: Академия, 2009. - 381 с.
...