Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Общая характеристика следственных действий и правила их производства 9
1.1. Понятие и признаки следственных действий 9
1.2. Общие основания производства следственных действий 14
1.3. Классификация следственных действий 20
Глава 2. Проблемы производства следственных действий 25
2.1. Проблемы производства допроса и очной ставки 25
2.2. Особенности производства осмотра и освидетельствования 29
2.3. Проблемы производства обыска и выемки 34
2.4. Особенности наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, производства контроля и записи переговоров, а также получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами 37
2.5. Специфика производства предъявления для опознания 42
2.6. Проблемы производства следственного эксперимента и проверки показаний на месте 46
2.7. Специфические особенности назначения и производства судебной экспертизы 52
Заключение 57
Список использованных источников 62
Главной задачей при производстве по любому уголовному делу является установление обстоятельств совершенного преступления, то есть установление объективной истины. Данная задача разрешается следователем (дознавателем) в процессе доказывания. Процесс доказывания заключается в собирании, проверке, фиксации и оценке доказательств в целях установления фактов, которые имеют значение для уголовного дела. Основным способом установления обстоятельств совершенного преступления, а значит и установления объективной истины по уголовному делу является производство следственных действий. Посредством их производства следователь (дознаватель) собирает, фиксирует, проверяет и оценивает доказательства в целях разрешения задач предварительного расследования.
Актуальность исследования заключается в том, что проведение предварительного расследования и доказывание вины лица невозможно без проведения следственных действий, порядок производства которых установлен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Далее - УПК РФ)1. Для каждого следственного действия УПК РФ предусматривает специфические основания, определенный порядок производства, круг возможных и необходимых участников, а также характерные способы фиксации полученных результатов.
Большинство из нас, участвуя в уголовном судопроизводстве в качестве правоприменителей или правозащитников, столкнутся с процессом производства следственных действий на практике. В связи с этим, появляется обоснованная необходимость знать, что собой представляют следственные действия, какими законодательными нормами регламентируется порядок их проведения, каким образом закрепляются их результаты, что является их предметом и какое значение имеют следственные действия при производстве расследования по уголовному делу, ведь соблюдение процессуальной процедуры и формы фиксации полученных результатов при производстве следственных действий имеют решающее значение при оценке доказательства с точки зрения его законности, достоверности, относимости и допустимости.
Объектом моего исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами уголовно-процессуального законодательства, связанные с производством следственных действий.
Предметом моего исследования являются вопросы, теоретический и практический материал, связанный с основаниями и процедурой производства каждого следственного действия, предусмотренного УПК РФ.
Целью исследования является анализ уголовно-процессуальных норм, регулирующих производство следственных действий, а также практики их применения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение дефиниции следственные действия, выделить и раскрыть их основные признаки, произвести отграничение от понятия процессуальные действия;
2) Определить общие основания производства следственных действий;
3) Рассмотреть существующие классификации следственных действий;
4) Дать определения каждому конкретному следственному действию, рассмотреть основания и порядок их производства, способы фиксации полученных результатов, определить круг возможных и необходимых участников;
5) Проанализировать теоретические и практические проблемы проведения следственных действий, предложить возможные варианты их решения.
В данной работе мною исследованы такие нормативно-правовые акты, как Конституция Российской Федерации, УПК РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации (Далее - УК РФ2), Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации»; а также труды таких авторов, как С.А. Шейфер, Т.В. Аверьянова, Л.А., Н.Т. Тришина, Л.С., Сахаров Л.С., А.П. Рыжаков и другие, а также практика применения норм УПК РФ.
В ходе исследования мною были использованы следующие методы: формально-юридический и сравнительно-правовой методы, системный подход, метод формальной логики.
По итогам выполненного исследования, посвященного комплексному анализу теоретического и практического материала по вопросам регламентации и порядка производства следственных действий, можно сделать следующие выводы:
1. Процессуальные действия представляют собой всю совокупность деятельности, предусмотренной УПК РФ и осуществляемой управомоченным на то лицом при производстве по уголовному дела, включая проведение каждого отдельного следственного действия.
2. Следственные действия - это комплекс урегулированных нормами УПК РФ процессуальных действий, осуществляемых управомоченным на то субъектом, направленных на собирание, фиксацию, проверку и оценку доказательств в целях разрешения задач предварительного расследования и установления объективной истины по уголовному делу.
3. Система следственных действий представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, порожденный связями следов, оставленных событием преступления на объектах материального мира и в сознании его очевидцев, соответствующих принципам уголовного судопроизводства и включающих достаточные гарантии достижения его целей, которые придают совокупности следственных действий упорядоченность и свойство целостности.
4. При принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела следователь, в частности, может мотивировать свое решение наличием неустранимых противоречий в объяснениях лиц. В соответствии с частью 3 статьи 49 Конституции РФ неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. В подобных случаях УПК РФ предусматривает проведение такого следственного действия, как очная ставка, которое является одним из способов устранения противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц, но проведение данного следственного действия возможно только в рамках возбужденного уголовного дела. В связи видится целесообразным введение в статью 144 УПК РФ процессуального действия «одновременный опрос двух лиц», которое будет проводиться по правилам проведения очной ставки, но при его производстве у лиц не будет возникать статуса участника уголовного судопроизводства.
5. На сегодняшний день большое значение имеет применение средств видеофиксации при производстве следственных действий. Преимуществами ее применения являются объективность и наглядность получаемой доказательственной информации, что позволит наиболее полно и объективно отразить особенности проведения конкретного следственного действия, удостоверится в соблюдении и правильном применении норм уголовно- процессуального закона, в полной мере защитить права участников следственного действия, а также избежать заведомо ложных заявлений о применении психического или физического насилия в ходе его производства. Применение видеофиксации при производстве следственных действий исключит злоупотребление со стороны должностных лиц, производящих предварительное расследование, а также повысит уровень компетентности кадров в правоохранительных органах. Учитывая вышеизложенное, представляется необходимым введение в УПК РФ положений об обязательности видеофиксации следственных действий, а также установление ее процессуального порядка и обязательных требований. Кроме того, для реализации данных положений видится целесообразным выделение в штате правоохранительных органов специалиста, который будет заниматься фиксацией следственных действий, и участие которого станет обязательным во всех случаях.
6. Статья 187 УПК РФ достаточно категорично ограничивает продолжительность допроса лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, устанавливая, что допрос не может длиться более четырех часов без перерыва. Законодатель не предусматривает ситуацию, когда лицо выражает добровольное желание давать показания спустя четыре часа непрерывного допроса, если информация, которую предоставляет лицо, имеет существенное значение для уголовного дела и промедление с ее фиксацией и проверкой может повлечь невосполнимую утрату доказательств. Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным внести изменения, устанавливающие, что допрос с согласия лица может длиться более четырех часов без перерыва. В таком случае, обязательной должна являться письменная фиксация согласия допрашиваемого лица в протоколе допроса, и разъяснение права на приостановление допроса в любой момент по его желанию.
7. В соответствии со статьей 186 УПК РФ контролироваться и записываться могут не только телефонные, но и иные переговоры. В связи с развитием современных технологий, к иным переговорам можно отнести факсимильные сообщения, сообщения, отправляемые с использованием всемирной телекоммуникационной сети «Интернет», текстовые сообщения, отправляемые с помощью средств мобильной связи и с использованием иных коммуникационных технологий. Действующая редакция статьи 186 УПК РФ не учитывает современные виды интерактивной связи между людьми, так как по смыслу закона источником доказательственной информации при осуществлении данного следственного действия является фонограмма переговоров, которая приобщается к уголовному делу как вещественное доказательство. Таким образом, можно сделать вывод, что УПК РФ не учитывает разнообразие современных средств связи, с помощью которых осуществляются переговоры между участниками уголовного судопроизводства, в связи с чем представляется необходимым законодательное закрепление правил контроля и получения информации о переговорах в буквенно-цифровой форме посредством современных видов интерактивной связи.
8. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами может быть разрешено на срок до 6 месяцев. В УПК РФ не предусматривается возможность продления срока производства данного следственного действия, а также возможность нового обращения следователя в суд с соответствующим ходатайством в случаях, когда производство следственного действия прекращается по постановлению следователя, но в последующем вновь возникают основания для его производства. Таким образом, видится целесообразным внести в УПК РФ положения, устанавливающие возможность продления срока производства данного следственного действия, а также позволяющие следователю повторно обратиться в суд с ходатайством о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами в случаях, если вновь возникли основания для производства следственного действия.
9. УПК РФ предусматривает, что при производстве освидетельствования подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также в некоторых случаях свидетеля, их согласие не требуется. Актуальным представляется вопрос о том, как должен поступать следователь в случаях, когда данные лица отказываются участвовать в освидетельствовании, а тем более, если они препятствуют его проведению. Исходя из положений УПК РФ, данное следственное действие можно проводить принудительно, но порядок и пределы применения мер принуждения, а также необходимость их фиксации в протоколе следственного действия законодательно не регламентированы. Видится верным отражение порядка принудительного освидетельствования в УПК РФ, для установления пределов допустимого принудительного воздействия, подробного отражения примененных мер принуждения в протоколе следственного действия, для предупреждения превышения пределов такого воздействия, а также предотвращения необоснованных жалоб освидетельствуемого о нарушении его прав и злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов.
10. Нередко возникают случаи, когда следователь после получения судебного решения, разрешающего производство обыска в жилище, обнаруживает, что в жилище отсутствует лицо, у которого должен проводиться обыск и несовершеннолетние члены его семьи. При переносе производства следственного действия может возникнуть угроза уничтожения находящихся в жилище доказательств. В статье 169 УПК РСФСР было предусмотрено, что при невозможности присутствия лица, у которого производиться обыск, приглашаются представитель жилищно-эксплуатационной организации. Данное положение не было перенесено в действующий УПК РФ.
В связи с этим целесообразно дополнить часть 11 статьи 182 УПК РФ следующей формулировкой: «В случае невозможности участия лица, в помещении которого производится обыск, либо несовершеннолетних членов его семьи обыск производится в присутствии представителей местной администрации или жилищно-эксплуатационной организации». Это позволит осуществить дополнительную защиту прав лица, в помещении которого производится обыск, поскольку представители местной администрации или жилищно-эксплуатационной организации будут осуществлять контроль за порядком и законностью производства обыска в помещении, а также данное установление предотвратит возможность невосполнимой утраты доказательств.
11. В науке уголовно-процессуального права дискуссионным остается вопрос об отнесении судебной экспертизы к числу следственных действий. Назначение судебной экспертизы несомненно является процессуальным действием, но не является действием следственным, так как исследование проводится экспертом, который не наделен полномочиями по производству следственных действий; само проведение исследования не урегулировано нормами УПК РФ, и для производства каждой конкретной экспертизы используются специфические методы исследования; экспертное исследование находится за рамками уголовно-процессуальной регламентации; при производстве экспертизы не составляется протокол, в котором бы фиксировались полученные доказательства, а УПК РФ производит разграничение двух самостоятельных видов доказательств: заключения эксперта и протоколов следственных действий.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что такой институт уголовно-процессуального права как следственные действия требует постоянного совершенствования, ведь именно производство следственных действий в большой мере ограничивает права граждан и вместе с тем, является основным способом формирования доказательственной базы при расследовании любого уголовного дела.
1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. 2014. №31 Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая редакция от 17.04.2017). // СЗ РФ. 2001. №52 (ч. I) Ст. 4921.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960). // "Ведомости ВС РСФСР". 1960. № 40 Ст. 592.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция от 17.04.2017). // СЗ РФ. 1996. N 25 Ст. 2954.
5. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации».
2. Научная литература:
6. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов // под ред. Р.С. Белкина. - М.: Издательство НОРМА. 2001. - 990.
7. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2017. - 256 с.
8. Белозерова И.И., Крылов И.В. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте. // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 1. С. 193 - 195.
9. Бочинин С. А. Основания классификации следственных действий в уголовном судопроизводстве России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. №3 (17). С. 96-104.
10. Бурыка Д.А. Предъявление для опознания : уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты. Монография // Бурыка Д.А., Решняк М.Г.— М.: Международный юридический институт, 2011. - 183 с.
11. Быковская Е.В. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) : курс лекций // Быковская Е.В., Загорский Г.И., Качалов В.И. -М. : Волтерс Клувер. 2010. - 560 с.
12. Веренич И. В. Допрос эксперта и специалиста при расследовании преступлений в сфере строительства. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 36-40.
13. Волочай С.Н., Шепелева Ю.Л. Предъявление для опознания: пути совершенствования процесса производства. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 2 (57). С. 100-102.
14. Горбунов Д.В. Показания потерпевшего в уголовном процессе // Общество и право. 2014. № 2 (48). С. 210-214.
15. Григорьев О.Г. Особенности предъявления для опознания людей в ходе предварительного расследования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. №4 (10). С. 72-82.
...