Введение 5
1 Состояние вопроса 6
1.1 Описание участия в Formula SAE 6
1.2 Описание существующих методов снижения себестоимости 8
2 Анализ исходных данных 13
2.1 Анализ технологичности конструкции 13
2.2 Расчет материальных затрат 29
2.3 Расчет производственных затрат 40
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 51
Formula Student остается актуальным проектом среди высших учебных заведений благодаря своей практической направленности - как с точки зрения проектирования и создания рабочего автомобильного прототипа, так и в отношении понимания студентами экономической обоснованности предлагаемых ими технологических решений.
Будучи участником проекта, студент получает возможность не только спроектировать прототип автомобиля, но и посмотреть на свою разработку с точки зрения влияния применяемых технологических процессов на себестоимость итогового прототипа. Получаемые в ходе работы над проектом компетенции играют важную роль в формировании целостного понимания принципов функционирования предприятия у будущего специалиста.
Целью данной работы стало рассмотрение вопросов формирования себестоимости автомобиля на примере гоночного болида класса Formula Student, а также описание методов ее снижения. Цель работы обусловила постановку ряда задач:
1. Дать описание проекта FSAE и основных требований соревнований.
2. Привести существующие варианты исполнений основных несущих конструкций гоночных автомобилей, участвующих в проекте.
3. Рассмотреть образование стоимости прототипа автомобиля с позиции используемых материалов, технических процессов и оборудования [16].
4. Вывести сравнительную характеристику себестоимости болидов с применением разных конструкторских решений.
Результаты работы могут быть использованы в рамках проекта Formula Student, в частности - в статических дисциплинах, относящихся к экономике предприятия: «Защита отчета о стоимости производства» и «Презентация бизнес-плана».
Одной из важных задач при проектировании новых конструкций и автомобильных прототипов остается стремление к снижению себестоимости производства этих разработок. Помимо прочего, на себестоимость влияют применяемые технологические процессы, что и послужило объектом исследования в рамках данной бакалаврской работы.
В качестве примера была рассмотрена последняя модель гоночного болида, спроектированного командой Тольяттинского государственного университета для участия в FSAE.
На основе анализа основных систем гоночного болида класса Formula Student были выделены узлы, в которых преобладает количество изготавливаемых деталей. К таким системам были отнесены подвеска и рама болида с обвесом. Нами было проанализировано несколько вариантов конструкций с использованием разных материалов и технологических процессов изготовления.
В результате мы пришли к выводу, что пространственная рама является менее дорогостоящей в изготовлении, чем монокок, однако уступает ему по легкости конструкции и ремонтопригодности. Кроме того, изготовление стальных сварных кулаков требует меньшего количества затрат по сравнению с цельноалюминиевыми, но отличаются большей массой.
Принимая во внимание такие параметры, как: стоимость материалов, стоимость производства, трудоемкость, масса, жесткость на кручение и ремонтопригодность для системы рамы, а также параметры: стоимость материалов, стоимость производства, трудоемкость, масса и ремонтопригодность для подвески, нами был сделан выбор в пользу пространственной рамы и стальных сварных кулаков. Использование данных конструкций позволит снизить себестоимость прототипа гоночного болида за счет использования надежных материалов при сравнительной простоте изготовления.