Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния методики физической реабилитации на двигательные способности юношей с диагнозом «Детский церебральный паралич» спастической формы

Работа №117316

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
1.1. Понятие физической реабилитации инвалидов 9
1.2. Характеристика детского церебрального паралича и его формы. 11
1.3. Средства и методы физической реабилитации при ДЦП 20
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 35
Выводы по главе 36
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Методы исследования физических способностей и результаты
диагностических заданий 37
3.2. Формирование эксперимента (подбор методик) 45
3.3. Эффективность использования разработанной методики физической реабилитации по оптимизации двигательных способностей 49
Выводы по главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69


Актуальность. Как показывает медицинская статистика, год за годом количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) увеличивается. При этом необходимо знать и оценивать важность, что при грамотном применении физической реабилитации у ребенка есть возможность развить свои двигательные способности. Наиболее важно акцентировать внимание на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП на постоянной основе и в домашних условиях, поскольку только малая доля родителей проводит упражнения со своими детьми дома.
Причинами ДЦП в основном являются поражения головного и спинного мозга, наступившие в период беременности, родов или в послеродовой период. Двигательные расстройства наблюдаются у всех детей с ДЦП. В настоящее время на 1000 новорожденных приходится от 2 до 4 случаев детей, рожденных с диагнозом церебрального паралича. В связи с сильными двигательными нарушениями в 25%-30% случаев, дети не могут себя обслуживать, перемещаться и самостоятельно есть.
Данная проблема актуальна для специалистов по лечебной физической культуре и восстановительной медицины, реабилитологов, неврологов, физиотерапевтов. Проводятся исследования детей с ДЦП, разрабатываются методики и комплексы коррекции. Ребенок-инвалид может появиться в любой семье, независимо от здоровья родителей. По статистике в Тольятти более 1000 детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. Детям требуется постоянная и качественная реабилитация. Следовательно, работа по влиянию физической реабилитации на детей с диагнозом церебрального паралича является актуальной на сегодняшний день.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что специально-разработанную методику регулярных занятий необходимо использовать, как в реабилитационном центре, так и в домашних условиях для детей с диагнозом ДЦП на постоянной основе. Она направлена на оптимизацию двигательных способностей детей.
Достоверность и валидность полученного количественного материала в процессе педагогического исследования подтвердилась с использованием многомерного математического анализа. Была обоснована методика исследования с пациентами с использованием специально разработанной методики физической реабилитации.
Количественные показатели, полученные в ходе педагогического эксперимента, обрабатывались с использованием компьютерной технологии статистико-математическим методом.
Объект исследования: процесс оптимизации двигательных способностей юношей в возрасте 15-17 лет с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Предмет исследования: методика физической реабилитации юношей с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Цель исследования: исследование влияния методики физической реабилитации на оптимизацию двигательных способностей юношей с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень развития двигательных способностей юношей в возрасте 15-17 лет с диагнозом ДЦП спастической формы.
2. Разработать методику физической реабилитации, направленную на оптимизацию двигательных способностей детей-инвалидов с диагнозом детского церебрального паралича спастической формы.
3. Оценить эффективность разработанной методики физической реабилитации двигательных способностей детей-инвалидов с диагнозом детского церебрального паралича спастической формы на практике.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия по специально разработанной методике физической реабилитации, проводимые индивидуально с каждым ребенком в реабилитационном центре и в домашних условиях, будут способствовать оптимизации двигательных способностей юношей в возрасте 15-17 лет с диагнозом ДЦП спастической формы.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные труды отечественных и иностранных ученых по современным проблемам физической реабилитации детей с диагнозом церебральных параличей. В них рассмотрены проблемы коррекции двигательной активности детей с ДЦП. Так же были использованы справочные материалы, данные научных журналов:
- исследование нормативно-правовых документов по физической реабилитации и спорту инвалидов [А.В.Царик];
- исследования об особенностях физического развития детей с разными формами ДЦП [Л.О. Бадалян, В.И. Козявкин, К.А. Семёнова];
- исследование о влиянии физических нагрузок на жизнедеятельность и здоровье человека [М.Н. Гончарова, Е.В. Зеленина, С.П. Евсеев];
- теоретические постулаты частных методик адаптивной физической культуры [Л.В. Шапкова];
- теоретические основы системы лечения и профилактики сколиоза с помощью лечебной физической культуры [В.И. Дубровский];
- теории формирования новых двигательных навыков посредством лечебной физической культуры [Бобат-концепция, С.А. Бортфельд];
- теория кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации
неврологических больных с двигательными нарушениями [В.А. Исанова];
- теории развития двигательной активности с использованием
вспомогательных тренажеров [К. Акош, М. Акош, Ю.Н. Верхало];
- теории развития физических качеств посредством лечебной гимнастики.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами диссертации был проведен анализ научно-методической литературы и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос, анкетирование, тестирование двигательных способностей; педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов.
Проблема исследования заключалась в необходимости активного и эффективного использования метода физической реабилитации для детей с диагнозом церебрального паралича, чему в свою очередь мешает отсутствие комплексного подхода в лечении пациентов, меняющиеся специалисты, нерегулярность проведения занятий, назначение лечения ограниченными курсами, отсутствие мотивации к упражнениям в домашних условиях.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное казенное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г.о. Тольятти, в котором 84 воспитанника с диагнозом детского церебрального паралича.
В реабилитационном центре специалист по адаптивной физической культуре проводил занятия по физической реабилитации с 16 юношами, страдающими диагнозом ДЦП спастической формы. Были созданы две группы: экспериментальная и контрольная, в каждой по 8 юношей в возрасте 15-17 лет.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в период с сентября 2018 года по февраль 2020 года с согласия родителей ребят с диагнозом ДЦП и руководства реабилитационного центра Государственное казенное учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г.о. Тольятти.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2018 года) происходило изучение специальной литературы, изучение медицинских документов каждого участника, анкетирование. Были проанализированы данные: форма ДЦП, возраст, период, когда распознали ДЦП, медицинские рекомендации по физической реабилитации и противопоказания. Произвели анализ и обработку изученной литературы, сформулировали цель, рабочую гипотезу и задачи исследования. Установили уровень двигательных способностей ребят с ДЦП.
На втором этапе исследования (январь 2019 года - декабрь 2019 года) на основании всех теоретических исследований проводился педагогический эксперимент. В экспериментальной группе проводились индивидуальные занятия по специально разработанной методике физической реабилитации четыре раза в неделю в реабилитационном центре и два раза в неделю в домашних условиях продолжительностью 40 минут, в контрольной группе проводились групповые занятия ЛФК с периодичностью три раза в неделю.
На третьем этапе исследования (январь - февраль 2020 года) был обработан полученный материал и проведена количественная и качественная оценка экспериментального результата. На данном этапе педагогического исследования изучались объективные количественные данные, полученные с помощью данных методов исследования: контрольные испытания, анкетный опрос и диагностика. Первичные показатели контрольных испытаний и анкетного опроса были получены с января 2019 года. Данные ретеста и анкетного опроса были добыты в декабре 2019 года. В январе 2020 года был проведен системный анализ и системный синтез количественного материала, теоретически обоснован количественный материал, составлены выводы на основе заключения педагогического исследования, в феврале 2020 года - была оформлена научно-исследовательская работа.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики физической реабилитации по оптимизации двигательных способностей детей с ДЦП, по диагонально-спиральной модели движения, с уточнением наиболее результативной периодичности и регулярности проведения занятий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обобщении и рассмотрении литературы согласно проблеме исследования, с целью оптимизации двигательных способностей юношей в возрасте 15-17 лет с диагнозом ДЦП.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики физической реабилитации при ДЦП спастической формы, которая будет внедрена в программу реабилитационного центра и сможет применяться тандемом «специалист - родитель», для того, чтобы юные пациенты могли оптимизировать свои двигательные способности и применять их в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась написанием автором научных статей, а также участием в научно-практических конференциях ТГУ:
- Волкова К.А. Оптимизация процесса физической реабилитации детей с диагнозом детский церебральный паралич спастических форм,
- Волкова К.А. Оценка результатов реабилитации детей с диагнозом «Детский церебральный паралич»,
- выступление на VIII Всероссийской научно-практической конференции, Тольятти, 22-23 ноября 2018 года.
Положения, выносимые на защиту:
1. При проведении занятий по специально разработанной методике с воспитанниками реабилитационного центра необходимо учитывать индивидуальные физические способности при подборе комплексов упражнений, занятия проводить по принципу «от легкого к сложному», вносить коррективы в курс лечения ежемесячно после проведения промежуточного тестирования.
2. Физическая реабилитация детей с ДЦП должна проводиться комплексно и на постоянной основе (под руководством специалиста реабилитационного центра и в домашних условиях), что способствует оптимизации двигательных способностей. Для этого родители приглашаются на занятия, их консультируют, выдают памятку о проведении необходимого комплекса упражнений на дому.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав и заключения. Список использованной литературы включает в себя 39 источников. В работе содержится 16 таблиц, 6 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе сравнивались контрольная и экспериментальная группы, в которых проводился педагогический эксперимент. Выяснялись различия в подходе к реабилитации и разрабатывалась Методика физической реабилитации ДЦП с наиболее эффективным и продолжительным результатом.
Для определения уровня двигательных способностей юношей со спастической формой ДЦП и динамики развития двигательных способностей в ходе эксперимента использовались следующие методы исследования физических способностей:
- определение уровня способности сидеть;
- определение уровня способности стоять;
- определение уровня способности ходить;
- определение уровня способности подниматься/спускаться по лестнице;
- определение уровня способности бросать мяч.
Анализ результатов проведенной экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу, где предполагалось, что занятия по специально разработанной методике физической реабилитации, проводимые индивидуально с каждым ребенком в реабилитационном центре и в домашних условиях, способствуют оптимизации двигательных способностей юношей в возрасте 15-17 лет с диагнозом ДЦП.
В заключении отметим основные выводы:
1. При проведении занятий по специально разработанной методике с воспитанниками реабилитационного центра необходимо учитывать индивидуальные физические способности при подборе комплексов упражнений, занятия проводить по принципу «от легкого к сложному», вносить коррективы в курс лечения после проведения промежуточного тестирования.
2. Физическая реабилитация детей с ДЦП должна проводиться комплексно и на постоянной основе (под руководством специалиста реабилитационного центра и в домашних условиях), что способствует оптимизации двигательных способностей. Для этого родители приглашаются на занятия, их консультируют, выдают памятку о проведении необходимого комплекса упражнений на дому.
3. Учет функциональных показателей детей с ДЦП в коррекции их двигательных нарушений, способствует более благоприятному восстановлению нарушенных двигательных характеристик.
4. В основе разработанной методики физической реабилитации по оптимизации двигательных способностей лежат физиологические механизмы нервно-мышечного контроля, повышающие реакции паретических мышц на их активное сокращение при волевом участии пациента посредством специальных диагонально-спиральных моделей движения, исполняемых в определенной последовательности в зависимости от тяжести заболевания.
5. Проведенное исследование доказывает, что целенаправленные, постоянные и регулярные индивидуальные занятия по разработанной и предложенной Методике физической реабилитации ДЦП дают положительную динамику развития двигательных способностей детей с диагнозом ДЦП.



1. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика. - М.: Просвещение. - 2016. -195 с.
2. Багимов Ю.С. Возрастные и индивидуально-типологические характеристики обучаемости упражнениям с удержанием равновесия тела: Дис. канд. пед. наук. - М.: Медицина, 2015. - 327 с.
3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье - 2013. - 328 с.
4. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - СПб.: Форум Медиа, 2016.-162с.
5. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. - М.: Филантроп, 2016. - 405с.
6. Верхало Ю.Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов. - М.: Советский спорт, 2014, - 536 с.
7. Волкова К.А. Оптимизация процесса физической реабилитации
детей с диагнозом детский церебральный паралич спастических форм [Электронный ресурс]: Лучшие материалы «Инфоурок». - С.: ООО
«Инфоурок», 2019. Ч. 8 : - 2019. - 373 с.- ISBN 978-5-98156-950-0. - Текст: электронный// Электронно-библиотечная система INFOUROK: [сайт]. - URL: https://infourok.ru/optimizaciya-processa-fizicheskoy-reabilitacii-detey-s-diagnozom-detskiy-cerebralniy-paralich-spasticheskih-form-3901930.html
8. Волкова К.А. Оценка результатов реабилитации детей с
диагнозом «Детский церебральный паралич» // «Профессионально¬личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры»: сборник материалов. - ФГБОУ ВО «Тольяттинский
государственный университет», 2019. - С.14-18.
9. Гончарова М.Н. Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Методическое пособие ин-та им. Г.И. Турнера. - СПб.: Лань, 2016. - 267 с.
10. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - СПб.: Просвещение, 2016.-207с.
11. Гросс Н.А. Современные методики физической реабилитации
детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М.:
Медицина, 2015. - 235 с.
12. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика: Учеб. для сред, и высш. учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 672 с.
13. Евсеев С.П., Шапкова Л.П. Адаптивная физическая культура. - М.: ВНИИФК, 2010. -238с.
14. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.
15. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф, Малышев А.И., Герасимова Г.В., Потапчук А.А., Поляков Д.С. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учеб.пособие. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с.
16. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Справочник. - М.: Медицина, 2015. - 592 с.
17. Зеленина Е.В., Манухина З.П. Методика и принципы комплексного лечения в раннем возрасте больных церебральными парезами. Проблема восстановления при паралитических заболеваниях у детей. -М.: Физкультура и спорт, 2015. -С. 281-283.
18. Исанова В.А. Кинезотерапия в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями (медицинские технологии). - Казань: КГМУ, 2014. - 19 с.
19. Козявкин В.И., Шестопалова Л.Ф., Подкорытов В.С. Детские Церебральные Параличи. Медико-психологические проблемы. Украинские технологии. - Львов: Медицина, 2014. - 246с.
20. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. - М.: Советский спорт, 2015. - 179 с.
21. Манович З.Х., Жуковский М.С., Дементьева Р.К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. - М.: Центр-полиграф, 2015. - 345 с.
22. Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение. - Киев: Научная мысль, 2017 - 244с.
23. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М.: Медицина, 2018. - 120 с.
24. Перхурова И.С., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции М.: Книжная палата. - 2017. - 248 с.
25. Попов С.Н. Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 2: учеб. для студ. учреждений высш. мед. образования. - М.: Академия, 2016. - 304 с.
26. Рейн Сью, МедоузЛинзи, Линч-Эллерингтон Мэри. Бобат- концепция. Теория и клиническая практика в неврологической реабилитации. - М.: Кириллица, 2013. -320 с.
27. Семёнова Е.В., Клочкова Е.В., Коршикова-Морозова А.Е., Трухачёва А.В., Заблоцкис Е.Ю. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам. - М.: Лепта Книга, 2018. - 584 с.
28. Семёнова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. - М.: Медицина, 2013. - 616с.
29. Сологубов Е.Г. Система реабилитации больных ДЦП методом функциональной проприоцептивной коррекции /Дис. док. мед. наук. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 243с.
30. Хорошева Т.А., Епихина Т.П. Физическая реабилитация: Учебно-методическое пособие. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 223 с.
31. Царик А.В. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации. - М.: Спорт, 2018. - 1144 с.
32. Шамарина Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга: Издательский педагогический центр, 2017. - 170с.
33. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.
34. Юнусов Ф.А., Ефимов А.П. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами: Практическое руководство. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 144 с.
35. Cortical somatosensory reorganization in children with spastic cerebral palsy: a multimodal neuroimaging study, 2014, BanueAhtam Christos Epapadelis, Donna eNimec, Patricia Ellen eGrant. 200-245 p.
36. Growth hormone deficiency and cerebral palsy, 2010, Cristina Rodicio, NereaCasteleiro. 16-25 p.
37. Opportunities for psycho-motor skills development in children with down syndrome - adapted swimming, 2018, Chera-Ferrario B.
38. Postural Muscle Dyscoordination in Children With Cerebral Palsy, 2015, Jolanda C. van der Heide, Mijna Hadders-Algra. 197-203 p.
39. Role of mobile special educator and motor-disabled children in regular primary school, 2016, SuzanaKrajncJoldikj. - 14 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ