ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 9
1.1. Представления о монологической объяснительной речи у
дошкольников 9
1.2. Особенности развития монологической речи у детей шестого
года жизни с задержкой психического развития 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития монологической
объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 21
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 29
2.1 Исследование уровня развития монологической объяснительной
речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 29
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 40
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 52
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 9
1.1. Представления о монологической объяснительной речи у
дошкольников 9
1.2. Особенности развития монологической речи у детей шестого
года жизни с задержкой психического развития 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития монологической
объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 21
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 29
2.1 Исследование уровня развития монологической объяснительной
речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 29
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 40
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 52
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65
По данным последних исследований, в России почти у 30% детей младшего школьного возраста проявляются проблемы в обучении, они не справляются с требованиями школьной программы. Эти дети испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи. При этом большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях. Развитие психики ребёнка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов. В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, владеть как диалогической речью, так и уметь построить связное монологическое высказывание.
Особенно важно для успешного обучения в школе владение связной монологической речью. Формирование такой речи включает в себя умение строить высказывания разных типов: повествование (описание событий в движении и времени), описание (мир в статике), рассуждение (установление причинно-следственных связей). Самой сложной формой монологической связной речи в дошкольном возрасте является объяснительная речь. Она помогает ребенку более ясно и отчётливо представить предмет, явление или правило и основывается на умении выстраивать причинно-следственные связи.
Согласно работам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте. У нормально развивающихся детей к началу школьного периода происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. Как показывают данные различных исследований, дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в овладении связной монологической речью, тем более объяснительной речью. Им сложно выстроить развернутое высказывание, подобрать правильное языковое оформление к нему. Для речи детей с задержкой психического развития характерны нарушения связности и последовательности изложения, фрагментарность высказываний и смысловые пропуски.
Проблема развития монологической формы связной речи у дошкольников в настоящее время хорошо изучена. Основополагающая роль в становлении технологий развития речи у детей принадлежит К.Д. Ушинскому, который справедливо считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг педагога - научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли. Большое значение работе по развитию монологической речи у дошкольников придавала Е.А. Флерина, считая, что «рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи». В разработку проблемы развития у дошкольников связной, в том числе монологической речи, большой вклад внесла A.M. Леушина. Развитию монологической речи дошкольников, её различных видов и форм посвящены работы В.В. Гербовой, Т.И. Гризик, A. А. Зрожевской, Н.В. Семеновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, B. И. Яшиной.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день нет системной методики обучения монологической речи и развития структуры связного высказывания объяснительного характера у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Указанное обстоятельство ведет к возникновению следующего противоречия: с одной стороны, необходима постоянная систематическая работа по развитию и коррекции монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития, с другой стороны, недостаточно разработаны психолого-педагогические условия по осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза: процесс развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития будет эффективным при организации следующих психолого-педагогических условий:
- отобраны и включены в коррекционно-педагогический процесс разнообразные игры с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных показателей монологических высказываний;
- включены родители в коррекционно-развивающую деятельность по развитию монологической объяснительной речи детей шестого года жизни с задержкой психического развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами для активизации монологической объяснительной речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: идеи И.Т. Власенко, Л.С. Выготского, Н.И. Горелова, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева относительно места и роли языка в процессе развития ребенка; положения В.В. Гербовой, Т.И. Гризик, А.А. Зрожевской, A.M. Леушиной, Н.В. Семеновой, Н.Г. Смольниковой, Е.И. Тихеевой Е.А. Флериной, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной о роли монологической речи в общем развитии ребенка, видах и формах монологической речи, методах её развития; подходы Н.Ю. Боряковой, В.П. Глухова, Г.И. Жарековой, А.Д. Кошелевой, Т.А. Матросовой, Л.И. Переслени, О.С. Рудик, Е.С. Слепович, к формированию связной монологической речи у детей с задержкой психического развития.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе теоретически обоснованы возможности создания комплекса психолого-педагогических условий как средства развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с ЗПР, описаны содержательные характеристики уровней развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с ЗПР.
Практическая значимость заключается в том, что комплекс диагностических методик и разработанные психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития могут использовать учителя- логопеды, учителя-дефектологи на базе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. СПДС «Вишенка» ГБОУ СОШ № 16 г. о. Жигулевск. В исследовании приняли участие 10 детей с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 7 приложений. Работу иллюстрируют 1 таблица и 12 рисунков.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, владеть как диалогической речью, так и уметь построить связное монологическое высказывание.
Особенно важно для успешного обучения в школе владение связной монологической речью. Формирование такой речи включает в себя умение строить высказывания разных типов: повествование (описание событий в движении и времени), описание (мир в статике), рассуждение (установление причинно-следственных связей). Самой сложной формой монологической связной речи в дошкольном возрасте является объяснительная речь. Она помогает ребенку более ясно и отчётливо представить предмет, явление или правило и основывается на умении выстраивать причинно-следственные связи.
Согласно работам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможности построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте. У нормально развивающихся детей к началу школьного периода происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. Как показывают данные различных исследований, дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в овладении связной монологической речью, тем более объяснительной речью. Им сложно выстроить развернутое высказывание, подобрать правильное языковое оформление к нему. Для речи детей с задержкой психического развития характерны нарушения связности и последовательности изложения, фрагментарность высказываний и смысловые пропуски.
Проблема развития монологической формы связной речи у дошкольников в настоящее время хорошо изучена. Основополагающая роль в становлении технологий развития речи у детей принадлежит К.Д. Ушинскому, который справедливо считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг педагога - научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли. Большое значение работе по развитию монологической речи у дошкольников придавала Е.А. Флерина, считая, что «рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи». В разработку проблемы развития у дошкольников связной, в том числе монологической речи, большой вклад внесла A.M. Леушина. Развитию монологической речи дошкольников, её различных видов и форм посвящены работы В.В. Гербовой, Т.И. Гризик, A. А. Зрожевской, Н.В. Семеновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, B. И. Яшиной.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день нет системной методики обучения монологической речи и развития структуры связного высказывания объяснительного характера у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Указанное обстоятельство ведет к возникновению следующего противоречия: с одной стороны, необходима постоянная систематическая работа по развитию и коррекции монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития, с другой стороны, недостаточно разработаны психолого-педагогические условия по осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза: процесс развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития будет эффективным при организации следующих психолого-педагогических условий:
- отобраны и включены в коррекционно-педагогический процесс разнообразные игры с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных показателей монологических высказываний;
- включены родители в коррекционно-развивающую деятельность по развитию монологической объяснительной речи детей шестого года жизни с задержкой психического развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами для активизации монологической объяснительной речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: идеи И.Т. Власенко, Л.С. Выготского, Н.И. Горелова, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева относительно места и роли языка в процессе развития ребенка; положения В.В. Гербовой, Т.И. Гризик, А.А. Зрожевской, A.M. Леушиной, Н.В. Семеновой, Н.Г. Смольниковой, Е.И. Тихеевой Е.А. Флериной, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной о роли монологической речи в общем развитии ребенка, видах и формах монологической речи, методах её развития; подходы Н.Ю. Боряковой, В.П. Глухова, Г.И. Жарековой, А.Д. Кошелевой, Т.А. Матросовой, Л.И. Переслени, О.С. Рудик, Е.С. Слепович, к формированию связной монологической речи у детей с задержкой психического развития.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе теоретически обоснованы возможности создания комплекса психолого-педагогических условий как средства развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с ЗПР, описаны содержательные характеристики уровней развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с ЗПР.
Практическая значимость заключается в том, что комплекс диагностических методик и разработанные психолого-педагогические условия развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития могут использовать учителя- логопеды, учителя-дефектологи на базе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. СПДС «Вишенка» ГБОУ СОШ № 16 г. о. Жигулевск. В исследовании приняли участие 10 детей с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 7 приложений. Работу иллюстрируют 1 таблица и 12 рисунков.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития, мы убедились в актуальности данной проблемы. Имеющиеся у старших дошкольников с ЗПР отклонения в развитии ведущих психических процессов приводят к значительным затруднениям в овладении ими монологической объяснительной речи: у большинства таких детей наблюдается общее недоразвитие фонетического, лексического и грамматического компонентов языковой системы. Формирование устной монологической речи у данной категории детей - процесс длительный и сложный. Эффективность его зависит от системной и слаженной работы всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей таких детей.
Нами были отобраны диагностические задания, определены показатели уровня развития монологической объяснительной речи у дошкольников шестого года жизни с ЗПР, на основании которых проведен констатирующий этап эксперимента, выявивший уровни развития монологической объяснительной речи у данной категории детей. В ходе формирующего этапа нами экспериментально установлено, что создание определенных психолого-педагогических условий, позволяющих объединить усилия всех участников образовательного процесса, способствует развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития. Результатом проведенной работы стало повышение уровня сформированности монологической объяснительной речи у детей: на 20% повысилась доля детей с высоким уровнем развития монологической объяснительной речи (2 ребенка), на 30% со средним уровнем, а доля с низким уровнем уменьшилась на 50% (осталось 2 ребенка из 7). Разработанная методика направлена на развитие у дошкольников шестого года жизни с ЗПР умений осознанно составлять связные монологические высказывания повествовательного, описательного, объяснительного характера, а также творческие рассказы. Тесное взаимодействие педагогов и родителей позволило расширить представления данной категории детей о времени и пространстве, признаках предметов, взаимосвязи природных явлений, активизировало познавательную активность дошкольников, что способствовало развитию монологической и, прежде всего объяснительной речи, которая стала отражением мыслительных процессов. Результаты теоретической и практической части исследования подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы, что для эффективного развития монологической речевой деятельности у детей с задержкой психического развития необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.
Данное исследование не отражает всех аспектов проблемы развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с ЗПР, однако диагностический комплекс и методика развития монологической речи имеет практическое значение и может быть использована в работе педагога- дефектолога, логопеда, воспитателя дошкольной образовательной организации.
Нами были отобраны диагностические задания, определены показатели уровня развития монологической объяснительной речи у дошкольников шестого года жизни с ЗПР, на основании которых проведен констатирующий этап эксперимента, выявивший уровни развития монологической объяснительной речи у данной категории детей. В ходе формирующего этапа нами экспериментально установлено, что создание определенных психолого-педагогических условий, позволяющих объединить усилия всех участников образовательного процесса, способствует развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни с задержкой психического развития. Результатом проведенной работы стало повышение уровня сформированности монологической объяснительной речи у детей: на 20% повысилась доля детей с высоким уровнем развития монологической объяснительной речи (2 ребенка), на 30% со средним уровнем, а доля с низким уровнем уменьшилась на 50% (осталось 2 ребенка из 7). Разработанная методика направлена на развитие у дошкольников шестого года жизни с ЗПР умений осознанно составлять связные монологические высказывания повествовательного, описательного, объяснительного характера, а также творческие рассказы. Тесное взаимодействие педагогов и родителей позволило расширить представления данной категории детей о времени и пространстве, признаках предметов, взаимосвязи природных явлений, активизировало познавательную активность дошкольников, что способствовало развитию монологической и, прежде всего объяснительной речи, которая стала отражением мыслительных процессов. Результаты теоретической и практической части исследования подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы, что для эффективного развития монологической речевой деятельности у детей с задержкой психического развития необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.
Данное исследование не отражает всех аспектов проблемы развития монологической объяснительной речи у детей шестого года жизни с ЗПР, однако диагностический комплекс и методика развития монологической речи имеет практическое значение и может быть использована в работе педагога- дефектолога, логопеда, воспитателя дошкольной образовательной организации.



