Введение 3
1.Психологические качества тренера 4
2.Функции и стили руководства тренера 6
3.Мотивация спортивной деятельности 7
Заключение 10
Список использованной литературы: 11
Одной из специфических особенностей спортивной деятельности является то, что она хорошо известна спортсмену, заранее им изучена. И тем не менее во всех видах спорта на соревнованиях спортсмены часто не могут показать свои лучшие результаты. И все это потому, что спортсмен не всегда в состоянии проявить, мобилизовать свои психические функции на том уровне, который необходим для достижения максимального результата
Задача тренера состоит не только в том, чтобы помочь спортсмену повысить спортивное мастерство, но и в том, чтобы помочь преодолеть психологические барьеры. В современном мире успешное выступление на соревнованиях зависит от высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности спортсмена.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение психолого-педагогических особенностей тренера, их влияния на состояние и спортивный результат спортсмена имеют большое значение для развития современного спорта.
Цель работы – изучение и анализ влияния психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена. Раскрыть особенности психологической подготовки пловцов к соревнованиям.
Задачи: проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение психологической подготовки пловцов. Основываясь на передовом тренерском опыте, описать методику общей психологической подготовки, структуру психологической подготовленности пловца.
Объект исследования: процесс психологической подготовки пловцов.
Предмет исследования: методика специальной психологической подготовки пловцов к соревнованиям.
Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского опыта, теоретический анализ публикаций на данную тему.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Существуют два условия, которые существенно влияют на психологическую подготовленность пловцов к соревнованиям. Во-первых, психическое здоровье как непременный фактор хорошей переносимости стресса. Второе условие, влияющее на степень значимости основных личностных качеств, - это наличие высокого уровня интеллекта.
Темперамент, как практически малоизменяемая составляющая личности, является основой для индивидуализации работы со спортсменом. При определении свойств темперамента наиболее часто используется направленность психики, оцениваемая по фактору экстра - и интроверсии. Физиологические механизмы и проявления экстра - и интроверсии в определенной степени соответствуют механизмам и проявлениям силы-слабости нервной системы. При наличии мотивации экстраверты и интроверты успешно адаптируются к различным условиям за счет формирования индивидуального стиля деятельности. Экстраверты больше приспособлены к спринтерским дистанциям, а интроверты - к стайерским дистанциям. В зависимости от степени нейротизма пловцов требуется определенная их подготовка к соревнованиям с учетом проявления экстра - и интроверсии.
Воздействие тренера на спортсмена осуществляется чаще всего путем использования комплекса психолого-педагогических и психотерапевтических мероприятий (беседы, лекции, гетеротренинг, внушенный отдых, аутотренинг и др.). Планомерное и комплексное использование описанных методов позволяет достаточно полно и глубоко проникать в систему отношений спортсмена, формировать программу будущих действий и переживаний, установки на реализацию этих программ поведения в нужные моменты тренировки и соревнования.
1. Актуальные вопросы спортивного плавания: Сб. науч. трудов. Омск, 1985
2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие. М. : «Академия», 2000. 288 с.
3. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с
4. Мельник Е. В., Силич Е. В., Кухтова Н. В. Психология тренера : теория и практика: метод. рекомендации. Витебск : ВГУ им. Машерова, 2014. 58 с.
5. Николаева О.О., Марков К.К. Стиль тренера в успешной спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 146-151;
6. Мельник Е. В., Силич Е. В., Кухтова Н. В. Психология тренера : теория и практика: метод. рекомендации. Витебск : ВГУ им. Машерова, 2014. 58 с.
7. Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов. Настольная книга тренера. М.: Советский спорт, 2006. 494 с