ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§1. Понятие логико-математического анализа на примере темы «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы 8
§2. Цели обучения теме «Одночлены и многочлены»
в курсе алгебры 7-9 классов 12
§3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Одночлены и многочлены» в учебниках разных авторов 15
§4. Анализ содержания теоретического материала темы «Одночлены и многочлены» в учебниках разных авторов 19
§5. Анализ задачного материала по теме «Одночлены и многочлены»
в учебниках алгебры 7-9 классов 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕМЕ «ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 31
§6. Формы, методы и средства обучения теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы 31
§7. Методика обучения решению задач по теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры 7-9 классов 36
§8. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 42
§9. Системы задач по теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы 44
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. «В курсе математики начальной школы учащиеся знакомятся с записью математических выражений и предложений с помощью букв, с выполнением арифметических действий над ними и нахождением их неизвестных компонентов по неизвестным» [22, C. 9].
В основной школе содержание материала в курсе алгебры группируется вокруг понятий «одночлен» и «многочлен», учащиеся овладевают навыками преобразований целых и дробных выражений, содержащие не только цифры, но и буквы, получают представления об операции извлечения корня, знакомятся с понятием уравнения, овладевают алгоритмами решения задач с несколькими неизвестными, изучают формулы сокращенного умножения. Без систематизированных знаний по теме «Одночлены и многочлены» трудно представить, как можно выполнять математические операции, не владея понятийным аппаратом по данной теме.
В связи с тем, что в настоящее время большое внимание уделяется образовательной функции математики, существует множество различных подходов к структуре изучаемых курсов, школьные программы и учебники разнообразны, реализация учебной программы по математике необходимо начинать именно с анализа методических особенностей изучения конкретной темы. Поэтому требуется обратить внимание на методику обучения теме «Одночлены и многочлены», которая закладывает основы для изучения линии тождественных преобразований на протяжении всего курса математики в основной школе. Кроме того, основные понятия, рассматриваемые в данной теме, имеют место в заданиях ОГЭ.
Проблема исследования: выявить методические особенности обучения теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения теме «Одночлены и многочлены» на уроках алгебры в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы и разработать системы задач по теме исследования.
Достижение предполагаемой цели связано с решением основных задач исследования:
1. Выявить цели обучения теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры 7-9 классов.
2. Определить основные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме «Одночлены и многочлены».
3. Раскрыть содержание теоретического и задачного материалов по теме исследования в учебниках алгебры основной школы.
5. Рассмотреть различные формы, методы и средства обучения теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы.
6. Разработать методические рекомендации по обучению теме «Одночлены и многочлены» учащихся 7-9 классов.
7. Провести анализ задач ОГЭ по теме «Одночлены и многочлены».
8. Разработать системы задач по теме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы, школьных учеб-ников, учебных пособий и программ, изучение опыта работы учителей математики, работающих в 7-9 классах общеобразовательных учреждений.
Теоретическая значимость: в ходе данного исследования были выявлены методические особенности обучения теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методических рекомендаций по обучению теме «Одночлены и много-члены» и систем задач, которые могут использоваться на уроках при обучении данной теме в школьном курсе алгебры и студентами педагогических направлений подготовки.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и результаты исследования были апробированы на научной конференции «Дни науки» института математики, физики и информационных технологий (г. Тольятти, апрель 2018 г., 4-ое место на 1 этапе).
На защиту выносится: 1. Методические рекомендации по обучению теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы. 2. Системы задач по теме исследования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении сформулированы актуальность, основные цели и задачи, проблема, гипотеза, объект, предмет, методы, теоретическая и практическая значимость исследования.
Глава I посвящена методическим основам обучения теме «Одночлены и многочлены» в курсе алгебры основной школы. Раскрыто понятие логико - математического анализа на примере темы исследования, выявлены основные цели и задачи обучения данной теме в курсе алгебры 7-9 классов. Выявлены основные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме «Одночлены и многочлены». Проведен анализ задачного и теоретического материалов в учебниках алгебры основной школы.
Во Глава II представлены методические рекомендации по обучению теме «Одночленов и многочлены» в курсе алгебры основной школы. Рас-смотрены формы, методы и средства обучения данной теме. Описаны методические рекомендации по обучению теме «Одночлены и многочлены». Выполнен анализ задач ОГЭ и разработаны системы задач по теме исследования.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы по данному исследованию. Список литературы содержит 49 наименований. Объем работы составляет 60 страниц.
Сформулируем основные выводы и результаты, полученные в результате исследования:
1. Проведен логико-математический анализ темы «Одночлены и многочлены» темы, выделено, что он включает в себя: знание учащимися понятий: «одночлен», «многочлен», «стандартный вид многочлена», «степень многочлена», формулы сокращенного умножения и свойства степени с натуральным показателем для преобразований выражений и их вычислений; их умение выполнять арифметические операций над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители различными способами.
2. Выявлены основные цели обучения теме «Одночлены и многочлены»: выработка умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями, действия сложения, вычитания и умножения многочленов; раскладывать многочлены на множители различными способами и применять формулы сокращённого умножения для преобразований алгебраических выражений и их вычислений.
3. Выявлены основные требования к уровню подготовки учащихся 7-9 классов по учебникам для общеобразовательных учреждений следующих авторов: Ш.А. Алимов, Ю.Н. Макарычев, А.Г. Мордкович, Г.К. Муравин. Выявлены основные требования к уровню подготовки учащихся по учебникам для учебных пособий для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Данные требования отражены в Приложениях 1-2.
4. Выполнен анализ содержания теоретического материала по теме «Одночлены и многочлены» в различных учебниках для общеобразовательных учреждений и классов с углубленным изучением математики. Рассмотрены следующие аспекты: как различные авторы вводят понятие «одночлена» и «многочлена» в 7 классе; как темы, изучаемые в 8 классе взаимосвязаны и необходимы для применения понятий «одночлен» и «многочлен»; какие темы учащиеся должны знать, чтобы успешно сдать ОГЭ в 9 классе.
5. Выполнен анализ заданного материала по теме «Одночлены и многочлены» в учебниках алгебры 7-9 классов. Так же выполнен анализ заданного материала учебников для классов с углубленного изучения математики и выявлены основные типы задач. На каждый тип задач приведены примеры с решением, ответы на них представлены в Приложении 3.
6. Выявлены основные формы, методы и средства обучения. При обучении теме «Одночлены и многочлены» целесообразнее применять следующие методы обучения: работа с книгой, упражнения и выполнение самостоятельных работ; формы обучения - фронтальная, групповая и индивидуальная; средства обучения - таблицы с формулами сокращенного, карточки, плакаты, презентации по теме урока.
7. Согласно анализу методической литературы, выделены два подхода по обучению теме «Одночлены и многочлены» - это алгебраический и функциональный, которые способствуют успешному усвоению данной темы. Вы-делены методические приемы, способствующие сознательному усвоению учащимися темы «Одночлены и многочлены».
8. Выполнен анализ задач ОГЭ по теме «Одночлены и многочлены». Для этого нами были рассмотрены: демонстрационные варианты ФИПИ, образовательный портал для подготовки к экзаменам, типовые экзаменационные варианты 2018 года под ред. И.В. Ященко.
9. Рассмотрены основные требования к системе задач авторов: Е.И. Лященко, З.П. Матушкиной. Разработаны системы задач по темам: «Одно-члены. Арифметические операции над одночленами», «Многочлены. Арифметические операции над многочленами», «Разложение многочленов на множители». Ответы и указания к решению данных задач представлены в Приложении 5.
1. Алимов, Ш.А. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 20¬е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.: ил.
2. Алимов, Ш.А. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. -21¬е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.: ил.
3. Алимов, Ш.А. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. -17 - е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 287 с.: ил.
4. Баум, И.В. Тождественные преобразования выражений [Текст]/ И.В. Баум, Ю.Н. Макарычев// Преподавание алгебры в 6-8 классах/ Сост. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк.- М.: Просвещение, 1980. - С. 70-95.
5. Бурмистрова, Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организация/ Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
6. Васильева, Г.Л. Методика изучения математики в основной школе [Текст]: курс лекций для организации самостоятельной работы студентов по вопросам частных методик/ Г.Л. Васильева. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. - 96 с.
7. Виленкин, Н.Я. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/ Н.Я. Виленкин, А.Н. Виленкин, Г.С. Суворов, Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева, А.И. Кудрявцев; под ред. Н.Я Виленкин. - М.: Просвещение, 1998. - 235 с.
8. Виленкин, Н.Я. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для учащихся 9 классов с углубленным изучением математики/ Н.Я. Виленкин, Г.С.Сурвилло, А.С. Симонов, А.И. Кудрявцев,; под ред. Н.Я Виленкина. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 345 с.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии [Текст]/ Н.Я. Виленкин; под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. -488 с.
10. Грудачева, А.Н. «Многочлены и действия над ними». Алгебра 7 -ой
класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: открытыйурок.рф/статьи/526363/ - Последнее обновление 06.05. 2018.
11. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя [Текст]/ Я.И. Груденов - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
12. Епифанова, Н.М. Методика обучения алгебре основной школы [Текст]: учебно-методическое пособие/ Н.М. Епифанова, О.П. Шарова. - Ярославль: изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2006. - 83 с.
13. Кожабаев, К.Г. Актуальные проблемы преподавания математики
[Электронный журнал]/ К.Г. Кожабаев// Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 5. - С. 66-68. -Режим доступа:
https://elibrary.ru/item. asp?id=20233051.- Последнее обновление 30.01.2018.
14. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школы: Частные методики [Текст]: учеб. пособие для студентов физ. -мат. факультетов пед. ин-тов/ Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканин, Е.Л. Мокрушин, В. А. Оганесян и др. - М.: Просвещение, 1977. - 480 с.
15. Крючкова, В.В. Об опыте работы с правилами в теме «Многочлены»/ В.В. Крючкова//Математика в школе. - 1984. - № 5. - С. 38-39.
16. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст]: учебное пособие для студентов физ. -мат. спец. пед. ин-тов/ Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; под ред. Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
17. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 253 с.
18. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 284 с.
19. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2014. - 268 с.
20. Макарычев, Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса [Текст]: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. Г.В. Дорофеева. -М.: Просвещение, 1998. -203 с.
21. Матушкина, З.П. Методика обучения решению задач[Текст]: учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2006. - 154 с.
22. Методика изучения математики в основной школе [Текст]: курс лекций для организации самостоятельной работы по вопросам частных методик. - Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. - 83с.
23. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 21-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 175 с.
24. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. - 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 268 с.
25. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович. - 12-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2010. - 215 с.: ил.
26. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. - 12-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2010. - 271 с.
27. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 224 с.
28. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, П.В. Семенов. - 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2010. - 223 с.
29. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс [Текст]: методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010. - 77 с.
30. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для классов с повышенным уровнем математической подготовки в общеобразовательных школах/ А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев- 10-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 256 с.
31. Муравин, Г.К. Алгебра. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 285 с.
32. Муравин, Г.К. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 254 с.
33. Муравин, Г.К. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 315 с.
34. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oge.sdamgia.ru/-Последнее обновление 06.05. 2018.
35. Поскребалова, Ю.М. Урок повторения о обобщения в 7-м классе по теме «Многочлены» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: открытыйурок.рф/статьи/512326/ - Последнее обновление 06.05. 2018.
36. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования [Электронный ресурс]: Одобрена решением федерального учеб-но-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). - Режим доступа:
http ://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4587/РООР ООО геез1г 2015 01. doс - Последнее обновление 01.11.2017.
37. Салахова, И.Г. Обобщающий урок по теме «Формулы сокращенного умножения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: открытыйурок.рф/статьи/634342/ - Последнее обновление 06.05. 2018.
38. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики [Текст]: учебное пособие для студентов математических спец. педагогических вузов и университетов/ Г.И. Саранцев. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1999. - 208 с.
39. Саранцев, Г.И. Методология методики обучения математике [Текст]: научное издание/ Г.И. Саранцев. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. - 144 с.
40. Стефанова, Н.Л. Методика и технология обучения математики. Курс лекций [Текст]: пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ЬН:р://минобрнауки.рф/документы/938. - Последнее обновление 07.02.2017.
42. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru/. - Последнее обновление 05. 05. 2018.
43. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе [Текст]: учебное издание/ И.М. Чередов. -М.: Просвещение, 1987- 160 с.
44. Ященко, И.В. ОГЭ 2018. Математика: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов[Текст]/ под ред. Ященко. -М.: Издательство «Национальное образование», 2018. -240 с.
45. Douglas Downing Ph.D. Trigonometry the Easy Way (Easy Way Se¬ries). Barron's Educational Series Inc. - 2001. - 288 c.
46. Krathwohl, D.R., Bloom, B.S., & Masia, B.B. Taxonomy of educational objectives, the classification of educational goals/ handbook II: Affective domain. - New York, David McKay Co., 1964.
47. Thompson, P.W. The design of tasks in support of teachers’ develo p-
ment of coherent mathematical meanings [Электронный ресурс] / Thompson, P.W., Carlson, M.P. & Silverman, J. J // Math Teacher Educ. - 2007. - № 4. - с.415-432, DOI:10.1007/s10857-007-9054-8. - Режим доступа:
https://link.springer.com/article/10.1007/s10857-007-9054-8. - Последнее обновление 15.05.2018.
48. Tutak, F. A. Critical pedagogy for critical mathematics education [Электронный ресурс] /Fatma Aslan Tutak, Elizabeth Bondy, Thomasenia L. Adams //International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. - 2011. - №42(1) . - c. 65-74, DOI: 10.1080/0020739X.2010.510221. - Режим до-ступа: https://www.researchgate.net/publication/232819503_Critical_pedagogy
_for_critical_mathematics_education. - Последнее обновление 11.05.2018.
49. Towers, Jo. Teaching and learning mathematics in the collective/ Jo
Towers , Lyndon C.Martin, Brenda Heater// The Journal of Mathematical Behav¬ior, added 3.09.2013. -vol. 32, №3. - 424-433 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/
S0732312313000461. - Последнее обновление 01.02.2018.