Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №117248

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление дошкольным образованием

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития творческого потенциала персонала дошкольной образовательной организации 10
1.1. Системно-деятельностный подход к творческому потенциалу личности 10
1.2. Анализ существующих психолого-педагогических систем оценки творческого потенциала педагогов 22
1.3. Самосовершенствование как способ реализации творческого потенциала 35
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации системы оценки творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации 40
2.1. Критерии и показатели творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации 40
2.2. Динамика изменения творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации 50
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
Список используемой литературы 67

Актуальность исследования. Изменения в сфере образования разрушают стереотипы профессиональной деятельности педагогического персонала дошкольного образования. Введение новых профессиональных стандартов в Российском образовании предъявляет высокие требования к творческому потенциалу педагогического персонала. Именно творческий компонент в педагоге определяет динамику его становления как профессионала и дает возможность для осуществления деятельности с целью самовыражения и саморазвития.
Творческий потенциал - это способность, данная человеку при рождении, а чтобы перевести его в продукт или в действие, с последующим результатом, здесь важную роль играет целеустремленность человека, его эмоциональный фон, наличие творческих переживаний.
Продолжительное время бытовало мнение, что процессам, связанным с творчеством обучить нельзя. Французский психолог Т. Рибо писал: «Не существует в природе методов, способных обучить творческому потенциалу. А если бы они были, то можно было бы поставить на фабричный поток производство изобретателей, так как фабрикуют теперь часовщиков».
Но мало-помалу, данная точка зрения стала вызывать сомнения. И главенствующую позицию заняла гипотеза, утверждающая то, что творческий потенциал можно развивать.
Творческая деятельность, отличающийся своей непохожестью, своей уникальностью, своеобразием и новизной и есть итог творческого процесса. Творческий процесс, по - мнению ученых, есть процесс бессознательного, выходящий за рамки общепринятого. Творческий потенциал перетекает в процесс творчества, а творчество плавно переходит в актуальную форму, избранную человеком.
Творческий потенциал талантливого человека, наделенного творческими способностями, задает тон всем его когнитивным процессам, куда входят: уровень воображения, гибкость и легкость ассоциаций, адаптивность и беглость оперативного мышления, уровень творческого начала, и личностным качествам, таким как: мотивация, воля, эмоциональные процессы, показывая их взаимодействия в целом.
Творчество, как любой процесс нуждается в управлении. Создавая особые условия, мы способствуем творческому процессу. Формируя творческую активность, задавая тон и направляя в нужное русло, создаем эти особые условия.
Проявляется творчество в активности человека, в его деятельности и обусловлено с одной стороны творческим потенциалом и с другой его развитием, реализацией своих талантов. Для творческой личности необходимо стимулировать свои творческие процессы, путем постановки решения творческих и интеллектуальных задач.
Постановка задач может исходить, как и от самой личности, так и в рамках педагогических процессов, в качестве воспитания и развития творческой личности.
Великими учеными всего мира, творчество рассматривалось, как целостный процесс и результат последовательной деятельности.
Противоречия в исследовании вызваны:
• потребностью дошкольной образовательной организации в педагогах с высоким уровнем развития творческого потенциала и не разработанностью в достаточной мере комплекса методологического и практического материала для эффективного использования в работе с педагогами, для поднятия творческого материала;
• между потребностью в разработке инновационных программ и технологий, качественной реализации их в работе с детьми и недостаточным уровнем сформированности творческого потенциала педагогов, характеризующийся слабовыраженным стремлением к самосовершенствованию и самореализации в творческой деятельности.
Ряд противоречий указали на проблему: процесс формирования творческого потенциала педагогов дошкольного образования практически не получил должного распространения, и значит не разработана система оценивания творческого потенциала педагогов.
Цель исследования: разработать систему оценки творческого потенциала педагогов для дошкольной образовательной организации, детского сада «Олимпия», содержащую комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала персонала дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала педагогического персонала дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: система оценки творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческого потенциала будет эффективным, если:
1. Будет разработан комплекс мероприятий, состоящих из психотренинговых форм подготовки (деловые игры, конкурсы, мастер- классы, выставки и т.п.);
2. Спроектирована система оценки состоящих из тестовых материалов, измеряющих творческий потенциал педагогов дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень развития творческого потенциала персонала дошкольного образовательного учреждения и определить признаки, принципы, характеристики творческого потенциала.
2. Разработать комплекс мероприятий по оценке творческого потенциала персонала дошкольного образовательного учреждения.
3. Разработать систему оценки творческого потенциала персонала дошкольного образовательного учреждения .
4. Апробировать систему оценки творческого потенциала персонала дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическую основу составили положения отечественных и зарубежных педагогов, психологов и философов о влиянии развития творческого потенциала и духовно личностного роста педагога дошкольного образования на педагогический процесс воспитания ребенка: Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявлинская, Н.А. Бердяев, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорт, Е. Торранс и другие.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы такие методы исследования как: методы анализа научной литературы, классификация и обобщение теоретических и практических научных исследований и полученных данных, эмпирические методы исследования для экспериментальной деятельности, констатирующей, формирующей и контрольной, методы диагностики, такие как тестирование и наблюдение для исследования творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации.
Базой исследования послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 «Олимпия» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 15 педагогов учреждения.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016 год - апрель 2017 год). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности используемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных материалов, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностических методик. Изучение состояние проблемы в МБУ детский сад № 162 «Олимпия» (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017 год - январь 2018 год). Разработка и апробация системы оценки творческого потенциала персонала дошкольной образовательной организации (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь 2018год - май 2018год). Теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в том, что была использована система оценки творческого потенциала педагогов дошкольной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании методического системы оценки творческого потенциала персонала дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость работы состоит в том, что представлены диагностические материалы, которые могут быть использованы при диагностике творческого потенциала персонала педагогов дошкольной образовательной организации.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечена проведенным всесторонним анализом проблемы творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации, подбора комплекса эмпирических методов, для выполнения поставленных задач исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материалов, применением системы оценки творческого потенциала педагогов в дошкольном учреждении.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем проектирования и реализации системы оценки творческого потенциала педагогов дошкольной организации.
Основные тезисы диссертации разбирались и обсуждались на международной заочной научно-практической конференции: Психолого-педагогические и технологические аспекты образовательной среды в условиях реализации ФГОСов, ноябрь 2016 г., город Тольятти; на международной научно-практической конференции: Личность как объект психологического и педагогического воздействия, ноябрь 2016 г., город Пермь; на международной научно-практической конференции: Закономерности и тенденции инновационного развития общества, апрель 2017 г., город Волгоград, отражены в публикациях автора.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении уровня развития творческого потенциала персонала дошкольного образовательного учреждения, в определении признаков и характеристик творческого потенциала, в разработке комплекса мероприятий по оценки творческого потенциала персонала дошкольного образовательного учреждения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческий потенциал рассматривается нами, как свойство личности, которое нуждается в качественном изменении себя, саморазвитии как субъекта деятельности в профессиональном становлении.
Определяя профессиональный творческий потенциал, мы выделяем такие компоненты творческого потенциала как: содержательный, мотивационно-целевой, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочные компоненты. Выделение компонентов творческого потенциала важно для разработки модели педагогической поддержки творческого развития в профессии педагога.
2. Система оценки творческого потенциала педагогов дошкольного образования представляет собой структурно-функциональную систему, состоящую из следующих, взаимосвязанных между собой компонентов: цель оценки творческого потенциала, содержания, деятельностного компонента: деятельность педагогов в организации поставленных творческих и педагогических условий, и результата.
Основными способами системы оценки развития творческого потенциала является следующее: активизация процессов самопознания и саморазвития, переживание своей значимости в качестве профессионала посредством погружение в профессионально-творческую деятельность педагога.
Необходимыми условиями реализации системы оценки творческого потенциала педагогов дошкольного образования, является следующее: определение модели педагогической поддержки в профессионально-творческом саморазвитии педагогов, комплексность видов определения оценки творческого потенциала педагогов, реализация творческого потенциала педагогов, что способствует развитию их социально-духовной жизни, созданию новых идей в культурных практиках, и в педагогическом процессе в целом.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 72 страницах компьютерного текста. В работе содержатся 13 таблиц, 3 рисунка. Список используемой литературы включает в себя 73 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Большое количество исследователей сводят проблему способностей человека к проблеме творческой личности: особых творческий способностей не существует, а существует человек с определенными чертами и направленностями. Одаренность личности, особенно интеллектуальная не влияет напрямую на успехи творчества человека, если в процессе развития творческих личностных качеств и определенной мотивации изначально стоят проявления творчества, мы можем заключить существование особенного личностного типа - творческая личность.
Процессы творчества направлены на качественное улучшение и адаптацию жизненных процессов. Творческое мышление структурировано, если в процессе проблемной ситуации она анализируется, и происходят изменения отельных элементов с последующим включением их в единую целостную структуру. Творческий процесс можно рассматривать также не только создающий что-то новое процесс, но и взаимодействие внутреннего мира человека с действительностью. Изменения, относящиеся к этому, происходят не только в действительности, но и в личности.
В ходе исследования теоретических основ. Предложенных учеными разных стран, нам стал известен факт, что основы творчества и креативности заложены в личности с самого раннего детства, и если его развивать, то можно добиться самых высоких результатов. Для педагогов дошкольной образовательной организации, а также для родителей главное помочь ребенку понять свои таланты и пытаться их развить на протяжении всей жизни. Нам стал известен факт, описанный в научных трудах, что для личности, желающей развить свой потенциал творчества и креативность мышления нужно выбрать для этого новое занятие, отличающееся от прежних. Тем самым будут сформированы новые навыки, будет приобретен совершенно новый социальный опыт и повысится потенциал творческого мышления.
Зарубежные и отечественные педагоги и психологи используют данный метод для создания креативной обстановки и повышению творческой активности личности. Методы творческого развития, такие, например, как психологический тренинг, широко и не без успеха используются при поиске новых решений и выполнении педагогических задач. Так как совершенно новое увлечение повышает потенциал не только творческий, но и жизненный.
Данное исследование было посвящено разработке системы оценки состоящей из тестовых материалов, измеряющих творческий потенциал педагогов дошкольного образования и внедрению комплекса мероприятий, состоящих из психотренинговых форм подготовки с целью развития творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации.
В результате опытно - экспериментальной работы по апробации системы оценки творческого потенциала педагогов был разработан комплекс мероприятий, состоящих из психотренинговых форм подготовки; спроектирована система оценки состоящих из тестовых материалов, измеряющих творческий потенциал педагогов дошкольного образования, нами был предложен комплекс методического материала, с помощью которого мы оценили уровень творческого потенциала педагогов, а также разработана и проведена тренинговая программа «Развитие креативности и творческого потенциала у педагогов дошкольной организации». С помощью разработанного нами комплекса методик был собран эмпирический материал до проведения и после проведения тренинга в группе. Исследуя полученные данные, мы можем сказать об изменении творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации.
Все задачи были решены, а результаты исследования подтверждают эффективность разработанной системы оценки творческого потенциала дошкольной образовательной организации.


1. Абовский, Н.П. Подход творчества как системный подход к проблеме развития [Текст] / Н.П. Абовский - Серия «Информация России на пороге XXI века» - М. : СИНТЕГ, 2013. - 321с.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова - Екатеринбург, 1998. - 478 с.
3. Агапов, В. И. Творчество, успех, понимание, управление (проблемы взаимосвязи) [Текст] / Н.П. Агапов - Рязань: Заречье, 2015. - 324с.
4. Агапов, В.И. Проблемы философии: Проблемно - герменевтическое изложение проблем философии [Учебное пособие] / В.И. Агапов - Рязань: Заречье, 2012. - 153 с.
5. Адамар, П.А. Психологические исследования в исследованиях изобретения в точных науках [Текст] / П.А. Адамар - М.: Мир, 1999. - 52с.
6. Амосов, Н.М. Алгоритмы разума [Текст] / Н.М. Амосов - Киев: Наукова думка, 2012. - 25с.
7. Амосов, Н.М. Мышление и психика - модель [Текст] / Н.М. Амосов - Киев: Наукова думка, 2011. - 217 с.
8. Ананьев, И.А. Труды изобретений психологии [Текст] / И.А. Ананьев Т. 1. - М. -1998. - 467 с.
9. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев - Казань: Изд-во Казанский университет, 2010. - 284с.
10. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 432 с.
11. Антипенко Л.Г. Сущность предмета образного мышления: итоги и перспективы (по материалам творчества П. Флоренского. Проблемы единства современного искусства и классического наследства [Учебное пособие] / Г.Л. Антипенко, - М.: Институт философии, 1988. - 101 - 124 с.
12. Арлет, Енс X. Творчество и инновации [Текст] / Е.Х. Арлет - М: Проблемы теории и практики управления - 2011. № 2. - 57 с.
13. Арлычев, А.Н. Сознание, деятельность, самосознание [Текст] / A. Н. Арлычев - С.-П.: Наука, 1992.- 147 с.
14. Арон, Р. Развитие социологической мысли. Самосознание [Текст] / Р. Арон - М., Ось -1993.
15. Асмолов, А.Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.Г. Асмолов - М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 2010. - 768 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ