Аннотация 2
ВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования природоведческих понятий у младших школьников 9
1.1. Психолого-педагогические основы процесса формирования природоведческих понятий у младших школьников 9
1.2. Особенности формирования природоведческих понятий у младших школьников посредством мультимедийных дидактических материалов 21
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию природоведческих понятий у младших школьников 31
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности природоведческих понятий у младших школьников 31
2.2. Разработка и реализация комплекса уроков окружающего мира с применением мультимедийных дидактических материалов 40
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования. Всё очевиднее становятся проблемы современного воздействия человечества на природу: иррациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, угроза экологической катастрофы. Результатом деятельности человека, стремящегося покорить природу, стала деградация природной среды, влекущая угрозу выживанию всего человеческого рода. «Эта угроза имеет глобальный характер и затрагивает все страны» - так звучит оценка состояния взаимоотношения Природы и Человека, которая была дана на конференции в Рио-де-Жанейро ещё в 1992 г. [17, с. 2].
Воспитание человека, обладающего сформированным экологическим сознанием и высоким уровнем экологической культуры, и создание общества, в основе жизнедеятельности которого лежит ответственность за сохранение природы, становится неотъемлемым условием решения вышеперечисленных проблемы. Реализация данного условия невозможна без внедрения системы непрерывного экологического образования, обеспечивающего формирование экологической этики и культуры подрастающего поколения. Данная точка зрения подтверждается рядом нормативных документов: Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Указ Президента РФ № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», «Концепция общего экологического образования для устойчивого развития», «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года». Развитие нового уровня экологической культуры детей и молодежи, реализуя идею образования для устойчивого развития, рассматривается как один из факторов социально-экономического развития страны в целом и модернизации отечественного образования как инструмента развития человеческого капитала и управления обществом. Так, федеральный закон «Об охране окружающей среды» утверждает всеобщность и комплексность экологического образования через создание системы, включающей «в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов...» [43, с. 11].
Экологическое образование направлено на передачу подрастающему поколению научного знания законов организации природы, общественной жизни и взаимосвязей живого на планете. Оно направлено на развитие субъекта экологической культуры в динамике его индивидуальной картины мира (опыт знаний), функциональной экологической грамотности (опыт деятельности), экологической направленности личности (опыт отношений).
Формирование основ функциональной экологической грамотности предполагает наличие когнитивного компонента (наряду с аксиологическим и деятельностным), то есть системы природоведческих представлений и понятий, экологических знаний и интеллектуальных умений, позволяющих построить целостную картину окружающего мира, экологической действительности, и происходит на этапе начального образования. Именно в возрасте 6-10 лет познание окружающего мира одновременно выступает и в качестве центральной проблемы, и в качестве главной деятельности ребёнка по приобщению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношениях человека с природой, человека и общества. Важнейшими содержательными элементами являются формирование первоначального понимания природы и её специфики, природоведческих представлений и знаний, а также основ естественнонаучных знаний. Изучаемые понятия, влияя на основы мировоззрения учащихся начальной школы, становятся основой дальнейшего обучения и несут в себе большой потенциал, способствующий воспитанию важных качеств личности и её развитию в целом. Поэтому процесс формирования природоведческих понятий у младших школьников приобретает особое значение, как важное звено в цепи непрерывного комплексного экологического образования.
Данное положение подтверждено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Обязательным разделом основной образовательной программы НОО является Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Главной деятельностью по формированию природоведческих понятий у обучающихся 1-4 классов становится знакомство с элементарной целостной картиной мира, осуществляемое в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Младшим школьникам свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ экологической культуры, и одновременно актуализирует вопрос о выборе эффективных средств обучения, способных не только иллюстрировать, но и помогать школьникам усваивать природоведческие понятия. Широкие возможности в этом направлении открывает использование на уроках окружающего мира мультимедийных дидактических материалов как особого типа наглядного учебного пособия. При очевидности дидактического потенциала мультимедийных материалов этот вопрос на сегодняшний день остаётся недостаточно освещённым с теоретической и практической точки зрения в аспекте формирования природоведческих понятий у обучающихся начальной школы.
Обозначенная актуальность настоящего исследования позволяет сформулировать проблему: как повысить уровень сформированности природоведческих понятий у обучающихся начальной школы?
Объект: учебный процесс в начальной школе.
Предмет: процесс формирования природоведческих понятий у обучающихся 1-4 классов на уроках окружающего мира с использованием мультимедийных дидактических материалов.
Цель исследования: разработать комплекс уроков по окружающему миру, направленных на формирование природоведческих понятий у младших школьников, экспериментально проверить их результативность.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу: процесс формирования природоведческих понятий у младших школьников будет более эффективным, если
• систематически и целенаправленно использовать мультимедийные дидактические материалы при организации обучения учащихся начальной школы на уроках окружающего мира;
• выделить и обосновать критерии и уровни сформированности у обучающихся природоведческих понятий, подобрать адекватные диагностические методики и на их основе осуществлять его систематическое отслеживание;
• организовать процесс формирования природоведческих понятий у учащихся 1-4 классов с использованием мультимедийного дидактического материала с учётом их возрастных особенностей, начального уровня сформированности исследуемых понятий.
Задачи:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике обучения, уточнить её понятийный аппарат.
2. Выявить особенности формирования природоведческих понятий у младших школьников.
3. Разработать, реализовать и проверить на практике результативность комплекса уроков по предмету «Окружающий мир» с использованием мультимедийного дидактического материала, направленного на формирование исследуемых понятий.
Теоретическую основу исследования составили труды, посвящённые проблематике:
• формирования и развития понятий в рамках начального естественнонаучного образования (С.П. Баранов, Д.Н. Богоявленский, Л.И. Бурова, Н.М. Верзилин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Д. Зверев, Л.В. Занков, Л.С. Короткова, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, К.П. Ягодовский и др.);
• развития программ и методики изучения природы, работы с детьми по овладению ими природоведческими знаниями и понятиями (А.Н. Бекетов, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, В.М. Корсунская, В.В. Половцев, К.К. Сент-Илер, К.А. Тимирязев и др.).
Тема, гипотеза, цель и задачи исследования обусловили выбор его методов: теоретических (научный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение и сравнение) и эмпирических (анализ опыта профессионально-педагогической работы, беседа, тестирование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования представленных материалов при разработке уроков по предмету «Окружающий мир», занятий внеурочной деятельности; систематизации средств формирования и диагностического инструментария сформированности природоведческих понятий у младших школьников.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №61» (далее - МБУ «Школа № 61»).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, содержит таблицы и приложения.
Проблема формирования природоведческих понятий у младших школьников является актуальной педагогической проблемой. Задача учителя не просто познакомить учащихся начальных классов с природоведческими понятиями, а добиться их сознательного формирования, что одновременно актуализирует вопрос о выборе эффективных средств обучения. Мультимедийные дидактические средства, реализуя принцип наглядности и интерактивности в обучении с учётом современных реалий, расширяют возможности повышения эффективности формирования природоведческих понятий и обучения в целом. При очевидности дидактического потенциала мультимедийных материалов этот вопрос на сегодняшний день остаётся недостаточно освещённым с теоретической и практической точки зрения в аспекте формирования природоведческих понятий у учащихся 1-4 классов.
В рамках проведённого исследования охарактеризованы его основные категории:
1. Природоведческое (естествоведческое) понятие понимается как «одна из форм логического или абстрактного познания, в которой в языковом виде отражаются существенные и отличительные признаки целой группы предметов, явлений, процессов или ситуаций природы (материального мира)» [44, с. 120].
2. Формирование природоведческих понятий является результатом процесса осмысления и обобщения имеющихся представлений, выявления существенных признаков предметов и явлений природы.
3. Мультимедийные дидактические материалы - вид электронного учебного материала, предполагающий разные способы и формы передачи информации (текст, интерактивные схемы и графики, звуковое сопровождение, видеофрагменты и т.п.), целенаправленно разработанный для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) в соответствии с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета.
Раскрыта логика процесса формирования природоведческих понятий, выделены возрастные особенности младших школьников, среди которых следующие: а) понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путём заучивания определений, понятие должно быть выведено и сформулировано; б) понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине; в) понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими; г) процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер.
Описаны особенности использования мультимедийных дидактических материалов с целью формирования природоведческих понятий на уроках окружающего мира: а) возможность интегрировать различные виды информации и тем самым повысить качество наглядности на уроке; б) способность донести полную, достоверную информацию, визуализировать отличающиеся высокой абстрактностью природоведческие понятия; в) возможность показать и имитировать процессы и явления природы в динамике при невозможности полностью заменить натуральные объекты и реальные опыты; г) структурированность и логичность учебного материала, экономия времени; д) сложность создания мультимедийных дидактических материалов; е) предъявление высоких требований к ИКТ-компетентности педагога и готовности использовать в своей работе мультимедийных средств обучения.
Изучение теоретических основ позволило провести педагогический эксперимент, который проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 25 учеников 4 класса «А» и 25 учеников 4 класса «Б» МБУ «Школа № 61».
С целью изучения уровня сформированности у младших школьников природоведческих понятий с опорой на естествоведческий материал, изучаемый в рамках предметной линии учебников «Окружающий мир» А.А. Плешакова УМК «Школа России» модифицированы известные диагностические методики («Выделение существенных признаков» С.Я. Рубинштейна, «Исключение лишнего» Е.И. Рогова, «Изучение умственного развития детей» Э.Ф. Замбицявичене).
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента позволили сделать вывод о том, что в 4«А» классе показатели несколько ниже, чем в 4 «Б». По этой причине 4 «А» класс был выбран в качестве экспериментальной группы в исследовательской работе.
В рамках формирующего этапа разработано и проведено в экспериментальной группе 10 уроков из раздела «Природа России». Проведение уроков осуществлялось с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски. На протяжении всех уроков были использованы мультимедийные дидактические материалы (презентации с аудио-, видеофрагментами, иллюстрациями в виде фотографии, рисунков и схем, анимация и пр.), при этом широко применялись возможности интерактивности презентаций (тренажёры, тесты, опросы, географические диктанты, кроссворды, филворды, схемы).
Полученные на контрольном этапе результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной группы, доказывая, что внедренный комплекс уроков способствует успешному формированию природоведческих понятий у учащихся и полностью подтверждает гипотезу исследования.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.
2. Андерсен Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. — М.: Дрофа, 2007. 224 с.
3. Асмолова А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителей - М.: Просвещение, 2014 152 с.
4. Баранов С.П. Чувственный опыт ребёнка в начальном обучении. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 213 с.
5. Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий: (к вопросу о формировании естественно-научных понятий и умственном развитии младших школьников) // Начальная школа плюс до и после. 2007. № 9. С. 39-41
6. Богоявленский Д.Н. О диалектической природе грамматического мышления // РЯШ. 1981. № 2. С. 63-69
7. Болбаков Р.Г. Мультимедийные образовательные технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015. №1 (17). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/multimediynye-obrazovatelnye-tehnologii (дата обращения: 26.09.2018).
8. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. 1456с.
9. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логикогносеологический анализ. - Либроком, 2014. 240 с.
10. Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для учащихся педучилищ по специальности № 2001. - М., "Просвещение", 1977. 158 с. с ил.
11. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб, пособие для студентов пед. вузов - 2 изд, испр и доп - Челябинск: Изд-во: Челяб гос пед ун-та, 2015. 283 с.
12. Гусева Ольга Владимировна Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Полезные ископаемые. Гранит» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №4. С. 62-65.
13. Информатика и ИКТ. Мультимедийные средства в образовании: учебник / В.В. Андреев, Н.В. Герова, А.А. Москвитина, О.М. Роговая ; РГУ им. С.А. Есенина. Рязань, 2012. 128 с.
14. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2001. 256 с.
15. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: Уч. пос. для студентов пед. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. 494 с.
...