Система социальной поддержки семьи в Северске (на примере Областного государственного
учреждения Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск Томской области)
ВВЕДЕНИЕ 14
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 18
1.1. Понятие и сущность «социальной поддержки» и соотношение с
понятием «социальная защита» населения 18
1.2. Этапы социальной работы с семьей 34
1.3. Социальная защита многодетных семей 42
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ОБСЛЕДОВАНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОГУ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАТО СЕВЕРСК ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 49
2.1. Анализ социальной поддержки семьи на примере ОГУ Центра
социальной поддержки населения ЗАТО Северск Томской области 49
2.2. Оценка эффективности мер социальной поддержки семьи в ЗАТО
Северск 60
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 67
3.1. Семья, как объект деятельности социально ориентированных
некоммерческих организаций 67
3.2. Психолого-педагогические условия взаимодействия социального
работника с родителями и детьми 72
3.3. Совершенствование мер государственной поддержки семей, как
фактор обеспечения экономической безопасности государства 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
На сегодняшний день вопросы, связанные с социальной защитой населения являются, на наш взгляд, особенно острыми, как для граждан страны, так и для государства. Человек всегда пытался получить защиту со стороны государства, а оно, в свою очередь, с целью создания благоприятных условий для функционирования всех отраслей, как экономических, так и политических, предоставляло различные механизмы социальной защиты в форме социальных гарантий. Вместе с развитием общества, развивалась и государственная политика и экономика, она претерпевала изменения и меняла свое содержание, однако социальная устремленность всегда оставалась неизменной. Социальная защита населения была актуальна во все времена, не смотря на видоизмененное содержание ее механизмов в подвластности от государственного устройства, уровня развития экономики, организации труда и традиций страны. Таким образом, защита населения стала одним из основных элементом социальной политики любой страны.
С течением времени в развитых странах вырабатываются модели социальной защиты, характеризующиеся особенностями уклада жизни определенной страны. В Российской Федерации как таковой модели не существует, а сохранившиеся формы защиты из СССР не только не учитывают интересы граждан уже в рыночной экономике РФ, но и, по большому счету, являются неэффективными. За последнее двадцатилетие у части населения значительно уменьшился уровень жизни, а некоторые граждане и вовсе оказались за чертой бедности. На сегодняшний день остро стоят проблемы повышения прожиточного минимума, увеличение минимальной заработной платы, подъема существенности социальных гарантий и др.
Необходимость улучшения механизмов социальной защиты населения в России не вызывает сомнений, сложившиеся условия требуют пересмотра важной части социальных гарантий со стороны государства, разработки
новых моделей и механизмов.
Семья является той малой группой, на жизнедеятельность которой особенным образом оказывают воздействие все те вопросы, которые социуму приходится находить решение в обстоятельствах рецессии и нахождения версий благополучного выхода из нынешней трудной экономической ситуации. Увеличение безработицы, снижения уровня доходов формирует значительные сложности с осуществлением семьей ее важнейших функций. Снова ухудшается демографическое положение регионов, понижается потенциал решения жилищных вопросов, усиливается напряженность во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми.
Так как многим семьям тяжело независимо решить зарождающиеся в их жизнедеятельности проблемы, государство формирует и совершенствует систему социальной защиты, помощи, поддержки данной малой группы. Создают особенные взаимодействия между семьей и теми предприятиями, которые способствуют преодолению ею появившихся сложностей. В таком случае семья может выступать как в роли объекта, инертно приобретающего ту помощь, которая гарантирует ее сохранение, осуществление важнейших функций, так и инициативного субъекта, старающегося мобилизовать все собственные ресурсы для достижения уровня стабильного функционирования и развития. В связи с этим, актуальность представленного проведения исследования состоит в рассмотрении тех факторов, которые обеспечивают переход семьи из объекта в полноправный субъект взаимодействия с теми предприятиями, которые оказывают ей определенные виды социальной поддержки.
Еще одной злободневной проблемой предстает выявление тех обстоятельств, при которых социальная поддержка делается результативным средством возрождения семьей способности независимо справляться с разнообразными сложностями. Когда отчетливо установлены критерии, на основе которых семьей предоставляется социальная защита, или осуществляется помощь, или социальная поддержка, тогда появляется взаимодействие на принципах взаимовыгодного партнерства. Семья умело использует приобретаемые средства для возрождения личной независимости в решении трудных жизненных ситуаций, а государство, местная власть целесообразно применяют существующие у них ресурсы для регулярного увеличения числа семей, не нуждающихся в социальной поддержке или помощи. Важность разрешения представленной задачи значительно повышается в обстоятельствах нынешнего экономического кризиса, когда, с одной стороны, федеральная и местная власть заставлены изъявлять помощь, поддержку большему числу семей. С другой стороны, усиливается проблема односторонности самих возможностей государства давать в желаемом размере ту поддержку, в которой нуждаются многие семьи.
Появляется потребность особого рассмотрения тех противоречий в реализации социальной поддержки семьи, которые были до кризиса, и существенно увеличиваются в период его развертывания. Теоретическое и эмпирическое изучение вопросов результативного взаимодействия между разнообразными органами власти, общественными предприятиями и семьей при оказании ей социальной поддержки разрешает не только поднять ее действенность, но и более разумно применять финансовые и материальные средства, выделяемые для данной деятельности. Также возникает вероятность по-другому разрешать задачи подготовки растущего поколения к формированию семьи, независимо справляющейся с характерными жизненными тяжестями, с которыми она встречается в процессе личного функционирования и развития.
Семья как особый клиент социальной работы рассматривается в трудах Е.И. Холостовой, Т.В. Шеляг, Е.Р. Ярской-Смирновой.
Вычленены как характерные вопросы формирования результативной социальной помощи, поддержки семье, так и те модификации, которые нужно реализовать для увеличения результативности социальной работы с разнообразными категориями семей.
Объектом проведения исследования предстает взаимодействие государства, местной власти и семьи при оказании ей социальной поддержки семье в ситуации экономического кризиса.
Предметом исследования - региональная специфика реализации социальной поддержки различных категорий семей на примере ОГУ «Центра социальной поддержки населения» ЗАТО Северск Томской области.
Целью работы предстает исследование социальной поддержки семьи как особенного вида социального взаимодействия с учетом региональных специфик ее реализации в современных обстоятельствах.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность «социальной поддержки» и соотношение с понятием «социальная защита» населения;
- рассмотреть этапы развития социальной работы с семьей;
- обнаружить особенности социальной защиты многодетных семей;
- проанализировать социальную поддержку семьи на примере ОГУ «Центра социальной поддержки населения» ЗАТО Северск Томской области;
- провести оценку эффективности мер социальной поддержки семьи в ЗАТО Северск на примере ОГУ «Центра социальной поддержки населения» ЗАТО Северск Томской области.
Методологической базой исследования явились законодательные документы; теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей; нормативно-правовые документы.
Методы исследования:
теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, системный анализ;
эмпирические методы: изучение и обобщение опыта социальной работы; анкетирование, интервью.
Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики любого государства. В связи с тем, что на сегодняшний день отсутствует точный законодательно закрепленный состав институтов социальной защиты, ученые по-разному представляют уровни.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что «социальная защита населения» - система, включающая два основных института (государственное социальное обеспечение, социальное страхование), основной функцией которых является предотвращение социальных рисков, обеспечение социальных прав и гарантий, защита социальных групп в целях избежания полной или частичной потери экономического и социального благосостояния, а также поддержка граждан, оказавшихся в группе риска.
Наше исследование показало, что система социальной защиты населения включает два основных института - социальное обеспечение и социальное страхование. Систему социальной защиты для работников необходимо рассматривать как отдельный элемент, так как получение соответствующих социальных гарантий наступает только в случае трудовой деятельности.
Анализ формирования социальной защиты показал серьезные скачки в незначительные периоды времени, при этом большинство из них основывались на необоснованных предположениях.
Проведенное исследование показало, что национальная система социальной защиты складывалась преимущественно в XX-м веке, однако одни законы отменяли другие, в результате чего наше государство так и не создало собственную модель социальной защиты населения. Отсутствие выбранной социальной модели привело к тому, что в РФ нет определенной стратегии социальной политики, и как следствие, произошел и «разрыв» взаимосвязей между государством и гражданином. Показатели минимальных гарантий (прожиточный минимум, пенсии) не только существенно отличаются от европейских держав, но и не выполняют свои функции для российского населения.
Семья предстает основным социальным институтом, обладающим разрешающим смыслом, как для персональной жизни человека, так и для общественного, экономического, культурологического формирования окружения.
Проделанная работа представляет характеристику многодетной семьи, ее социально-воспитательных возможностей. Сформирована систематизация многодетных семей по важнейшим общественным признакам и установлены ведущие тенденции, свойственные для нынешней практики социальнопедагогической деятельности с ними согласно с типом семьи.
В изучении, в том числе обнаружены формы активизации личных социально-педагогических возможностей многодетной семьи: материальная помощь, консультация, адаптивно-педагогическая помощь, общественноорганизационная форма, патронаж. Более перспективными, активизирующими возможность многодетной семьи формами стали: создание личного дела, самозанятость, применение повторной загруженности для приобретения добавочных доходов, самообеспечение за счет расширения естественных зачислений, в том числе, общественные инициативы: участие в правлении образовательными организациями, формирование досуга детей и семей в микрорайоне, районе, городе, области.
Наша работа позволяет сформировать последовательность общих выводов об обстоятельствах результативности работы с многодетной семьей:
1. Работа с многодетной семьей обязана основываться на совершенном познании особенностей данной категории семей, специфики формирования и созревания семьи в историческом, региональном аспектах.
Специфика отечественного менталитета, обычаи, общинный дух во все периоды, во времена самых разнообразных социальных кризисов содействовали возрождению, а в последующем и стабильному формированию страны.
Многодетная семья более глубоко воспроизводит как положительные так и отрицательные модификации, а при одобрительных обстоятельствах предельно осуществит личный социально-воспитательный потенциал. Таким образом, для разрешения проблем воспитания детей и подростков, создания стабильного окружения нужно особенную заинтересованность уделять многодетной семье, ее сохранению и созреванию.
2. В практической деятельности с многодетной семьей перспективным направлением предстает ее устремленность, обнаружение и приведение в движение сущностных сил самой семьи, осуществление ее инициативной субъектной позиции.
Собственно многодетная семья содействует ублаготворению всех важнейших надобностей личности, таких как биологические, общественные и душевные. Учитывая в своей работе данную специфику многодетной семьи нужно не забывать о том, что в кризисных обстоятельствах данная специфика и самодостаточность содействует замкнутости, а следственно и консервации отдельных отрицательных факторов, которые в последующем, как представило изыскание, перерастут в неблагополучие.
Понимание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за воспитание личных детей, установление пути осуществления личных особенностей - главное обстоятельство активизации ее социально-воспитательного потенциала.
Практическая деятельность с многодетными семьями представила, что привычные стереотипы результативного воспитания не всегда характерны данной категории семей и, основываясь на принципы содействующие созданию надобности в принятии поддержки социальные педагоги и социальные сотрудники активизируют семью на разрешении личных вопросов.
Многие СО НКО создаются с целью пропаганды здорового образа жизни. Они устраивают различные акции и мероприятия, направленные на агитацию семей к ведению здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.
Если семья столкнулась с необходимостью осуществления каких-либо юридических операций, то НКО на льготной или безвозмездной основе может предоставить юридическую помощь, включающую консультацию, помощь в оформление документов, содействие в подаче заявления в судебные органы.
Помочь СО НКО могут и семьям мигрантов, поскольку одним из направлений их деятельности является социальная адаптация и интеграция их в общество.
Многие некоммерческие организации оказывают образовательные услуги семьям: выделяют деньги на ремонт и строительство образовательных учреждений, покупку необходимого учебного инвентаря, что способствует доступности обучения детей из различных семей. Также СО НКО предоставляют стипендии одарённым учащимся, что позволяет улучшить материальное положение детей и уменьшить затраты родителей на их образование. НКО организуют различные научные конференции и конкурсы для школьников и студентов, а также занимаются организацией досуга детей их родителей.
Важным направлением работы НКО с семьёй является содействие в получении медицинских услуг, которое включает покрытие расходов на дорогостоящее лечение, приобретение медикаментов, покупку технических средств реабилитации.
Ещё одной важной сферой деятельности СО НКО в работе с семьёй, является укрепление роли семьи в обществе и популяризация семейных ценностей, а также защита материнства, отцовства и детства.
3. В целях повышения эффективности поддержки государством молодых семей в решении материальных проблем можно было бы предложить такие мероприятия, как:
1) снижение процентной ставки ипотечного кредитования, что позволит значительно увеличить количество семей, которые могли бы участвовать в федеральной целевой программе. Данный шаг позволил бы снизить нагрузку на семейный бюджет молодых людей и в определённой мере повысил бы их уровень жизни;
2) освобождение молодых семей, участвующих в программе от части налоговых выплат, что будет также способствовать повышению их материального благосостояния;
3) ориентация в строительстве на жилье эконом-класса. Основные отличия элитного жилья от жилья эконом-класса заключаются в том, что: квартиры эконом-класса типовые по своей архитектуре; расположены в спальных районах города; территория вокруг дома и сам дом не огорожены и не охраняются. Но для молодой семьи все эти минусы не являются существенными, так как решающим фактором в вопросе выбора жилья для данной категории граждан является цена. Именно поэтому основной упор при формировании рынка доступного жилья необходимо делать на строительство жилья эконом-класса;
4) усовершенствование механизма информирования молодых людей о существующих возможностях. Зачастую, молодые люди не пользуются поддержкой государства из-за не осведомленности о программах, которые проводятся, о целевой группе на которую направлена программа, о необходимых документах и сроках осуществления программы.
1. Аседова Э.М. Многодетная семья: социальные проблемы // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». - Махачкала: ДГПУ, 2009. - С. 9-10.
2. Аседова Э.М. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Вып. 2. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - С. 35-36.
3. Азаров Ю.П. Психология семейного воспитания. М:
Просвещение, 1989. -246 с.
4. Антропов В.В. Экономические модели социальной защиты
населении в государствах ЕС: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2007. 48 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труда / Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. -Т.1.-230 с.
6. Алексеева Л.С. Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Науч.- мет. пособие. - М.: НИИ семьи, 2008.-112 с.
7. Аминов Н.А. Организация кадровой службы центров по
социальной работе и ее основные задачи. В сб.: Социальная работа. М., 2012. -Вып.2 - С. 45-69
8. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А. Н. Аверин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 114 с.
9. Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии. - М.: Пресс, 2013. -136 с.
10. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. Монография. - М.: ИПСР РАО, 2012. - 184 с.
11. Браверманн Э.М., Мучник, И.Б. Структурные методы обработки эмпирических данных / Э.М. Браверманн, И.Б. Мучник. - М. : Наука, 1983.464 с.
12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 2004. - 208 с.
13. Бочарова В.Г. Специфика воспитательной работы с семьей по месту жительства: опыт и проблемы // Семья и формирование личности: Сб. науч. Трудов / под ред. A.A. Бодалева и др. - М., 2001. - С. 81-87.
14. Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2003 - 152 с.
15. Вдовенко Т.В. Подготовка социальных работников в странах западной Европы. - СПб.: СПбГУ, 2011. - 74с.
16. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 2011. - 272 с.
17. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - М.Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2012. -228 с.
18. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. - 2011. - № 11. - С. 108-113.
19. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учеб.пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 325 с.
20. Дарский Л.Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи. (Демографическое исследование семьи). - М.: Статистика, 2011. - 142 с.
21. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: ЦСП, 2010. - 160 с.
22. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Т.И. Дымнова // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. С. 46-56.
23. Деусова Г.В., Кавашкина О.Д. Об исследовании содержания и методики воспитания детей в семье // Воспитательные возможности семьи: Сб. науч.трудов / Под ред. A.M. Низовой. - М., 2001. - С. 79-90.
24. Джайнотт X. Дж. Родители и дети. - М.: Знание, 1986. - 96 с.
25. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Система отношений в диаде отец-ребенок как фактор развития личности /Ю.В. Евсеенкова, А.Г. Портнова // Семейная психотерапия и семейная терапия. - 2013. - № 4.-С. 30-48.
26. Зачепило Е.Н. Проблемы социальной поддержки неполной отцовской семьи / Е.Н. Зачепило // Человеческие ресурсы. - 2010. -№ 1. 153 с.
27. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 2001. - М.: Вып. 2. - С.8 -15
28. 3аинышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 3. - С. 39.
29. Курагина Г.С. История многодетной семьи // Семейное воспитание: история и современность; - Сборник статей СПб, 2003. - С. 4045.
30. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сборник научных очерков. - М.: Флинта: МПСИ, 2011. - 224 с.
31. Кондратов М.Ю. Психологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратов // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 10-13.
32. Конституция Российской федерации. Статья 39. [Электронный ресурс] - URL: http://www.zakonrf.info/konstitucia/39/. (дата обращения:
10.05.2016)
33. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье / Н.А. Коркина //Семейная психология и семейная терапия. - 2013. - № 4. - С . 48-54.
34. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье /М.А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - № 1. - С. 7376.
35. Кулшед В. Введение в практику социальной работы / Пер. с англ. Т.Д. Шевеленковой. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 222 с.
36. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Просвещение, 2003.-268 с.
37. Лодкина Т.В. Социальный психолог приходит в семью. //Воспитание школьников. - 2006. - № 5. - С. 25-29.
38. Лодкина Т.В., Тихомирова Е.Л. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания // Семейное воспитание: история и современность: Сборник статей СПб, 2003. - С. 6-7.
39. Москаленко В.В. Социализация личности: философский аспект / В.В. Москаленко. - Киев: Вищашк., 1986. - 198 с.
40. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 208 с.
41. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. / Я.Г. Николаева. - М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012. - 159 с.
42. Неполная семья как объект дифференцированной социальной защиты (региональный аспект). Часть II. - Екатеринбург: Институт экономики УрУРАН. Российский Гуманитарный научный фонд, 2008. - 49 с.
43. Основы социальной работы: Учебник. /Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2012.-368 с.
44. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozhegov.com - свободный
45. Панов A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. В сб.: Социальная работа. - Вып. 1. - М., 2002. - С. 91-102.
46. Психологические проблемы самореализации личности / под общ.ред. Л.А. Головей, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство СПУ, 2009.-Вып. 3.-328 с.
47. Право и социальная защита / Миронова Т.К. - М.: Права человека, 2006. - 336 с.
48. Правовое регулирование социальной защиты населения. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Соловьева С.Д. - М., 1997. - 152 с.
49. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 439 с.
50. Психология. Словарь / под общ.ред. А.В. Петровского. - М. : Политиздат, 2000. - 2-е изд. - 494 с.
51. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Академия, 2002. -192 с.
52. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. - М., 2012. - 416 с.
53. Роик В. Д. Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Роик. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 509 с
54. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология /Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Питер, 2000. - 298 с.
55. Семья в социально-психологической парадигме исследования: коллективная монография / под общ.ред. Академика РАН В.И. Жукова и проф. Е.А. Петровой. - М., РИЦ АИМ, 2010. - 212 с.
56. Содержание и организация деятельности центров психологопедагогической помощи населению. /Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: НИИ семьи. 2007. - 272 с.
57. Соловьева, С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 [Электронный ресурс] / С.Д. Соловьева. - URL: http://www.lawlibrary.ru/disser2013645.html (дата обращения: 02.05.2016)
58. Хамидуллин Н.Р. К вопросу о понятиях «социальная политика» и «социальная защита населения» // Вестник ОГУ №7 (168)/июль 2014.
59. Социальная работа с семьей. Настольная книга специалиста. - М.- Тула: ИСР АСРСП. 2011. - 212 с.
60. Социальная работа: теория, технология, образование./ Гл. ред. Жуков В.И. - М.: МГСУ, 2010. - №1 - 124 с. и №2 - 100 с.
61. Теория и методика социальной работы. Учеб.пособие. 4.1 и 4.2. - М.: Союз, 2004. - 339с.; 199 с.
62. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. / Под ред. Т.Ф. Яркиной. - М.-Тула АСПСР РФ, 2003. - Т.1 -460 с. и Т.2 - 390 с.
63. Теория социальной работы: Учебник / Под.ред. Е.И. Холостовой.
- М.: Юристъ, 2008.-334 с.
64. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЦСП РАО, 2011.-218 с.
65. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми / И.К. Фридман // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.- С. 46-49.
66. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебн. пособие для стд. вузов. - М: ВЛАДОС, 2009. -256 с.
67. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: Союз, 2010. - 35с.
68. Холостова Е.И. Технологии социальной работы /Е.И. Холостова.
- М. : ИНФРА-М , 2012. - 400 с.
69. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа / Т.В. Шеляг. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Московский государственный социальный университет, 2004.- 206 с.
70. Шипицына Л.М. Старое и новое: социальная защита в России. Уч.-мет. пособие. - СПб.: МУСиР, 2010. -42 с.
71. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2011. - 512с.
72. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга. - М. : Дрофа, 2005.-254 с.
73. Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд. 2-е,дополненное. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО«Норт Медиа», 2008. - 215 с.