Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки 9
1.1 Развитие наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП как психолого-педагогическая проблема исследования 9
1.2 Лепка как средство развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП 15
Глава 2 Экспериментальное исследование развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки 23
2.1 Выявление уровня развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП 23
2.2 Работа по развитию наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки 37
2.3 Выявление динамики в уровне развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП 54
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложение А Список детей 67
Приложение Б Результаты исследования 68
Приложение В Тематический план 74
Приложение Г Результаты исследования контрольного этапа 78
Современная педагогическая теория и практика особым вниманием наделяет обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания их обучения, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия. В исследованиях Н.Н. Малофеева, Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной и др. учитываются возрастные закономерности и специфические особенности развития детей с различными отклонениями, как одно из условий осуществления этого процесса.
К детям с особыми образовательными потребностями следует отнести большую группу детей с детским церебральным параличом. Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. К основному симптому ДЦП - двигательным расстройствам, в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие.
Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорных, когнитивных и интеллектуальных процессов при ДЦП в зарубежной и отечественной литературе представлены недостаточно, особенно это касается особенностей развития наглядно-действенного мышления детей с ДЦП. Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства в бытовой и игровой ситуациях.
Для детей с детским церебральным параличом характерно отставание, как в темпе развития, так и в наглядно-действенном мышлении. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение, поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации.
Н.А. Бернштейн, К.А. Семенова, А.С. Батуев, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.И. Козявкин считают, что двигательный анализатор выполняет функцию связи между другими анализаторами, организуя координацию их деятельности в сложных поведенческих актах. Поэтому при ДЦП, когда имеет место поражение двигательного анализатора, нарушаются системные связи и между другими анализаторами, что в конечном итоге отражается на темпе и характере психического развития ребенка.
Исходя из этого положения, можно предположить, что адекватные воздействия, направленные на улучшение моторики у детей с ДЦП, не только положительно влияют на их двигательную сферу, но и позитивно отражаются на развитии наглядно-действенного мышления. Ключевым звеном в решении этой проблемы может явиться разработка и подбор для детей с ДЦП адекватных психолого-педагогических средств для стимуляции функциональной активности анализаторов.
Одним из этих средств может выступать лепка, использование которой позволяет ребенку с ДЦП моделировать предметы окружающего мира, создавать реальный продукт, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение. В процессе лепки у ребенка с ДЦП улучшается двигательная активность рук, развивается моторика пальцев; развивается визуальное, наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления; улучшается восприятие и память.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию лепки как средства развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП и недостаточной методической разработанностью использования лепки в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности лепки в процессе развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки.
Объект исследования: процесс развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
Предмет исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки.
Гипотеза исследования: процесс развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП будет эффективен, если:
• обосновать использование в данном процессе виды и объекты лепки из пластилина;
• разработать и реализовать соответствующий комплекс заданий, актуализирующих восприятие, пространственную ориентацию и мыслительную активность в процессе создания предметов из пластилина;
• реализовать этапы, содержание и методы работы с детьми с ДЦП, обеспечивающие логику и задачи развития данного вида мышления и освоения детьми техники выбранных видов лепки;
• разработать интерактивные консультации для родителей по применению лепки в целях развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки; определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность лепки в развитии наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
• теоретические положения о взаимосвязи мыслительных процессов и двигательной деятельности И.М. Сеченова, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского;
• концептуальные положения И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, Н.Я. Семаго, Л.И. Плаксиной, У.В. Ульенковой о содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы развития опорно-двигательного аппарата;
• теоретические положения Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.С. Кузиной, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой, А.А. Унковского, о возможности применения лепки в процессе развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования предметной лепки и подобран ряд практических заданий, актуализирующих восприятие, пространственную ориентацию и мыслительную активность в процессе создания предметов из пластилина с целью развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования лепки в процессе развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки быть использовано в коррекционном процессе учителями-логопедами и воспитателями групп компенсирующей направленности для дошкольников с ДЦП в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: ДОУ № 64 г. о. Сызрань. В исследовании приняли участие 10 детей 5-7 лет с ДЦП.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника) и 6 приложений. Текст бакалаврской работы изложен на 66 страницах. Общий объем работы с приложением - 79 страниц. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами, 3 рисунками.
На первом этапе работы были проанализированы и изучены теоретические основы проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки; определены основные понятия по данной проблеме. Анализ работ свидетельствует, что в процессе лепки развивается наглядно-действенное мышление детей с ДЦП, через уточнение представлений детей о форме, различии и сходстве предметов, положении частей, относительных величинах, характерных признаках, окраске предметов; развитие умений располагать композиционно правильно элементы предмета.
В работе выявлены основные психолого-педагогические условия развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП в процессе лепки:
• организация восприятия предмета лепки с целью создания у дошкольников с ДЦП полного и яркого представления определенного предмета;
• организация показа образцов перед лепкой по представлению;
• поэтапная организация практической работы детей с ДЦП;
• индивидуальное руководство лепкой и помощь детям с ДЦП;
• грамотный подбор предметов для лепки.
Решая вторую задачу исследования, выявление уровня развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП, было установлено, что в обследуемой выборке у детей с ДЦП преобладает преимущественно низкий и средний уровень развития наглядно-действенного мышления.
Решение третьей задачи (разработать и экспериментально проверить эффективность лепки в развитии наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП), было связано: с обоснованием использования в данном процессе вида и объектов лепки из пластилина; с разработкой и реализацией соответствующего комплекса заданий, актуализирующих восприятие, пространственную ориентацию и мыслительную активность детей с ДЦП в процессе создания предметов из пластилина; с реализацией этапов, содержания и методов работы с детьми с ДЦП, обеспечивающих логику и задачи развития данного вида мышления и освоения детьми техники выбранных видов лепки; с разработкой интерактивных консультаций для родителей по применению лепки в целях развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП.
По результатам контрольного этапа исследования была установлена положительная динамика уровней развития наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП в экспериментальной группе. В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем развития наглядно-действенного мышления сократилось на 30 %, количество детей со средним уровнем развития наглядно-действенного мышления повысилось на 10 %, количество детей с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления повысилось на 20 % по сравнению с констатирующим этапом.
Таким образом, разработанное нами содержание работы, направленной развитие наглядно-действенного мышления у детей 5-7 лет с ДЦП посредством лепки является эффективным, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом : [из опыта работы Центра мед.-пед. и соц. реабилитации г. Астрахани] // Дефектология. 2001. № 3. C. 10-14.
2. Бронников В. А. Высшие психические функции у детей со спастическими формами церебрального паралича // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004. № 104(10). С. 9-16.
3. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Москва : Астрель, 2008. 113 с.
4. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду: практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии. Москва : Детство-Пресс, 2010. 160 с.
5. Грибовская А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. Москва : Сфера, 2020. 80 с.
6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. Москва : ГНОМ и Д, 2005. 448 с.
7. Ермоленко Н. А. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2000. № 100. С. 19-23.
8. Заваденко Н. Н. Нарушения развития и когнитивные дисфункции у детей с заболеваниями нервной системы. Москва : Мед Пресс Информ, 2017. 360 с.
9. Зотова Е. С. Занятие по лепке для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Логопед. 2015. №2. С. 93-95.
10. Катаева А. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm (дата обращения : 18.03.2020).
11. Кроткова А. В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. №2. С. 33-42.
12. Козявкин В. И. Детские церебральные параличи. Медико-психологические проблемы. Львов : Украшсью технологи; 1999. 143с.
13. Клинико-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для сетевых преподавателей и педагогов-кураторов / Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования», Каф. спец. (коррекц.) образования ; [авт.-сост.: Г.В. Яковлева, Н.Я. Ратанова]. Челябинск : Изд- во ЧИНИКРО, 2011. 106 с.
14. Клочкова Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы [Электронный ресурс]. Москва : Теревинф, 2019. URL: https://znanium.com/catalog/product/1029181 (дата обращения: 18.03.2020).
15. Коноваленко С. В. Диагностическое изучение особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличем и его коррекция средствами деятельности конструирования : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2005. 25 с.
...