Введение 4
Глава 1 Обзор научно-методической литературы по теме исследования 8
1.1 Физические способности: понятие и общая характеристика 8
1.2 Спортивные игры как эффективное средство развития физических способностей школьников старших классов 14
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 25
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Диагностика уровня физических способностей школьников 16-17 лет до педагогического эксперимента 27
3.2 Обоснование использования программы по спортивным играм, направленной на развитие физических способностей школьников 16-17 лет 29
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 34
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Аннотация, Введение.
Цель: исследование влияния занятий спортивными играми на развитие физических способностей у школьников старших классов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс школьников старших классов на вариативных занятиях в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: программа по спортивным играм,
направленная на развитие физических способностей школьников 16-17 лет, для вариативного блока в школе.
Задачи:
1. Определить уровень развития физических способностей у
школьников старших классов до педагогического эксперимента;
2. Разработать программу по спортивным играм для вариативного блока в общеобразовательном учреждении;
3. Выявить влияние разработанной программы на развитие двигательных способностей у школьников старших классов.
Проведенный анализ различных точек зрения специалистов относительно определения ими следующих физических способностей: скоростных, силовых, координационных, гибкости и выносливости, позволил отметить, что основные физические способности поддаются развитию, и это первоочередная задача учителей по физической культуре в школе и тренеров спортивных школ.
Полагаем, что введение в школьную программу третьего урока физической культуры в неделю способствовало увеличению объема организованной двигательной активности школьников.
Проверка эффективности предложенной программы по спортивным играм в рамках вариативных занятиях в общеобразовательном учреждении показывает достоверный уровень (р<0,05) развития физических способностей в экспериментальной группе в тестах:
«Бег на 100 м (с)» - показатель улучшился на 5,37 %;
«Наклон вперед из положения стоя» (см)» - показатель улучшился на 39,5 %;
«Челночный бег 3х10 м (с)» - показатель улучшился на 20,43 %;
«Бег на 2000м» (мин, с) - показатель уменьшился на 3 минуты, что составляет 19,23 %;
«Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)» - количество сгибаний рук в среднем увеличилось на 7 раз, что составляет 115,94 %;
«Прыжок в длину с места (см)» - длина прыжка в среднем увеличилась на 10 см, что составило 6,41 %;
В результате проведенной экспериментальной работы подтверждается гипотеза о том, что использование программы по спортивным играм вариативного блока по физической культуре будет способствовать повышению уровня развития физических способностей школьников старших классов.
1. Агеева С.В. Развитие гибкости у студентов посредством физических упражнений / Вестник КГПИ. – Костанай, 2019. № 1 (53). - С. 44-47.
2. Аникин А.А. Комплексное воспитание физических качеств старшеклассников с использованием средств футбола на третьем уроке физической культуры / А.А. Аникин, Т.С. Аникина // Современные здоровьесберегающие технологии. – Коломна, 2017. № 4. - С. 24-31.
3. Багирова А.С. Подготовка школьников 13-15 лет к сдаче ВФСК ГТО (метание мяча) средствами игры в волейбол, А.С. Багирова, М.В. Горбунова // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход. – Сухум, 2015. - С. 84-87.
4. Васенин Г.А. Результаты выполнения норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО – IV VI ступень) школьниками г.Москвы – 6-11 классы/ Г.А. Васенин, Л.А. Германова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы VII межрег. науч.-практ. конф. с международ. участием (20 апреля 2017 г., Москва). – М., 2017. - С.12-15.
5. Воронина В.А. Развитие скорости как одна из составляющих физического развития школьников в условиях спортивной школы // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2018. - С. 173-175.
6. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – М.: Феникс, 2015. – 179 c.
7. Гибадуллин И.Г., Пушкарев А.В., Пушкарева А.М. Методика развития физических качеств у юных баскетболистов на начальном этапе спортивной подготовки. – Казанская наука № 5, 2015. – С. 141-143.
8. Глазин А.М. Сопряженное применение средств баскетбола и стритбола в процессе физического воспитания подростков 15-16 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2015. – 25 с.
9. Грязнов И.Ю. Технология развития скоростно-силовых способностей у обучающихся старших классов на уроках физической культуры / И.Ю. Грязнов, Е.О. Уткина, О.Н. Морозова // Физическая культура, спорт и здоровье. – Йошкар-Ола, 2019. № 34. – С. 99-102.
10. Ефимова Н.В. Оценка физической подготовленности учащихся Иркутской области (па данным мониторинга) / Н.В. Ефимова, И.В. Мыльникова, А.Г. Иванов // Фундаментальные исследования. – 2015. № 7-4. – С. 675-678.
11. Золотухина И.А. Эффективность введения третьего урока по физической культуре с использованием баскетбола // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 2. - С. 28-35.
12. Ковалюк В.В. Влияние волейбола на развитие спортивных качеств студентов / В.В. Ковалюк, А.Е. Батурин, М.А. Рогожников, Ю.Н. Лосев // В сборнике: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Межвузовский сборник научно-методических работ. – Санкт Петербург, 2021. - С. 205-209.
13. Куликова М.Л., Врублевский Ю.Д. Cредства развития ловкости, скоростных и координационных способностей как составляющих специальной физической подготовки баскетболистов // Медико биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж, 2019. - С. 444-447.
14. Курамшин Ю.Ф., Двейрина Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития // Теория и методика физической культуры: учебник/ Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М. Советский спорт, 2003. – С. 146-165.
15. Лазарева К.Н. Анализ проблем преподавания третьего урока предмета физической культуры / К.Н. Лазарева, А.В. Шишов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 2020. – С. 71-75.
...