Введение 4
Глава 1 Обзор научно-методической литературы по теме исследования 8
1.1 Физические способности: понятие и общая характеристика 8
1.2 Спортивные игры как эффективное средство развития физических способностей школьников старших классов 14
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 25
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Диагностика уровня физических способностей школьников 16-17 лет до педагогического эксперимента 27
3.2 Обоснование использования программы по спортивным играм, направленной на развитие физических способностей школьников 16-17 лет 29
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 34
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Аннотация, Введение.
Цель: исследование влияния занятий спортивными играми на развитие физических способностей у школьников старших классов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс школьников старших классов на вариативных занятиях в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: программа по спортивным играм,
направленная на развитие физических способностей школьников 16-17 лет, для вариативного блока в школе.
Задачи:
1. Определить уровень развития физических способностей у
школьников старших классов до педагогического эксперимента;
2. Разработать программу по спортивным играм для вариативного блока в общеобразовательном учреждении;
3. Выявить влияние разработанной программы на развитие двигательных способностей у школьников старших классов.
Проведенный анализ различных точек зрения специалистов относительно определения ими следующих физических способностей: скоростных, силовых, координационных, гибкости и выносливости, позволил отметить, что основные физические способности поддаются развитию, и это первоочередная задача учителей по физической культуре в школе и тренеров спортивных школ.
Полагаем, что введение в школьную программу третьего урока физической культуры в неделю способствовало увеличению объема организованной двигательной активности школьников.
Проверка эффективности предложенной программы по спортивным играм в рамках вариативных занятиях в общеобразовательном учреждении показывает достоверный уровень (р<0,05) развития физических способностей в экспериментальной группе в тестах:
«Бег на 100 м (с)» - показатель улучшился на 5,37 %;
«Наклон вперед из положения стоя» (см)» - показатель улучшился на 39,5 %;
«Челночный бег 3х10 м (с)» - показатель улучшился на 20,43 %;
«Бег на 2000м» (мин, с) - показатель уменьшился на 3 минуты, что составляет 19,23 %;
«Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)» - количество сгибаний рук в среднем увеличилось на 7 раз, что составляет 115,94 %;
«Прыжок в длину с места (см)» - длина прыжка в среднем увеличилась на 10 см, что составило 6,41 %;
В результате проведенной экспериментальной работы подтверждается гипотеза о том, что использование программы по спортивным играм вариативного блока по физической культуре будет способствовать повышению уровня развития физических способностей школьников старших классов.