Введение 4
Глава 1 Теоретические анализ проблемы развития у младших школьников навыков сотрудничества во внеурочной деятельности 8
1.1 Исследование проблемы развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности в психолого педагогической литературе 8
1.2 Условия развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности 20
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности 30
2.1 Изучение уровня развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности 30
2.2 Реализация педагогических условий развития навыков сотрудничества школьников во внеурочной деятельности 38
2.3 Динамика развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Сводная таблица исследуемых показателей всей выборки детей до и после экспериментальной работы 57
Приложение Б Паспорт проекта по формированию у младших школьников способности сотрудничать и согласовывать действия в совместной проектной деятельности 58
Приложение В Этапы работы над проектом 59
Приложение Г Тематический план внеурочных занятий по развитию у школьников умений сотрудничать 60
Приложение Д Содержание проектной деятельности детей 61
Аннотация. Введение.
Цель исследования заключается в том, что необходимо разработать содержание программы по развитию навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности и доказать эффективность педагогических условий развития навыков сотрудничества.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования являются условия формирования навыков сотрудничества в проектной деятельности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста и
2. Выявить уровень развития навыков сотрудничества до формирующей работы, разработать и реализовать содержание педагогических условий по формированию навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Разработать программу развития навыков сотрудничества детей младшего школьного возраста и реализовать содержание педагогических условий формирования сотрудничества во внеклассной деятельности.
4. Доказать эффективность педагогических условий развития у младших школьников способности осуществлять сотрудничество во внеурочной деятельности в процессе создания совместного продукта, сформулировать выводы.
Решая теоретические задачи исследования, мы выяснили, что способность сотрудничать в совместных действиях является одним из основных результатов формирования деловых навыков у младших школьников в процессе обучения. В литературе способность сотрудничать рассматривается как важное деловое и коммуникативное качество личности для качественного выполнения конкретного дела и обеспечивающее его удовлетворительное завершение.
В младшем школьном возрасте, условия учебной деятельности и процесс выполнения учащимися совместных проектов, отмечается учеными как наиболее благоприятный метод развития умений согласовывать совместные действия. Однако помимо возрастных факторов, на ее развитие влияют социальные условия воспитания. К социальным факторам относятся особенности взаимоотношений детьми в коллективе, между педагогом и детьми и образовательном учреждении.
В ходе эмпирической работы гипотеза проверялась нами практически. Разработанная программа формирующего эксперимента реализовывалась с учетом следующих условий: учета индивидуальных особенностей младших школьников; содействии пониманию учащимися ценности способности к согласованию совместных действий при выполнении совместного проектного задания; включения учащихся в анализ всех необходимых для выполнения задания материалов, формирования у учащихся опыта ответственного поведения при выполнении общего проектного задания.
Результаты реализации программы показали положительные изменения в показателях всех исследуемых компонентов формируемых навыков сотрудничества.
Дети стали лучше понимать, что такое согласование совместных действий и как это важно для положительного результата при сотрудничестве в деятельности людей, повысилась организованность, умение слушать и слышать друг друга, понимание своей ответственности за результат и готовность отвечать за свои действия.
Младшие школьники стали проявлять свои коммуникативные и организаторские умения, проявлять потребность в общении, контактность способность понимать других, использовать различные средства общения, проявлять умение сотрудничать и согласовывать усилия для выполнения своего проектного задания.
Можно констатировать, что реализованная во внеурочной деятельности с младшими школьниками работа над совместным проектом успешно повлияла на развитие способности детей осуществлять совместные действия . Эффективность разработанной и примененной программы по развитию навыков сотрудничества во внеурочной деятельности у младших школьников была доказана также и с использованием статистического метода.
Полученные результаты позволяют определить дальнейшее направление внеклассной работы с детьми: проведение систематической комплексной работы по формированию способности сотрудничать и согласовывать совместные действия, а именно проведение практических занятий, занятий, направленных на стимулирование проявления умений вести диалог, совместное обсуждение ситуации и проявления инициативы в различных видах проектной деятельности.
Цель исследования достигнута, и гипотеза исследования доказана.
1. Альманах психологических тестов. М.: Изд - во КСП, 2011. 220 с.
2. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 74-78.
3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой толковый психологический словарь СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. : Педагогика, 2015. 193 с.
5. Баймурзина, В. И. Организация проектировочной деятельности в общеобразовательных школах. Уфа : Изд-во НМЦ Госкомнауки РБ, 2000. 160 с.
6. Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2011. № 6. - С. 53-56.
7. Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
8. Горбунова Н. В., Кочкина, Л. В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
9. Пальянова М.П. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся. Томск, 2011. 220 c.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. 672 с.
11. Вульфов Б. З., Поташник, М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М. : Просвещение, 2016. 240 с.
12. Габай, Т. В. Учебная деятельность и её средства. – М. : Педагогическое общество России, 2012. 212 с.
13. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы, 1995. №6, с.39-47.
14. Гузеев В. В. и др. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. 2007. № 7. С. 105-114.
15. Дворецкий, С., Пучков, Н., Муратова, Е. Формирование проектной культуры// Высшее образование в России. М., 2003. № 4.
...