Введение 4
Глава 1 Инструменты формирования предпринимательского мышления. Подкаст как новый формат медиа 8
1.1 Предпринимательское мышление: понятие, содержание, инструменты формирования и развития 8
1.2 Подкаст как тип и формат медиа 12
Глава 2 Характеристики бизнес-подкаста, как инструмента, способствующего формированию предпринимательского мышления 19
2.1 Типологическая характеристика бизнес-подкастов 19
2.2 Характеристики контента бизнес-подкастов, способствующие формированию предпринимательского мышления 35
Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 48
Аннотация. Введение.
Объект выпускной квалификационной работы - подкасты, посвященные бизнес-тематике.
Предметом работы является бизнес-подкаст, как инструмент развития предпринимательского мышления.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить характеристики бизнес-подкастов, как инструмента развития предпринимательского мышления.
Задачи:
- систематизировать теоретический материал, посвященный понятию «предпринимательское мышление»;
- систематизировать теоретические представления о подкасте, как явлении в современных медиа;
- выделить характеристики подкастов, посвященных бизнес- тематике;
- проанализировать подкасты данной тематики с целью выявления характеристик, позволяющих рассматривать их как инструмент развития предпринимательского мышления.
Развитие предпринимательского мышления на сегодняшний день является значимой задачей, которая стоит не только в сфере бизнеса, но и в других сферах жизни человека. Огромную роль в современной рыночной экономики играет малый и средний бизнес, поэтому его развитие является актуальной задачей. В России отмечается рост числа предпринимателей, но в тоже время можно сказать, что их успешность зависит не только от выбора ниши и тех условий, в которых они существуют, но и о того, насколько предприниматель знает законы экономики, нацелен на получение прибыли, готов рисковать, знает инновационные подходы к ведению своего дела. Обладает соответствующими качествами, то есть имеет
предпринимательское мышление.
Одним из инструментов, способствующему развитию
предпринимательского мышления могут стать медиа, в том числе подкасты. Свобода, определяемая собственно природой подкаста, делает его привлекательным как для журналистов, так и для бизнесменов и блогеров. В этом формате легко поделиться опытом, обсудить насущные проблемы, рассказать о наиболее успешных предпринимателях. Стремительное развитие подкастинга в России в последние годы делает его популярным как среди производителей, так и у аудитории. Немаловажным фактором является то, что производство подкастов является самостоятельным направлением предпринимательства, что позволяет авторам делиться собственным опытом со слушателями.
Типологический анализ подкастов о предпринимательстве показал, что цель таких подкастов связана с передачей опыта - как собственного, так и опыта гостей - ведения собственного дела. Производители таких подкастов в большинстве случаем сами действующие предприниматели. В основном они рассказывают о предпринимательстве «изнутри», показывая подводные камни, сложности и способы их преодоления, конкретные кейсы успешного дела и как они формировались.
Схожими для исследованных подкастов являются такие типологические характеристики ка цель, производители подкастов, тематика подкастов и форма предъявления информации. По целевой направленности все подкасты транслируют опыт успешных предпринимателей, раскрывая подходы к принятию решений, оформления бизнес-идеи, первым шагам и развитию собственного дела. Производители исследованных подкастов являются предпринимателями и развивают свое дело как в сфере подкастинга. Так и в других сферах бизнеса. Они опираются как на собственный опыт, так и на опыт героев программы. Тематика подкастов связана с предпринимательской деятельностью и реализацией тех или иных идей собственного бизнеса.
Форма предъявления информации в большинстве подкастов нарративная. Через истории успешных предпринимателей и свои собственные истории успеха авторы формируют коллективный портрет успешного предпринимателя, который обладает определенными знаниями, навыками, личными качествами.
Анализ содержания выпусков позволяет сделать вывод, что как инструмент, способствующий развитию предпринимательского мышления, подкасты имеют большой потенциал. В содержании выпусков находят отражение такие составляющие предпринимательского мышления, как формирование знаний экономических законов и процессов и финансовой грамотности, мотивированность, нацеленность на получение прибыли, такие качества предпринимателей, как инициативность, способность идти на риск, личная ответственность за результат, самостоятельность принятия экономически обоснованных решений.
В результате проделанной работы можно выделить такие характеристики подкастов, которые способствуют развитию
предпринимательского мышления.:
- производитель подкаста имеет опыт ведения собственного бизнеса, о котором он рассказывает от первого лица;
- гости выпусков способны передать собственный опыт предпринимательства, рассказать о решениях, которые помогли преодолеть трудности, ошибках, допущенных ими и способах их избежать;
- подкаст мотивирует начать собственное дело, стать предпринимателем;
- в выпусках авторы обращаются к экономическим, правовым в
области предпринимательства темам, к психологии
предпринимательства и теме личностного роста;
- в выпусках освещаются передовые и инновационные подходы к ведению бизнеса.
Подкасты о предпринимательстве являются инструментом, способствующим развитию предпринимательского мышления, и обладают рядом преимуществ. Передача опыта предпринимателей осуществляется в свободной и доступной форме от первого лица. Удобство прослушивания подкастов для аудитории: в удобном месте в удобное время, не отрываясь от основных дел. Разнообразие форматов и жанров позволяет выбрать тот подкаст, который наиболее интересен слушателю как по содержанию, так и по форме предъявления информации.
1. Барашкина Е. А., Горшкова Л. А., Лабутина В. В. Коммуникативные стратегии подкастинга // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-podkastinga (дата обращения: 23.04.2022).
2. Блог Артура Белостоцкого [Электронный ресурс] : Яндекс.Музыка. URL: https://belostotsky.ru/blog/ (дата обращения: 23.04.2022).
3. Бодункова А. Г., Чёрная И. П. Развитие культуры предпринимательства: фракталы как модель и источник предпринимательского потенциала // Креативная экономика. 2011. Том 5. № 8. С. 97-103. URL: https://creativeconomy.ru/lib/4454 (дата обращения: 15.03.2022).
4. Васильев В. Н., Сухорукова М. В. Развитие предпринимательского мышления и новые подходы к практико ориентированному обучению предпринимательству в вузе: опыт магистратуры на базе инкубатора // Инновации. 2014. № 8 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predprinimatelskogo-myshleniya-i-novye podhody-k-praktiko-orientirovannomu-obucheniyu-predprinimatelstvu-v-vuze opyt (дата обращения: 02.04.2022).
5. Венджер Д. О. системном мышлении в бизнесе // ПУСС. 2013. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sistemnom-myshlenii-v-biznese (дата обращения: 02.04.2022).
6. Витвинчук В. В., Лаврищева М. С. Особенности российских подкастов (по материалам издания «Meduza») // МНКО. 2019. № 5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rossiyskih-podkastov-po-materialam izdaniya-meduza (дата обращения: 02.04.2022).
7. Воинова Е. А., Сивякова Е. В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально гуманитарные знания. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoy kommunikatsii-v-usloviyah-tsifrovoy-mediasredy (дата обращения: 02.06.2022).
8. Гагарина А. Подкастинг сегодня и завтра [Электронный ресурс] // tvkinoradio, 24.12.2016. URL: https://tvkinoradio.ru/article/article9964- podkasting-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 20.04.2022).
9. Дорощук Е. С., Трифонова П. В. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии // МНИЖ. 2020. № 2-2 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-podkasta-kak integrirovannoy-mediatehnologii (дата обращения: 03.04.2022).
10. Дудонкова Д. Подкасты как корпоративное медиа: как на них зарабатывать и какие метрики использовать [Электронный ресурс] // Медиа нетологии. URL: https://netology.ru/blog/06-2020-podcast-and-media (дата обращения: 20.04.2022).
11. Журавлева А. А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkastingovoe-veschanie-struktura-zhanrovo tematicheskoe-raznoobrazie-osobennosti-razvitiya-v-sotsialnoy-seti-vkontakte (дата обращения: 02.04.2022).
12. Ибраимов А. Г. Развитие и классификация подкастов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2021. № 1 (31). С. 140-147.
13. Ивлева А. А. Музыкальные стриминговые сервисы как новый инструмент продвижения брендов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-strimingovye servisy-kak-novyy-instrument-prodvizheniya-brendov (дата обращения: 27.03.2022).
14. Казанцева М. С., Латоркина Н. А. Подкастинг как инструмет бренд-интеграции для взаимодействия с аудиторией // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 2 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasting-kak-instrument-brend-integratsii-dlya vzaimodeystviya-s-auditoriey (дата обращения: 23.04.2022).
15. Карасс В. О. Аналитика рынка подкастов в России: новый формат медиарынка и новые возможности [Электронный ресурс] // Мир и пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : материалы Всероссийской научной конференции студентов-стипендиатов Оксфордского Российского фонда (Екатеринбург, 25 ноября 2020 г.). Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2021. C. 101-104. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/99045 (дата обращения: 26.03.2022).
...