ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ В СПОРТЕ 7
1.1. Нервно-мышечные факторы, обусловливающие изменение
скорости бега или интенсивности физической работы 7
1.2. Физиологические различия в характеристиках мышц стайеров и
спринтеров 12
Выводы по главе 17
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Задачи исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 23
2.4. Параметры технического мастерства бегунов 23
Выводы по главе 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 25
3.1. Исследование взаимосвязи показателей специальной физической подготовленности и соревновательной деятельности в спринтерском беге 25
3.2. Исследование показателей взаимосвязи спортивных результатов
на основных (спринтерских) и дополнительных (стайерских) дистанциях...31
Выводы по главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность исследования. В теории и практике подготовки легкоатлетов-бегунов большое внимание уделяется вопросам специальной физической подготовленности спортсменов [1,3,5,9]. Достаточно полно разработана методика педагогического контроля за уровнем развития физических качеств [4,6,8,13]. Некоторые работы касаются изучения соревновательной деятельности бегунов на разные дистанции [2,12]. Однако вопросы взаимосвязи показателей специальной физической
подготовленности и соревновательной деятельности разработаны на наш взгляд недостаточно.
В данной работе предпринята попытка с помощью многомерной статистики выявить характер взаимосвязи показателей специальной физической подготовленности и соревновательной деятельности и изучить их влияние на уровень соревновательной подготовки легкоатлетов-бегунов разной квалификации.
Теоретической базой исследования послужили литературные данные российских ученых по изучаемой нами теме.
Объект исследования. Соревновательная деятельность легкоатлетов- бегунов на разные дистанции.
Предметом исследования выступает методика оценки взаимосвязи спортивных результатов на основных спринтерских и дополнительных стайерских дистанциях.
Цель исследования. Определение характера взаимосвязи показателей специальной физической подготовленности и соревновательной деятельности легкоатлетов-бегунов.
Задачи исследования.
1. Изучить уровень специальной физической подготовленности и соревновательной деятельности легкоатлетов-бегунов на основных спринтерских и дополнительных стайерских дистанциях.
2. Выявить взаимосвязь между специальной физической подготовленностью и соревновательной деятельностью легкоатлетов- бегунов.
3. Разработать критерии оценки взаимосвязи спортивных результатов на основных (спринтерских) и дополнительных (стайерских) дистанциях и проверить их эффективность на практике.
Гипотеза. Предполагаем, что техника спринтерского бега повысится если:
- выявить информативность специфических упражнений;
- установить характер взаимосвязи между показателями специальной физической подготовленностью и соревновательной деятельностью;
- совершенствовать кинематику и динамику бега;
- разработать критерий оценки техники элементов бега;
- определить причины падения скорости (скоростной кривой) на отдельных участках дистанции и разработать методику совершенствования бега.
Методы исследования. Для решения цели педагогического эксперимента использовались методы исследования: научный системно-структурный и функциональный подход, теоретический синтез медико-биологической, педагогической и научно-методической литературы; методы теоретического анализа; методы моделирования; сравнительный эксперимент; статистические методы для обработки объективных и субъективных данных.
Новизна. Экспериментально установили, что с ростом спортивного мастерства взаимосвязь результатов на дистанциях аэробного и анаэробного энергообеспечения повышается: более высоким результатам на 1500 м соответствуют и более высокие результаты на 400 и 200 м.
Анализ матриц интеркорреляций времени пробегания отдельных отрезков дистанции 100, 200 и 400 метров показал, что большинство коэффициентов корреляции достоверно значимы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что учение о спортивной тренировке обогащается новыми критериями оценки элементов техники спринтерского бега, которые необходимы в тренировочном процессе спринтеров для их совершенствования.
Практическая значимость работы заключается в том, что анализ спортивных результатов спринтеров и стайеров в процессе многолетней тренировки на основных и дополнительных дистанциях позволяет устанавливать основную направленность тренировочных программ на разных квалификационных уровнях в зависимости от специализации.
Для бегунов до квалификационного уровня кандидатов в мастера спорта России определяющее значение имеет аэробная подготовка, для высококвалифицированных бегунов - увеличение доли анаэробной работы. Для спринтеров в начале многолетней тренировки проводится работа над общей выносливостью, скоростью и скоростной выносливостью.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 9 таблиц, список используемой литературы (24 источника). Основной текст работы изложен на 40 страницах.
Вышеизложенный материал позволяет сделать вывод, что при оценке углов, характеризующих положение звеньев тела в пространстве, технику спринтерского бега женщин и мужчин одного уровня мастерства можно оценивать с одинаковых позиций и критериев.
В спринтерском беге в фазе декомпенсированного утомления происходят следующие изменения:
- уменьшаются угловые перемещения и скорость бедер, а также увеличивается стопорящий эффект постановки ноги, что связано с ростом времени торможения и потерями продольной скорости общего центра массы тела.
- увеличивается угол в коленном суставе ноги в момент постановки. Это изменение техники бега не может быть объяснено снижением скорости бега и является специфичным для фазы декомпенсированного утомления.
Опрос испытуемых после забегов показал, что они не в состоянии объяснить изменения в технике движения их ног, в частности при постановке ноги на дорожку. Ответы в основном сводились к субъективным ощущениям общей усталости и усталости мышц ног, в особенности сгибателей бедра.
Анализ матриц интеркорреляций времени пробегания отдельных отрезков дистанции 100 м и 200 м показал, что большинство коэффициентов корреляции достоверно значимы.
Отсутствует статистически значимая взаимосвязь времени пробегания последних 50 м на дистанции 200 м и остальных результатов на отдельных отрезках этой дистанции. Не установлено достоверной взаимосвязи спортивного результата в беге на 200 м и времени пробегания последних 50 м этой дистанции.
Корреляционный анализ выявил достоверную степень взаимосвязи всех показателей специальной подготовленности и уровня спортивных результатов в беге на 100 м и 200 м.
Для определения готовности спортсмена с целью показать спортивный результат заданного уровня были получены функциональные зависимости времени бега на 100 м и 200 м от различных показателей специальной физической подготовленности.
На основе всестороннего анализа перспективная модель соревновательной деятельности уточняется. При этом важно реально оценивать возможности спортсменов к увеличению длины или частоты шагов, к повышению скорости бега в стартовом разгоне, беге по дистанции или в ее конце.
В этом плане данные о преимущественном влиянии темпа шагов отражают лишь наиболее типичный способ увеличения скорости бега квалифицированных бегунов. В каждом конкретном случае за счет соответствующих педагогических воздействий улучшение спортивных результатов может быть достигнуто при увеличении, как длины, так и частоты шагов.
Мужчины - спринтеры добиваются более высокой скорости бега в пределах тех же углов движений звеньев тела, что и женщины, за счет большой частоты и длины шагов, обеспечиваемых более высоким уровнем скоростно-силовых качеств. Естественно, при этом мужчины обязаны развивать более высокие линейные и угловые скорости звеньев конечностей.
Повышение скоростно-силовых качеств мышц-разгибателей ног, в первую очередь коленного сустава, позволяет более эффективно противодействовать перегрузкам тела спринтера и сохранять относительно невысокую беговую посадку, что вызывает меньшие потери длины шагов.
Экспериментально мы установили, что с ростом спортивного мастерства взаимосвязь результатов на дистанциях аэробного и анаэробного энергообеспечения повышается: более высоким результатам на 1500 м соответствуют и более высокие результаты на 400 и 200 м.
Таким образом, анализ спортивных результатов спринтеров и стайеров в процессе многолетней тренировки на основных и дополнительных дистанциях позволил установить основную направленность тренировочных программ на разных квалификационных уровнях в зависимости от специализации.
1. Алешков, И.А. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 94 - 100.
2. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Киев: Здоровья, 2015.-80 с.
3. Афанасьева, Ю.И. Соотношение различных типов волокон скелетной мышце как фактор, влияющий на эффективность тренировки на выносливость /Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецов /«Теория и практика физической культуры». - 2016. - № 12. -С.41 - 42.
4. Бондарев, А. П. Руководство по спортивно-функциональной классификации пловцов с поражениями опорно-двигательного аппарата. - /М.: «Советский спорт», 2011. -80с.
5. Григан, С. Научно педагогические основы планирования подготовки легкоатлетов-бегунов / LAP, 2012. -208с.
6. Джалилов, А.А. Теория и методика обучение базовым видам двигательной деятельности /А.А. Джалилов, Н.Н. Назаренко /Учебное пособие. // Тольятти «Издательство», ТГУ. 2016. - 184 с.
7. Джалилов, А.А. Биомеханика двигательной деятельности /А.А. Джалилов, К.Л. Меркурьев //Учебное пособие. - Тольятти «Издательство», ТГУ, 2019. - 216с.
8. Загайнов, Р. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления /учебное пособие / /М.: «Советский спорт»,2011. -300с.
9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена /М.:
«Физическая культура и спорт», 2009. -199с.
10. Кузнецов, В. Л. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /«Теория и методика физического воспитания и спорта». // М.: Академия. 2010. - 420с.
11. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры /Учебник. //М.: «Физическая культура и спорт», 2012. -416с.
12. Медведев, М. А., Смирнов В.М. Физиология и психофизиология. /М.А. Медведев, В.М. Смирнов /Учебник // МИА. 2015. -616с.
13. Михайлов, С. С. Биохимия двигательной деятельности: /учебник. - 6 изд. дополн. // М.: Спорт. 2016. -296с.
14. Никитушкин, В. Г. Спорт высших достижений: теория и методика /В.С. Никитушкин, Ф.П. Суслов // Учебное пособие. // М.: Спорт. 2017. -252с.
15. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. /«Физическая культура», 2010. -278с.
16. Ньюсом, П., Янг А. Эффективный спринт. Методика тренировки в спринтерском беге / ИнформМед. 2013. -400с.
17. Иорданская, Ф. А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений. Проблемы полового диморфизма. Советский спорт. 2012. -256с.
18. Стернин, Ю. И. Адаптация и реабилитация в спорте высших достижений / ИнформМед. 2010. -152с.
19. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительного бега /Н.В. Третьякова, А. В., Андрюхин / Учебное пособие // Спорт. 2016. -215с.
20. Фискалов, В. Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта /В.Д. Фискалов, В.П. Чуркашин /Учебное пособие // Спорт. 2016. -186с.
21. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта. /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов /12 изд. испр. //М.: «Академия», 2014. -420с.
22. Чертов, Н. В. Комплекс текстовых заданий по теории и методике избранного вида спорта. Плавание: /учебное пособие // Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. -136с.
23. Шеланов, А. Б. Восстановительная медицина в спорте /ИКИ. 2016. - 136с.
24. Юров, И.О. Психология успешности спортсмена-бегуна / LAP, 2012. -248с.