Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования средств гандбола для
развития физических качеств у слабослышащих подростков 8
1.1. Морфофункциональные и психологические особенности
подросткового возраста с нарушениями слуха 8
1.2. Значение учебно-тренировочных занятий гандболом со
слабослышащими подростками 18
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 25
2.1. Цель и задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 33
Глава 3 . Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1. Обоснование средств гандбола для развития физических качеств
у слабослышащих детей 13-15 лет 35
3.2. Изучение динамики физических качеств у слабослышащих подростков 13-15 лет экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Актуальность. Актуальность исследования. В разных источниках можно встретить статистические данные, которые свидетельствуют о «тревожной тенденции снижения уровня здоровья населения. Остаются высокими показатели смертности, заболеваемости и инвалидности» Алексеев, С.В., [1]; Евсеев, С.П., 2016 [12]. Безусловно, в современном мире важную роль играет физическая культура и спорт, как для самого человека, так и для государства и общества в целом. Алексеев С.В. отмечает, что «главной причиной, обусловливающей необходимость привлечения всего персонала средств и методов системы физической культуры и спорта для полноценного развития современного общества, является, прежде всего, насущная потребность укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового стиля жизни подрастающего поколения» [1].
В настоящее время большое внимание уделяется организации адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По определению «адаптивная физическая культура» является «частью физической культуры и общечеловеческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические функции духовного и физического развития инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями». Формирование потребности в двигательной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем адаптивной физической культуры, так как способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию данной категории населения в обществе [12].
В научно-методической литературе Алексеевым С.В., Новокрещеновым В. В., [27] отмечается, что для «лиц с ограниченными возможностями здоровья организуются занятия адаптивной физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России), органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественных инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания посредством физкультурно-спортивных организаций».
Сегодня проводится большая работа разными структурами образовательной и спортивной деятельности для организации и создания всех необходимых условий для дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных учебно-тренировочных занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из таких средств можно выделить спортивную игру гандбол, которая требует от занимающихся проявления всех физических качеств.
В настоящее время недостаточно изучены вопросы по организации учебно-тренировочного процесса с использованием средств гандбола со слабослышащими подростками 13-15 лет. В связи с этим, мы обосновываем актуальность выбора темы исследовательской работы.
Теоретические базы исследования:
- теоретические основы по медико-биологическим наукам и психологии следующих авторов: Батюта М. Б., Князева Т. Н., [4], [5]; Железнов Л. М., Попов Г. А., Ульянов О. В., Яхина И. М., [7]; Солодков А. С., Сологуб Е. Б., [31];
- теоретико-методические аспекты физической культуры и адаптивной физической культуры для лиц с нарушениями слуха Шапкова Л.В., [35]; Рипа М.Д., Кулькова И.В., [30]; Евсеева О.Э., [13]; Евсеев С.П., Харченко Л.В., Синельникова Т. В., Турманидзе В. Г., [33]; Алексеев С.В., [1]; Новокрещенов В.В., [27];
- особенности учебно-тренировочных занятий с использованием средств гандбола следующих авторов Байкина Н.Г., Бацунов И.А., [3]; Кириченко В. Ф., Гераськин А. А., Сокур Б. П., Юрина О. В., [8]; Гусев А.В., [10]; Игнатьева В.Я., [16]; Игнатьева В.Я., Петрачева И.В., [17]; Игнатьева, В. Я., [18]; Мавсесов А.Г., [22]; Игнатьева В.Я., Тхорев В.И., Петрачева И.В., [28]; Проломова М.В., [29]; Шестаков М.П., Шестаков И.Г., [36].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по гандболу со слабослышащими подростками 13-15 лет.
Предмет исследования: средства гандбола для развития физических качеств у слабослышащих подростков 13-15 лет.
Цель исследования: улучшение физических качеств у слабослышащих подростков 13-15 лет на дополнительных занятиях с использованием средств гандбола.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1) Выявить на этапе подготовки к педагогическому эксперименту уровень развития физических качеств у слабослышащих подростков 13-15 лет.
2) Организовать и спланировать учебно-тренировочный процесс с использованием средств гандбола с учетом индивидуальных особенностей слабослышащих подростков 13-15 лет.
3) Определить эффективность учебно-тренировочного процесса с использованием средств гандбола, на развитие физических качеств у слабослышащих подростков 13-15 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что дополнительные учебно-тренировочные занятия с использованием средств гандбола будут способствовать повышению развития физических качеств у слабослышащих подростков 13-15 лет.
Методы исследования были подобраны в соответствии с поставленными в исследовательской работе целью, задачами и подтверждения гипотезы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование физических качеств;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование использования в дополнительных учебно-тренировочных занятиях средств гандбола на развитие физических качеств у слабослышащих подростков 13¬15 лет с учетом их индивидуальных особенностей.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что использование средств гандбола улучшают физические качества у слабослышащих подростков 13-15 лет. Полученные данные исследовательской работы будут полезны для педагогов и инструкторов, которые проводят занятия по гандболу с данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 3 таблицы, 16 рисунков, список используемой литературы в количестве 36. Основной текст работы изложен на 56 страницах.
По итогам проведения исследовательской работы в заключение отмечаем следующие выводы:
1) тестирование до педагогического эксперимента, характеризующее развитие физических качеств позволило установить, что между экспериментальной и контрольной группами подростков нет достоверных различий (p>0,05). Соответственно, экспериментальная и контрольная группы до педагогического эксперимента были сформированы одинаково по возрастно-половым особенностям, развитию физических качеств и нозологии.
2) Были организованы дополнительные учебно-тренировочные занятия по гандболу для слабослышащих подростков 13-15 лет экспериментальной группы. Организация учебно-тренировочных занятий предполагала учёт возрастных особенностей подростков, уровень их физической подготовленности, состояния здоровья и их некоторых ограниченных возможностей, связанных с нарушением слуха.
3) Выявили достоверное различие (P<0,05) средних показателей, характеризующих развитие физических качеств в пользу слабослышащих подростков 13-15 лет экспериментальной группы по всем тестовым заданиям при сравнении со средними показателями слабослышащих подростков 13-15 лет контрольной группы.
4) Определили достоверный прирост (Р<0,05) у слабослышащих подростков 13-15 лет экспериментальной группы по следующим тестам: «Наклон вперед из положения стоя на скамейке»;
«Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа»; «Динамометрия (сила ведущей кисти правой или левой)»; «Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине»; «Проба Ромберга в позе «Аист»»; «Челночный бег 4x9м»; «Прыжок в длину с места»; «Прыжок в длину с места вполовину прыжка». У юношей КГ выявили достоверный прирост (Р<0,05) только по четырем тестам «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа»; «Динамометрия (сила ведущей кисти правой или левой)»; «Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине»; «Проба Ромберга в позе «Аист»».
Таким образом, мы можем говорить о том, что дополнительные учебно-тренировочные занятия по гандболу, с учётом возрастных особенностей слабослышащих подростков, уровня их физической подготовленности и состояния здоровья позволили повысить у них уровень развития физических качеств.
1. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев; под ред. П. В. Крашенинников. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
2. Байкина Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и
слабослышащих: Учебное издание. - М.: Советский спорт, 1991. - 65с.
3. Байкина Н.Г., Бацунов И.А. Уроки по гандболу для глухих школьников 4-х классов. - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1984. - 22 с.
4. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Электрон. текстовые данные.
- М.: Логос, 2011. - 306 с.
5. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Электрон. текстовые данные.
- М.: Логос, 2013. - 306 с.
6. Ветков, Н. Е. Спортивные и подвижные игры: учебно-методическое пособие / Н. Е. Ветков. — Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016. — 126 с.
7. Возрастная анатомия человека [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. М. Железнов, Г. А. Попов, О. В. Ульянов, И. М. Яхина. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 96 с.
8. Гандбол: учебное пособие / В. Ф. Кириченко, А. А. Гераськин, Б. П. Сокур, О. В. Юрина. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 164 с.
9. Губа, В. П. Теория и методика спортивных игр: учебник / В. П.
Губа. — Москва: Издательство «Спорт», 2020. — 720 с.
10. Гусев А.В. Физическая подготовка гандболисток - вратарей в учебно-тренировочных группах ДЮСШ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 22 с.
11. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: [Учебное пособие] /А.А. Дмитриев. - М.: Академия, 2002. - 176 с.
12. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник / С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 616 с
13. Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Электронный ресурс]: учебник / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 384 с.
14. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2010. - 400с.
15. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учебник для педагогических вузов / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 520с.
16. Игнатьева В.Я. Гандбол: Учебник. - М.: Физическая культура, 2008. - 324с.
17. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2004 - 216 с.
18. Игнатьева, В. Я. Теория и методика гандбола: учебник / В. Я. Игнатьева. — Москва: Издательство «Спорт», 2016. — 328 с.
19. Каменцева Н.А. Физкультурно - спортивные занятия, как фактор физической реабилитации и социальной адаптации слабослышащих учащихся специальной школы: дисс... канд. пед. наук - М., 1998. - 125 с.
20. Королев С.А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Королевым, 2004. - 151с.
21. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных
способностей детей в школьном возрасте. [Текст] / В.И. Лях// Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. -С. 15-18.
22. Мавсесов А.Г. Характеристика игровой деятельности гандбольных команд высокой квалификации // Проблемы спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва: Матер. междун. научн.-практич. конф.- Минск, 1998. - С.117-119
23. Малкин В., Рогалева Л. Спорт - это психология. - М.: Спорт, 2015. - 176 с.
24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543с.
25. Москаленко, И. С. Спортивные игры для студентов СПбГАСУ:
учебное пособие / И. С. Москаленко, О. А. Сафонова. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет, ЭБС АСВ, 2017. — 128 с.
26. Никитушкин В.Г. Метаучение о воспитании двигательных
способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И.
Купчинов. - Воронеж: Элист, 2016. - 506 с.
27. Новокрещенов, В. В. Менеджмент физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Новокрещенов. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 185 с.
28. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева; под общ. ред. В.Я.Игнатьевой. - М.: Физическая культура, 2005. - 276с.
29. Проломова М.В. Повышение качества игровых действий гандболисток 11-13 лет путем тренировки сенсорных систем: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1999. - 20с.
30. Рипа, М. Д. Коррекционно-развивающие основы лечебной и адаптивной физической культуры. Часть I [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - Электрон. текстовые данные. - М.: Московский городской педагогический университет, 2013. - 288 с.
31. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — 8-е изд. — Москва: Издательство «Спорт», 2018. — 624 с.
32. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. - Минск: Выш. шк., 2012. - 511 с.
33. Харченко, Л. В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями: учебное пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун¬та, 2016. - 112 с.
34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: [Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 480 с.
35. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2004. - 463 с.
36. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол. Тактическая подготовка Издательство: М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 132с.