Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования добровольных объединений хозяйствующих субъектов..7
1.1 Понятие, цели и виды добровольных объединений строительных предприятий…7
1.2 Нормативно-правовая база исследуемой проблемы…………………………14
1.3 Создание, регистрация и управление ассоциацией…………………………..19
2. Анализ рынка малоэтажного строительства в УР. Проблемы и перспективы…29
2.1 Анализ состояния и перспектив малоэтажного строительства УР………….29
2.2 Анализ финансово-экономических показателей предприятий, работающих в сфере индивидуального жилищного строительства……………………………..39
2.3 Исследование требований потребителей к ассоциации методом экспертного опроса….47
3. Разработка проекта создания ассоциации «Малоэтажное строительство»….60
3.1 Миссия, цели, задачи и функции ассоциации………………………………...60
3.2 Разработка организационной структуры, оценка затрат на реализацию и продвижение….68
3.3 Оценка эффективности «Ассоциации предприятий, участников малоэтажного строительства».76
Заключение………………………………………………………………………….83
Список использованных источников………93
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время одной из наиболее важных социально-экономических задач Российской Федерации выступает решение жилищной проблемы. В целом, необходимо признать, что государством проводятся достаточно эффективные программы, направленные на повышение объемов строящегося и вводимого в эксплуатацию жилья. В структуре рынка недвижимости выделяется два сегмента: многоэтажное и малоэтажное жилье, государство уделяет внимание развитию обоих указанных сегментов строительства. Государством реализуется ряд программ поддержки малоэтажного строительства, покупки малоэтажных домов, что приводит к росту малоэтажного строительства, как в отдельных регионах, так и в стране в целом. Динамика роста малоэтажного строительства сопровождается тем обстоятельством, что на рынке малоэтажного строительства возникают и осуществляют деятельность различные предприятия, работающие в сфере индивидуального жилищного строительства. Многие компании, реализуя деятельность в сфере малоэтажного строительства осуществляют такую деятельность без полного учета и соблюдения строительных правил и норм.
Необходимость развития рынка малоэтажного строительства, повышения качества жилья, увеличения объемов вводимых метров жилья, повышает актуальность вопросов создания и функционирования объединений строительных предприятий. Большое значение для регулирования рынка строительства имеет деятельность саморегулируемых организаций, которые заменили собой государственное регулирование с помощью института государственного лицензирования. Саморегулируемые организации, объединяющие строительные предприятия стали определять требования к их деятельности, выдавать разрешительные документы для осуществления строительной деятельности.
Достаточно часто саморегулируемые организации создаются в организационно-правовой форме ассоциаций. Ассоциация, как добровольное объединение строительных предприятий, представляет собой регуляторный орган, который осуществляет аккредитацию, применяет меры дисциплинарного воздействия, осуществляет контроль в отношении входящих в него строительных предприятий и физических лиц – индивидуальных предпринимателей. Добровольные объединения строительных предприятий имеют высокую эффективность, обеспечивают соответствие деятельности строительных предприятий (предприятий, осуществляющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, ремонт или иные аналогичные работы), являющихся членами объединения, определенным требованиям.
Значительное внимание к рассмотрению вопросов функционирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства обусловлено стремлением к оптимизации государственных функций в данной сфере. Государственными органами проводится политика, направленная на снижение административного давления на организации. Деятельность саморегулируемых организаций направлена на дебюрократизацию деятельности хозяйствующих субъектов. К числу целей данной политики относится формирование такой системы, при которой государство осуществляет вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов только в том случае, если отсутствует возможность применения иных способов решения существующих проблем. Институт саморегулирования в сфере строительства является развивающимся общественным институтом, имеющим значительные перспективы развития.
Объектом исследования - являются ассоциации предприятий участники малоэтажного строительства
Предмет исследования – основные этапы и принципы создания ассоциации.
Целью исследования является разработка проекта создания ассоциации «Малоэтажное строительство».
В соответствии с поставленной целью, в работе сформулированы следующие задачи:
а) исследовать теоретические основы формирования добровольных объединений хозяйствующих субъектов;
б) провести анализ рынка малоэтажного строительства в Удмуртской Республике, выявить существующие проблемы и перспективы развития рынка малоэтажного строительства в регионе;
в) разработать проект создания ассоциации «Малоэтажное строительство».
Методологическая основа исследования. В основу исследования положены общенаучные методы, а именно анализа и синтеза, абстрагирования и аналогии, дедукции и индукции, системного и комплексного подходов, методов структурного, сравнительного анализа, обобщения.
Научная новизна исследования определяется тем, что предпринята попытка выявить особенности и проблемы создания и функционирования добровольных объединений строительных предприятий, предложен проект создания ассоциации «Малоэтажное строительство» в Удмуртской Республике.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и обобщений, полученных при исследовании особенностей и проблем формирования добровольных объединений хозяйствующих субъектов в ходе дальнейших исследований данной тематики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании проекта создания ассоциации «Малоэтажное строительство» в Удмуртской Республике, разработке и обосновании мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий, работающих в сфере индивидуального жилищного строительства.
Теоретическую основу исследования составляют периодические издания, монографии, учебники отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования. Для написания выпускной квалификационной работы были использованы работы таких авторов, как Е.В. Аристова, А.М. Висарханова, Волкова, М.А., А.Д. Друзякина, Д.М. Мусалимова, С.Ю. Стародумова, Н.Л. Тарануха, М.В. Федоров, Н.М. Якушев и др.
Структура исследования. Структурно исследование состоит из введения, основной части (состоящей из 3-х глав), заключения и списка использованных источников.
В результате проведенного исследования теоретических основ формирования добровольных объединений хозяйствующих субъектов было установлено, что добровольные объединения строительных предприятий в Российской Федерации создаются в форме некоммерческих организаций, большую часть из которых составляют саморегулируемые объединения. Саморегулируемая организация - это особый публично-правовой статус, который присваивается некоммерческой организации при условии соответствия ее установленным законом требованиям путем внесения сведений о ней в специальный реестр. В число членов саморегулируемой организации строительных предприятий могут входить как юридические лица, так и физические лица – индивидуальные предприниматели, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, осуществляющие строительные работы.
Проведенное исследование особенностей нормативно-правового регулирования вопросов создания и функционирования саморегулируемых организаций позволило сделать вывод о том, что формирование саморегулируемых организаций в строительной сфере в значительной степени было инициировано государством. Заинтересованность государства во внедрении системы саморегулирования в отрасль строительства было связано с необходимостью повышения качества строительной деятельности, повышения квалификации персонала строительных предприятий.
Формирование саморегулируемых объединений строительных предприятий осуществлялось в целях контроля над такими предприятиями. Государство, в данном случае, переложило функции по осуществлению контроля на самих участников строительного рынка, что способствовало сокращению бюджетных расходов, возникающих при возмещении убытков, причиненных строительными предприятиями, в результате недостаточной квалификации их персонала.
В целом, внедрение саморегулирования в строительную сферу можно быть оценено позитивно. Снижение государственного регулирования посредством предоставления возможности создания добровольных объединений строительных предприятий способствовало устранению множества административных барьеров, затрудняющих деятельность строительных компаний. Значение саморегулируемых организаций в сфере строительства достаточно высоко в контексте того, что их деятельность способствует росту качества проводимых строительных работ, закреплению высоких требований к участникам строительного рынка, в том числе, требований, предъявляемых к квалификации и персоналу строительных предприятий. Важным направлением деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства выступает контроль за соблюдением стандартов работы персонала строительных предприятий. Создание саморегулируемых организаций в сфере строительства способствует формированию конкурентной среды на территории отдельных регионов, Российской Федерации в целом.
Саморегулируемые организации в строительной сфере осуществляют активное взаимодействие между собой, совместно решают проблемы, возникающие в строительной сфере. Налаженное взаимодействие между саморегулируемыми организациями не только способствует оперативному решению проблем, а также обмену опытом и актуальными данными, характеризующими состояние строительной сферы в целом, отдельных направлений данной сферы. Это необходимо для выработки единой стратегии развития, позволяющей членам саморегулируемых организаций осуществлять деятельность на партнерских началах.
Целями деятельности саморегулируемых организаций строительных предприятий являются повышение качества строительных работ, обеспечение взаимодействия между участниками рынка, предупреждение и предотвращение нанесения вреда здоровью населения и окружающей среде. К числу основных функций саморегулируемых организаций строительных предприятий отнесены следующие: разработка требований к осуществлению строительных работ, формирование условий для обучения и аттестации работников строительных предприятий, ведение реестра и др.
Исследование нормативно-правовой базы исследуемой проблемы позволило установить, что система нормативно-правового регулирования вопросов создания и функционирования добровольных объединений строительных предприятий включает в себя достаточно большое количество нормативных правовых актов, к числу которых относятся Федеральный закон № 315-ФЗ, Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Анализ данных нормативных правовых актов позволил сделать вывод о том, что возможность создания добровольных объединений хозяйствующих субъектов, возложение на них ряда функций, связанных с установлением требований к строительной деятельности, формирования условий для эффективной деятельности строительных предприятий выступает значимым элементом реализации стратегии оптимизации государственного регулирования в строительной сфере.
Установлено, что действующим законодательством предусматриваются специальные правила создания, регистрации и управления ассоциацией, как формой добровольного объединения хозяйствующих субъектов. Ассоциация, как добровольное объединение строительных предприятий учреждается не менее, чем пятью собственниками строительных предприятий. Данное добровольное объединение строительных предприятий создается в целях представления и защиты общих интересов его участников, а также для достижения общественно полезных целей некоммерческого характера. Участниками ассоциации являются юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительную деятельность и уплачивающие добровольные или обязательные взносы, обеспечивающие ее функционирование.
В результате проведенного исследования состояния рынка малоэтажного строительства в Удмуртской Республике сделан вывод, что данный рынок достаточно активно развивается. Несмотря на ряд проблем, имеющих место в сфере малоэтажного строительства, существующая динамика роста показателей, свидетельствующих о развитии малоэтажного строительства в Удмуртской Республике.
Существуют значительные перспективы рынка малоэтажного строительства для строительных компаний региона. В настоящее время сложился ряд условий для деятельности строительных компаний, осуществляющих деятельность в сфере малоэтажного строительства. Доля объемов малоэтажного строительства среди всего объема жилищного строительства в Удмуртской Республике достаточно высока и превышает 50%. Более того, наблюдается поступательное увеличение доли малоэтажного строительства среди всего объема жилищного строительства в Удмуртской Республике.
Большая часть возводимых в Удмуртской Республике малоэтажных домов относится к индивидуальному строительству (построенное населением), остальная часть относится к организованному строительству. Индивидуальное строительство преобладает над организованным и составляет не менее 80% от общего ввода малоэтажного жилья. Значительная часть индивидуального жилья в Удмуртской Республике строится частным образом, особенно это характерно для сельских населенных пунктов. Это свидетельствует о значительных перспективах рынка малоэтажного строительства для строительных компаний в случае изменения тренда в сторону организованного строительства.
Сделан вывод о достаточно высокой эффективности строительных предприятий, работающих в сфере индивидуального жилищного строительства в Удмуртской Республике. В результате проведенного анализа финансово-экономических показателей деятельности данных предприятий, сделан вывод о том, что они занимают на рынке Удмуртской Республики достаточно устойчивое положение, наблюдается рост прибыли данных компаний, рост их чистых активов, что укрепляет их возможности по преодолению существующей кризисной ситуации. Данные компании осуществляют свою деятельность преимущественно в районах, примыкающих к г. Ижевску (поселках Первомайский и Хохряки, а также в Завьяловском районе), в городах Воткинск, Сарапул, Глазов и Можга.
В результате проведенного исследования основных участников рынка малоэтажного строительства Удмуртской Республике сделан вывод о том, что к числу крупных предприятий – активных участников рынка организованного малоэтажного строительства Удмуртской Республики относятся ООО «Таймас-Групп»; ООО «Зеон-Строй»; ООО «СтройРесурс»; ООО «Горизонт»; ООО «Дело в доме»; ООО «Номосстрой»; ООО «Домус-строй».
К наиболее популярным коттеджным поселкам, расположенным в пригородах г. Ижевска можно отнести следующие объекты: «Ближняя усадьба», «Тихие Зори», «Европа», «Бери Хилс» и др.
Основываясь на представленных данных, можно заключить, что наиболее часто используемым материалом для строительства малоэтажных домов являются кирпич и газоблок.
В работе было проведено социологическое исследование предъявляемых требований потребителей (строительных предприятий) к создаваемой ассоциации методом экспертного опроса. В результате проведенного опроса, был сделан вывод о том, что строительные предприятия, осуществляющие малоэтажное строительство на территории Удмуртской Республики заинтересованы в создании «Ассоциация предприятий – участников малоэтажного строительства», понимают значимость данной некоммерческой организации для повышения качества строительных работ, повышения эффективности взаимодействия между строительными предприятиями региона.
В целом, можно сделать вывод о том, что мнения экспертов в отношении указанных суждений сходятся. Существует некоторый разброс мнений относительно приоритетных направлений деятельности ассоциации, но данный разброс мнений не имеет существенного значения, различия не являются критическими. Все эксперты отмечают важность создания такой некоммерческой организации, как «Ассоциация предприятий – участников малоэтажного строительства».
По мнению экспертов, наибольшую важность имеют такие направления деятельности создаваемой ассоциации, как представление и защита прав, законных интересов членов ассоциации, содействие в защите экономических, профессиональных и социальных интересов членов ассоциации, а также разработка требований, повышающих качество проводимых строительных работ и контроль над их исполнением. Наименее важным направлением экспертами была признана деятельность, связанная с разработкой требований и созданием условий для обучения и повышения квалификации персонала строительных предприятий. Всеми экспертами было отмечено, что деятельность создаваемой некоммерческой организации «Ассоциация предприятий – участников малоэтажного строительства» должна быть ограничена только рамками региона – Удмуртской Республики и включать в себя строительные предприятия, функционирующие на рынке Удмуртской Республики. Представляется, что наиболее эффективным вариантом взаимодействия участников ассоциации будет выступать вариант, при котором участники ассоциации будут наделяться равными правами и обязанностями при вхождении в ассоциацию, при этом представители строительных компаний – участников не будут входить в состав руководящих органов ассоциации.
В работе разработан проект создания некоммерческой организации «Ассоциация предприятий – участников малоэтажного строительства». Формирование системы управления проектом создания некоммерческой организации «Ассоциация предприятий – участников малоэтажного строительства» предполагает определение субъектов, ответственных за управление отдельными мероприятиями, предусмотренными в рамках проекта, определение ресурсов, необходимых для реализации проекта и рисков, связанных с его реализацией.
Миссия создаваемой некоммерческой организации «Ассоциация предприятий – участников малоэтажного строительства» состоит в формировании, утверждении и осуществлении контроля за выполнением строительными предприятиями требований, способствующих повышению качества строительной деятельности, в том числе на формирование стандартов профессиональной деятельности, а также на обеспечение эффективного взаимодействия между строительными предприятиями, осуществляющими малоэтажное строительство на территории Удмуртской Республики.
В результате проведенного анализа проблем и перспектив развития рынка малоэтажного строительства в Удмуртской Республике сделан вывод о том, что особенности рынка малоэтажного строительства Удмуртской Республики, проблемы функционирования строительных предприятий на этом рынке обуславливают необходимость создания специализированной некоммерческой организации – ассоциации, которая будет объединять строительные предприятия, осуществляющие малоэтажное строительство на территории региона. Создание ассоциации позволит повысить качество проектов малоэтажного строительства в регионе, обеспечить рост конкурентоспособности строительных предприятий Удмуртской Республики. Реализация проекта создания некоммерческой организации «Ассоциация предприятий – участников малоэтажного строительства» позволит повысить эффективность взаимодействия строительных предприятий – участников ассоциации, повысить качество строительных работ, повысить уровень квалификации сотрудников строительных предприятий.
В работе предложена организационная структура создаваемой «Ассоциации предприятий – участников малоэтажного строительства», которая соответствует масштабам деятельности некоммерческой организации. Данная организационная структура основана на разделении функций между структурными подразделениями и специалистами с подчинением им всех нижестоящих подразделений.
Органами управления «Ассоциацией предприятий – участников малоэтажного строительства» выступают высший орган управления ассоциацией – Общее собрание членов ассоциации, постоянно действующий коллегиальный орган управления ассоциации - Совет ассоциации и единоличный исполнительный орган ассоциации – Директор.
Текущее руководство деятельностью «Ассоциации предприятий – участников малоэтажного строительства» будет осуществлять единоличный исполнительный орган – Директор.
При оценке эффективности разработанного проекта был сделан вывод о том, что создание некоммерческой организации «Ассоциации предприятий - участников малоэтажного строительства» будет способствовать тому, что интересы строительных предприятий будут представляться не только на уровне региональных и муниципальных органов власти, но и на уровне федеральных органов, общероссийских саморегулируемых организаций. Фактически, в настоящее время не проводится должный учет особенностей деятельности строительных предприятий, функционирующих на рынке малоэтажного строительства. Многие применяемые стандарты, требования, регулируют сферу строительства в целом. При этом, малоэтажное строительство, технологии и инструменты используемые в малоэтажном строительстве требуют разработки и утверждения специальных требований и стандартов.
В настоящее время, Удмуртская Республика имеет значительную заинтересованность в развитии малоэтажного строительства. Доля такого строительства в регионе продолжает расти, в связи, с чем требуется обеспечить высокое качество строящихся малоэтажных домов. Опыт саморегулируемых организаций, действующих в Российской Федерации, свидетельствует о том, что саморегулирование позволяет достаточно эффективно провести регламентацию отдельных направлений деятельности.
Проект создания некоммерческой организации «Ассоциации предприятий - участников малоэтажного строительства» учитывает интересы строительных предприятий Удмуртской Республики, осуществляющих деятельность в сфере малоэтажного строительства и способен привести к повышению эффективности регулирования деятельности строительных предприятий, повышению качества строительных работ. На сегодняшний день строительные организации, осуществляющие малоэтажное строительство в Удмуртской Республике не состоят в специализированном саморегулируемом объединении. Проект включает в себя ряд направлений, ведущим из которых выступает повышение эффективности взаимодействия строительных предприятий, являющихся участниками ассоциации, что будет способствовать выработке единой стратегии ассоциации и предприятий, а также общему развитию отрасли малоэтажного строительства в регионе. В результате создания «Ассоциации предприятий - участников малоэтажного строительства» профессиональное сообщество может перейти на новые стандарты взаимодействия и деятельности.
Эффективность деятельности созданной «Ассоциации предприятий - участников малоэтажного строительства» может быть обеспечена только с помощью использования такого инструмента, как мониторинг, который должен осуществляться на систематической основе (ежегодно) и проводиться по четко определенной методике, включающей в себя совокупность критериев оценки, всесторонне характеризующих деятельность ассоциации, как добровольного объединения (информированность, удовлетворенность, эффективность).
Предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию системы мониторинга ассоциации предприятий в строительной отрасли:
- для осуществления оценки эффективности (информированности, удовлетворенности) деятельности ассоциации необходимо расширить перечень индикаторов;
- необходимо осуществлять систематический сбор и анализ мнений руководителей строительных предприятий, входящих в ассоциацию;
- в методику мониторинга целесообразно включить контент-анализ отчетов ассоциации;
- мониторинг целесообразно осуществлять один раз в год с целью отслеживания динамики показателей эффективности деятельности ассоциации.
Мониторинг необходим для разработки критериев деятельности ассоциации.
1. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6076.
2. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть I). - Ст. 40.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 1.
4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 08.12.2017 № 2923-7 ГД «О проекте федерального закона № 126184-5 ««О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 51. - Ст. 7712.
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 2 (ч. II). - Ст. 458.
9. Акимова, Э.Ш., Акимов, С.Ф. Технологические особенности малоэтажного жилищного строительства / Э.Ш. Акимова, С.Ф. Акимов // Экономика строительства и природопользования. - 2019. - № 2. - С. 149-158.
10. Анискина, Е.А. Саморегулирование в строительстве. Саморегулируемые организации / Е.А. Анискина // Молодой ученый. - 2019. - № 44 (282). - С. 22-25.
11. Апокорин, Р.С. Правовые риски и проблемы функционирования российских саморегулируемых организаций в строительстве / Р.С. Апокорин // Молодой ученый. - 2018. - № 49. - С. 109-110.
12. Аристова, Е.В. Анализ рынка жилищного строительства в Удмуртской Республике / Е.В. Аристова // Журнал правовых и экономических исследований. – 2021. - № 1. - С. 100-104.
13. Батынков, А.П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения / А.П. Батынков // Приволжский научный вестник. - 2015. - №. 6-2 (46). – С. 8-10.
14. Белых, В.С., Панова, А.С. Техническое регулирование в России: современное состояние и перспективы развития / В.С. Белых, А.С. Панова //Russian Juridical Journal. - 2017. - Т. 116. - №. 5. - С. 178-188.
15. Висарханова, А.М. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций / А.М. Висарханова // Научный электронный журнал «Меридиан». – 2020. - № 9. - С. 289-291.
16. Волкова, М.А., Стародумова, С.Ю. Понятие и виды саморегулируемых организаций в сфере строительства / М.А. Волкова, С.Ю. Стародумова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 5. - С. 41-46.
17. Волкова, Т.А., Синицына, Ю.В. Особенности разработки и принятия технических регламентов в Российской Федерации / Т.А. Волкова, Ю.В. Синицына // В сб: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: сборник статей Международной научно-практической конференции 10 мая 2016 г. Часть 1. - Екатеринбург, 2016. – С. 187-191.
18. Ворова, Е.А. Прогрессивные тенденции саморегулирования в России / Е.А. Ворова // Вестник евразийской науки. - 2017. - Т. 9. - №. 6 (43). - С. 1-6.
19. Гасилов, В.В., Березняков, Л.В. Роль инноваций в развитии инвестиционно-строительного комплекса Воронежской области / В.В. Гасилов, Л.В. Березняков // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2017. - № 11. - C. 52-58.
20. Дмитриева, М.С., Соколова, С.А. Развитие государственно-частного партнерства в России в условиях кризиса / М.С. Дмитриева, С.А. Соколова // NovaInfo.Ru. - 2016. - № 40. - С. 77-81.
21. Дроздова, И.В. Проблемы саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве / И.В. Дроздова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. - С. 235-236.
22. Друзякина, А.Д. Правовое регулирование и порядок создания некоммерческих организаций / А.Д. Друзякина // Наука через призму времени. - 2018. - № 12. – С. 79-82.
23. Казанцева, Н.К., Котель, Е.А., Синегубова, Е.С. Техническое регулирование в современных условиях / Н.К. Казанцева, Е.А. Котель, Е.С. Синегубова // Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века. - 2015. - С. 56-59.
24. Кузнецова, Н.В. Информационная функция саморегулируемых организаций / Н.В. Кузнецова // Градостроительное право. - 2016. - № 1. - С. 42-47.
25. Легалов, В.А. Роль саморегулируемых организаций в обеспечении деятельности арбитражных управляющих / В.А. Легалов // Аграрный вестник Урала. - 2014. - № 6. - С. 108-112.
26. Ленковская, Р.Р., Шиловская, А.Л. Особенности договора строительного подряда при участии в долевом строительстве / Р.Р. Ленковская, А.Л. Шиловская // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2016. - № 15. - С. 78-85.
27. Лескова, Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений / Ю.Г. Лескова // Гражданское право. - 2011. - № 2. - С. 13-17.
28. Мешалов, А.В. Совершенствование законодательства в сфере саморегулирования в строительстве / А.В. Мешалов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - №. 10. - С. 3-9.
29. Минваева, М.С. Малоэтажное строительство в России: проблемы и тенденции / М.С. Минваева // Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. - С. 272-280.
30. Мусалимова, Д.М. Роль саморегулируемых организаций в строительстве / Д.М. Мусалимова // Отечественная юриспруденция. - 2017. - № 4. - С. 48-50.
31. Пантилеенко, В.Н. Саморегулируемые организации в строительстве: учеб. пособие / В.Н. Пантилеенко. - Ухта: УГТУ, 2010. - 164 с.
32. Прокошева, Е.А. Саморегулирование в строительстве: актуальные проблемы и нововведения / Е.А. Прокошева // ББК. - 2017. - № 76. - С. 353.
33. Романова, А.И. Повышение качества продукции строительных работ и услуг в условиях саморегулирования / А.И. Романова // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. - № 2. - С. 330-337.
34. Ряжева, Ю.И. Генезис саморегулируемых организаций в России / Ю.И. Ряжева // Московский экономический журнал. - 2018. - №. 5 (3). – С. 30.
35. Сабрекова, А.А. Проблемы развития инфраструктуры в коттеджных поселках, возникающие при покупке загородной недвижимости, на примере Завьяловского района Удмуртской республики / А.А. Сабрекова // Академическая публицистика. - 2019. - № 12. - С. 168-173.
36. Симченко, О.Л., Заболотских, Д.Д., Ивакина, В.С., Чазов, Е.Л., Сунцов, А.С., Симакова, У.Ф. Преимущества и недостатки малоэтажного жилого строительства в России / О.Л. Симченко, Д.Д. Заболотских, В.С. Ивакина, Е.Л. Чазов, А.С. Сунцов, У.Ф. Симакова // Социально-экономическое управление: теория и практика. - 2020. - № 3 (42). - С. 81-85.
37. Симченко, О.Л., Метлякова, Н.В., Серебрякова, Т.С., Чазов, Е.Л. Анализ состояния и развития строительной отрасли в Удмуртской республике / О.Л. Симченко, Н.В. Метлякова, Т.С. Серебрякова, Е.Л. Чазов // Социально-экономическое управление: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 66-71.
38. Сотникова, О.С., Безнебеева, А.М., Иванова, Ю.А. Саморегулируемые организации в строительстве / О.С. Сотникова, А.М. Безнебеева, Ю.А. Иванова // Теория и практика актуальных научных исследований. - 2017. – С. 201-203.
39. Сунгатуллина, Л.А. Функции саморегулируемых организаций / Л.А. Сингатуллина // Ученые записки Казанского университета. - 2014. - № 4. - С. 118-129.
40. Тарануха, Н.Л., Якушев, Н.М., Панков, С.Н. Обзор строительного рынка жилой недвижимости Удмуртской Республики / Н.Л. Тарануха, Н.М. Якушев, С.Н. Панков // Управленческий учет. - 2022. - № 7-3. - С. 575-587.
41. Тихомиров, М.Ю. Ассоциации и союзы: новое правовое положение, особенности управления, права и обязанности членов / М.Ю. Тихомиров. - М.: Издательство Тихомирова М. Ю., 2014. – 47 с.
42. Уварова, С.С., Мышовская, Л.П., Беляева, С.В. Направления совершенствования системы саморегулирования в строительстве с точки зрения теории изменений / С.С. Уварова, Л.П. Мышовская, С.В. Беляева // Вестник МГСУ. - 2016. - №. 8. - С. 110-120.
43. Устимова, С.А., Рассказова, Е.Н. Нормативные изменения деятельности СРО в строительстве: проблемы и противоречия / С.А. Устимова, Е.Н. Рассказова // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 3. - С. 75–77.
44. Федоров, М.В. Проблемы правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в строительстве / М.В. Федоров // Российское государствоведение. - 2019. - № 3. - С. 56-65.
45. Харитонова, Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики / Ю.С. Харитонова. - М.: Норма-Инфра-М, 2011. – 302 с.
46. Хвоинский, Л. История саморегулирования в строительстве / Л. Хвоинский // Транспортная стратегия-XXI век. - 2018. - №. 38. - С. 95-96.
47. Хоружая, О.С. Анализ способов формирования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих / О.С. Хоружая // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 466-471.
48. Чазова, О.Л., Грахов, В.П., Соловьев, М.В. Основные направления повышения конкурентоспособности на предприятиях строительной отрасли / О.Л. Чазова, В.П. Грахов, М.В. Соловьев // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53). - С. 821-825.
49. Шемякина, Т.Ю. Саморегулирование как фактор устойчивого развития строительных организаций / Т.Ю. Шемякина // Вестник университета. - 2019. - № 6. - С. 82-89.
50. Шулекин, А.Н., Шулекина, Е.Н., Басалаев, О.В. Современное состояние отрасли жилищного строительства и проблема аварийного жилья / А.Н. Шулекин, Е.Н. Шулекина, О.В. Басалаев // Сборник научных трудов по материалам национальной научно-практической конференции «Общество, экономика, менеджмент и право». - Новосибирск: САФБД, 2018. - С. 172-177.
51. Все о СРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://all-sro.ru.
52. Единая информационная система жилищного строительства министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// xn--80az8a.xn--d1aqf.xn--p1ai/?ysclid=l5t6w4wb3w789867780.
53. Обзор многоквартирного жилищного строительства в Российской Федерации по состоянию на сентябрь 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.xn--d1aqf.xn--p1ai/analytics/housing-construction/?ysclid=l5t717cagr318779658.
54. Обзор многоквартирного жилищного строительства в Российской Федерации по состоянию на сентябрь 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.xn--d1aqf.xn--p1ai/analytics/housing-construction/?ysclid=l5t717cagr318779658.
55. Отчеты о финансовых результатах деятельности компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1051800649009_1831108206_OOO-KOMOS-STROY.
56. Официальный сайт «Саморегулируемые организации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sro.su/law/v-rossii/14-bazovyj-zakon-o-samoreguliruemykh-organizatsiyakh.
57. Официальный сайт Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minstroy.ru/taxonomy/term/480?page=1.
58. Официальный сайт Союза строительных компаний Урала и Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sskural.ru/documents/detail.php?ID=8668.
59. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru.
60. Саморегулирование в строительстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sro72.ru/upload/smi/eu34 29.08.2011.pdf.
61. Справочная информация: «Технические регламенты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&ts=179161490904371272822393645.
62. ТОП-3 застройщиков: кому доверяют ижевчане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.udm-info.ru/news/economics/18-03-2016/idoverzastroy.html.