ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 11
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у
слабовидящих детей 5-6 лет 11
1.2 Малые фольклорные формы как средство формирования
нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 30
2.1 Выявление уровня сформированости нравственных
представлений у слабовидящих детей 5-6 лет 30
2.2 Содержание и организация работы по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет
посредством малых фольклорных форм 47
2.3 Динамика уровня сформированости нравственных
представлений у слабовидящих детей 5-6 лет 59
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 11
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у
слабовидящих детей 5-6 лет 11
1.2 Малые фольклорные формы как средство формирования
нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 30
2.1 Выявление уровня сформированости нравственных
представлений у слабовидящих детей 5-6 лет 30
2.2 Содержание и организация работы по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет
посредством малых фольклорных форм 47
2.3 Динамика уровня сформированости нравственных
представлений у слабовидящих детей 5-6 лет 59
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение
Дошкольный возраст является значимым периодом в становлении человека как личности. Именно в это время у ребенка закладываются все основные качества личности и раскрываются ее способности.
Нравственные представления являются основой всесторонне развитой личности. Высокий уровень нравственных представлений у слабовидящих дошкольников проявляется в умении сопереживать и сочувствать. В момент сопереживания человек «забывает» про себя, свои интересы и переживания - он целиком погружен в проблемы другого. Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной культуры личности.
Среди исследователей проблемы воспитания и обучения слабовидящих детей можно назвать таких, как Л.С. Выготский, работы которого и на сегодняшний день являются основными в отечественной дефектологии, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева.
Всех детей нужно знакомить с малыми фольклорными формами, это является важной задачей в воспитании дошкольников, посредством этого они познают мир, не прослушивая нудные нравоучения и нотации от родителей, воспитателей и окружающих, а оформленные художественным вымыслом.
Про зверей и птиц, не замысловатый сюжет, где вместо людей, звери или птицы, одушевлённые предметы, в художественных произведениях известных авторов уже описаны ситуации, происходящие в жизни, передаваемые из поколения в поколения.
Изменяется историческая и политическая обстановка, а дети остаются детьми, проходя все этапы взросления, что год назад, десять лет назад и сто лет назад. Значение малых фольклорных форм для детей дошкольного возраста определяется их общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа, и нравственного воспитания детей.
Знакомство с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие и обогащение речи, знакомство с миром, и его законами. Также, оно обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, учит детей общаться друг с другом, родителями, воспитателями, многими людьми.
Слушая рассказы, сказки, стихотворения, песни, потешки, пословицы, поговорки и басни и много черпая из художественной литературы, ребенок познает мир, узнает новые или неизвестные ему слова и устоявшиеся выражения, познаёт ситуации, в которых оказались другие люди, сказочные персонажи, животные и птицы, одушевлённые или не одушевлённые предметы.
На сегодняшний день не менее актуальна проблема нравственного воспитания детей с нарушениями зрения. Воспитание души такого ребёнка имеет свою специфику. В.З. Денискина, Л.И. Солнцева указывают на важность формирования в ребёнке нравственных ценностей будущего взрослого человека. Авторы указывают на необходимость специальной коррекционной работы в данном направлении.
По объёму и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Зрительная информация составляет около 90% от поступающей информации в кору больших полушарий головного мозга через все остальные органы чувств человека.
Поэтому выпадение из сенсорной системы зрения, или недостаточная его работа, неизменно ведёт к перестройке всей деятельности сенсорно - перцептивной сферы ребёнка, к переустройству работы корковых центров головного мозга.
Нарушение зрения у детей определяет своеобразие в вырабатывании зрительного восприятия, оно отличается неполнотой, фрагментарностью, слабым объединением образов. Поскольку зрение имеет сложные и многообразные связи с другими функциями, играет важную роль в развитии и жизнедеятельности детей, его нарушение также ведёт к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Это зависит не только от времени наступления, но и от тяжести и характера зрительной патологии.
Вторичных отклонений в психическом развитии можно избежать, организовав ребёнку наилучшие условия для формирования нравственных представлений и возместив неполноценную работу зрения работой сохранных анализаторов.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе происходит изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности к слабовидящим детям. Этот процесс отражается в их интеграции в общество, в разработке новых технологий обучения и воспитания.
В рамках этого, большое значение придаётся вопросу психологической подготовки слабовидящих детей к школе, в решении которого, немаловажную роль играет формирование нравственных представлений.
Вместе с тем нам не удалось найти целостных исследований, посвященных изучению особенностей и специфики нравственных представлений детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, в частности - средствами малых фольклорных форм. Поэтому данная проблематика требует дальнейшей разработки.
В связи с этим можно выделить противоречие: между
необходимостью формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью методического материала по использованию малых фольклорных форм в данном процессе.
Проблема исследования: каковы возможности малых фольклорных форм в формировании нравственных представлений у слабовидящих детей 5¬6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование нравственных представлений у
слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Предмет исследования: малые фольклорные формы как средство формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм будет возможным, если:
- подобраны произведения малых фольклорных форм в соответствии с показателями сформированности нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет;
- организована поэтапная работа по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий этапы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
2. Выявить уровень сформированости нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
Методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, контрольный и формирующий этапы;
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования:
- исследования особенностей формирования нравственных представлений у дошкольников (М.И. Богомолова, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С Макаренко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, К.Д Ушинский, В.А Сухомлинский, С.Г. Якобсон);
- исследования особенностей формирования нравственных
представлений у слабовидящих детей (Л.С. Выготский, В.З. Денискина, М.И. Земцова, А.И. Зотова, И.Г. Корнилова, Н.Г. Крачковская, А.Г. Литвак, Л.Б Осипова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева,
Э.М. Стернина, В.А Феоктистова);
- исследования возможностей малых фольклорных форм в
формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста (А.М. Виноградова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова,
К.Д. Ушинский, Б.Д Эльконин).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей малых фольклорных форм в формировании нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о возможностях использования малых фольклорных форм как средства формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Практическая значимость: результаты исследования могут
использоваться тифлопедагогами, педагогами-психологами и воспитателями дошкольных образовательных организаций для диагностики и формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет средствами малых фольклорных форм.
Экспериментальная база исследования: автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства» «Лада» детский сад № 173 «Василёк» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 11 слабовидящих детей 5-6 лет.
Нравственные представления являются основой всесторонне развитой личности. Высокий уровень нравственных представлений у слабовидящих дошкольников проявляется в умении сопереживать и сочувствать. В момент сопереживания человек «забывает» про себя, свои интересы и переживания - он целиком погружен в проблемы другого. Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной культуры личности.
Среди исследователей проблемы воспитания и обучения слабовидящих детей можно назвать таких, как Л.С. Выготский, работы которого и на сегодняшний день являются основными в отечественной дефектологии, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева.
Всех детей нужно знакомить с малыми фольклорными формами, это является важной задачей в воспитании дошкольников, посредством этого они познают мир, не прослушивая нудные нравоучения и нотации от родителей, воспитателей и окружающих, а оформленные художественным вымыслом.
Про зверей и птиц, не замысловатый сюжет, где вместо людей, звери или птицы, одушевлённые предметы, в художественных произведениях известных авторов уже описаны ситуации, происходящие в жизни, передаваемые из поколения в поколения.
Изменяется историческая и политическая обстановка, а дети остаются детьми, проходя все этапы взросления, что год назад, десять лет назад и сто лет назад. Значение малых фольклорных форм для детей дошкольного возраста определяется их общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа, и нравственного воспитания детей.
Знакомство с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие и обогащение речи, знакомство с миром, и его законами. Также, оно обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, учит детей общаться друг с другом, родителями, воспитателями, многими людьми.
Слушая рассказы, сказки, стихотворения, песни, потешки, пословицы, поговорки и басни и много черпая из художественной литературы, ребенок познает мир, узнает новые или неизвестные ему слова и устоявшиеся выражения, познаёт ситуации, в которых оказались другие люди, сказочные персонажи, животные и птицы, одушевлённые или не одушевлённые предметы.
На сегодняшний день не менее актуальна проблема нравственного воспитания детей с нарушениями зрения. Воспитание души такого ребёнка имеет свою специфику. В.З. Денискина, Л.И. Солнцева указывают на важность формирования в ребёнке нравственных ценностей будущего взрослого человека. Авторы указывают на необходимость специальной коррекционной работы в данном направлении.
По объёму и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Зрительная информация составляет около 90% от поступающей информации в кору больших полушарий головного мозга через все остальные органы чувств человека.
Поэтому выпадение из сенсорной системы зрения, или недостаточная его работа, неизменно ведёт к перестройке всей деятельности сенсорно - перцептивной сферы ребёнка, к переустройству работы корковых центров головного мозга.
Нарушение зрения у детей определяет своеобразие в вырабатывании зрительного восприятия, оно отличается неполнотой, фрагментарностью, слабым объединением образов. Поскольку зрение имеет сложные и многообразные связи с другими функциями, играет важную роль в развитии и жизнедеятельности детей, его нарушение также ведёт к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Это зависит не только от времени наступления, но и от тяжести и характера зрительной патологии.
Вторичных отклонений в психическом развитии можно избежать, организовав ребёнку наилучшие условия для формирования нравственных представлений и возместив неполноценную работу зрения работой сохранных анализаторов.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе происходит изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности к слабовидящим детям. Этот процесс отражается в их интеграции в общество, в разработке новых технологий обучения и воспитания.
В рамках этого, большое значение придаётся вопросу психологической подготовки слабовидящих детей к школе, в решении которого, немаловажную роль играет формирование нравственных представлений.
Вместе с тем нам не удалось найти целостных исследований, посвященных изучению особенностей и специфики нравственных представлений детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, в частности - средствами малых фольклорных форм. Поэтому данная проблематика требует дальнейшей разработки.
В связи с этим можно выделить противоречие: между
необходимостью формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью методического материала по использованию малых фольклорных форм в данном процессе.
Проблема исследования: каковы возможности малых фольклорных форм в формировании нравственных представлений у слабовидящих детей 5¬6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование нравственных представлений у
слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Предмет исследования: малые фольклорные формы как средство формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм будет возможным, если:
- подобраны произведения малых фольклорных форм в соответствии с показателями сформированности нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет;
- организована поэтапная работа по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий этапы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
2. Выявить уровень сформированости нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
Методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, контрольный и формирующий этапы;
- методы обработки данных - качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования:
- исследования особенностей формирования нравственных представлений у дошкольников (М.И. Богомолова, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С Макаренко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, К.Д Ушинский, В.А Сухомлинский, С.Г. Якобсон);
- исследования особенностей формирования нравственных
представлений у слабовидящих детей (Л.С. Выготский, В.З. Денискина, М.И. Земцова, А.И. Зотова, И.Г. Корнилова, Н.Г. Крачковская, А.Г. Литвак, Л.Б Осипова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева,
Э.М. Стернина, В.А Феоктистова);
- исследования возможностей малых фольклорных форм в
формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста (А.М. Виноградова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова,
К.Д. Ушинский, Б.Д Эльконин).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей малых фольклорных форм в формировании нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о возможностях использования малых фольклорных форм как средства формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет.
Практическая значимость: результаты исследования могут
использоваться тифлопедагогами, педагогами-психологами и воспитателями дошкольных образовательных организаций для диагностики и формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет средствами малых фольклорных форм.
Экспериментальная база исследования: автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства» «Лада» детский сад № 173 «Василёк» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 11 слабовидящих детей 5-6 лет.
В ряду задач, стоящих перед дошкольной организацией, важное место занимает нравственное развитие детей. Среди исследователей проблемы формирования нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм можно назвать таких, как Л.С. Выготский, работы которого и на сегодняшний день являются основными в отечественной дефектологии, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева.
У ребенка развиваются представления о моральных ценностях, определяются такие понятия, как о правильном и неправильном, добрых и злых, глупых или умных поступках. Малые формы фольклора помогают разобраться в поступках детей, не вылущивая долгие и нудные нравоучения, а посредством художественного вымысла, погружения в нереальные или бытовые истории и происшествия, которые существовали или могли бы быть или никогда не существовали. Посредством ознакомления с художественной литературой, ребенок учиться читать и писать, развивает воображение, память, внимание, мышление. При чтении и прослушивании легко установить эмоциональный контакт с ребенком или группой детей.
С помощью малых форм фольклора можно откорректировать поведение детей. Описывая и показывая в замысловатой форме правильное поведение, необходимость дружеской помощи, взаимовыручки, на примере литературных героев. Дети становятся дружественней, отзывчивей к проблемам литературных героев, сказочных птиц и зверей, легче социализируются сначала в непосредственной группе детского сада, окружающем их сообществе, а затем и во взрослой реальной действительности.
Слабовидящие дошкольники 5-6 лет имеют слабые представления о нравственных качествах, они не могут объяснить их значения и свой выбор, показали низкий уровень усвоения нравственных норм и ценностей, 67
принятых в обществе, в силу того, что не хотели слушать прочитанные ситуации. Они не сочувствовали героям художественной литературы, не могут понять эмоциональное состояние сверстника без помощи взрослого. Также у них выявлен низкий уровень умения договариваться со сверстником в ситуации взаимодействия.
Мы предположили, что формирование нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм будет возможным, если: подобраны произведения малых фольклорных форм в соответствии с показателями сформированности нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет; организована поэтапная работа по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий этапы.
Контрольное исследование показало, что количество слабовидящих детей 5-6 лет с низким уровнем сформированности нравственных представлений понизилось на 9%. Количество детей со средним уровнем нравственных представлений понизилось на 18%. Количество детей с высоким уровнем сформированности нравственных представлений повысилось на 18 %. Проведенная работа способствовала формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет. Мы считаем, что цель и задачи исследования достигнуты. Поставленная гипотеза подтверждена.
У ребенка развиваются представления о моральных ценностях, определяются такие понятия, как о правильном и неправильном, добрых и злых, глупых или умных поступках. Малые формы фольклора помогают разобраться в поступках детей, не вылущивая долгие и нудные нравоучения, а посредством художественного вымысла, погружения в нереальные или бытовые истории и происшествия, которые существовали или могли бы быть или никогда не существовали. Посредством ознакомления с художественной литературой, ребенок учиться читать и писать, развивает воображение, память, внимание, мышление. При чтении и прослушивании легко установить эмоциональный контакт с ребенком или группой детей.
С помощью малых форм фольклора можно откорректировать поведение детей. Описывая и показывая в замысловатой форме правильное поведение, необходимость дружеской помощи, взаимовыручки, на примере литературных героев. Дети становятся дружественней, отзывчивей к проблемам литературных героев, сказочных птиц и зверей, легче социализируются сначала в непосредственной группе детского сада, окружающем их сообществе, а затем и во взрослой реальной действительности.
Слабовидящие дошкольники 5-6 лет имеют слабые представления о нравственных качествах, они не могут объяснить их значения и свой выбор, показали низкий уровень усвоения нравственных норм и ценностей, 67
принятых в обществе, в силу того, что не хотели слушать прочитанные ситуации. Они не сочувствовали героям художественной литературы, не могут понять эмоциональное состояние сверстника без помощи взрослого. Также у них выявлен низкий уровень умения договариваться со сверстником в ситуации взаимодействия.
Мы предположили, что формирование нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм будет возможным, если: подобраны произведения малых фольклорных форм в соответствии с показателями сформированности нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет; организована поэтапная работа по формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий этапы.
Контрольное исследование показало, что количество слабовидящих детей 5-6 лет с низким уровнем сформированности нравственных представлений понизилось на 9%. Количество детей со средним уровнем нравственных представлений понизилось на 18%. Количество детей с высоким уровнем сформированности нравственных представлений повысилось на 18 %. Проведенная работа способствовала формированию нравственных представлений у слабовидящих детей 5-6 лет. Мы считаем, что цель и задачи исследования достигнуты. Поставленная гипотеза подтверждена.



