Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии 12
1.1 Особенности формирования графомоторных навыков у детей
6-7 лет с нарушениями зрения 12
1.2 Характеристика пластилинографии как средства формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 25
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии 41
2.1 Выявление уровня сформированности графомоторных
навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 41
2.2 Содержание и организация работы по формированию
графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилиногнрафии 67
2.3 Определение динамики уровня сформированности
графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 88
Заключение 102
Список используемой литературы 104
Приложение
Недостаточная сформированность графомоторных навыков «ведет к проблемам в игровой, а далее в учебной деятельности, к переутомлению и повышенной отвлекаемости детей, к ошибкам при выполнении поставленных целей и задач. Следовательно, у детей, которые имеют нарушение графомоторных навыков, возникает негативное отношение к учебному процессу из-за несформированности графических умений» [11, с. 53].
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне заключается в том, что развитие графомоторных навыков - «это один из главных показателей готовности детей к поступлению в школу» [11, с. 53]. У детей с нарушениями зрения возникают различные трудности при освоении навыков письма, из-за их характерных особенностей таких как, затруднения в ориентировке в пространстве, отставание развития зрительного восприятия, затруднения в развитии графомоторных навыков. Для техники письма требуется работа всех мышц кисти руки и координации движений пальцев.
Актуальность на научно-теоретическом уровне. Известно, что к изучению формирования графомоторных навыков приложили руку множество зарубежных и отечественных ученых. «Проблемой изучения и развития графомоторных навыков у дошкольников с нарушениями в развитии занимались: Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова,
А.Г. Литвак, И.П. Павлов, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Э. Сеген, Г.Е. Сухарева; проблемой подготовки руки к овладению навыком письма:
З.И. Богатеева, А.В. Мельникова, Т.В. Фадеева, С.В. Черных» [5, с. 317]. Изучение научных публикаций показало, что проблема формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения раскрыта неполно. О.С. Бот, М.М. Кольцова «считали целесообразным использовать пальчиковые игры для развития тонких движений пальцев, которые должны сопровождаться чтением народных стихов и потешек. А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, В.А. Силивон считали, что основным методическим приемом развития графического навыка являются специально организованные упражнения. По мнению А.М. Бейлиной, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, Т.А. Ткаченко, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой развитию графомоторных навыков, активизации моторики рук, координации движений рук будут способствовать пальчиковые игры. Е.И. Светлова считала, что дети научаться владеть своими пальчиками благодаря теневому театру» [17].
Взаимодействие с различными предметами и подделками помогает ребенку узнавать окружающий мир. Развиваются творческие способности детей, во время лепки из пластилина. «Во время занятий с пластилином у детей проявляется тактильная активность, она влияет на воображение ребенка и способствует развитию его интеллекта. Происходящие в дошкольном образовании преобразования создают новые потребности для развития детей. Знакомство детей с нетрадиционной техникой пластилинографии, принцип которой заключается в создании смоделированной картины с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, является видом деятельности, доступным дошкольникам. В этом виде молдинга создаются выпуклые плоские объекты на горизонтальной плоскости» [23], что способствует развитию осязания для детей с нарушением зрения, что способствует компенсации зрительных нарушений.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы с применением пластилинографии как средства формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. «Понятие «пластинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, с которым осуществляется идея и корень «графия» в значении творить, рисовать. Пластилинография позволяет развивать у ребенка личность, творческое воображение, расширять возможности зрительной активности детей» [12], зрительное восприятие, ориентировку на плоскости листа бумаги, что очень важно для детей с нарушением зрения. «Одной из эффективных и нетрадиционных техник формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет является пластилинография. Рисование пластилином способствует эффективной мышечной нагрузке пальцев рук детей. Такая продуктивная деятельность положительно влияет на развитие ручных умений. Таким образом, если графомоторные навыки у детей сформированы на высоком уровне, то это обеспечивает достаточное развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и подготавливает руку дошкольника к письму» [23].
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях позволил выделить следующие противоречия:
- между актуальностью и значимостью для психолого-педагогической теории и практики изучения и формирования графомоторных навыков у детей с нарушениями зрения, необходимостью подготовки детей 6-7 лет с нарушениями зрения к школе и недостаточной научной разработанностью данного процесса;
- между необходимостью формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием возможностей пластилинографии с этой целью.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности пластилинографии
в формировании графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии.
Объект исследования: процесс формирования графомоторных
навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: пластилинографиия как средство
формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии будет возможным, если:
- реализована совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах с применением пластилинографии в соответствии с показателями формирования графомоторных навыков;
- реализованы мероприятия для родителей, содержащие практические рекомендации по применению средств пластилинографии для формирования графомоторных навыков в условиях семьи;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, необходимыми для проведения пластилинографии в соответствии со зрительными особенностями детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии.
2. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
3. Разработать и реализовать содержание работы по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии.
4. Оценить динамику уровня сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положение о закономерностях развития аномального ребенка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова и В.И. Лубовский);
- положения исследований графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (Е.Н. Андрушко, М.М. Безруких, Т.А. Воробьева, С.Е. Гаврина, А.С. Жукова, Т.С. Комарова, Н.Л. Кутявина О.Б. Иншакова, Н.П. Саккулина Р.Д. Тригер, О.С. Филиппова, Н.В. Шкляр);
- результаты исследований о возможностях применения пластилинографии в специальном образовании (Г.Н. Давыдова, Т.С. Комарова, Е.А. Румянцева, Н.П. Сакулина К.И Стародуб, Т.Б. Ткаченко, Е.В. Чернов).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики по проблеме исследования), эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальной базой исследования является АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василек» г. о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 11 детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2020-2021 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней сформированости графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). Разработка и
апробация содержания работы по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Также был проведен контрольный этап эксперимента. Результаты исследования отражались в публикациях.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2022 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в обосновании возможностей пластилинографии в формировании графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость: состоит в уточнении и конкретизации современных представлений о специфике формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения; уточнении показателей и характеристике уровней сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения; теоретическом обосновании психолого¬педагогической работы по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии.
Практическая значимость: состоит в возможности использования педагогами-психологами на практике апробированных материалов по диагностике уровня сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения; в разработанном содержании работы по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями
зрения посредством пластилинографии, которое может использоваться учителями-дефектологами, педагогами-психологами дошкольных
образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения специальной психологии и коррекционной педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и определении комплекса методов выявления уровня сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения; разработке и апробации содержания работы по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ, на научно - практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Сформированность графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения заключается в умении координировать движения в системе «глаз-рука», концентрировать внимание и контролировать собственные действия во время выполнения задания, в наличии развитой мускулатуры пальцев (силы нажима), в умении правильно штриховать, учитывая указанное направление и соблюдая расстояние между линиями, в умении копировать изображения, вырезать и держать правильно ножницы, манипулировать мелкими предметами. У детей должно быть сформировано умение сохранять позу пальцев рук в статических положениях, выполнять задания, требующие умения ориентироваться в пространстве (листа бумаги) по отношению к расположению предметов, умение переключаться с одного движения на другое (динамическая координация движений).
2. Педагогический процесс по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии предполагает ее включение в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты. Содержание совместной деятельности выстраивается в соответствии с показателями формирования графомоторных навыков. Совместная деятельность с применением пластилинографии в целях формирования у детей 6-7 лет с нарушениями зрения графомоторных навыков имеет особенности реализации. Вначале каждой совместной деятельности педагог дает детям словесную инструкцию с опорой на зрительный образец по алгоритму: сначала дети совместно с педагогом рассматривают материалы (развитие осязания), далее знакомятся с приемами пластилинографии, определяют цвета для изготовления подделки (развитие зрительного восприятия), затем детям предлагается готовый образец. Исходя из особенностей детей со зрительными нарушениями в совместную деятельность включаются обязательные элементы: коммуникативные игры, художественная литература и художественное слово (мотивация, включение детей в тему), дидактические игры на развитие зрительного восприятия, зрительная гимнастика и пальчиковая гимнастика. В каждой совместной деятельности используются разные техники пластилинографии (прямая, мозаичная, многослойная, жгутиковая, объемная), предполагающие тренировку умения манипулировать мелкими предметами, мелкой мускулатуры пальцев (силы нажима), умения сохранять позу пальцев рук в статических положениях, умение координировать движения в системе «глаз- рука». Обязательным элементом являлось создание детьми декора, для формирования такого показателя графомоторных навыков, как умение вырезать ножницами. Тематика совместной деятельности соответстует лексическим темам недели.
3. Важное значение имеет вовлечение родителей в процесс по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Реализованы мероприятия для родителей, содержащие практические рекомендации по применению пластилинографии для формирования графомоторных навыков в условиях семьи: размещение информации в социальных сетях (презентации с фотографиями работ детей, схемы- алгоритмы с пошаговой инструкцией, инфографики о пластилинографии, подборка видео мастер-классов по созданию работ дома), мастер-класс по пластилинографии. Неотьемлемой составляющей являлось обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и материалами для пластилинографии в соответствии со зрительными возможностями детей: глина, различные виды пластилина (шариковый, восковый), трафареты (внутренние и внешние), разноцветные формы для насыпания фасоли, гороха и других круп, материал для декора - штампы, ватные и паралоновые палочки, фигурки, валики, специальные подложки для работы с пластилином зеленого цвета, объемные декорации для детских работ, увеличительные лупы; игры на развитие зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов), сенсорное панно, графические упражнения, способствующие ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги.
Ученые (С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,
С.В. Щербинина) отмечают, что первый шаг в формировании графомоторных навыков - это способность различать элементы букв, понятие о том, как располагаются эти элементы на строке, соотношение частей элементов букв. Следующим шагом является объяснение выполнения отдельных движений руки при написании основных элементов. Для того чтобы процесс освоения определенных движений был более сознательным, необходимо уделить большое внимание оценке качества выполнения самого движения. Нарушение письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, что подтверждает необходимость и актуальность данной темы.
Используя подобранные диагностические задания, мы выявили, что большинство детей с нарушениями зрения (45%) имеют низкий уровень сформированости графомоторных навыков, 36% детей показали средний уровень исследуемых показателей. Это позволило нам размышлять о том, что необходима целенаправленная работа в данном направлении.
Наше исследование позволило нам предположить, что процесс формирования графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии будет возможным, если:
- реализована совместная деятельность педагога и детей 6-7 лет с нарушениями зрения в режимных моментах с применением пластилинографии в соответствии с показателями формирования графомоторных навыков;
- реализованы мероприятия для родителей, содержащие практические рекомендации по применению средств пластилинографии для формирования графомоторных навыков в условиях семьи;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, необходимыми для проведения пластилинографии в соответствии со зрительными особенностями детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Сравнительный анализ результатов эксперимента показал, что количество детей с низким уровнем сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушением зрения понизилось на 36%. У детей после проведенной работы повысился уровень сформированности графомоторных навыков, а именно, уровень сформированности умения координировать движения в системе «глаз-рука». Дети лучше концентрируют внимание на выполнении задания, контролируют собственные действия во время выполнения задания. Дети лучше стали штриховать, учитывают направление и соблюдают расстояние между линиями, они более точно стали копировать изображения, научились правильно держать ножницы и четче вырезать, могут манипулировать мелкими предметами. У детей легче получаются задания, требующие умения ориентироваться в пространстве листа бумаги.
Таким образом, наша главная цель по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством пластилинографии достигнута, поставленные перед нами задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму. М. : Просвещение, 2002. 43 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2012. 156 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
4. Гиматова Л. Д. Диагностика сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушениями зрения // Проблемы образования на современном этапе: сб. науч. статей. Выпуск 9 / под ред. О. В. Дыбиной, Е. В. Некрасовой, Е. А. Сидякиной, В. В. Щетининой. Тольятти : НаукаПолис, 2021 С. 104-110.
5. Гиматова Л. Д. Исследование уровня сформированности графомоторных навыков у детей 6-7 лет с нарушением зрения // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Выпуск 16 / отв. ред. О. В. Дыбиной; под ред. С. Е. Анфисовой, А. Ю. Козловой, А. А. Ошкиной. Тольятти : НаукоПолис, 2020 1 оптический диск. С. 317-325.
6. Гиматова Л. Д. Пластилинография как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Выпуск XVI / сост. О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А.Ю. Козлова А. А. Ошкина. Тольятти : НаукоПолис, 2020 1 оптический диск. С. 300-310.
7. Гиматова Л. Д. Формирование графомоторных навыков у детей 6-7лет с нарушением зрения посредством пластилинографии // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Выпуск XI / сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина. Тольятти : НаукоПолис, 2022 1 оптический диск. С. 58-67.
8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. : Академический Проект, 2000. 184 с.
9. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Челябинск : Букватор, 2006. 113 с.
10. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. М., 2003. № 6. 54 с.
11. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет (в 2-х частях). М. : «Владос» 2003. 112 с.
12. Корикова Е. Н. Пластилинография как одна из ступеней подготовки руки дошкольника к письму [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16860 (дата обращения: 16.04.2022)
13. Королева А. А. Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/12/31/vzaimodeystvie-s- roditelyami-vospitannikov-v-usloviyah (дата обращения: 16.04.2022)
14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. :
Просвещение, 1969. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/4/0285/4_0285-1.shtml (дата обращения:
19.09.2021).
15. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на Дону, 1998. 56 с.
16. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое исследование. М. : Академия, 2002. 346 с.
17. Моргулис Л. И., Ремезова Л. А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. Самара, 2007. 53 с.
18. Моурлот Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Самара : СГПУ, 2007. 122 с.
19. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планирование, конспекты занятий : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб. : КАРО, 2007. 90 с.
20. Осипова Л. Б. Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения 5-6 лет : учебно-практическое пособие. Челябинск : Изд- во челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 101 с.
21. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. М. : РАОИКП, 1999. 125 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. :
Издательство «Питер», 2000. С. 477-500.
23. Селихова А. В. Пластилинография как средство развития
осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.google.eom/viewemg/viewer7urHhttps://solncesvet.ru/uploads/2020/p ost04/2036400411f0f4ad64b0c568c1a62193.docx (дата обращения: 24.04.2022)
24. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : Полиграф сервис, 2000. 250 с.
25. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е. Н. Подколзиной. М. : Город Детства. 2007. 256 с.
26. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2010. 291 с.
27. Фильчикова Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста: Диагностика и коррекция. М. : Полиграф сервис, 2003. 176 с.
28. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. СПб. : 2001. 46 с.
29. Хомутова А. Д. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/11/22/razvitie-grafomotornyh- navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 16.04.2022).
30. Шамилова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006. 229 с
31. Шайхудинова Р. К. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/09/24/iz-opyta- raboty-tema-plastilinografiya-kak (дата обращения: 16.04.2022)
32. Щербатых Ю. В. Психология страха. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М. : ЭКСМО, 2007. 512 с.
33. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
34. Шлипко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями зрения в России. // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб. : 2006. 410 с.
35. Юсупова Г. В. Воспитание самостоятельности у детей. М. : 2002. № 8. 245 c.
36. Rezvan O. A. The role of emotions in the Development of a future
specialist’s professional and reflective views // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-of-emotions-in-the-development-of-a- future-specialist-s-professional-and-reflective-views (дата обращения:
24.04.2022)
37. Sultonova F. A. Prevalence of diseases of visual organs among children // European science review [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prevalence-of-diseases-of-visual-organs-among- children-review (дата обращения: 24.04.2022)
38. Hannah L. McGlashan, Caroline C. V. Blanchard, Nicole J. Sycamore,
Rachel Lee, Blandine French, Nicholas P. Holmes. Improvement in children’s fine motor skills following a computerized typing intervention // Human Movement Science [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/320546040_Improvement_in_childreris_ fine_motor_skills_following_a_computerized_typing_intervention (дата
обращения: 24.04.2022).