Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Молодежный досуг в информационном пространстве культуры

Работа №117158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации молодежного досуга 9
1.1. Теоретические основы изучения досуга 9
1.2. Специфика проведения досуга современной молодежи 14
Глава 2. Исследование молодежного досуга в информационном пространстве 26
2.1. Виртуальные социальные сети как форма досуга 26
2.2. Компьютерные игры как стратегия досугового поведения 33
Заключение 44
Список используемой литературы и источников 46
Приложения 52

Актуальность темы. В условиях современного российского общества досуговая самоорганизация молодежи становится широко распространенным явлением, соединяющим в себе как положительные, так и негативные черты.
Досуг является важной составляющей жизни молодого поколения. В области досуга реализуется множество потребностей молодежи. К ним относятся моральные и эстетические, социокультурные и духовные, и даже физические потребности.
Досуг как специфический вид деятельности обладает рядом характеристик, среди которых нерегламентированность, стимулирование творческой инициативы, удовлетворение личных потребностей, самовыражение, развитие личности.
С одной стороны, самоорганизация молодежи естественна и закономерна, она объединяет близких по духу, интересам или деятельности молодых людей, способствует эффективной самореализации, общению и развитию.
С другой стороны, основания для объединения в различные группировки далеко не всегда бывают конструктивными и в некоторых молодежных объединениях главенствуют идеи национальной или религиозной розни или откровенно саморазрушительные настроения. К таким группировкам общество вполне обоснованно относится с настороженностью.
Тем не менее, общим для молодежных объединений является стремление организовать и наполнить смыслом свой досуг, а деструктивные тенденции в молодежных объединениях возможно и следует преодолевать, в том числе и воспитательными средствами культурно-досуговой деятельности.
Изменения, которые произошли в последние годы во всех сферах жизни общества, создали множество острых проблем, особое положение среди них проблемы молодежи как отдельной социально-демографической группы. Одной из области жизнедеятельности студентов, на которой можно увидеть изменения трансформаций, которые были представлены выше, является досуг. Непосредственно в досуговой деятельности более выраженно происходят перемены общественного сознания, традиций, которые связанны со появлением новой системы ценностных ориентаций, и уничтожением фундаментальных норм и ценностей поведения. Такую ситуацию можно охарактеризовать появлением ряда негативных тенденций в сфере молодёжного досуга, связанных с формированием чувств бессмысленности существования, криминального досуга, который проявляется в росте молодёжной преступности, алкоголизме, наркомании, распутного поведения, неформальных течений и прочего. Помимо этого, подавляющее большинство молодого поколения ориентируется в проведении свободного времени на развлечения и получение удовольствий.
Актуальность исследования детерминирована важностью изучения досуга, особенно среди молодого поколения еще и в связи с тем, чтобы грамотно выстроить молодежную политику.
Досуговая деятельность - это важная сфера повседневной жизни, к тому же за годы перемен в экономической сфере в государстве проходит стадию особой «революции предпочтений». Это можно увидеть не только в том, что увеличивается качество проведения своего досуга для большинства людей, но и наблюдаются заметные типологические продвижения в области досуга.
Степень разработанности темы исследования. Досуг рассматривало достаточно большое количество учёных, исследователей с разных точек зрения, дисциплин и теорий. В отечественных трудах по социологии, философии, культурологи, психологии, педагогике досуг молодого поколения изучается с точки зрения научного интереса и носит постоянный и устойчивый характер. Множество научных трудов по проблемам молодежного проведения свободного времени было опубликовано еще в 1970-1980-е гг. Изучением социальных проблем молодежи занимались такие ученые как: И.В. Бестужев-Лада, А.А. Гордон, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, Б.А. Трушин, В.Н. Пименова, Э.В. Соколов, В.Т. Лисовский. К изучаемой тематике близки работы по дифференциации досуга Р. Стеббинса, Б.А. Грушина, П.П. Маслова.
После распада СССР и при больших изменениях общественного строя, стали появляться новые темы исследований молодежи, которые анализировали мировой опыт социальной работы с молодым поколением и у которых была цель на приспособление к российской действительности (В.В. Колков, 1997). Также, стала обширнее исследовательская работа, которая изучала проблемные моменты в жизни молодого индивида.
Социология молодежи благодаря отечественным исследованиям начала активно дифференцироваться, в ней стали выделяться основные направления исследования. Изучение девиантного поведения молодого поколения, его формы, факторы и причины затрагивались в работах Я.И.Гилинского, В.Т.Лисовской. Такие разновидности девиаций среди молодежи, как наркотизация и алкоголизация всесторонне проанализированы в исследованиях А.Л.Арефьева и Ф.Э.Шереги. Неоценимый вклад в изучение проблемы влияния информационной среды на молодое поколение внесли работы Э.Ф.Макаревич, О.И.Карпухина.
Проблемы молодого поколения и их социологический анализ представлен в работах Д.Л.Агранат, В.А.Лукова, Е.Л.Омельченко. Их заслугой стало применение качественной методологии в изучении молодежных сообществ.
В начале нового столетия в социологии возникло стремление ученых к всестороннему анализу молодежи как особой социально-демографической группы. Несомненный вклад в развитие данного направления внесли работы В.Т.Лисовского и И.М.Ильинского, основанные на многолетних исследованиях данной проблематики. В это время написано достаточно много исследовательских работ по проблемам молодежи. Среди них монографии А.И.Ковалевой и В.А. Лукова, посвященные теоретико-методологическим аспектам изучения проблем молодого поколения. Нельзя не отметить и вклад коллективной монографии «Российская молодежь: проблемы и решения» (2005) в разработку определения основных проблем молодого поколения в современном российском обществе, а также выработку стратегий решения обозначенных проблем.
Заслугой указанных исследований является новый взгляд на положение молодежи в условиях трансформирующегося российского общества. В них разработаны не только теоретико-методологические подходы к изучению проблем молодежи, но обозначены новые подходы к формированию молодежной политики в условиях трансформации российского социума. Нельзя не отметить, что данные работы предлагают широкий эмпирический материал для дальнейшего осмысления проблем молодежи, в т.ч. и по вопросам организации досуга.
Целью работы является исследование молодежного досуга в информационном пространстве культуры.
Объект исследования - досуг молодежи. Предмет исследования - социальные факторы и механизмы, детерминирующие процесс организации досуга молодого поколения в условиях современной информационной культуры.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению досуга;
2) выявить особенности досуговой деятельности современной молодежи;
3) изучить досуговые предпочтения современной молодежи в условиях информационной культуры;
4) охарактеризовать виртуальные социальные сети и компьютерные игры, как формы досуга.
Теоретико-методологическая база исследования.
1. Структурно-функциональный подход (Т.Парсонс, Р.Мертон) позволяет проанализировать структуру досуга как социального феномена и выявить функции досуга.
2. Субъектно-деятельностный подход дает возможность определить основные мотивы молодого поколения при выборе досуговой деятельности, а также определить специфические особенности досугового поведения молодого поколения.
3. Сравнительно-типологический метод позволяет выявить основные типы досугового поведения молодежи в условиях информационной культуры современного российского общества.
Методами исследования выступили анкетный опрос и интервью. Целью анкетирования стало выявление форм проведения досуга молодежи в сети Интернет. Выборку составили 200 респондентов в возрасте 16-30 лет.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день особое внимание ученых интересуют проблемы досуговой деятельности. Часто можно увидеть изменения, которые характеризуются в данной области жизнедеятельности. Можно отметить, о увеличивающейся роли досуга для молодого поколения и отсюда следует что увеличивается его влияния на процесс социализации молодежи.
Досуговая деятельность — это часть структурного элемента свободного времени, в его содержании присутствует деятельность, которая позволяет справляться с различными стрессами и усталостью, присутствует развитие духовных и физических качеств отталкиваясь от потребностей личности. Так же досуг является самостоятельной сферой жизнедеятельности молодого поколения. Главный признак, по которому можно отличить время досуговой деятельности от свободного времени - это выбор такого вида деятельности, который будет удовлетворять собственные интересы и духовно-нравственных предпочтения. Индивид в праве распоряжаться временем досуговой деятельности так как он захочет в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Трансформация досуговой деятельности молодого поколения - это перемены в социокультурной жизни общества, технологические и культурные изменения, которые произошли в условиях глобализации. Появились новые виды досуговой деятельности, особенные черты которых проявляются в развлекательной, культурно - потребительской направленности. Главные виды досуга стали иными по содержанию. Это связанно с изменением мотивационной сферы индивида и с созданием новых информационных технологий.
Изменение уже существующих структур управления досуговой деятельностью делает актуальным важность разработки обновлённой системы по поддержанию молодежного досуга, современной и адекватной социокультурной ситуации. Молодёжь воспринимает досуг как один из главных сфер жизнедеятельности человека, и от того на сколько индивид удовлетворён проведением своего досуга, зависит общая удовлетворенность жизнью молодёжи. Поэтому на сегодняшний день трансформацию досуговой деятельности молодого поколения стоит направить на создание такого типа досуга, который будет соответствовать потребностям общества в осуществлении культурного досуга, который будет помогать формированию личности молодого поколения.


1. Азарова. Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодёжи. [Текст] / Р.Н. Азарова // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 27 — 32.
2. Асобина, Т.В. Влияние досуга на формирование стратегии жизни российской молодёжи. [Текст]: Дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Т.В. Асобина; [Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»]. — Ростов-на-Дону, 2015. — 160 с.
3. Ашрафуллина, Г. Ш. Культурно - досуговая деятельность спортивных центров как фактор формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому стилю жизни. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Г.Ш. Ашрафуллина; [Место защиты: Государственный гуманитарный. университет им. М.А. Шолохова]. — Москва, 2011. — 19 с
4. Бессонова А.С.Досуг как неотъемлемая сфера жизни современного молодого человека. [Текст] / А.С.Бессонова // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — №6 (36). — С. 10 — 11. — ISSN 2304­2338.
5. Бинеева, Е.А. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодёжи. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Е.А. Бинеева; [Место защиты: Тюменский государственный нефтегазовый университет]. — Тюмень, Тюмень, 2012. — 24 с.
6. Боровиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности / А.М. Боровиков // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 1.
7. Возможность молодежного досуга в российских городах в конце 1990­Х - 2000-е: по материалам города Самары // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам VI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». - 2013 -№ 5(5) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https: //nauchforum.ru/archive/MNF social/6(6).pdf
8. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет- аддикции / 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС.
9. Гайнуллина Э.Н. Социальная значимость компьютерных игр в образе жизни студентов-геймеров // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. №1.
10. Гриненко О.Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодёжи. [Текст] / О.Д.Гриненко // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — №5 (23). — С.10 — 13.
11. Грушецкая Ирина Николаевна Особенности организации молодежного досуга // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. №1-2 С.164­166.
12. Денисова А. И. Компьютерные игры как феномен современной культуры // Аналитика культурологии. 2010. №18 С.18-20.
13. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. - 463 с.
14. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А.Д. Жарков. — Москва: МГУКИ, 2007.
15. Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 105-120. doi:10.17759/sps.2016070308
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ