ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В СООТНОШЕНИИ С ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты особенностей ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 8
1.2 Ценностные ориентации: понятие и их особенность в
подростковом возрасте 11
1.3 Досуг и его влияние на ценностные ориентиры подростков 17
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ полученных результатов 26
2.3 Разработка рекомендаций по сопровождению формирования
ценностных ориентаций и жизненных перспектив в представлении подростков 48
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Глава 1 Теоретические аспекты особенностей ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 8
1.2 Ценностные ориентации: понятие и их особенность в
подростковом возрасте 11
1.3 Досуг и его влияние на ценностные ориентиры подростков 17
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ полученных результатов 26
2.3 Разработка рекомендаций по сопровождению формирования
ценностных ориентаций и жизненных перспектив в представлении подростков 48
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Актуальность. Изучение системы ценностных ориентаций подростков в разрезе связи с различными типами досуговой деятельности является особенно актуальной проблемой в современной ситуации больших социальных изменений, когда всё большего количества людей ещё с подросткового возраста начинают отдавать предпочтение менее физически активным типам проведения досуга.
В периоды наибольших социальных изменений и кризисов в обществе подростки оказываются наиболее социально неустойчивыми, морально неподготовленными и незащищёнными.
Многие психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это особый этап развития личности. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает некую стабильность, устойчивость. Этот круг интересов является психологической основой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте увеличивается интерес к мировоззрению, религии, морали и эстетике. Развивается интерес к психологическому опыту других людей и к собственному жизненному опыту.
Степень изученности в научной литературе: анализ научной литературы показал, что ценности человека - это непростой и интересный феномен, который авторы определяют совершенно по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах». Во-первых, они рассматриваются как субъективная значимость каких-либо объектов или явлений, способных удовлетворять определённые потребности человека (В. А. Василенко, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.). Во-вторых - как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и Д.А. Леонтьев). В-третьих - через различные установки или аттитюды (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Н.А. Кириллова). В-четвёртых - как мотивационные элементы наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу).
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью.
Объект исследования - ценностные ориентации детей подросткового возраста.
Предмет исследования - ценностные ориентации подростков в соотношении с досуговой деятельностью.
Гипотеза исследования: у подростков, имеющих какое-либо активное хобби, ценностные ориентации имеют значительное отличие в пользу большей сформированности в отличие от ценностных ориентаций подростков, предпочитающих проводить свободное время пассивно.
Задачи исследования:
- привести психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- изучить ценностные ориентации: понятие и их особенность в подростковом возрасте;
- рассмотреть досуг и влияние разных его типов на ценностные ориентиры подростков;
- провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью;
- разработать рекомендации по сопровождению формирования ценностных ориентаций и жизненных перспектив в представлении подростков.
Теоретической и методологической основой при выполнении данной работы выступили труды учёных: Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина, о возрастных особенностях подростка, а также исследования А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокич о ценностных ориентациях личности на разных возрастных этапах онтогенеза.
Методы исследования. Для решения задач исследования использованы нижеописанные методы.
1) Теоретические методы: анализ и синтез научной и учебной литературы по теме исследования.
2) Диагностические методы (тестирование, анкетирование) и методики:
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»;
- Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) в модификации Д.А. Леонтьева;
- Методика «Кто Я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой;
- Методика «Изучение структуры и содержания жизненных планов» Т.А. Дегтяренко.
3) Методы математической обработки результатов эмпирического исследования.
База исследования: социальная сеть «Вконтакте». В исследовании приняли участие подростки в количестве 40 человек: из них 20 человек входят в экспериментальную группу (ЭГ) и имеют активные виды хобби (катание на велосипеде, скейтборде и роликах; длительные активные занятия в различных спортивных секциях), а 20 человек предпочитают проводить досуг пассивно (просмотр сериалов, фильмов и мультфильмов а также развлекательного контента на видеохостинге «YouTube»; веб-сёрфинг; сидение в социальных сетях). Данные подростки вошли в состав контрольной группы (КГ). Возраст участников опытно-экспериментального исследования составил 15-16 лет.
Срок проведения экспериментального исследования: март-апрель 2021 года.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно посвящено одному из наиболее сложных и критических периодов в развитии личности на протяжении онтогенеза. Данное исследование затрагивает один из основных аспектов в развитии личности - ценностные ориентации у современных подростков в зависимости от досуговой деятельности, а также наиболее характерные виды досуговой деятельности подростка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены рекомендации по сопровождению процесса формирования ценностных ориентаций и их воздействия на развитие жизненных перспектив в представлении подростков. Полученные результаты позволят своевременно скорректировать процесс формирования ценностных ориентаций у подростков, если это будет необходимо.
Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в консультативной практике при работе подростками и их родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы основного текста, заключение, список используемой литературы (в количестве 46 наименований), Текст работы проиллюстрирован 7 таблицами, 15 рисунками. Общий объём работы составляет 63 страницы.
В периоды наибольших социальных изменений и кризисов в обществе подростки оказываются наиболее социально неустойчивыми, морально неподготовленными и незащищёнными.
Многие психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это особый этап развития личности. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает некую стабильность, устойчивость. Этот круг интересов является психологической основой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте увеличивается интерес к мировоззрению, религии, морали и эстетике. Развивается интерес к психологическому опыту других людей и к собственному жизненному опыту.
Степень изученности в научной литературе: анализ научной литературы показал, что ценности человека - это непростой и интересный феномен, который авторы определяют совершенно по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах». Во-первых, они рассматриваются как субъективная значимость каких-либо объектов или явлений, способных удовлетворять определённые потребности человека (В. А. Василенко, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.). Во-вторых - как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и Д.А. Леонтьев). В-третьих - через различные установки или аттитюды (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Н.А. Кириллова). В-четвёртых - как мотивационные элементы наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу).
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью.
Объект исследования - ценностные ориентации детей подросткового возраста.
Предмет исследования - ценностные ориентации подростков в соотношении с досуговой деятельностью.
Гипотеза исследования: у подростков, имеющих какое-либо активное хобби, ценностные ориентации имеют значительное отличие в пользу большей сформированности в отличие от ценностных ориентаций подростков, предпочитающих проводить свободное время пассивно.
Задачи исследования:
- привести психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- изучить ценностные ориентации: понятие и их особенность в подростковом возрасте;
- рассмотреть досуг и влияние разных его типов на ценностные ориентиры подростков;
- провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью;
- разработать рекомендации по сопровождению формирования ценностных ориентаций и жизненных перспектив в представлении подростков.
Теоретической и методологической основой при выполнении данной работы выступили труды учёных: Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина, о возрастных особенностях подростка, а также исследования А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокич о ценностных ориентациях личности на разных возрастных этапах онтогенеза.
Методы исследования. Для решения задач исследования использованы нижеописанные методы.
1) Теоретические методы: анализ и синтез научной и учебной литературы по теме исследования.
2) Диагностические методы (тестирование, анкетирование) и методики:
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»;
- Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) в модификации Д.А. Леонтьева;
- Методика «Кто Я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой;
- Методика «Изучение структуры и содержания жизненных планов» Т.А. Дегтяренко.
3) Методы математической обработки результатов эмпирического исследования.
База исследования: социальная сеть «Вконтакте». В исследовании приняли участие подростки в количестве 40 человек: из них 20 человек входят в экспериментальную группу (ЭГ) и имеют активные виды хобби (катание на велосипеде, скейтборде и роликах; длительные активные занятия в различных спортивных секциях), а 20 человек предпочитают проводить досуг пассивно (просмотр сериалов, фильмов и мультфильмов а также развлекательного контента на видеохостинге «YouTube»; веб-сёрфинг; сидение в социальных сетях). Данные подростки вошли в состав контрольной группы (КГ). Возраст участников опытно-экспериментального исследования составил 15-16 лет.
Срок проведения экспериментального исследования: март-апрель 2021 года.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно посвящено одному из наиболее сложных и критических периодов в развитии личности на протяжении онтогенеза. Данное исследование затрагивает один из основных аспектов в развитии личности - ценностные ориентации у современных подростков в зависимости от досуговой деятельности, а также наиболее характерные виды досуговой деятельности подростка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены рекомендации по сопровождению процесса формирования ценностных ориентаций и их воздействия на развитие жизненных перспектив в представлении подростков. Полученные результаты позволят своевременно скорректировать процесс формирования ценностных ориентаций у подростков, если это будет необходимо.
Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в консультативной практике при работе подростками и их родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы основного текста, заключение, список используемой литературы (в количестве 46 наименований), Текст работы проиллюстрирован 7 таблицами, 15 рисунками. Общий объём работы составляет 63 страницы.
Подростковый период считается очень ответственным, так как он часто определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, развитие личности, разработка планов на будущее - всё это происходит именно в этом возрасте.
Процесс формирования ценностных ориентаций у человека начинается в период между зрелым возрастом и началом подросткового возраста. Об этом свидетельствует высокий уровень рефлексии подростков. Более того, именно в подростковом возрасте происходит накопление необходимого морального опыта и формирование произвольно правильного (общепринятого) поведения.
Психология анализирует ценностные ориентации как следующие явления:
- личное образование и самообразование, самовоспитание и личностный рост;
- избирательное отношение личности к определённым ценностям, характеризующееся стабильностью, осознанностью, положительной эмоциональной окраской;
- стремление личности реализовать эти ценности в собственной деятельности.
Досуг - это сознательная активная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей познания собственной личности.
Досуг подростков - это та сфера, в которой, выступая в новых ролях помимо семьи и школы, они особенно остро и полно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активности и самовыражении.
С целью выявления представлений подростков о жизненных перспективах, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование было проведено в социальной сети «Вконтакте». В исследовании приняли участие подростки в количестве 40 человек: из них 20 человек входят в экспериментальную группу (ЭГ) и имеют активные виды хобби, а 20 человек предпочитают проводить досуг пассивно. Данные ребята вошли в состав контрольной группы (КГ).
Возраст участников экспериментального исследования составил 15-16 лет.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики.
1) Тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева - для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций. Данный тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понимать значение своих действий или мероприятий. Результаты определяются через так называемый «Масштаб доверия». Он имеет целью определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его действия были положительно оценены другими. Чем выше оценка, тем больше вероятность, что предмет соответствует так называемому «затверделому» образу. Но критическим порогом в целом принятого теста является оценка в 42 очка.
2) Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева.
3) Тест М. Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
4) Модификация анкеты «Изучение структуры и содержания жизненных планов» Т.А. Дегтяренко.
В результате проведения теста М. Рокича было выяснено, что у подростков, которые предпочитают иметь какое-либо активное хобби (подростки ЭГ), ценностные ориентации более установлены и находятся на высоком уровне, нежели у подростков, кто предпочитает проводить свободное время пассивно, кроме того, списки ценностей для двух групп кардинально различаются между собой. Подростки первой группы больше ориентируются на свободу, знания, любовь и семью, при этом отрицают активную деятельность и «дисциплинарные» ценности. Тогда как подростки второй группы ориентируются в основном на «дисциплинарные» ценности, при этом отрицая «эмоциональные» ценности, а также частично отрицая знания (широту взглядов).
По результатам методики СЖО Д.А. Леонтьева мы пришлю к выводу о том, что у подростков ЭГ (у тех, кто увлечены активными видами хобби) лучше сформирован смысл жизни, нежели у подростков контрольной группы, которые ведут более пассивный образ жизни.
В результате проведения теста М. Куна «Кто Я?» было выяснено, что у большинства подростков (КГ), которые ведут пассивный образ жизни, принявших участие в нашем опытно-экспериментальном исследовании, преобладает средне-низкий уровень разработанности образа «Я». У большинства подростков (ЭГ), которые предпочитают проводить досуг за активными хобби, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании, преобладает средне-высокий уровень разработанности образа «Я». У половины подростков КГ, принявших участие в нашем исследовании, по результатам проведения теста М. Куна «Кто Я?» была выявлена низкая самооценка. Таких учеников 50% от общего числа участников контрольной группы. У 35% подростков КГ была выявлена завышенная самооценка, а у 15% подростков КГ был выявлен низкий уровень самооценки по результатам проведения данного теста. У большинства подростков ЭГ, принявших участие в нашем исследовании, по результатам проведения теста М. Куна «Кто Я?» была выявлена адекватная самооценка. Таких учеников 55% от общего числа участников экспериментальной группы. У 35% подростков ЭГ была выявлена завышенная самооценка, а у 10 % подростков ЭГ был выявлен низкий уровень самооценки по результатам проведения данного теста.
В результате проведения анкеты «Изучение структуры и содержания жизненных планов» в модификации Т.А. Дегтяренко было выяснено, что для КГ свойственны и сугубо прагматичные (по большей части) материальные жизненные цели, и духовно-нравственные. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования и поступлении в учебные заведения, получении хорошей профессии и достижения материальной независимости. Для ЭГ свойственны почти исключительно прагматичные, материальные жизненные цели. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования, получении хорошей профессии и достижения материальной независимости. Для КГ превалирует обучение, тогда как для ЭГ более интересен конечный результат обучения в виде создания успешной карьеры, а не само обучение как процесс. Общей для всех респондентов является направленность на продолжение образования. Большая часть опрошенных после школы планируют продолжить обучение, при этом отсутствуют ответы, при которых бы высказывались стремления идти работать или обучаться заочно. Многие при этом ещё не определились с учебным заведением.
Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что у подростков, имеющих какое-либо активное хобби, ценностные ориентации имеют значительное отличие в пользу большей сформированности в отличие от ценностных ориентаций подростков, предпочитающих проводить свободное время пассивно, нами был использован U-критерий Манна-Уитни. Для проверки достоверности мы использовали результаты, полученные в ходе проведения методики «СЖО» Д.А. Леонтьева. Таким образом, полученное эмпирическое значение Иэмп(64) находится в зоне значимости. Следовательно, мы принимаем гипотезу Н1, то есть, наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Процесс формирования ценностных ориентаций у человека начинается в период между зрелым возрастом и началом подросткового возраста. Об этом свидетельствует высокий уровень рефлексии подростков. Более того, именно в подростковом возрасте происходит накопление необходимого морального опыта и формирование произвольно правильного (общепринятого) поведения.
Психология анализирует ценностные ориентации как следующие явления:
- личное образование и самообразование, самовоспитание и личностный рост;
- избирательное отношение личности к определённым ценностям, характеризующееся стабильностью, осознанностью, положительной эмоциональной окраской;
- стремление личности реализовать эти ценности в собственной деятельности.
Досуг - это сознательная активная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей познания собственной личности.
Досуг подростков - это та сфера, в которой, выступая в новых ролях помимо семьи и школы, они особенно остро и полно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активности и самовыражении.
С целью выявления представлений подростков о жизненных перспективах, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование было проведено в социальной сети «Вконтакте». В исследовании приняли участие подростки в количестве 40 человек: из них 20 человек входят в экспериментальную группу (ЭГ) и имеют активные виды хобби, а 20 человек предпочитают проводить досуг пассивно. Данные ребята вошли в состав контрольной группы (КГ).
Возраст участников экспериментального исследования составил 15-16 лет.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики.
1) Тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева - для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций. Данный тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понимать значение своих действий или мероприятий. Результаты определяются через так называемый «Масштаб доверия». Он имеет целью определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его действия были положительно оценены другими. Чем выше оценка, тем больше вероятность, что предмет соответствует так называемому «затверделому» образу. Но критическим порогом в целом принятого теста является оценка в 42 очка.
2) Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева.
3) Тест М. Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
4) Модификация анкеты «Изучение структуры и содержания жизненных планов» Т.А. Дегтяренко.
В результате проведения теста М. Рокича было выяснено, что у подростков, которые предпочитают иметь какое-либо активное хобби (подростки ЭГ), ценностные ориентации более установлены и находятся на высоком уровне, нежели у подростков, кто предпочитает проводить свободное время пассивно, кроме того, списки ценностей для двух групп кардинально различаются между собой. Подростки первой группы больше ориентируются на свободу, знания, любовь и семью, при этом отрицают активную деятельность и «дисциплинарные» ценности. Тогда как подростки второй группы ориентируются в основном на «дисциплинарные» ценности, при этом отрицая «эмоциональные» ценности, а также частично отрицая знания (широту взглядов).
По результатам методики СЖО Д.А. Леонтьева мы пришлю к выводу о том, что у подростков ЭГ (у тех, кто увлечены активными видами хобби) лучше сформирован смысл жизни, нежели у подростков контрольной группы, которые ведут более пассивный образ жизни.
В результате проведения теста М. Куна «Кто Я?» было выяснено, что у большинства подростков (КГ), которые ведут пассивный образ жизни, принявших участие в нашем опытно-экспериментальном исследовании, преобладает средне-низкий уровень разработанности образа «Я». У большинства подростков (ЭГ), которые предпочитают проводить досуг за активными хобби, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании, преобладает средне-высокий уровень разработанности образа «Я». У половины подростков КГ, принявших участие в нашем исследовании, по результатам проведения теста М. Куна «Кто Я?» была выявлена низкая самооценка. Таких учеников 50% от общего числа участников контрольной группы. У 35% подростков КГ была выявлена завышенная самооценка, а у 15% подростков КГ был выявлен низкий уровень самооценки по результатам проведения данного теста. У большинства подростков ЭГ, принявших участие в нашем исследовании, по результатам проведения теста М. Куна «Кто Я?» была выявлена адекватная самооценка. Таких учеников 55% от общего числа участников экспериментальной группы. У 35% подростков ЭГ была выявлена завышенная самооценка, а у 10 % подростков ЭГ был выявлен низкий уровень самооценки по результатам проведения данного теста.
В результате проведения анкеты «Изучение структуры и содержания жизненных планов» в модификации Т.А. Дегтяренко было выяснено, что для КГ свойственны и сугубо прагматичные (по большей части) материальные жизненные цели, и духовно-нравственные. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования и поступлении в учебные заведения, получении хорошей профессии и достижения материальной независимости. Для ЭГ свойственны почти исключительно прагматичные, материальные жизненные цели. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования, получении хорошей профессии и достижения материальной независимости. Для КГ превалирует обучение, тогда как для ЭГ более интересен конечный результат обучения в виде создания успешной карьеры, а не само обучение как процесс. Общей для всех респондентов является направленность на продолжение образования. Большая часть опрошенных после школы планируют продолжить обучение, при этом отсутствуют ответы, при которых бы высказывались стремления идти работать или обучаться заочно. Многие при этом ещё не определились с учебным заведением.
Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что у подростков, имеющих какое-либо активное хобби, ценностные ориентации имеют значительное отличие в пользу большей сформированности в отличие от ценностных ориентаций подростков, предпочитающих проводить свободное время пассивно, нами был использован U-критерий Манна-Уитни. Для проверки достоверности мы использовали результаты, полученные в ходе проведения методики «СЖО» Д.А. Леонтьева. Таким образом, полученное эмпирическое значение Иэмп(64) находится в зоне значимости. Следовательно, мы принимаем гипотезу Н1, то есть, наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- Изучение ценностно-смысловой сферы в подростковой и студенческой
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2013 - «Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы
с проявлением лжи у студентов педагогических специальностей»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы с проявлением лжи у студентов педагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей
подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



