Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В СООТНОШЕНИИ С ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Работа №117131

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты особенностей ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 8
1.2 Ценностные ориентации: понятие и их особенность в
подростковом возрасте 11
1.3 Досуг и его влияние на ценностные ориентиры подростков 17
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ полученных результатов 26
2.3 Разработка рекомендаций по сопровождению формирования
ценностных ориентаций и жизненных перспектив в представлении подростков 48
Заключение 55
Список используемой литературы 59

Актуальность. Изучение системы ценностных ориентаций подростков в разрезе связи с различными типами досуговой деятельности является особенно актуальной проблемой в современной ситуации больших социальных изменений, когда всё большего количества людей ещё с подросткового возраста начинают отдавать предпочтение менее физически активным типам проведения досуга.
В периоды наибольших социальных изменений и кризисов в обществе подростки оказываются наиболее социально неустойчивыми, морально неподготовленными и незащищёнными.
Многие психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это особый этап развития личности. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает некую стабильность, устойчивость. Этот круг интересов является психологической основой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте увеличивается интерес к мировоззрению, религии, морали и эстетике. Развивается интерес к психологическому опыту других людей и к собственному жизненному опыту.
Степень изученности в научной литературе: анализ научной литературы показал, что ценности человека - это непростой и интересный феномен, который авторы определяют совершенно по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах». Во-первых, они рассматриваются как субъективная значимость каких-либо объектов или явлений, способных удовлетворять определённые потребности человека (В. А. Василенко, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.). Во-вторых - как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и Д.А. Леонтьев). В-третьих - через различные установки или аттитюды (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Н.А. Кириллова). В-четвёртых - как мотивационные элементы наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу).
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью.
Объект исследования - ценностные ориентации детей подросткового возраста.
Предмет исследования - ценностные ориентации подростков в соотношении с досуговой деятельностью.
Гипотеза исследования: у подростков, имеющих какое-либо активное хобби, ценностные ориентации имеют значительное отличие в пользу большей сформированности в отличие от ценностных ориентаций подростков, предпочитающих проводить свободное время пассивно.
Задачи исследования:
- привести психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- изучить ценностные ориентации: понятие и их особенность в подростковом возрасте;
- рассмотреть досуг и влияние разных его типов на ценностные ориентиры подростков;
- провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков в соотношении с досуговой деятельностью;
- разработать рекомендации по сопровождению формирования ценностных ориентаций и жизненных перспектив в представлении подростков.
Теоретической и методологической основой при выполнении данной работы выступили труды учёных: Г.С. Абрамовой, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина, о возрастных особенностях подростка, а также исследования А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокич о ценностных ориентациях личности на разных возрастных этапах онтогенеза.
Методы исследования. Для решения задач исследования использованы нижеописанные методы.
1) Теоретические методы: анализ и синтез научной и учебной литературы по теме исследования.
2) Диагностические методы (тестирование, анкетирование) и методики:
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»;
- Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) в модификации Д.А. Леонтьева;
- Методика «Кто Я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой;
- Методика «Изучение структуры и содержания жизненных планов» Т.А. Дегтяренко.
3) Методы математической обработки результатов эмпирического исследования.
База исследования: социальная сеть «Вконтакте». В исследовании приняли участие подростки в количестве 40 человек: из них 20 человек входят в экспериментальную группу (ЭГ) и имеют активные виды хобби (катание на велосипеде, скейтборде и роликах; длительные активные занятия в различных спортивных секциях), а 20 человек предпочитают проводить досуг пассивно (просмотр сериалов, фильмов и мультфильмов а также развлекательного контента на видеохостинге «YouTube»; веб-сёрфинг; сидение в социальных сетях). Данные подростки вошли в состав контрольной группы (КГ). Возраст участников опытно-экспериментального исследования составил 15-16 лет.
Срок проведения экспериментального исследования: март-апрель 2021 года.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно посвящено одному из наиболее сложных и критических периодов в развитии личности на протяжении онтогенеза. Данное исследование затрагивает один из основных аспектов в развитии личности - ценностные ориентации у современных подростков в зависимости от досуговой деятельности, а также наиболее характерные виды досуговой деятельности подростка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены рекомендации по сопровождению процесса формирования ценностных ориентаций и их воздействия на развитие жизненных перспектив в представлении подростков. Полученные результаты позволят своевременно скорректировать процесс формирования ценностных ориентаций у подростков, если это будет необходимо.
Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в консультативной практике при работе подростками и их родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы основного текста, заключение, список используемой литературы (в количестве 46 наименований), Текст работы проиллюстрирован 7 таблицами, 15 рисунками. Общий объём работы составляет 63 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый период считается очень ответственным, так как он часто определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, развитие личности, разработка планов на будущее - всё это происходит именно в этом возрасте.
Процесс формирования ценностных ориентаций у человека начинается в период между зрелым возрастом и началом подросткового возраста. Об этом свидетельствует высокий уровень рефлексии подростков. Более того, именно в подростковом возрасте происходит накопление необходимого морального опыта и формирование произвольно правильного (общепринятого) поведения.
Психология анализирует ценностные ориентации как следующие явления:
- личное образование и самообразование, самовоспитание и личностный рост;
- избирательное отношение личности к определённым ценностям, характеризующееся стабильностью, осознанностью, положительной эмоциональной окраской;
- стремление личности реализовать эти ценности в собственной деятельности.
Досуг - это сознательная активная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей познания собственной личности.
Досуг подростков - это та сфера, в которой, выступая в новых ролях помимо семьи и школы, они особенно остро и полно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активности и самовыражении.
С целью выявления представлений подростков о жизненных перспективах, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование было проведено в социальной сети «Вконтакте». В исследовании приняли участие подростки в количестве 40 человек: из них 20 человек входят в экспериментальную группу (ЭГ) и имеют активные виды хобби, а 20 человек предпочитают проводить досуг пассивно. Данные ребята вошли в состав контрольной группы (КГ).
Возраст участников экспериментального исследования составил 15-16 лет.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики.
1) Тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева - для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций. Данный тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понимать значение своих действий или мероприятий. Результаты определяются через так называемый «Масштаб доверия». Он имеет целью определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его действия были положительно оценены другими. Чем выше оценка, тем больше вероятность, что предмет соответствует так называемому «затверделому» образу. Но критическим порогом в целом принятого теста является оценка в 42 очка.
2) Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева.
3) Тест М. Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
4) Модификация анкеты «Изучение структуры и содержания жизненных планов» Т.А. Дегтяренко.
В результате проведения теста М. Рокича было выяснено, что у подростков, которые предпочитают иметь какое-либо активное хобби (подростки ЭГ), ценностные ориентации более установлены и находятся на высоком уровне, нежели у подростков, кто предпочитает проводить свободное время пассивно, кроме того, списки ценностей для двух групп кардинально различаются между собой. Подростки первой группы больше ориентируются на свободу, знания, любовь и семью, при этом отрицают активную деятельность и «дисциплинарные» ценности. Тогда как подростки второй группы ориентируются в основном на «дисциплинарные» ценности, при этом отрицая «эмоциональные» ценности, а также частично отрицая знания (широту взглядов).
По результатам методики СЖО Д.А. Леонтьева мы пришлю к выводу о том, что у подростков ЭГ (у тех, кто увлечены активными видами хобби) лучше сформирован смысл жизни, нежели у подростков контрольной группы, которые ведут более пассивный образ жизни.
В результате проведения теста М. Куна «Кто Я?» было выяснено, что у большинства подростков (КГ), которые ведут пассивный образ жизни, принявших участие в нашем опытно-экспериментальном исследовании, преобладает средне-низкий уровень разработанности образа «Я». У большинства подростков (ЭГ), которые предпочитают проводить досуг за активными хобби, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании, преобладает средне-высокий уровень разработанности образа «Я». У половины подростков КГ, принявших участие в нашем исследовании, по результатам проведения теста М. Куна «Кто Я?» была выявлена низкая самооценка. Таких учеников 50% от общего числа участников контрольной группы. У 35% подростков КГ была выявлена завышенная самооценка, а у 15% подростков КГ был выявлен низкий уровень самооценки по результатам проведения данного теста. У большинства подростков ЭГ, принявших участие в нашем исследовании, по результатам проведения теста М. Куна «Кто Я?» была выявлена адекватная самооценка. Таких учеников 55% от общего числа участников экспериментальной группы. У 35% подростков ЭГ была выявлена завышенная самооценка, а у 10 % подростков ЭГ был выявлен низкий уровень самооценки по результатам проведения данного теста.
В результате проведения анкеты «Изучение структуры и содержания жизненных планов» в модификации Т.А. Дегтяренко было выяснено, что для КГ свойственны и сугубо прагматичные (по большей части) материальные жизненные цели, и духовно-нравственные. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования и поступлении в учебные заведения, получении хорошей профессии и достижения материальной независимости. Для ЭГ свойственны почти исключительно прагматичные, материальные жизненные цели. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования, получении хорошей профессии и достижения материальной независимости. Для КГ превалирует обучение, тогда как для ЭГ более интересен конечный результат обучения в виде создания успешной карьеры, а не само обучение как процесс. Общей для всех респондентов является направленность на продолжение образования. Большая часть опрошенных после школы планируют продолжить обучение, при этом отсутствуют ответы, при которых бы высказывались стремления идти работать или обучаться заочно. Многие при этом ещё не определились с учебным заведением.
Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что у подростков, имеющих какое-либо активное хобби, ценностные ориентации имеют значительное отличие в пользу большей сформированности в отличие от ценностных ориентаций подростков, предпочитающих проводить свободное время пассивно, нами был использован U-критерий Манна-Уитни. Для проверки достоверности мы использовали результаты, полученные в ходе проведения методики «СЖО» Д.А. Леонтьева. Таким образом, полученное эмпирическое значение Иэмп(64) находится в зоне значимости. Следовательно, мы принимаем гипотезу Н1, то есть, наша гипотеза нашла своё подтверждение.



1. Абишева А. К. О понятии «ценность». Вопросы философии. М., 2002. № 3. С. 139-146.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. M. : Академический Проект, 2010. 250 с.
3. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Меркурий, 2015. С. 1-3.
4. Ахметова А. Е. Формирование ценностных ориентаций у старших подростков. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 156-160. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95075.htm
5. Баклушинский С. А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: автореф. дис. канд. псих.наук. МГУ, 2016. 36 с.
6. Барабанщиков В. А. Экспериментальная психология. Экспериментальный метод в психологии. Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. № 8 2. С. 493-496.
7. Беляев Г. Ю. Ценности и смыслы Диалог с современностью. 2012. № 1 С. 46-49.
8. Беляева Е. В. Мораль современной молодежи // Социология.
2018. № 4. С. 70-76.
9. Васильева З. И. Гуманистические ценности образования и
воспитания. СПб., 2011. 58 с.
10. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учебник для
вузов. М., 2006.160 с.
11. Выготский Л. С. Психология. M. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. 370 с.
12. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2003. 354 с.
13. Голуб А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. 2019. № 4. С. 53-57.
14. Гринева М. И. Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков. Современные исследования социальных проблем. 2013. № 9 (29).
15. Данилова Е. А. Динамика ценностей молодежи // Социология.
2018. № 4. С. 99-107.
16. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. Челябинск : ООО «Искра-Профи», 2012. С. 1.
17. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. Перевод с франц. Н.А. Шматко. СПб., 2011. № 2. С. 46-54.
18. Ермолич С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. 2011. 180 с.
19. Зауторова Э. В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. 2008. № 2. С. 68-73.
20. Кирьякова А. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический проект // Ресурс модернизации образования, 2015. №1. С. 57-68.
21. Конкина М. А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социологический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 24 (684). С. 133-144.
22. Лежнина Ю. П. Семья в ценностных ориентациях // Социс. № 12.
2019. С. 56-61.
23. Лежнина Ю. П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 69-77.
24. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2007. С. 256.
25. Лопачева К. М., Штанько И.В. Организация досуговой деятельности детей и подростков в условиях ФГОС: метод. рекомендации. М. : АСОУ, 2016. 56 с.
26. Лысенко Д. С., Абдулдаев Д. Д. Динамика ценностных ориентаций молодежи: от советской эпохи до наших дней. Олимпийская идея сегодня: материалы шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. С. 239-244.
27. Некрасов С. И., Ярина Е. В. Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 215 (5). С. 80-87.
28. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2014. 356 с.
29. Рокич М. Природа человеческих ценностей. Нью-Йорк, 1973. 651 с.
30. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. 2007. № 4. С. 37-43.
31. Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. 2003. № 1. С. 115-123.
32. Степанова Т. А., Лысенко Д. С., Абдулдаев Д. Д. Факторы формирования ценностных ориентаций и их влияние на социальную адаптацию детей-сирот. Олимпийская идея сегодня: материалы шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. С. 28-31.
33. Стойлик А. Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. [Электронный ресурс] / А.Ю. Стойлик // - Режим доступа: URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143- сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование».
34. Сулейманова С. Т. Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Пенза, 2006. 25 с.
35. Федоришкин А. Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Проблемы воспитания. 2016. № 6. С. 9-11.
36. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 68-74.
37. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб. : Алетейя, 2000. 240 с.
38. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В. П. Вдовиченко. М., 2003. 24 с.
39. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 12 февраля 2020 г. / под ред. Г. Ю. Лизуновой. - Электрон. дан. и прогр. (6,72 Мб). Горно-Алтайск : БИЦ ГАГУ, 2020. 565 с.
40. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М. : Интерпракс, 1995. 286 с.
41. Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Воспитание. 2017. № 9. С. 23-27.
42. Rokeach M. The nature of human values. New York, 1973. 180 р.
43. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / еd. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. 165 р.
44. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 58. № 5. P. 550-562.
45. Thamas W., Znaniecki F. Cholppoliskiw Europe I Ameryce. Warszawa, 1976. V. 1 98 p.
46. Zusho A, Kumar R. Introduction to the special issue: Critical reflections and future directions in the study of race, ethnicity, and motivation. Educational Psychologist. 2018 Apr 3;53(2): 61-3.
47. Stucky E.R., Dresselhaus T.R., Shively M. et al. Intern to Attending: Assessing Stress Among Physicians. Acad Med. 2009, Feb., 84 (2), p. 251-257.
48. Oliveira L. C. B., Chaves-Maia E. M. The psychic wellbeing of health personnel working in public hospitals. Rev. Saude Publica. 2008, p. 405-413.
49. Ribeiro V. F., Ferreira-Filho C., Valenti V.E., Ferreira M. A., Abu L. C., Carvalho T. D., et al. Prevalence of burnout syndrome in clinical nurses at a hospital of excellence. Int. Arch. Med. 2014, 7, 22.
50. Tsai Y.C., Liu C.H. Factors and symptoms associated with work stress and health-promoting lifestyles among hospital staff: a pilot study in Taiwan. BMC Health Serv Res. 2012, 12, 199.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ