ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. СТЕРЕОТИПЫ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5-18
1.1. Понятие стереотипа 5-7
1.2. Классификация стереотипов 7-9
1.3. Функции стереотипов 9-11
1.4. Стереотип и национальный характер 11-13
1.5. Вербализация стереотипов в языке 13-17
Выводы по главе 1. 17-18
ГЛАВА 2. СТЕРЕОТИПЫ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА 19-33
2.1. Публицистика и публицистический стиль: соотношение понятий 19-22
2.2. Русские культурные авто- и гетеростереотипы 22-23
2.2.1. Роль психолингвистического эксперимента в выявлении культурных стереотипов 24-16
2.3. Национальное своеобразие гендерных стереотипов в русской публицистике 26-29
2.4. Особенности национального характера сквозь призму культурологических лакун 29-32
Выводы по главе 2. 32-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………34-35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день одной из важнейших проблем, которая находится в центре внимания исследователей-лингвистов и специалистов из разных сфер деятельности, является изучение и описание национальных стереотипов.
Актуальность данной работы обусловлена интенсификацией международных контактов, успех которых во многом зависит от стереотипных представлений одной социокультурной или национальной общности о другой. При этом существенную роль в формировании и распространении стереотипов играют СМИ и публицистические материалы, основной функцией которых является воздействие на общественное мнение.
Целью работы является исследование мотивов и способов, с помощью которые национально-культурные стереотипы отражаются в русской публицистике.
В соответствии с указанной целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятием стереотипа, его классификации и основные функции;
выявить особенности взаимосвязи стереотипных представлений и национального характера;
определить способы вербализации стереотипов в языке;
проанализировать основные характеристики публицистики и публицистического стиля;
провести комплексный анализ отражения стереотипов в русской публицистике сквозь призму национального характера: авто- и гетеростереотипы, гендерные стереотипы.
Таким образом, объектом исследования являются национально-культурные стереотипы, а предметом – способы их вербализации в языке и особенности функционирования в русской публицистике.
Методы исследования: описательный, лингвокультурологический, применялся метод компонентного анализа.
Материалом для исследования послужили русскоязычные публицистические тексты.
В современном обществе интенсификация международных отношений имеет большое значение. Успешность международной коммуникации может зависеть от такого феномена, как национально-культурный стереотип, или устойчивое, эмоционально окрашенное, упрощённое представление одной этнической группы о другой этнической группе и о самой себе.
Таким образом, целью данной работы было исследование мотивов и способов, с помощью которых национально-культурные стереотипы отражаются в русской публицистике. В соответствии с поставленной целью было показано, как в русской публицистике отражаются национально-культурные стереотипы.
В работе были рассмотрены теоретические аспекты, связанные с понятием стереотипа, приведены его различные классификации, а также описаны основные функции. Были выявлены особенности взаимосвязи стереотипных представлений и национального характера.
Кроме того, в ходе исследования было установлено, что феномен стереотипа изучается с точки зрения различных областей научного знания, в результате чего существует множество его классификаций. Классификации основаны на разных подходах к определению данного понятия и выделению его специфических особенностей.
Было выяснено, что стереотип является способом осмысления социокультурных характеристик и ценностных установок представителей другой культуры.
В свою очередь, с точки зрения лингвистики понятие стереотипа рассматривается с разных сторон: на формальном, семантическом и ментальном уровнях, что соответствует целям нашего исследования.
Были рассмотрены особенности взаимосвязи публицистики и публицистического стиля. Было выяснено, что термин «публицистический стиль» находится в тесной взаимосвязи с понятием публицистики, которое на сегодняшний день представляется не собственно лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
В ходе исследования гендерных стереотипов было установлено, что культура и СМИ играют ведущую роль в установлении адекватного осознания системы гендерных отношений, поскольку они отражают ценностные установки и нравственные ориентиры, преобладающие в массовом сознании, а также оказывают на них прямое влияние.
1. Агеев В. С. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. 1989. № 2. С. 92-111.
2. Анскомбре ж.-С. Роль лексикона в теории стереотипов // Langage. 2001. № 142. С. 57-58.
3. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М.: Индрик, 2005.
4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и Кº, 1993.
5. Денисова Ю.В. В защиту стереотипа // Россия и Запад: диалог культур: материалы науч.-практ, конф. М., 1995. С. 157-160.
6. Джандар Б. М., Лоова А. Д. К проблеме проявления лакунарности и методы элиминирования лакун в разносистемных языках // Вестник АГУ. 2015. Вып. 4. С. 34.
7. Залевская А. А. Ассоциативный эксперимент в условиях билингвизма и трилингвизма // Материалы второго симпозиума по психолингвистике (г. Москва, 4-6 июня 1968 г.). М.: Наука, 1968. С. 73-74.
8. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002.
9. Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2002.
10. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
11. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
12. Никитина С.Е. Стереотипные суждения и речевые клише как культурные барьеры // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: тезисы конференции. М., 1995.
13. Патнэм Х. Значение «значения»: [пер. с англ.] // Философия сознания. М., 1999.
14. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: ЛКИ, 2008.
15. Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах (на примере систем школьного образования): автореф, дис. ... док. философ, наук. Ростов н/Д, 2006.
16. Ромашко С.А. Стереотип: к языковой и культурной археологии слова и понятия // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей. М.: РГГУ, 2009. С. 215-226.
17. Садохин А.П. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб, пособие. М.: Омега-Л, 2009.
18. Семашко Т.Ф. Стереотип как фрагмент языковой картины мира Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (32). C. 199-217.
19. Смирнова О. М. К вопросу о методологии описания концептов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Филология. Искусствоведение. 2009. Вып. 3. С. 247-253.
20. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Полиграф, 2001.
21. Телия В. Н. Деконструкция стереотипов окультуренного мировидения во фразеологических знаках // Ментальные и речевые стереотипы в синхронии и диахронии. М.: ИСл РАН, 1996.
22. Фрумкина Р. М. Язык и когнитивная деятельность: сборник статей. М.: Наука, 1989.
23. Чеканова С. А. Роль стереотипов в межкультурном общении // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки: Научно-практический журнал. Выпуск №12. М.: Научные технологии, 2017. С. 6-12.
24. Чеснокова П.В. Этнические стереотипы в среде российских студентов // Межэтническая интеграция: история, современность, перспективы: материалы конф. молодых ученых. М.: ИЭА РАН, 2008. С. 337-341.
25. Чойропова Т.Ц. Социологический подход к исследованию гендерных стереотипов // Третьи Забайкальские социологические чтения: материалы науч.-практ, конф. Чита: ЧитГУ, 2006. С. 211-221.
26. Чугров С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1. С. 41-53.