Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Апокалиптические мотивы в русской литературной сказке ХХХ века

Работа №117122

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование апокалиптических мотивов в современной детской литературе 11
1.1 Литературные сказки как особый текст 11
1.2 Образ Петербурга в русской литературе и
«петербургский текст» 15
1.3 Апокалипсические мотивы в русской литературе 21
Глава 2 Практическое обоснование апокалиптических мотивов в современной детской литературе 29
2.1 Апокалипсические мотивы в произведениях А.
Егорушкиной 29
2.2 Апокалиптическое восприятие и художественная
трактовка образа Петербурга в творчестве А. Егорушкиной 36
2.3 Апокалиптические мотивы в произведениях А. Ремез 43
2.4 Апокалиптическое восприятие и художественная
трактовка образа Петербурга в творчестве А. Ремез 51
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение А. Внеклассное мероприятие

Апокалипсис переводится с древнегреческого языка, как «откровение». Это название находится в пророческой Богодухновенной книге Апостола Иоанна Богослова о судьбах мира и человечества. Для изучения этого аспекта мы опирались на Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Можно назвать таких исследователей в данной области, как Т. Альтицер, С. С. Аверинцев, А. Н. Варламов. Осмысление данной проблемы в тематике современной детской литературы не проводилось, что определяет актуальность данного исследования.
Были даны основные определения литературной сказки (Т. В. Доброницкая), петербургского текста (Н. П. Анциферов), апокалиптический мотивов (Т. Альтицер).
В настоящее время апокалиптические мотивы в русской литературе изучены достаточно полно, в отличие от изучения подобных мотивов в детской литературе. Поэтому это исследование является актуальным, что обуславливается возросшим на сегодняшний день интересом людей к апокалиптическим пророчествам и, в частности, детей к образам мистического и воплощённого фантастического в сказке, связанного с ощущением конца света и борьбой зла и добра.
Апокалиптическая тематика прослеживается уже в творчестве русских писателей XIX в. У Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, в особенности у символистов - А. Белого, Д. С. Мережковского. В отечественной литературе XIX-XX вв. появились апокалиптические петербургские тексты, основанные на предсказании гибели северной столицы.
Современная литература отражает состояние Петербурга, стремительно изменяющегося во времени от образа юного, ювенильного города к образу города-старика. Тем не менее, это всё ещё город, который аккумулировал в себе особенности культуры и быта многих итальянских, голландских, германских художников, архитекторов и скульпторов; город, который был и остаётся архитектурным и литературным памятником национальной культуры. Нами утверждается идея индивидуальности города, а именно - идея особенности Санкт-Петербурга. Нет другого города в России, по отношению к которому было бы сделано столько пророчеств, предсказаний и заклинаний.
Для подтверждения этого мы обращаемся к творчеству А. Егорушкиной и её циклу сказок «Настоящая принцесса» и А. Ремез (в соавторстве с Н. Колотовой) и двух её сказок: «Стражи белых ночей», «На коньках по Неве, или Мышь в рукаве».
Творчество А. Егорушкиной и А. Ремез недостаточно изучено. Мы рассматриваем их общность благодаря аспекту петербургского текста, который является ключевым в их произведениях.
В настоящем исследовании на материале детской литературы XXI в. А. Егорушкиной и А. Ремез выделяются основные апокалиптические мотивы в произведениях и апокалиптическое восприятие и художественная трактовка образа Петербурга в их творчестве. Обозначенный аспект составил актуальность работы.
Объектом исследования являются апокалиптические мотивы в современной русской сказке.
Предметом исследования выбраны сказки: А. Егорушкиной «Настоящая принцесса и Бродячий Мостик» (2003), «Настоящая принцесса и Летучий Корабль» (2004), «Настоящая принцесса и Снежная Осень» (2005), «Настоящая принцесса и Наследство Колдуна» (2014). И сказки А. Ремез (в соавторстве с Н. Колотовой) «Стражи белых ночей» (2016), «На коньках во Неве, или Мышь в рукаве» (2009).
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы охарактеризовать Апокалипсис и апокалиптику как литературный жанр, проявляющийся в детской литературе и выявить общие апокалиптические мотивы в сказках А. Егорушкиной и А. Ремез в аспекте петербургского текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «сказка», рассмотреть особенности и отличия авторской (литературной) сказки.
2. Изучить проявление петербургского текста в русской литературе.
3. Рассмотреть вопрос определения апокалиптических мотивов в русской литературе, выявить основные тенденции проявления подобных мотивов в литературе и присущие им особенности языковой выразительности.
4. Провести выборку примеров апокалиптических мотивов из цикла сказок А. Егорушкиной «Настоящая принцесса».
5. Провести выборку примеров апокалиптических мотивов из сказок А. Ремез (в соавторстве с Н. Колотовой) «Стражи белых ночей», «На коньках по Неве, или Мышь в рукаве».
6. Классифицировать апокалипсические мотивы в творчестве А. Егорушкиной и А. Ремез.
Для решения поставленных задач были использованы различные методы исследования. Общетеоретические методы анализа и синтеза позволили провести наблюдение над содержанием научных источников, проанализировать точки зрения ученых, определить базовые понятия. Так был собран и обобщен теоретический материал по отмеченной проблеме и сделаны выводы по теоретической части курсовой работы. Метод сплошной выборки примеров из выбранных нами сказок позволил обнаружить примеры использования апокалиптических мотивов в аспекте петербургской темы в сказках и проанализировать их. Метод классификации и типологизации мифологических, апокалиптических мотивов применялся для распределения отобранных примеров по ряду параметров.
Материалом для исследования послужили примеры употребления апокалипсических мотивов в творчестве А. Егорушкиной и А. Ремез. В результате анализа были проанализированы 4 сказки из цикла «Настоящая принцесса» и 2 сказки А. Ремез.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что удалось проанализировать роль апокалипсических мотивов в творчестве современных авторов, выявить общие тенденции в описании Петербурга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Новозаветный Апокалипсис нашёл отражение в разных видах искусства: иконопись, живопись, книжные миниатюры, графика, литература. А позднее его мотивы образовали собой апокалиптический метатекст - систему образов и символов, который развивался до нынешнего времени.
2. Апокалиптические петербургские тексты появились в XIX в. и находят своё отражение в произведениях XXI в., что доказывают сказки А. Егорушкиной и А. Ремез.
3. Апокалиптические мотивы в сказках А. Егорушкиной связан с образом зла, который концентрируется в образе антагониста и его глобальных идей по поводу уничтожения мира, потом всего мироздания и порабощения людей.
4. Апокалиптические, эсхатологические мотивы в сказках А. Ремез связаны с легендарной, пророческой составляющей самого города. Петербург, как никакой другой город, собрал вокруг себя огромное количество пророчеств, заклинаний, благодаря собственной неоднозначности, аномалиям и культурной ценности.
5. Мотивы конца света, реализуемые в произведениях по-разному, имеют общие аспекты проявления: в параллелизме эсхатологического состояния и городского пейзажа; в психологическом состоянии героев; в апокалипсических символах, пророчестве и предзнаменованиях; в образе зла, разрушителя и т.д.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что её материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Апробация исследования проведена на внеклассном мероприятии (6 класс) в период прохождения педагогической практики в МБУ «Школа» №75.
Результаты проведённого исследования были обсуждены на конференциях (приложение 1):
1) Научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2018);
2) I Международная научная конференция студентов и школьников «Язык и культура»: взгляд молодых (мероприятия Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур г. Москва, 23-25 мая 2018г.);
3) XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 9 - 13 апреля 2018 г.);
Научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.);
4) Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2019 г.);
5) XXII открытой конференции студентов-филологов Санкт- Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 15-19 апреля 2019 г.).
6) Научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г.);
7) III Региональной молодежной научно-практической конференции «Поволжский фестиваль студенческой науки».
Результаты бакалаврской работы опубликованы в виде статей:
1. Цветовые эпитеты в русских авторских сказках XIX-XXI вв. в электронном сборнике студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2018 г.);
2. Цветовые эпитеты в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г. Сборник в печати);
3. Цветовые эпитеты в русских авторских сказках XIX-XXI вв. в общих
материалах Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» (г. Москва, 2018 г.);
4. Семантика сравнений в сказках для детей в общих материалах I Международной научной конференции студентов и школьников (г. Москва, 2018).
5. Образ Санкт-Петербурга в современной литературной сказке в общих материалах XXII Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 2019 г.).
6. Апокалипсические мотивы в современной детской литературе в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2020 г. Сборник в печати);
7. Нравственность в современной детской литературе (на примере цикла сказок А. Егорушкиной «Настоящая принцесса») в материалах III Региональной молодежной научно-практической конференции «Поволжский фестиваль студенческой науки» (г. Тольятти, 2020 г. Сборник в печати).
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который насчитывает 50 источника. Общий объем бакалаврской работы составляет 71 страницу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие апокалипсиса относится к новозаветной книге (Откровение святого Иоанна Богослова). Апокалиптика как жанр акцентируется на чувстве безнадёжности и угнетённости перед силами зла. В русской литературе XIX-XX вв. появились апокалипсические петербургские тексты, основанные на предсказании гибели северной столицы. Это не столько законченные тексты, сколько мотивы. Петербург, как город культурной значимости, обладающий особым «петербургским тексом», аномалиями, характерными городу, культурным наследием, привлекал к себе больше, чем какой-либо иной город пророчества, предсказания, заклинания.
Отдельное и контекстуальное художественное пространство организуется как апокалиптический метатекст, система интуитивного видения, созерцаний и как следствие - духовно ознаменованных, художественно-оформленных прозрений.
В прозе А. Егорушкиной и А. Ремез выражаются и художественно воплощаются, апокалиптические предчувствия и символы, формируя персоналистистические образы художественного апокалипсиса. Их проза имеет генетическую, типологическую и историко-литературную общность с произведениями писателей, создающих детскую литературу, фантастику, фэнтези, мистику в апокалипсическом, постапокалипсическом жанре, образуя единое смысловое пространство, общий метатекст.
В центре исследуемого метатекста оказывается апокалиптическое восприятие и художественная трактовка образа Санкт-Петербурга. Целостный образ Петербурга формируется как апокалиптический символ, как национальный аспект новозаветного откровения о Конце Света. Исторический процесс художественно осваивается и литературно воплощается в традициях мистерии и апокалиптики.
Конец света в русской апокалиптической прозе (в данной детской литературе) раскрывается в символах: предзнаменованиях, пророчествах как вестничестве, символах опустошения, безлюдья на улицах, из пустоты площадей и проспектов Петербурга, безысходности, темноты. Апокалиптический страх конца света меняется на апокалиптическую радость начала света, после победы света над тьмой.
Универсальный апокалиптический уровень русского художественного откровения определяется художественной реализацией откровений, касающихся эсхатологической судьбы всего человечества; интуиции формируют самобытное апокалиптическое направление в русской детской литературе XXI века, художественно осуществленное в историко-литературном процессе и в художественном пространстве отдельных авторов, и на уровне единого метатекста, апокалиптического послания, художественного откровения, в аспекте петербургского текста.
Литература отображает ту часть христианского предания, которая соответствует эпохальному типу мироощущения. В произведениях А. Ремез и А. Егорушкиной отражение это было настолько точным и детальным, что при анализе можно было делать выводы о региональных особенностях петербургской прозы.
Для реалий русской культуры XXI века свойственны напряжённое отношение к быстро изменяющейся действительности, влияющий на детей в городе, эсхатологические предчувствия грядущей катастрофы. Мотив «Как выжить», как найти ощущение защищённости/незащищённости в условиях происходящего хаоса, лишь усиливают чувство угнетённости. Стремительный технический прогресс, множество информации, крах основных жизненных ориентиров, претворение в жизнь апокалиптических пророчеств. Путём концентрации на конце света, авторам удаётся установить фокус внимания на личности и её стремлении спасти мир. На первое место выходят межличностные, семейные ценности, воспитание собственной личности. Отсюда вера в возможность преображения мира, в особое пророчество, нависшее над Петербургом.
Механизм Апокалипсиса у А. Ремез разрабатывается в национальных, искусствоведческих понятиях (архитектурные, скульптурные, художественные), а у Егорушкиной в музыкальной области (скрипка, музыка).
Мотив апокалипсиса в петербургском тексте, несомненно, вступает во взаимодействие с мотивом проникновения тёмных сил в человеческую жизнь. Это обнаруживается прежде всего в области мифологического. Несмотря на то, что произведения, воссоздающие проникновение тёмных сил в мир людей, не всегда имеют эсхатологический конец, любое вмешательство сверхъестественных, хтонических сил - это катастрофа, которая изменяет равновесие между хаосом и порядком. Для авторов катастрофа - итог развития взаимоотношений человека и мира, когда обладатель могущества присваивает себе функции Демиурга.
Очевидно, в таком понимании последнего дня заложена определённая связь последнего дня с культурой, её внешними силами, которые являются как источником, причиной развития цивилизации, так и её конечной точкой, завершением.
Новая петербургская проза, в частности детская литература, как и классический петербургский текст, художественно зафиксировала борьбу за душу человека между светлым, божественным началом и бесовским, дьявольским.



1. Аверинцев С. С. Эсхатология. Философская энциклопедия. Т. 5 М. : Советская энциклопедия, 1970. 580 с.
2. Акишина А. А. Структура целого текста. М. : Высшая школа профсоюзного движения ВЦСПС, 1979. 89 с.
3. Альтицер Т. Россия и апокалипсис. № 7. М. : Канон+, 1998. 126 с.
4. Анциферов Н. П. Непостижимый город. Душа Петербурга. СПб. : Лениздат, 1991. 356 с.
5. Анциферов Н. П. Теория и практика литературных
экскурсии. Ленинград : Наука, 1926. 326 с.
6. Барашков А. И. Будет ли Конец света? М. : Знание, 1991. 48 с.
7. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, c библиографическим указателем. Т. 1. СПб. : Синод. тип, 1893. 807 с.
8. Басина М. Я. Петербургская повесть. СПб. : Детская литература, 1984. 214 с.
9. Берков П.Н. Петербург - Петроград - Ленинград и русская литература. Ленинград : Советская литература, 1977. 204 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Российское Библейское общество, 2002. 1376 с.
11. Варламов А. Н. Апоклалиптические мотивы в русской прозе конца XX века. Автореферат канд. Диссерт. М., 1996. 113 с.
12. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка. М. : Наука, 1975. 345 с.
13. Володин В. А. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. М. : Аванта+, 2001. 143 с.
14. Головин Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах. М. : Высшая школа, 1987. 103 с.
15. Добролюбов Н. А. Народные русские сказки. М. : Наука, 1970. 618 с.
16. Доброницкая Т. В. Стилистические особенности детской литературной сказки. М. : Высшая школа, 1980. 59 с.
17. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М. : Мир книги, 1996. 322 с.
18. Егорушкина А. Настоящая принцесса и Бродячий Мостик. СПб. : WexlerPublishing, 2003. 127 с.
19. Егорушкина А. Настоящая принцесса и Летучий Корабль. СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. 319 с.
20. Егорушкина А. Настоящая принцесса и Снежная Осень. СПб. : Прайм-Еврознак, 2005. 335 с.
21. Егорушкина А. Настоящая принцесса и Наследство Колдуна. СПб. : WexlerPublishing, 2012. 512 с.
22. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. Том 1. М. : АСТ, 2005. 1168 с.
23. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: В 4 выпусках. М. : ЭСМО, 2016. 640 с.
24. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. М. : НИЦ Альфа, 1999. 90 с.
25. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск : Урал, 1992. 183 с.
26. Ломоносов М. В. Антология русской поэзии в 6-ти т. М. : Детская литература, 1996. 345 с.
27. Лотман Ю. М. Текст в тексте. СПб. : РОССПЭН, 1996. 309 с.
28. Лупанова И. П. Современная литературная сказка и ее критики (заметки фольклориста). Петрозаводск. : Проблемы детской литературы, 1981. 127 с.
29. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинения и писем в пятнадцати томах. Л. : Наука, 1981. 722 с.
30. Неёлов А. В. Волшебно сказочные корни научной фантастики. Л. : Philology, 1986. 200 с.
31. Никифоров А. И. Сказка и сказочник. М. : ОГМ, 2008. 376 с.
32. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века. М. : РГБ, 2003. 312 с.
33. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 120000 слов и фразеологических выражений. М. : ООО «А ТЕМП», 2020. 896 с.
34. Полный православный богословский энциклопедический словарь Том: Т. 1. М. : Данилевский благовестник, 2007. 128 с.
35. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М. : Хрестоматия, 1963. 128 с.
36. Пропп В. Я. Русская сказка. Л. : ЛГУ, 1984. 299 с.
37. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М. : Наука, 1976. 464 с.
38. Пронина Е. П. Русская литература XX века. М. : Просвещение, 1994. 255 с.
39. Пьяных М. Ф. Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX- начала XX в. Ленинград : Лениздат, 1991. 526 с.
40. Раков Ю. А. Петербург - город литературных героев. СПб. : Химиздат, 2000. 257 с.
41. Ремез А. А. На коньках по Неве, или Мышь в рукаве. СПб. : Пешком в историю, 2014. 103 с.
42. Ремез А. А. Стражи белых ночей. СПб. : ГРИФ, 2016. 272 с.
43. Ткаченко И. А. Специфика проявления эсхатологических настроений в русской культуре. М. : Весть, 2006. 153 с.
44. Ткаченко И. А. Апокалиптические мотивы и сюжеты в творчестве символистов. М. : Весть, 2007. 67 с.
45. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. IV / под ред. проф. Д. Ушакова. М. : ТЕРРА, 1996. 752 с.
46. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб. : Искусство-СПб, 2009. 820 с.
47. Цыбин В. Д. Апокалипсис прошлого, настоящего, будущего. М. : РИЦ МДК, 2000. 124 с.
48. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры: Учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 1995. 208 с.
49. Якушина Н. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. М. : Детская литература, 1993. 124 с.
50. Ярцева В. Н. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. 865 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ