Повышение эффективности управления персоналом организации на основе аутсорсинга (на примере ООО «Илья Муромец плюс»)
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты повышение эффективности управления персоналом
организации на основе аутсорсинга 8
1.1 Понятие и сущность аутсорсинга 8
1.2 Отечественный и зарубежный опыт при использовании аутсорсинга 28
2 Анализ эффективности управления персоналом организации ООО «Илья
Муромец плюс» 40
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 40
2.2 Анализ эффективности управления персоналом организации 44
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления
персоналом на основе аутсорсинга в ООО «Илья Муромец плюс» 59
3.1 Применение аутсорсинга в организации 59
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 65
Заключение 70
Список используемой литературы
Приложение
1 Теоретические аспекты повышение эффективности управления персоналом
организации на основе аутсорсинга 8
1.1 Понятие и сущность аутсорсинга 8
1.2 Отечественный и зарубежный опыт при использовании аутсорсинга 28
2 Анализ эффективности управления персоналом организации ООО «Илья
Муромец плюс» 40
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 40
2.2 Анализ эффективности управления персоналом организации 44
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления
персоналом на основе аутсорсинга в ООО «Илья Муромец плюс» 59
3.1 Применение аутсорсинга в организации 59
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 65
Заключение 70
Список используемой литературы
Приложение
Эффективность является одним из важнейших показателей деятельности предприятия и целью руководителей предприятия является его повышение. Рост эффективности можно осуществить несколькими способами. Один из них заключается в увеличении объемов производства продукции, продвижении ее на свободные рынки и прочее, а другой - в снижении затрат на производство и реализацию данной продукции, сокращении издержек производства. Как правило, снижение затрат можно достигнуть путем экономии ресурсов, которые потребляются в процессе производства, как трудовых, так и материальных.
Существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективную деятельность фирмы. К внешним относятся факторы, которые косвенно определяют эффективную деятельность. Внутренние факторы определяют результат работы предприятия. Руководство предприятия может повысить эффективность деятельности фирмы путем влияния на внутренние факторы.
Основными способами повышения эффективности являются инновационная деятельность и реструктуризация. Среди всех способов повышения эффективности, аутсорсинг является наиболее новой и эффективной стратегий. Экономическая сущность аутсорсинга заключается в том, что третьей стороне помимо конкретных производственных процессов передаются также полномочия, ответственность и риски на основании контракта.
Актуальность темы исследования бакалаврской работы обусловлена тем, что на сегодняшний день необходимо теоретическое изучение и разработка практических рекомендаций по использованию аутсорсинга на действующих предприятиях, что позволит, с одной стороны, повысить их эффективность и конкурентоспособность, а, с другой, будет способствовать развитию рынка аутсорсинговых услуг.
В качестве объекта исследования бакалаврской работы выступает организация ООО «Илья Муромец плюс».
Предмет исследования - управление персоналом на основе аутсорсинга.
Цель работы - разработка практических рекомендаций по использованию аутсорсинговых услуг для повышения эффективности управления персоналом организации ООО «Илья Муромец плюс».
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность аутсорсинга и аутсорсинговой деятельности;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт использования аутсорсинга;
- выявить риски и возможности, которые возникают у компании при использовании аутсорсинга;
- провести анализ эффективности управления персоналом организации и предложить мероприятия по внедрению аутсорсинга на примере ООО «Илья Муромец плюс».
Методологической основой исследования являются методы системного анализа экономических процессов и явлений мировой экономики, индукции и дедукции, логического и ситуационного анализа, сочетания абстрактного и конкретного подхода к исследованию.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов Борзуновой О.Г., Исавнина А.Г., Курбанова А.Х., K.Marvin, P.Barrar, A.Gupta.
Информационно-правовой основой исследования является статистическая информация состояния мировой экономики, нормативно - правовые акты органов законодательной и исполнительной власти РФ, а также международных экономических организаций, научные работы зарубежных и российских экономистов.
Практическая значимость работы состоит в возможности дальнейшего использования полученных результатов в ходе исследования данной темы при построении каких-либо новых бизнес-моделей международного аутсорсинга, а также в выборе стратегических направлений развития хозяйствующих субъектов на мировом экономическом пространстве.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.
В первой главе рассмотрено понятие и значение аутсорсинга (в том числе аутсорсинга персонала); преимущества аутсорсинга как одного из направлений в повышении эффективности деятельности организации, а также представлен отечественный и зарубежный опыт при использовании аутсорсинга.
В второй главе работы рассмотрена организационно-экономическая характеристика организации и проведен анализ эффективности управления персоналом организации ООО «Илья Муромец плюс».
В третьей главе рассмотрена возможность разработки мероприятий по повышению эффективности управления персоналом организации на основе аутсорсинга ООО «Илья Муромец плюс» и проведена оценка экономической эффективности мероприятий.
Существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективную деятельность фирмы. К внешним относятся факторы, которые косвенно определяют эффективную деятельность. Внутренние факторы определяют результат работы предприятия. Руководство предприятия может повысить эффективность деятельности фирмы путем влияния на внутренние факторы.
Основными способами повышения эффективности являются инновационная деятельность и реструктуризация. Среди всех способов повышения эффективности, аутсорсинг является наиболее новой и эффективной стратегий. Экономическая сущность аутсорсинга заключается в том, что третьей стороне помимо конкретных производственных процессов передаются также полномочия, ответственность и риски на основании контракта.
Актуальность темы исследования бакалаврской работы обусловлена тем, что на сегодняшний день необходимо теоретическое изучение и разработка практических рекомендаций по использованию аутсорсинга на действующих предприятиях, что позволит, с одной стороны, повысить их эффективность и конкурентоспособность, а, с другой, будет способствовать развитию рынка аутсорсинговых услуг.
В качестве объекта исследования бакалаврской работы выступает организация ООО «Илья Муромец плюс».
Предмет исследования - управление персоналом на основе аутсорсинга.
Цель работы - разработка практических рекомендаций по использованию аутсорсинговых услуг для повышения эффективности управления персоналом организации ООО «Илья Муромец плюс».
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность аутсорсинга и аутсорсинговой деятельности;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт использования аутсорсинга;
- выявить риски и возможности, которые возникают у компании при использовании аутсорсинга;
- провести анализ эффективности управления персоналом организации и предложить мероприятия по внедрению аутсорсинга на примере ООО «Илья Муромец плюс».
Методологической основой исследования являются методы системного анализа экономических процессов и явлений мировой экономики, индукции и дедукции, логического и ситуационного анализа, сочетания абстрактного и конкретного подхода к исследованию.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов Борзуновой О.Г., Исавнина А.Г., Курбанова А.Х., K.Marvin, P.Barrar, A.Gupta.
Информационно-правовой основой исследования является статистическая информация состояния мировой экономики, нормативно - правовые акты органов законодательной и исполнительной власти РФ, а также международных экономических организаций, научные работы зарубежных и российских экономистов.
Практическая значимость работы состоит в возможности дальнейшего использования полученных результатов в ходе исследования данной темы при построении каких-либо новых бизнес-моделей международного аутсорсинга, а также в выборе стратегических направлений развития хозяйствующих субъектов на мировом экономическом пространстве.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.
В первой главе рассмотрено понятие и значение аутсорсинга (в том числе аутсорсинга персонала); преимущества аутсорсинга как одного из направлений в повышении эффективности деятельности организации, а также представлен отечественный и зарубежный опыт при использовании аутсорсинга.
В второй главе работы рассмотрена организационно-экономическая характеристика организации и проведен анализ эффективности управления персоналом организации ООО «Илья Муромец плюс».
В третьей главе рассмотрена возможность разработки мероприятий по повышению эффективности управления персоналом организации на основе аутсорсинга ООО «Илья Муромец плюс» и проведена оценка экономической эффективности мероприятий.
В данной работе была рассмотрена сущность аутсорсинга и аутсорсинговой деятельности. Были сделаны следующие выводы.
Используя аутсорсинг, компания передает часть второстепенных процессов сторонним исполнителям, сохраняя контроль за наиболее важными и значимыми бизнес-процессами своей компании. На сегодняшний день наиболее популярными направлениями аутсорсинга являются юридические услуги, услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подбор персонала, рекламные услуги, услуги по содержанию зданий и помещений.
Также был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт использования аутсорсинга. Крупные зарубежные компании начали активно использовать аутсорсинг еще с 30-х годов XX века. Первыми компаниями, применившими его на практике, были Ford и General Motors.
Также были рассмотрены возможности и риски при переходе на аутсорсинг. Существуют различные факторы, влияющие на принятие решения о переходе на аутсорсинг. Главными из них являются высокая конкуренция и дефицит некоторых ресурсов. При наличии множества конкурентов, компания будет искать возможности для оптимизации своих расходов, повышения эффективности деятельности. Снижение затрат позволит высвободить ресурсы, необходимые для улучшения функционирования организации.
Преимуществами аутсорсинга также являются: снижение издержек на содержание рабочих мест, использование накопленного опыта специализированных компаний, гибкая реакция на слияния, поглощения, реструктуризации как в рамках одной фирмы, так и в масштабах рынка. Кроме того, происходит активное внедрение информационных технологий.
На протяжении рассматриваемого периода (2014-2016 гг.), то можно говорить о прибытии трудовых ресурсов в ресторане «Илья Муромец». Т.е. в течение данного периода в компанию принималось больше людей, чем увольнялось. Благодаря постоянному приему работников происходило регулярное обновление кадрового состава.
В течение 2014-2016 гг. коэффициент постоянства кадров находится в пределах 50-60%, при этом можно отметить тенденцию к его снижению. Это является отрицательный фактором, и может повлечь за собой снижение производительности труда, увеличение затрат и снижение выручки.
В 2016 году был проведен опрос увольняющихся, с целью выявления причин ухода сотрудников из компании. В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:
- профессиональные компетенции, личностные особенности сотрудников не совпадали с требованиями компании;
- реальные условия работы не соответствовали ожиданиям нового сотрудника;
- отсутствуют эффективные процедуры адаптации новых сотрудников в компании;
- наличие неэффективной системы мотивации и оплаты труда.
Таким образом, в результате анализа трудовых ресурсов ресторана «Илья Муромец» были выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции. К положительным факторам можно отнести рост уровня образования персонала, а к отрицательным моментам - рост коэффициента текучести кадров, особенно среди «новичков», в течение рассматриваемого периода и превышение данного показателя его допустимой нормы. Главной проблемой в управлении персоналом ресторана «Илья Муромец» является текучесть персонала.
Для выявления причин такой высокой текучести среди персонала ресторана «Илья Муромец» было проанализировано 20 анкет уволившихся сотрудников в 2016 году.
По результатам анализа удовлетворенности уволившихся сотрудников системой оплаты труда в ресторане «Илья Муромец» видно, что большая часть уволившихся сотрудников (33%) в целом удовлетворены системой оплатой труда в организации, но все-таки 21% уволившихся сотрудников отметили неудовлетворенность материальным поощрением (размерами вознаграждений, доплат и т.д.) и 16% выбрали вариант ответа «Премии выплачивались субъективно».
По результатам анализа морально-психологического климата в коллективе в ресторане «Илья Муромец» видно, что большая часть уволившихся сотрудников (25% и 22%) в отмечают такие недостатки как «Не до конца объясняют суть работы и заданий» и «Никто не помогает в случае просьбы» соответственно, также наблюдается безразличность и отстраненность коллектива от новых сотрудников (12% уволившихся сотрудников выбрали вариант ответа «В коллективе меня постоянно «обходили»« и 13% ответили утвердительно напротив варианта ответа «Слишком безразличное отношение друг к другу»).
Как видно в ресторане «Илья Муромец» недоброжелательно относится к новичкам и отсутствует помощь им в выполнении работы.
В компании слабо развита система наставничества и работа с новыми сотрудниками. Большая часть уволившихся сотрудников (26%) отмечают, что вышестоящее руководство совсем не помогало в работе, а также 19% уволившихся сотрудников выбрали вариант ответа «Не обращали внимания, не замечали меня».
По результатам анализа анкет уволившихся работников в ресторане «Илья Муромец» выявлена основная проблема в системе управления персоналом исследуемой организации: несовершенство системы подбора персонала. Именно на решение данной проблемы должно быть направлено применение и внедрение аутсорсинга в ресторане «Илья Муромец».
В ходе анализа системы подбора персонала в ООО «Илья Муромец плюс» были выявлены следующие проблемы:
- наличие высокой текучести кадров;
- менеджеры по подбору персонала имеют большую загрузку;
- услуги кадрового агентства имеют высокие затраты;
- для привлечения персонала используются интернет-сайты, что влечет за собой дополнительные большие расходы.
Для того, что устранить выявленные проблемы предлагается осуществить передачу функций отдела по подбору персонала на аутсорсинг.
Итак, с целью совершенствования подбора персонала рекомендуется реализовать следующие мероприятия:
- необходимо проанализировать рынок поставщиков аутсорсинговых услуг г. Тольятти;
- на основе проведенного анализа выбрать наиболее эффективного и подходящего поставщика;
- осуществить передачу функции отдела по подбору персонала ООО «Илья Муромец плюс» на аутсорсинг.
Вышеуказанные мероприятия позволят снизить текучесть кадров, а также затраты на обслуживание отдела по подбору персонала ООО «Илья Муромец плюс».
Реализация мероприятий по передаче функций отдела по подбору персонала на аутсорсинг позволила получить экономический эффект в размере 685,1 тыс. руб. в год. Экономическая эффективность равна 87,9 %.
Используя аутсорсинг, компания передает часть второстепенных процессов сторонним исполнителям, сохраняя контроль за наиболее важными и значимыми бизнес-процессами своей компании. На сегодняшний день наиболее популярными направлениями аутсорсинга являются юридические услуги, услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подбор персонала, рекламные услуги, услуги по содержанию зданий и помещений.
Также был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт использования аутсорсинга. Крупные зарубежные компании начали активно использовать аутсорсинг еще с 30-х годов XX века. Первыми компаниями, применившими его на практике, были Ford и General Motors.
Также были рассмотрены возможности и риски при переходе на аутсорсинг. Существуют различные факторы, влияющие на принятие решения о переходе на аутсорсинг. Главными из них являются высокая конкуренция и дефицит некоторых ресурсов. При наличии множества конкурентов, компания будет искать возможности для оптимизации своих расходов, повышения эффективности деятельности. Снижение затрат позволит высвободить ресурсы, необходимые для улучшения функционирования организации.
Преимуществами аутсорсинга также являются: снижение издержек на содержание рабочих мест, использование накопленного опыта специализированных компаний, гибкая реакция на слияния, поглощения, реструктуризации как в рамках одной фирмы, так и в масштабах рынка. Кроме того, происходит активное внедрение информационных технологий.
На протяжении рассматриваемого периода (2014-2016 гг.), то можно говорить о прибытии трудовых ресурсов в ресторане «Илья Муромец». Т.е. в течение данного периода в компанию принималось больше людей, чем увольнялось. Благодаря постоянному приему работников происходило регулярное обновление кадрового состава.
В течение 2014-2016 гг. коэффициент постоянства кадров находится в пределах 50-60%, при этом можно отметить тенденцию к его снижению. Это является отрицательный фактором, и может повлечь за собой снижение производительности труда, увеличение затрат и снижение выручки.
В 2016 году был проведен опрос увольняющихся, с целью выявления причин ухода сотрудников из компании. В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:
- профессиональные компетенции, личностные особенности сотрудников не совпадали с требованиями компании;
- реальные условия работы не соответствовали ожиданиям нового сотрудника;
- отсутствуют эффективные процедуры адаптации новых сотрудников в компании;
- наличие неэффективной системы мотивации и оплаты труда.
Таким образом, в результате анализа трудовых ресурсов ресторана «Илья Муромец» были выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции. К положительным факторам можно отнести рост уровня образования персонала, а к отрицательным моментам - рост коэффициента текучести кадров, особенно среди «новичков», в течение рассматриваемого периода и превышение данного показателя его допустимой нормы. Главной проблемой в управлении персоналом ресторана «Илья Муромец» является текучесть персонала.
Для выявления причин такой высокой текучести среди персонала ресторана «Илья Муромец» было проанализировано 20 анкет уволившихся сотрудников в 2016 году.
По результатам анализа удовлетворенности уволившихся сотрудников системой оплаты труда в ресторане «Илья Муромец» видно, что большая часть уволившихся сотрудников (33%) в целом удовлетворены системой оплатой труда в организации, но все-таки 21% уволившихся сотрудников отметили неудовлетворенность материальным поощрением (размерами вознаграждений, доплат и т.д.) и 16% выбрали вариант ответа «Премии выплачивались субъективно».
По результатам анализа морально-психологического климата в коллективе в ресторане «Илья Муромец» видно, что большая часть уволившихся сотрудников (25% и 22%) в отмечают такие недостатки как «Не до конца объясняют суть работы и заданий» и «Никто не помогает в случае просьбы» соответственно, также наблюдается безразличность и отстраненность коллектива от новых сотрудников (12% уволившихся сотрудников выбрали вариант ответа «В коллективе меня постоянно «обходили»« и 13% ответили утвердительно напротив варианта ответа «Слишком безразличное отношение друг к другу»).
Как видно в ресторане «Илья Муромец» недоброжелательно относится к новичкам и отсутствует помощь им в выполнении работы.
В компании слабо развита система наставничества и работа с новыми сотрудниками. Большая часть уволившихся сотрудников (26%) отмечают, что вышестоящее руководство совсем не помогало в работе, а также 19% уволившихся сотрудников выбрали вариант ответа «Не обращали внимания, не замечали меня».
По результатам анализа анкет уволившихся работников в ресторане «Илья Муромец» выявлена основная проблема в системе управления персоналом исследуемой организации: несовершенство системы подбора персонала. Именно на решение данной проблемы должно быть направлено применение и внедрение аутсорсинга в ресторане «Илья Муромец».
В ходе анализа системы подбора персонала в ООО «Илья Муромец плюс» были выявлены следующие проблемы:
- наличие высокой текучести кадров;
- менеджеры по подбору персонала имеют большую загрузку;
- услуги кадрового агентства имеют высокие затраты;
- для привлечения персонала используются интернет-сайты, что влечет за собой дополнительные большие расходы.
Для того, что устранить выявленные проблемы предлагается осуществить передачу функций отдела по подбору персонала на аутсорсинг.
Итак, с целью совершенствования подбора персонала рекомендуется реализовать следующие мероприятия:
- необходимо проанализировать рынок поставщиков аутсорсинговых услуг г. Тольятти;
- на основе проведенного анализа выбрать наиболее эффективного и подходящего поставщика;
- осуществить передачу функции отдела по подбору персонала ООО «Илья Муромец плюс» на аутсорсинг.
Вышеуказанные мероприятия позволят снизить текучесть кадров, а также затраты на обслуживание отдела по подбору персонала ООО «Илья Муромец плюс».
Реализация мероприятий по передаче функций отдела по подбору персонала на аутсорсинг позволила получить экономический эффект в размере 685,1 тыс. руб. в год. Экономическая эффективность равна 87,9 %.



