Объект исследования - ООО «О’КЕЙ» (г. Санкт-Петербург). Это одна из крупнейших российских розничных сетей, специализирующаяся на торговле продуктами питания.
Проведен анализ экономической деятельности за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования и распределения прибыли предприятия 5
1.1 Прибыль: сущность, функции и виды прибыли 5
1.2 Методы анализа формирования и распределения прибыли 14
1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли предприятия торговли 21
2. Анализ показателей формирования и распределения прибыли ООО «О’КЕЙ» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «О’КЕЙ» 29
2.2 Анализ формирования и распределения прибыли предприятия 39
2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «О’КЕЙ» 65
3. Рекомендации по увеличению прибыли ООО «О’КЕЙ» и эффективности её использования74
3.1 Мероприятия по совершенствованию формирования прибыли предприятия 74
3.2 Мероприятия по совершенствованию распределения прибыли предприятия 81
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 84
Заключение 97
Список использованных источников 100
Приложения 104
Прибыль является основным показателем эффективности хозяйственной деятельности предприятия, источником пополнения его финансовых ресурсов, основой налогообложения и дивидендных выплат. Поэтому анализ формирования и распределения прибыли имеет большое значение для управления предприятием, определения его конкурентоспособности и перспектив развития.
Анализ прибыли предполагает изучение факторов, влияющих на ее изменение, выявление резервов увеличения прибыли, оценку эффективности использования прибыли для различных целей. Для проведения анализа необходимо использовать данные бухгалтерского учета и отчетности, а также специальные методики и показатели.
Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что в современных условиях рыночной экономики прибыль является основным критерием оценки деятельности предприятия, а также важнейшим фактором его развития и конкурентоспособности. Поэтому анализ формирования и распределения прибыли позволяет выявить сильные и слабые стороны хозяйствования предприятия, определить резервы увеличения прибыли и разработать мероприятия по ее оптимизации. Такой анализ имеет особое значение для торговых предприятий, так как они работают в условиях высокой конкуренции и низкой рентабельности. ООО «О’КЕЙ» является одним из лидеров торгового рынка России, поэтому анализ его прибыли имеет практическую значимость для управления предприятием и повышения его эффективности.
Объектом исследования в данной работе является прибыль ООО «О’КЕЙ» как одной из крупнейших торговых сетей в России, специализирующейся на продаже продуктов питания и товаров повседневного спроса.
Предметом исследования является процесс формирования и распределения прибыли ООО «О’КЕЙ».
Целью работы является анализ формирования и распределения прибыли ООО «О’КЕЙ» и разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования и распределения прибыли предприятия;
провести анализ показателей формирования и распределения прибыли ООО «О’КЕЙ»;
сформулировать рекомендации по увеличению прибыли ООО «О’КЕЙ» и эффективности её использования.
Методологической основой работы являются общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция и дедукция. Кроме того, применяются специальные методы экономического анализа: горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, факторный анализ прибыли.
Информационной базой работы являются официальные данные ООО «О’КЕЙ», включая бухгалтерскую отчетность за 2020-2022 годы, а также научная и учебная литература по теме работы.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Прибыль занимает место важнейшей категории рыночной экономики, поскольку именно она мотивирует предпринимателей стремиться к развитию и повышению эффективности фирмы, а также является неотъемлемым компонентом формирования государственного бюджета.
Прибыль является важным фактором, характеризующим конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, к которым относят учетную, стимулирующую и распределительную. На формирование конечного финансового результата, то есть чистой прибыли, оказывают влияние такие виды прибыли как: валовая прибыль, прибыль от продаж и прибыль до налогообложения.
Методика анализа прибыли предприятия включает в себя определение ее состава и структуры при помощи горизонтального и вертикального анализа прибыли предприятия по данным отчета о прибылях и убытках, а также проводится факторный анализ прибыли, позволяющий показать какие факторы оказали наибольшее влияние на формирование прибыли, и рассматривается анализ распределения полученной величины чистой прибыли. Поэтому формирование и распределение прибыли являются важным этапом в системе управления прибылью.
Формирование финансового результата происходит под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Учитывая перечисленные проблемы в сфере торговли товарами, ориентирами и векторами развития сферы торговли в России в долгосрочном периоде должны стать: создание развитой структуры каналов перемещения товаров; поддержка требуемой интенсивности товарооборота; формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения; постоянный мониторинг внешней среды организации; управление рисками предприятий торговли.
ООО «О’КЕЙ» – крупная российская розничная сеть продуктов питания, дочерняя компания ОАО «О’КЕЙ Групп». В 2021 году компания увеличила выручку и чистую прибыль, но снизила прибыль от продаж. Компания также повысила производительность труда и эффективность использования основных фондов, но ухудшила оборачиваемость оборотных активов.
В 2021 году компания значительно увеличила свою выручку и чистую прибыль за счет превышения темпов роста доходов над расходами. Однако в 2022 году компания столкнулась с уменьшением своих доходов и расходов, что привело к снижению прибыли до налогообложения и чистой прибыли более, чем на 60 %. Компания также испытала изменения в своих показателях эффективности: в 2021 году она повысила производительность труда и эффективность использования основных фондов, но ухудшила оборачиваемость оборотных активов, а в 2022 году она снизила производительность труда и эффективность использования основных фондов, а также продолжила сокращение оборачиваемости оборотных активов.
ООО «О’КЕЙ» демонстрировало нестабильную динамику прибыльности в 2020-2022 годах. В 2021 году компания значительно увеличила свою чистую прибыль и рентабельность чистой прибыли за счет эффективного управления доходами и расходами, а также реализации неиспользуемых активов. Однако в том же году компания снизила свою рентабельность продаж и продукции из-за увеличения расходов на производство и сбыт. В 2022 году компания сократила свою чистую прибыль и рентабельность чистой прибыли, но повысила свою рентабельность продаж и продукции. Компания не выплачивала дивиденды участникам в 2020 и 2021 годах, а направляла всю чистую прибыль на развитие бизнеса и укрепление финансового положения. В апреле 2022 года учредителями принято решение о распределении части чистой прибыли Общества в сумме 530100 тыс. руб. из чистой прибыли по результатам деятельности за 2014 год.
Глядя на неоднозначную тенденцию изменения показателей прибыли и рентабельности ООО «О’КЕЙ», следует осуществить поиск резервов их повышения, т. к. наращивание объемов реализации и полученной прибыли является наиболее актуальным вопросом для любой организации, в т. ч. и для ООО «О’КЕЙ».
Проблемы, обнаруженные в ходе анализа порядка формирования и распределения прибыли ООО «О’КЕЙ» обусловили необходимость поиска резервов улучшения сложившейся ситуации.
Для совершенствования формирования прибыли ООО «О’КЕЙ» рекомендуется особое внимание уделить механизму оптимизации себестоимости продаж и коммерческих расходов, а также расширению ассортимента товаров и услуг. Эти мероприятия позволят компании повысить свою конкурентоспособность на рынке, привлечь и удержать больше клиентов, увеличить объем продаж и прибыль. Для реализации этих мероприятий необходимо провести комплексный анализ своей деятельности, рынка и потребителей, а также разработать план действий с учетом всех затрат, выгод и рисков. Также необходимо постоянно проводить мониторинг результатов и корректировку стратегии в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды.
Для совершенствования распределения прибыли между участниками общества предлагается увеличить размер резервного фонда, создать целевые фонды, выплачивать дивиденды не менее двух раз в год и оставлять часть прибыли для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Эти мероприятия позволят обеспечить оптимальное соотношение между интересами участников общества и потребностями компании в развитии и росте.
При реализации указанных рекомендаций ООО «О’КЕЙ» планирует повысить свою прибыль за счет сокращения расходов и увеличения доходов за счет расширения ассортимента товаров и услуг.
ООО «О’КЕЙ» рекомендуется распределить свою чистую прибыль на четыре направления: резервный фонд, дивиденды, формирование целевых фондов, развитие деятельности. Это позволит компании обеспечить свою финансовую устойчивость, удовлетворить интересы собственников и работников и реализовать свои стратегические цели.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022 N 565-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/. Дата доступа: 29.12.2022.
2. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 6-е изд., стереотипное. – Москва: Дашков и Кº, 2023. – 290 с.
3. Арзуманова Т. И. Экономика организации: Учебник для бакалавров / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 240 с.
4. Бариленко В. И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности – М.: Юрайт, 2020. – 456 c.
5. Баскакова О.В. Экономика организации: Учебник для бакалавров / О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. – 306 с.
6. Бекаева, А. В. Финансовый анализ: учебное пособие / А. В. Бекаева. – Москва: РТУ МИРЭА, 2021. – 103 с.
7. Волкова, О. Н. Управленческий учет: учебник и практикум для вузов / О. Н. Волкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 461 с.
8. Герасимова, В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Герасимова В.Д., Туктарова Л.Р. Москва: КноРус, 2020. – 505 с.
9. Голубева, Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Т.М. Голубева. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 369 c.
10. Ендовицкий, Д.А. Финансовый анализ: учебник / Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Москва: КноРус, 2023. – 304 с.
11. Ефимова О. В. Инструментарий обоснования экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – М: Кнорус, 2023. – 322 с.
12. Качкова О.Е. Экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров): учебник / О.Е. Качкова, М.В. Косолапова, В.А. Свободин. – М.: КноРус, 2020. – 360 c.
13. Клишевич, Н.Б. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Клишевич, Н.В. Непомнящая, И.С. Ферова. – М.: Инфра-М, 2018. – 214 c.
14. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Учебное пособие / Флегонтов В. И. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 334 c.
15. Короленок, Г. А. Менеджмент торговли, общественного питания, недвижимости: учеб. пособие / Г. А. Короленок. – Минск: БГЭУ, – 2020. – 335 с.
16. Корпоративные финансы: учебник / М. А. Эскиндаров [и др.], под ред., М. А. Федотова. – Москва: КноРус, – 2022. – 480 с.
17. Косорукова И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / И. В. Косорукова, О. В. Мощенко, А. Ю. Усанов. – М.: КноРус, 2022. – 342 c.
18. Кузьмина Е. Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. В 2 частях. Часть 2 / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина; под общей редакцией Е. Е. Кузьминой. – М.: Юрайт, 2023. – 250 c.
19. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции: учебник и практикум для вузов / И. Я. Лукасевич. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 377 с.
20. Любушин Н. П. Экономика организации: учебник / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. – М: Кнорус, 2021. – 326 с.
21. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли: учебник / А. М. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 266 с.
22. Международный финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич, П.Е. Жуков. – Москва: КНОРУС, 2020. – 210 с.
23. Найденова, Р.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Найденова Р.И., Виноходова А.Ф., Найденов А.И. Москва: КноРус, 2020. – 208 с.
24. Оценка финансовых активов: учебное пособие / Т.В. Тазихина, Ю.В. Андрианова. –Москва: КНОРУС, 2022. – 186 с.
25. Погодина Т. В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов / Т. В. Погодина. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 351 с.
26. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг. – М: Кнорус, 2023. – 512 с.
27. Растова, Ю. И. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Ю. И. Растова, С. А. Фирсова. – Москва: КноРус, 2022. – 280 с.
28. Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, – 2021. – 608 с.
29. Суслова Ю. Ю. Товарное обращение: учебное пособие / Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко. – Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. – Красноярск: СФУ, 2021. – 200 с.
30. Толпегина, О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для вузов / О. А. Толпегина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 610 с.
31. Управление денежными потоками: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.В. Кеменов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 191 с.
32. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. 170 000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. – Москва: Дом Славянской Книги, 2022. – 816 с.
33. Федотова М. А. Оценка стоимости бизнеса: учебн. / М. А. Федотова, Н. А. Атабиева, М. А. Эскиндаров [и др.]. – М.: КНОРУС, 2023. – 320 с.
34. Финансовое планирование в организациях: учебное пособие / С.В. Лаптев, Н.А. Платонова. – Москва: КНОРУС, 2021. – 204 с.
35. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / М. В. Романовский [и др.]; под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 523 с.
36. Хазанович, Э. С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Э. С. Хазанович. – Москва: КноРус, – 2023. –272 с.
37. Шадрина, Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Шадрина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 461с.
38. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 208 с.
39. Экономический анализ: учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.]; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 631 с.