Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы УУД и особенности формирования их у младших школьников 7
1.1 Проблема учебных действий, их обоснование 7
1.2 Универсальные учебные действия как научная проблема, их психологическое обоснование 13
1.3 Регулятивно-личностный компонент УУД, его специфика и значение в учебной деятельности и воспитании 18
Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования регулятивно-личностных УУД у младших школьников 24
2.1 Организация исследования и методы исследовательской работы 24
2.2 Эмпирическое исследование регуляторных возможностей испытуемых и особенностей их личности 27
2.3 Разработка и апробация программы, направленной на формирование регулятивно-личностного компонента УУД у младших школьников 29
2.4 Анализ эффективности программы по формированию регулятивно-личностного компонента УУД у младших школьников 35
Заключение 41
Список используемой литературы: 42
«В какое время мы живём!» - кто-то говорит. Часто слышим мы эту фразу, слышали до нас. И тем не менее это так. Мы свидетели, творцы перемен. То, что перемены необходимы - это уже позитивная мысль, потому что хватит бояться, обвинять, давайте стоить наш многозадачный мир. Он меняется, достаточно заглянуть в глаза детей, малышей. И всё будет понятно. Возникает
Протест, критика, попустительство? А должно быть понимание, самая конструктивная стратегия понимания в наше время. Чем ответит на этот вызов образование? Откат назад в восьмидесятые? Но дети другие. На это должны отреагировать медицина, психология, педагогика, биология. Дети сейчас целеустремлённые, целезависимые, целеориентированные. А их за одинаковые парты, в одинаковые классы, в одинаковую позу, за одинаковые учебники... Поэтому задача образования: помочь малышу пройти путь и стать человеком. А этому способствует формирование УУД. А чтобы научиться быть человеком поможет регулятивно-личностный компонент. Учитель влияет на то в малыше, что может прорасти в определённых условиях. Какие это условия мы хотим исследовать в экспериментальной работе. В этом состоит актуальность исследования. Обратившись к научным трудам выдающихся психологов и педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова мы теоретически обосновали проблему учебных действий, универсальных учебных действий, специфику регулятивно-личностного компонента, экспериментально создали психологические условия для формирования последнего: гуманная психология, смешанное обучение, системно-деятельностный подход, эмоциональный интеллект.
Цель исследования: изучение условий формирования регулятивно-личностного компонента УУД у младших школьников.
Проблема исследования: Каковы же психолого-педагогические условия формирования регулятивно-личностного компонента УУД у младших школьников?
Объект исследования: универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет исследования: психологические условия формирования регулятивно-личностного компонента УУД.
Проблема исследования определила гипотезу, которая заключается в предположении о том, что специально созданные психолого-педагогические условия будут способствовать формированию регулятивно-личностного компонента УУД, выраженному в возможности детей регулировать свою деятельность и организовывать её посредствам развитого ценностно-смыслового компонента личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выявления возможностей и условий формирования регулятивно-личностного компонента УУД.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления регулятивных возможностей.
3. Разработать и апробировать программу, направленную на формирование регулятивно-личностного компонента УУД у младших школьников.
4. Проанализировать и обобщить результаты исследования условий формирования регулятивно-личностного компонента УУД.
База исследования: г. Тольятти, в эксперименте участвовали:
1. Экспериментальная группа - ученики 3 класса ЧОУ СОШ «ООЦ «Школа».
2. Контрольная группа - ученики 3 класса МБОУ «Гимназии № 9».
Практическая значимость исследования состоит практическом применении результатов данного эксперимента психологами, педагогами, родителями, воспитателями.
В заключении нашего исследования сделаем выводы:
1. В наше время перемены в образовании неизбежны, поэтому внедрение новых технологий и подходов актуально.
2. Для освоения современных технологий и технологий, которые «живут» несколько десятков, а может и сотен лет, мы изучили концепции ведущих деятелей психологии и педагогики, об этом говорилось в первой главе, показали проблематизацию, предложили пути решения проблемы.
3. Разработав экспериментальную программу, мы показали необходимость внедрения технологий.
4. Хотелось бы привлечь к работе по вопросу нашего исследования родителей учеников.
5. Работа по теме нашего эксперимента продолжится и в будущем году.
Мы считаем, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Асмолов, А. Г. Современное развивающее обучение / В. К. Бахир // Начальная школа. - 2014, №5. - С. 22 - 27.
2. Бахтина, М.М. Емельянова, Ю.Н. Концепции современного понимания регулятивных универсальных учебных действий / Издательство Учебная литература. - 2013, №5. - С. 248.
3. Бунеева, Е.В. Чиндилова, О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования / Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова //Начальная школа плюс До и После. - 2013, №3. - С. 1 - 3.
4. Битянова, М.Р. Азарова, Т.В. Работа психолога в начальной школе- М.: Просвещение, 2013. - 90 с.
5. Вахрушев, А.А. Горячев, А.В. Данилов, Д.Д. Бунеева, Е.В. Чиндилова, О.В. Козлова, С.А. Программа личностного развития и формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100») / А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова - М. 2014. - 35 с.
6. Гаврилычева, Г.Ф. Начальная школа. Развитие самостоятельности у детей / Г.Ф. Гаврилычева, 2014. №11. С. 22.
7. Гаврилова Г.Н., Гаврилова Е.В. Развитие креативности у учащихся / Г.Н. Гаврилова, Е.В. Гаврилов. - М.: 2012 - с. 131 -157
8. Гальперин, П.Я. Эльконин, Д.Б. Регулятивные компетентности личности / А.М. Скотникова. — Москва, 2015 - 124 с.
9. Горячев, А.В. Стандарты на вырост (Интересы государства и образовательные стандарты /А.В. Горячев //Начальная школа плюс До и После. - 2012, №3. - С. 1 - 3.
10. Давыдов, В.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя. /Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013. - 83 с.
11. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков Г.А. Цукерман — 2013. • № 3 - 4.
12. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожин, А.М. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2011. - 257 с.
13. Ермакова, О.Н. Задачи регулятивных универсальных учебных действий - М.: «Сентябрь», 2013. - 76 с.
14. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. - М.: 2013. - 254 с.
15. Зимняя, И.А. Леонтьева, А.А. Регулятивные способности младших школьников: пособие для учителя. / М.: Просвещение, 2014. • 94 - 148 с.
...