Введение 4
Глава I 10
Акваманил как феномен средневекового декоративно-прикладного искусства 10
1.1 Проблема терминилогии 10
1.2 Устройство и производство 11
1.3 Предназначение акваманилов 14
Литургическое предназначение 14
Светское предназначение 15
Изобразительные источники 18
1.4 Происхождение акваманилов 20
Выводы к первой главе 27
Глава II 28
Классификация акваманилов 28
2. 1 Акваманилы орнитоморфных и драконоподобных форм 28
2. 2 Акваманилы в форме кентавра 29
2. 3 Акваманилы виде коленопреклоненного человека, антропоморфных голов и бюстов 32
2. 4 Акваманилы в форме льва 34
2. 5 Акваманилы в форме всадников: рыцари и охотники 36
Рыцари 37
Охотники и коронованные всадники 38
Венгерские охотники 38
Готические акваманилы 40
2.6 Прочие зооморфные акваманилы 40
Романские акваманилы 40
Готические акваманилы 42
Выводы ко второй главе 45
Глава III 47
Описание и анализ 47
3.1 Формально-стилистический анализ предмета 47
3.2 Проблема происхождения и аналоги 49
Выводы к третьей главе 51
Заключение 53
Список литературы 56
Литература 56
Источники 63
Приложение
Целью курсовой работы — выявить иконографические и формально-стилистические особенности акваманила XIII века из коллекции Государственного Эрмитажа (инв. ном. Ф–89) и встроить его в имеющуюся классификацию западно-христианских акваманилов.
Это предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать акваманил как феномен средневекового декоративного-прикладного искусства: рассмотреть проблему терминологии, определить возможные контексты его бытования, проследить происхождение.
2. Классифицировать водолеи, с опорой на имеющуюся традицию.
3. Описать акваманил из коллекции Государственного Эрмитажа используя такие методы искусствоведения как формально-стилистический и иконографический анализы.
4. Рассмотреть проблему происхождения группы акваманилов, в которую входит исследуемый нами сосуд, и предложить пути её решения.
Объектом исследования являются акваманилы христианской Европы XII–XVI веков. Предметом — акваманил в виде всадника-охотника XIII века из отдела Западноевропейского декоративно-прикладного искусства Государственного Эрмитажа (инв. Ном. Ф–89).
Проблема нашей работы заключается в происхождении исследуемого нами предмета и всей группы акваманилов, к которой он принадлежит.
Методология нашего исследования обусловлена целью, задачами, объектом, предметом и проблемой курсовой работы. Акваманил в виде всадника будет рассмотрен посредством применения искусствоведческих методов формально-стилистического и иконографического анализа произведения декоративно-прикладного искусства. Помимо того, мы прибегнем к сравнительному анализу, опираясь как на другие предметы декоративно-прикладного искусства, так и на живописные образцы. Для выполнения ряда задач мы обратимся к историческим документам (в связи с установлением контекста бытования акваманилов) и к литературным источникам (иконография отдельных акваманилов).
Перейдём к обзору литературы. Интерес к акваманилам наблюдается в научной среде начиная с 1820-х годов. Отметим, что исследователи XIX века приписывали акваманилам, найденным в ходе раскопок, некое доисторическое , языческое, венедское, германское или римское происхождение, и даже говорили о том, что такие сосуды принадлежали тамплиерами . Но уже в XIX веке часть исследователей считала водолеи средневековыми литургическим предметами. Среди них Генрих Отто, обративший внимание на упоминание зооморфных сосудов в описи церковного имущества собора в Мейнце , Иоганн Христиан Вильгельм Август, также опиравшийся на средневековые источники .
Вопросы вызвало и использование акваманилов: одни учёные помещали их литургическое пространство, другие — в мирское. Подробнее проблема бытования акваманилов будет рассмотрена нами в первой главе, поэтому пока дадим лишь краткий обзор дискуссии. Иоганн Христиан Вильгельм Август склонялся к использованию фигуративных сосудов в сокральном пространстве , как и Август Эссенвейн, подчеркивавший тяготение романского искусства к зооморфным мотивам, , мнение его разделил и Франс Бок . Шарль де Линас, напротив, видел в водолеях профанную утварь: кувшины для питья или чаши для омовения рук гостей великих господ, а их вид считал соответствовавшим вкусам средневековых немцев и венгров, в то время как церковная утварь была менее профанного вида . Август Эсвейн, как отмечал Генрих Райффершайд , вопреки своим ранним выводам, впоследствии поднимал вопросы об использовании акванамилов и в профанных целях. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк полагал, что акваманилы могли использоваться как в литургическом, так и в светском контекстах . В настоящее время в це-лом исследователи признают полифункциональность водолеев , однако некоторые судят о литургическом или профанном предназначении конкретного предмета в соответствии с его формой, о чём будет сказано в первой главе.
Подводя итог нашей работе, обозначим её главные выводы. В первую очередь мы коснемся общих заключений, а затем перейдём к выводам относительно непосредственно предмета нашего исследования.
Исследовав акваманил мы как феномен средневекового декоративно-прикладного искусства мы пришли к нескольким выводам.
Во-первых, термин «aquamanile» (и подобные ему) изначально использовался для обозначения чаш в которые в процессе этого омовения рук стекала вода. Сосуды для подачи воды стали называть «aquamanile», как кажется, с распространяем зооморфных образцов. Там не менее терминология в целом не была устойчивой на протяжении средних веков.
Во-вторых, на основе анализа исторических документов, живописного мате-риала, сопоставления с другими пластическими искусствами и литературными источниками, мы пришли к выводу, что акваманилы в средневековой христианской Европе были полифункциональны. Во многом это связано с полисемантичностью их форм. Мы считаем, что дискуссия вокруг среды бытования водолеев вызвана игнорированием ментальность человека средневековой Европы. Очевидно, размещение в пространстве церкви профанных и даже откровенно маргинальных образов не вступало в конфликт с сакральными функциями храма, не оскорбляло религиозные чувства верующих. Использование же водолеев в светском контексте было социальным маркером, присущим аристократической придворной культуре. Акваманил для светского владельца — предмет роскоши, демонстрирующий его богатство, его стремление следовать придворному этикету, частью которого было омовение рук перед трапезой.
В-третьих, мы считаем, что дискурс о западно-европейских акваманилах должен быть дополнен анализом не только исламских, но и византийских образцов. Безусловно, византийское декоративно-прикладное искусство заимствовала эту форму с Востока и мы не пытаемся возвести водолеи латинского Запада к восточно-христианским образцам. В своём исследовании мы хотели лишь заполнить возникшую в историографии лакуну и обозначить, что зооморфные сосуды имели место и в восточно-христианской традиции. Мы не можем назвать византийские образцы акваманилами в силу того, что кувшины имели лишь навершие в виде птичьей головы, кроме того, нами не было обнаружено предметов декоративно-прикладного искусство тех форм, что представлены в живописи. Тем не менее, важно отметить, что как западно-, так и восточно-христианские сосуды, пусть опосредованно (а в случае Византии, вероятно, непосредственно), восходят к персидским образцам, о чём говорят как минимум аналогичные последним зооморфные ручки средневековых акваманилов.
Классификация акваманилов привела нас к выводу о том, что фундаментальный труд Эриха Мейера и Отто фон Фальке не утратил своей значимости, однако исследование Джоаны Ольхавы позволяет пересмотреть некоторые аспекты этой систематизации, учитывая актуальные данные. В особенности это касается тех водолеев, что были индентифицированы исследователями как скандинавские. В процессе классификации акваманилов по иконографическому принципу нами были выявлены литературные и живописные источники иконографии нескольких водолев в виде кентавров.
1. Крыжановская М. Я. В мире замков и соборов: прикладное искусство западного средневековья / М. Я. Крыжановская ; [Гос. Эрмитаж]. – Санкт-Петербург : Изд-во Государственного Эрмитажа : АРС, 2007. – 157, [3] с. : цв. ил. – (Твой Эрмитаж).
2. Лапковская Э. А. Прикладное искусство средних веков в Государствен-ном Эрмитаже : изделия из металла : [альбом] / Э. А. Лапковская. – Москва : Искусство, 1971. – 28, [10] с., 84 л. ил.
3. Орлова М. А. Орнамент и другие элементы декоративного убранства в живописи середины 1120–начала 1160-х годов // История русского ис-кусства. В 22 т. Т. 2, ч. 1: Искусство 20–60-х годов XII века / отв. ред. Л.И. Лифшиц. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2012. С. 348.
4. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / пер. с фр. Е. Решетниковой. СПб.: Александрия, 2019. 448 с.
5. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Умберто Эко ; пер. с итал. А. Шурбелева, ред. В. Горностаева. – Москва : АСТ : Corpus, 2022. – 352 с. : ил.
6. Стаций Публий Папиний Ахиллеида / под общ. ред. С А.В. Подосино-ва. М.: Импэто, 2011. 120 с. С. 37.
7. « Aquamanile » (par C. du Cange, 1678), dans du Cange, et al., Glossarium mediae et infimae latinitatis, éd. augm., Niort : L. Favre, 1883‑1887, t. 1, col. 345a. http://ducange.enc.sorbonne.fr/AQUAMANILE
8. Michel A. Histoire de l’art: depuis les premiers temps chrétiens jusqu'à nos jours : in 8 vol. Vol. I : Des débuts de l'art chrétien à la fin de la période romane, Pt. II. / A. Michel, P. Vitry, L. Lefrançois-Pillion. – Paris : A. Colin, 1905. – 556 p. : il.
9. Atchley E. G. Ordo romanus primus / F. Atchley, E. G. Cuthbert ; ed. V. Staley. – London : Alexander Moring, De La More Press, 1905. – Vol. 3. – 258 p. – Электрон. копия представлена на сайте Internet Archive. – URL: https://archive.org/details/ordoromanusprimu00atchuoft/page/144/mode/2up?q=manutergium (дата обращения: 23.03.2023).
10. Augusti J. C. W. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie: mit beständiger Rücksicht auf die gegenwärtigen Bedürfnisse der christlichen Kirche : in 12 Bd. Bd. XII / J. C. W. Augusti. – Leipzig : Dyk, 1831. – 424 S.
11. Barnet P. Lions, dragons, & other beasts: aquamanilia of the middle ages: vessels for church and table P. Barnet / P. Barnet, P. Dandridge. – New Ha-ven : Yale University Press, 2006. – 205 p.
12. Bild & Bestie — Hildesheimer Bronzen der Stauferzeit. Eine Ausstellung des Dom-Museums Hildesheim vom 31. Mai bis 5. Oktober 2008. Regensburg: Schnell & Steiner, 2008. S. 324. ИЛИ Brandt M. Bild und Bestie: Hildes-heimer Bronzen der Stauferzeit / M. Brandt. – Regensburg : Schnell & Stei-ner, 2008. – 416 S.
13. Bock. F. Über die christlichen Messkännchen // Mittheilungen Der K.K. Cent-ral-Commission Zur Erforschung Und Erhaltung Der Baudenkmale. Bd. IV. Wien: K.K. Hof- und Staasdruckerei, 1859. S. 1–22. https://archive.org/details/mittheilungender09kkze/page/n3/mode/2up с
14. Bumke J. Courtly culture: literature and society in the high Middle Ages / translated T. Dunlap. – Berkeley : University of California Press, 1991. – IX, 770 p. : il.
15. Cahen C. Commercial relations between the Near East and Western Europe from the VII-th to the XI-th century // Islam and the Medieval West: aspects of intercultural relations : papers presented at the ninth annual conference of the Center for Medieval and Early Renaissance Studies / ed. K. I. Semaan ; State University of New York at Binghamton, Center for Medieval and Early Renaissance Studies. – Albany ; New York : State University of New York Press, 1980. – Vol. 2. – P. 1–25.
16. Cechner A. Soupis památek historických a uměleckých v politickém okresu Královéhradeckém. Praze: Nákladem Archaeologické kommisse při České akademii císaře Františka Josefa pro vědy, slovesnost a umění, 1904. S. 25–24. 196s. https://kramerius.svkhk.cz/view/uuid:e7ce8e52-e59d-4e4c-98c0-d4e97d5df96f?page=uuid:446e68ce-5881-11e5-b703-00155d010f03
17. Chejne A. The role of al-Andalus in the movement of ideas between Islam and the West // Islam and the Medieval West: aspects of intercultural rela-tions : papers presented at the ninth annual conference of the Center for Me-dieval and Early Renaissance Studies / ed. K. I. Semaan ; State University of New York at Binghamton, Center for Medieval and Early Renaissance Stud-ies. – Albany ; New York : State University of New York Press, 1980. – Vol. 2. – P. 110–133.
18. Christiani Chronicon Moguntinum // Fontes Rerum Germanicarum. Ge-schichtsquellen Deutschlands: Heinricus De Diessenhofen Und andere Ge-schichtsquellen Deutschlands Im Späteren Mittelalter / Сост? Jh. F. Böhmer / Stuttgart: J. G. Cotta’sche 1845. S. 256.
19. Comptes de l'argenterie des rois de France au XIVe siècle / Société de l'histoire de France ; ed. L. Douët-D'Arcq. – Paris : J. Renouard, 1851. – S. 170. – Электрон. копия доступна на сайте Bibliothèque nationale de France. – URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k453748d/f231.image.r=Lion couronne (дата обращения: 23.02.2023).
20. Dandridge P. Gegossene phantasien Mittelalterliche Aquamanilien und ihre Herstellung // Bild & Bestie — Hildesheimer Bronzen der Stauferzeit. Eine Ausstellung des Dom-Museums Hildesheim vom 31. Mai bis 5. Oktober 2008. Regensburg: Schnell & Steiner, 2008. S. 77–102.
21. Erdmann K. Arabische Schriftzeichen als Ornamente in der abendlandischen Kunst des Mittelalters // Akademie der Wissenchaften und der Literatur. Ab-handlungen der Geistes- und Sozialwissenschaflichen Klasse. Jahrgang. 1953. № 9. S. 467–513.
22. Essenwein A. Ein Aquamanile des XIII, Jahrhunderts // Mittheilungen Der K.K. Central-Commission Zur Erforschung Und Erhaltung Der Bau-denkmale. Bd. IV. Wien: K.K. Hof- und Staasdruckerei, 1859. S. 49. https://archive.org/details/mittheilungender04kkze/page/49/mode/1up
23. Falke O., Meyer E. Romanische Leuchter und Gefässe, Giessgefässe der Go-tik. Berlin: Deutsche Verlag für Kunstwissenschaft, 1935. S. 39. / Bronzegeräte des Mittelalters. Romanische Leuchter und Gefӓsse, Giessgefӓsse der Gotik / Otto v. Falke und Erich Meyer. – Berlin : Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, [1935]. – 121, [1] S., [114] Ill. – (Denkmӓler deutscher Kunst).
24. Fowler Rites of Durham (1903). https://openlibrary.org/books/OL13502682M/Rites_of_Durham
25. Frimmel T. Bronzen in der II. Gruppe der Kunstsammlungen des Allerhöchs-ten Kaiserhauses // Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Aller-höchsten Kaiserhauses. Bd. IX. Wien: Druck Und Verlag Von Adolf Holzhausen, 1889. S. 232. https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/jbksak1889
26. Gerevich T. Magyarország románkori emlékei / T. Gerevich. – Budapest : Királyi Magyar Egyetemi Nyomda, 1938. – [6], 842, [1] p. : 132 szövegközti kép, 264 tábla. – (Magyarország Művészeti Emlékei). – Электрон. копия до-ступна на сайте Arcanum Digitheca. – URL: https://adt.arcanum.com/en/view/MagyarorszagMuveszetiEmlekei_001, по подписке (дата обращения: 27.02.2023).
27. Tibor Gerevich, Von der älteren ungarischen Kunst (Ungarische Jahrbücher, Bd. 5,2), Budapest 1925.
28. Tibor Gerevich, Magyarország románkori emlékei Die Kunstdenkmäler der Romanik in Ungarn], Budapest 1938.