Предоставляется в ознакомительных и исследовательских целях
Акваманил как феномен средневекового декоративно-прикладного искусства
Закажите новую по вашим требованиям
Представленный материал является образцом учебного исследования, примером структуры и содержания учебного исследования по заявленной теме. Размещён исключительно в информационных и ознакомительных целях.
Workspay.ru оказывает информационные услуги по сбору, обработке и структурированию материалов в соответствии с требованиями заказчика.
Размещение материала не означает публикацию произведения впервые и не предполагает передачу исключительных авторских прав третьим лицам.
Материал не предназначен для дословной сдачи в образовательные организации и требует самостоятельной переработки с соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и принципов академической добросовестности.
Авторские права на исходные материалы принадлежат их законным правообладателям. В случае возникновения вопросов, связанных с размещённым материалом, просим направить обращение через форму обратной связи.
📋 Содержание (образец)
Глава I 10
Акваманил как феномен средневекового декоративно-прикладного искусства 10
1.1 Проблема терминилогии 10
1.2 Устройство и производство 11
1.3 Предназначение акваманилов 14
Литургическое предназначение 14
Светское предназначение 15
Изобразительные источники 18
1.4 Происхождение акваманилов 20
Выводы к первой главе 27
Глава II 28
Классификация акваманилов 28
2. 1 Акваманилы орнитоморфных и драконоподобных форм 28
2. 2 Акваманилы в форме кентавра 29
2. 3 Акваманилы виде коленопреклоненного человека, антропоморфных голов и бюстов 32
2. 4 Акваманилы в форме льва 34
2. 5 Акваманилы в форме всадников: рыцари и охотники 36
Рыцари 37
Охотники и коронованные всадники 38
Венгерские охотники 38
Готические акваманилы 40
2.6 Прочие зооморфные акваманилы 40
Романские акваманилы 40
Готические акваманилы 42
Выводы ко второй главе 45
Глава III 47
Описание и анализ 47
3.1 Формально-стилистический анализ предмета 47
3.2 Проблема происхождения и аналоги 49
Выводы к третьей главе 51
Заключение 53
Список литературы 56
Литература 56
Источники 63
Приложение
📖 Введение (образец)
Это предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать акваманил как феномен средневекового декоративного-прикладного искусства: рассмотреть проблему терминологии, определить возможные контексты его бытования, проследить происхождение.
2. Классифицировать водолеи, с опорой на имеющуюся традицию.
3. Описать акваманил из коллекции Государственного Эрмитажа используя такие методы искусствоведения как формально-стилистический и иконографический анализы.
4. Рассмотреть проблему происхождения группы акваманилов, в которую входит исследуемый нами сосуд, и предложить пути её решения.
Объектом исследования являются акваманилы христианской Европы XII–XVI веков. Предметом — акваманил в виде всадника-охотника XIII века из отдела Западноевропейского декоративно-прикладного искусства Государственного Эрмитажа (инв. Ном. Ф–89).
Проблема нашей работы заключается в происхождении исследуемого нами предмета и всей группы акваманилов, к которой он принадлежит.
Методология нашего исследования обусловлена целью, задачами, объектом, предметом и проблемой курсовой работы. Акваманил в виде всадника будет рассмотрен посредством применения искусствоведческих методов формально-стилистического и иконографического анализа произведения декоративно-прикладного искусства. Помимо того, мы прибегнем к сравнительному анализу, опираясь как на другие предметы декоративно-прикладного искусства, так и на живописные образцы. Для выполнения ряда задач мы обратимся к историческим документам (в связи с установлением контекста бытования акваманилов) и к литературным источникам (иконография отдельных акваманилов).
Перейдём к обзору литературы. Интерес к акваманилам наблюдается в научной среде начиная с 1820-х годов. Отметим, что исследователи XIX века приписывали акваманилам, найденным в ходе раскопок, некое доисторическое , языческое, венедское, германское или римское происхождение, и даже говорили о том, что такие сосуды принадлежали тамплиерами . Но уже в XIX веке часть исследователей считала водолеи средневековыми литургическим предметами. Среди них Генрих Отто, обративший внимание на упоминание зооморфных сосудов в описи церковного имущества собора в Мейнце , Иоганн Христиан Вильгельм Август, также опиравшийся на средневековые источники .
Вопросы вызвало и использование акваманилов: одни учёные помещали их литургическое пространство, другие — в мирское. Подробнее проблема бытования акваманилов будет рассмотрена нами в первой главе, поэтому пока дадим лишь краткий обзор дискуссии. Иоганн Христиан Вильгельм Август склонялся к использованию фигуративных сосудов в сокральном пространстве , как и Август Эссенвейн, подчеркивавший тяготение романского искусства к зооморфным мотивам, , мнение его разделил и Франс Бок . Шарль де Линас, напротив, видел в водолеях профанную утварь: кувшины для питья или чаши для омовения рук гостей великих господ, а их вид считал соответствовавшим вкусам средневековых немцев и венгров, в то время как церковная утварь была менее профанного вида . Август Эсвейн, как отмечал Генрих Райффершайд , вопреки своим ранним выводам, впоследствии поднимал вопросы об использовании акванамилов и в профанных целях. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк полагал, что акваманилы могли использоваться как в литургическом, так и в светском контекстах . В настоящее время в це-лом исследователи признают полифункциональность водолеев , однако некоторые судят о литургическом или профанном предназначении конкретного предмета в соответствии с его формой, о чём будет сказано в первой главе.
✅ Заключение (образец)
Исследовав акваманил мы как феномен средневекового декоративно-прикладного искусства мы пришли к нескольким выводам.
Во-первых, термин «aquamanile» (и подобные ему) изначально использовался для обозначения чаш в которые в процессе этого омовения рук стекала вода. Сосуды для подачи воды стали называть «aquamanile», как кажется, с распространяем зооморфных образцов. Там не менее терминология в целом не была устойчивой на протяжении средних веков.
Во-вторых, на основе анализа исторических документов, живописного мате-риала, сопоставления с другими пластическими искусствами и литературными источниками, мы пришли к выводу, что акваманилы в средневековой христианской Европе были полифункциональны. Во многом это связано с полисемантичностью их форм. Мы считаем, что дискуссия вокруг среды бытования водолеев вызвана игнорированием ментальность человека средневековой Европы. Очевидно, размещение в пространстве церкви профанных и даже откровенно маргинальных образов не вступало в конфликт с сакральными функциями храма, не оскорбляло религиозные чувства верующих. Использование же водолеев в светском контексте было социальным маркером, присущим аристократической придворной культуре. Акваманил для светского владельца — предмет роскоши, демонстрирующий его богатство, его стремление следовать придворному этикету, частью которого было омовение рук перед трапезой.
В-третьих, мы считаем, что дискурс о западно-европейских акваманилах должен быть дополнен анализом не только исламских, но и византийских образцов. Безусловно, византийское декоративно-прикладное искусство заимствовала эту форму с Востока и мы не пытаемся возвести водолеи латинского Запада к восточно-христианским образцам. В своём исследовании мы хотели лишь заполнить возникшую в историографии лакуну и обозначить, что зооморфные сосуды имели место и в восточно-христианской традиции. Мы не можем назвать византийские образцы акваманилами в силу того, что кувшины имели лишь навершие в виде птичьей головы, кроме того, нами не было обнаружено предметов декоративно-прикладного искусство тех форм, что представлены в живописи. Тем не менее, важно отметить, что как западно-, так и восточно-христианские сосуды, пусть опосредованно (а в случае Византии, вероятно, непосредственно), восходят к персидским образцам, о чём говорят как минимум аналогичные последним зооморфные ручки средневековых акваманилов.
Классификация акваманилов привела нас к выводу о том, что фундаментальный труд Эриха Мейера и Отто фон Фальке не утратил своей значимости, однако исследование Джоаны Ольхавы позволяет пересмотреть некоторые аспекты этой систематизации, учитывая актуальные данные. В особенности это касается тех водолеев, что были индентифицированы исследователями как скандинавские. В процессе классификации акваманилов по иконографическому принципу нами были выявлены литературные и живописные источники иконографии нескольких водолев в виде кентавров.



