Корпоративные издания образовательных организаций как тип СМИ (на примере Самарской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНЫХ ИЗДАНИЙ 11
1.1 Понятие корпоративных СМИ и основные подходы к их
систематизации 11
1.2 Типологические признаки корпоративных изданий 24
2 СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНЫХ ИЗДАНИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 41
2.1 Типологический анализ корпоративных СМИ образовательных организаций Самарской области с особым статусом (национальный исследовательский университет и опорный вуз
региона) 41
2.2 Типологический анализ корпоративных СМИ государственных
и негосударственных образовательных организаций высшего образования Самарской области 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
1 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНЫХ ИЗДАНИЙ 11
1.1 Понятие корпоративных СМИ и основные подходы к их
систематизации 11
1.2 Типологические признаки корпоративных изданий 24
2 СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНЫХ ИЗДАНИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 41
2.1 Типологический анализ корпоративных СМИ образовательных организаций Самарской области с особым статусом (национальный исследовательский университет и опорный вуз
региона) 41
2.2 Типологический анализ корпоративных СМИ государственных
и негосударственных образовательных организаций высшего образования Самарской области 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
Актуальность исследования обусловлена развитием корпоративной прессы в России, которое является следствием усиления тенденции специализации и дифференциации СМИ. Сегодня это один из мощных сегментов рынка печатных изданий, который растет на фоне снижения интереса к прессе. Это связано с тем, что корпоративные издания ориентированы на узкую аудиторию, выпускаются на средства компаний и не ориентированы на коммерческую прибыль. Среди главных трендов рынка СМИ 2015 года в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям названо «усиление конкуренции между рыночными и корпоративными СМИ в результате роста доли корпоративной журналистики в потребительском сегменте и ее качественного развития» . В аналогичном докладе Роспечати, представленном широкой общественности в 2018 году, отмечено, что «корпоративные издания по-прежнему составляют значительную долю российских газет». В федеральном документе корпоративным изданиям даже посвящён отдельный раздел в главе «Газетный рынок: доминирующие тенденции и практика развития». Авторы доклада, сделав краткий обзор корпоративных газет, утверждают, что «многие корпоративные СМИ сегодня не уступают в плане качества и подачи публикаций федеральной и региональной печатной периодике».
«После кризиса 1998 года рост корпоративной прессы приобрел взрывной характер» , - подчеркивает один из московских исследователей деловых СМИ Дмитрий Мурзин. По данным АКМР (Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России) на май 2016 года уровень распространения печатных и цифровых корпоративных СМИ в
России по-прежнему остаётся очень высоким. «Их используют 93 % опрошенных компаний. В структуре печатных СМИ, зарегистрированных в Российской Федерации на конец 2014 года, корпоративные газеты и журналы занимали 12 %, что соответствует 7500 официально зарегистрированных изданий с тиражом более 999 экземпляров. Темпы роста рынка корпоративных печатных изданий в последние пять лет составляют в среднем 15-20 % в год».
Корпоративные издания рассматриваются как важный элемент системы отраслевых коммуникаций, как фактор повышения эффективности работы организации, инструмент управления персоналом и его самоорганизации в различных компаниях. Для печатных СМИ образовательных организаций также характерны рост количества наименований и качественное изменение изданий.
Развитие сегмента корпоративной прессы происходит в России, начиная с 90-гг. прошлого века. Многие издания возникли на базе заводских и вузовских многотиражек, которые появились в СССР в 20-е гг. прошлого столетия. Если раньше они были органом парткомов, несли мощную идеологическую функцию, то ы XXI в. хозяин сменился - учредителем стали администрации корпораций, и диктат КПСС на концепцию газеты сменился диктатом учредителя. Нахождение компромисса между читательским интересом и маркетинговым интересом администрации корпорации - вот дилемма, которую сегодня приходится решать корпоративным СМИ. Кроме того, рост их количества при снижении качества и профессионализма отрицательно влияет на поступательное развитие данной типологической группы газет. Научные исследования в этой области должны помочь периодическим изданиям обеспечить их эффективность воздействия на аудиторию.
Еще в конце 90-х годов прошлого века некоторые авторы не относили корпоративные издания к журналистике, суживая их функцию до решениялишь собственных маркетинговых вопросов. Впоследствии российские исследователи журналистики обычно рассматривали и многие рассматривают до сих пор корпоративную прессу как часть системы СМИ и относят ее к подвиду деловой прессы. Однако сегодня не только производственные компании имеют свои издания, практически все организации - торговые, образовательные, научно-исследовательские и т.д. - выпускают то или иное СМИ. Кроме того, с развитием новых информационных технологий появляется большое количество корпоративных интернет-изданий и различных корпоративных проектов, основанных на конвергентной журналистике.
В начале 2000-х появились первые научные работы о корпоративных изданиях, а в 2005 году вышла первая монография Д.А. Мурзина «Феномен корпоративной прессы». В дальнейшем многие авторы рассматривали различные стороны функционирования корпоративной прессы в России. Л.С. Агафонов и Ю.В. Чемякин делали акцент на эффективности данного вида изданий, Ю.А. Петропавловская - на особенностях редактирования корпоративных текстов, в трудах А.Ю. Бабкина, Б.А. Играева детально проработаны типологическая характеристика, способы классификации и специфика разных видов корпоративных СМИ, А.А. Данилина, С.В. Лебедева, Т.А. Наговицына исследовали роль школьных и вузовских изданий в плане медиаобразования и нравственного воспитания молодежи. Специфика корпоративных СМИ образовательных организаций, основанная на их типологической характеристике, до сих пор не рассматривалась. Исследование данного сегмента корпоративной прессы представляется важным также для выявления направлений развития современной корпоративной периодики в целом.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется, c одной стороны, ростом сегмента корпоративной периодики, в том числе образовательных организаций, с другой - отсутствием работ, посвященных изучению особенностей и тенденций развития корпоративных изданий образовательных организаций.
Актуальность темы, а также недостаточная степень ее научной разработанности определили объект, предмет, цель и задачи научного исследования, его внутреннюю логику и структуру.
Объект исследования: корпоративные издания образовательных организаций.
Предмет исследования: типологические характеристики корпоративных изданий образовательных организаций.
Цель исследования: на основе типологического анализа изданий образовательных организаций охарактеризовать модель данного вида корпоративных СМИ, предложить классификацию внутри типа и выявить тенденции развития современных корпоративных изданий образовательных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1) проанализировать существующие подходы к систематизации корпоративных СМИ;
2) выделить типоформирующие признаки корпоративных СМИ;
3) сформировать критерии типологической характеристики корпоративных изданий образовательных организаций;
4) дать типологическую характеристику корпоративным изданиям образовательных организаций;
5) используя критерии типологической сравнительной
характеристики, выделить общее и особенное корпоративных СМИ образовательных организаций;
6) на основании представленного анализа дать обобщённую характеристику типологической модели корпоративных СМИ образовательных организаций, составить классификацию внутри типа и выявить тенденции развития представителей данного типа.
В ходе написания магистерской диссертации был использован системный подход, а также следующие методы. Метод критического изучения источников - для определения понятия «корпоративное издание» и степени изученности данного типа СМИ. Метод анализа и синтеза - для выделения корпоративных изданий в структурное множество с определёнными характеристиками. Теоретико-типологический метод был необходим для типологической характеристики корпоративных изданий образовательных организаций. Метод документального исследования - для выявления подходов корпораций к формированию коммуникативных стратегий. Структурно-функциональный метод дал возможность рассмотреть каждое издание как систему и выделить в нём специфические особенности. Сравнительно-сопоставительный метод позволил определить специфику каждого из рассматриваемых изданий по отношению друг к другу. Факторный анализ необходим был, для того чтобы выявить факторы, которые влияют на формирование типологической модели корпоративного издания образовательной организации.
Теоретико-методологическую базу научного исследования составили труды по теории и истории журналистики Е.Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондина, М.И. Шостак, работы по ряду научных направлений теории и методологии СМИ: А.И. Акопова, А.А. Грабельникова, Е.А. Корнилова, А.А. Тертычного, В.В. Тулупова; монографии в области пиара: В.М. Горохова, Т.М. Гринберг, А.Д Кривоносова; научные работы по типологии и функционированию корпоративной прессы: Л.С. Агафонова, А.Ю. Бабкина, С.М. Гуревича, А.А. Данилиной, Д.А. Мурзина, Ю.В. Чемякина.
Эмпирическая база исследования. Средства массовой информации образовательных организаций Самарской области (зарегистрированные как СМИ вузовские издания), которые периодически выходят в течение 2017 - первого квартала 2018 гг. и их уровень соответствует профессиональным нормам журналистики. Это газеты Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва «Полёт», Самарского опорного государственного технического университета «Инженер», Тольяттинского опорного государственного университета «Тольяттинский университет» и «Speechka», Самарского государственного экономического университета «Экономист», Самарского государственного медицинского университета «Медик», Самарского государственного социально-педагогического университета «Молодой учитель», Самарского государственного университета путей сообщения «Хроника», Волжского университета им. В.Н. Татищева «Волжский университет». Журналы «Технополис Поволжья» Самарского опорного государственного технического университета и «Аудитория» Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Всего 11 периодических изданий, в числе которых девять газет и два журнала.
Новизна диссертационного исследования. В диссертационной работе впервые дана типологическая характеристика корпоративных изданий вузов Самарской области, относящихся к образовательным организациям. Добавлен такой критерий типологической характеристики корпоративной газеты, как взаимодействие печатного СМИ с официальным сайтом организации в условиях конвергенции. Сделана попытка описания обобщённой модели корпоративного печатного издания образовательной организации.
Теоретическая значимость диссертации заключается в выявлении сущности понятий «корпорация», «корпоративное издание». Исследованы теоретические подходы к систематизации корпоративной прессы. Проведён типологический анализ корпоративных газет и журналов, которые выпускают организации высшего образования Самарской области. Определена специфика данных изданий.
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Печатные издания образовательных организаций следует
признать разновидностью СМИ внутри системы корпоративной прессы.
2. Оставаясь инструментом ПР-коммуникаций, корпоративные издания образовательных организаций являются важной частью системы региональной журналистики, эффективно дополняя ее содержание в таких тематических направлениях, как наука, образование, культура, молодежная политика.
3. Растёт социальная значимость корпоративных СМИ внутри городской и региональной среды, где они выполняют важные функции «большой» прессы: идеологическую, образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, творчески-развивающую.
Практическая значимость исследования. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы в учебно-образовательном процессе по направлению «Журналистика». Кроме того, типологический анализ изданий может быть полезен редакторам корпоративных СМИ образовательных организация для улучшения качества и повышения эффективности своих изданий и работы пресс-центра в целом.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования были представлены на двух конференциях в 2017-м и 2018 гг.: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» в Волжском университете имени В.Н. Татищева на секции «Актуальные проблемы журналистики» (г. Тольятти) и на студенческой научно-практической конференции «Дни студенческой науки ТГУ» в Тольяттинском государственном университете на секции «Журналистика».
Автором магистерской диссертации были подготовлены к публикации следующие доклады и научные статьи (в том числе в журнале, включённом в перечень рецензируемых изданий, утверждённый Президиумом ВАК):
- Тенденции развития корпоративных СМИ: от многотиражек до конвергентных корпоративных медиа (журнал «Вестник ВУиТ», г. Тольятти, 2017. № 2. Т. 1.).
- К вопросу типологической характеристики корпоративных изданий (Материалы XV научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики», 2018).
- Критерии типологического анализа корпоративных изданий образовательных организаций (Материалы научно-практической конференции «Дни студенческой науки в ТГУ», г. Тольятти, ТГУ, 2018).
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Во введении обозначена актуальность работы, представлены объект, предмет, цель и задачи исследования, а также описаны теоретико -методологическая и эмпирическая базы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, и апробация результатов исследования.
В первой главе «Типологическая характеристика корпоративных изданий» рассматриваются понятия «корпорация», «корпоративное издание», различные подходы к типологической классификации корпоративной прессы и определены критерии анализа корпоративных газет и журналов образовательных организаций.
Во второй главе «Современные модели корпоративных изданий образовательных организаций» даётся типологический анализ газет и журналов, издающихся вузами Самарской области. Описаны их функции, специфика и значение в корпоративной системе журналистики.
В заключение даны выводы по научному исследованию. Описана классификация корпоративных СМИ образовательных организаций внутри данного типа и тенденции их развития. Сделаны выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
«После кризиса 1998 года рост корпоративной прессы приобрел взрывной характер» , - подчеркивает один из московских исследователей деловых СМИ Дмитрий Мурзин. По данным АКМР (Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России) на май 2016 года уровень распространения печатных и цифровых корпоративных СМИ в
России по-прежнему остаётся очень высоким. «Их используют 93 % опрошенных компаний. В структуре печатных СМИ, зарегистрированных в Российской Федерации на конец 2014 года, корпоративные газеты и журналы занимали 12 %, что соответствует 7500 официально зарегистрированных изданий с тиражом более 999 экземпляров. Темпы роста рынка корпоративных печатных изданий в последние пять лет составляют в среднем 15-20 % в год».
Корпоративные издания рассматриваются как важный элемент системы отраслевых коммуникаций, как фактор повышения эффективности работы организации, инструмент управления персоналом и его самоорганизации в различных компаниях. Для печатных СМИ образовательных организаций также характерны рост количества наименований и качественное изменение изданий.
Развитие сегмента корпоративной прессы происходит в России, начиная с 90-гг. прошлого века. Многие издания возникли на базе заводских и вузовских многотиражек, которые появились в СССР в 20-е гг. прошлого столетия. Если раньше они были органом парткомов, несли мощную идеологическую функцию, то ы XXI в. хозяин сменился - учредителем стали администрации корпораций, и диктат КПСС на концепцию газеты сменился диктатом учредителя. Нахождение компромисса между читательским интересом и маркетинговым интересом администрации корпорации - вот дилемма, которую сегодня приходится решать корпоративным СМИ. Кроме того, рост их количества при снижении качества и профессионализма отрицательно влияет на поступательное развитие данной типологической группы газет. Научные исследования в этой области должны помочь периодическим изданиям обеспечить их эффективность воздействия на аудиторию.
Еще в конце 90-х годов прошлого века некоторые авторы не относили корпоративные издания к журналистике, суживая их функцию до решениялишь собственных маркетинговых вопросов. Впоследствии российские исследователи журналистики обычно рассматривали и многие рассматривают до сих пор корпоративную прессу как часть системы СМИ и относят ее к подвиду деловой прессы. Однако сегодня не только производственные компании имеют свои издания, практически все организации - торговые, образовательные, научно-исследовательские и т.д. - выпускают то или иное СМИ. Кроме того, с развитием новых информационных технологий появляется большое количество корпоративных интернет-изданий и различных корпоративных проектов, основанных на конвергентной журналистике.
В начале 2000-х появились первые научные работы о корпоративных изданиях, а в 2005 году вышла первая монография Д.А. Мурзина «Феномен корпоративной прессы». В дальнейшем многие авторы рассматривали различные стороны функционирования корпоративной прессы в России. Л.С. Агафонов и Ю.В. Чемякин делали акцент на эффективности данного вида изданий, Ю.А. Петропавловская - на особенностях редактирования корпоративных текстов, в трудах А.Ю. Бабкина, Б.А. Играева детально проработаны типологическая характеристика, способы классификации и специфика разных видов корпоративных СМИ, А.А. Данилина, С.В. Лебедева, Т.А. Наговицына исследовали роль школьных и вузовских изданий в плане медиаобразования и нравственного воспитания молодежи. Специфика корпоративных СМИ образовательных организаций, основанная на их типологической характеристике, до сих пор не рассматривалась. Исследование данного сегмента корпоративной прессы представляется важным также для выявления направлений развития современной корпоративной периодики в целом.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется, c одной стороны, ростом сегмента корпоративной периодики, в том числе образовательных организаций, с другой - отсутствием работ, посвященных изучению особенностей и тенденций развития корпоративных изданий образовательных организаций.
Актуальность темы, а также недостаточная степень ее научной разработанности определили объект, предмет, цель и задачи научного исследования, его внутреннюю логику и структуру.
Объект исследования: корпоративные издания образовательных организаций.
Предмет исследования: типологические характеристики корпоративных изданий образовательных организаций.
Цель исследования: на основе типологического анализа изданий образовательных организаций охарактеризовать модель данного вида корпоративных СМИ, предложить классификацию внутри типа и выявить тенденции развития современных корпоративных изданий образовательных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1) проанализировать существующие подходы к систематизации корпоративных СМИ;
2) выделить типоформирующие признаки корпоративных СМИ;
3) сформировать критерии типологической характеристики корпоративных изданий образовательных организаций;
4) дать типологическую характеристику корпоративным изданиям образовательных организаций;
5) используя критерии типологической сравнительной
характеристики, выделить общее и особенное корпоративных СМИ образовательных организаций;
6) на основании представленного анализа дать обобщённую характеристику типологической модели корпоративных СМИ образовательных организаций, составить классификацию внутри типа и выявить тенденции развития представителей данного типа.
В ходе написания магистерской диссертации был использован системный подход, а также следующие методы. Метод критического изучения источников - для определения понятия «корпоративное издание» и степени изученности данного типа СМИ. Метод анализа и синтеза - для выделения корпоративных изданий в структурное множество с определёнными характеристиками. Теоретико-типологический метод был необходим для типологической характеристики корпоративных изданий образовательных организаций. Метод документального исследования - для выявления подходов корпораций к формированию коммуникативных стратегий. Структурно-функциональный метод дал возможность рассмотреть каждое издание как систему и выделить в нём специфические особенности. Сравнительно-сопоставительный метод позволил определить специфику каждого из рассматриваемых изданий по отношению друг к другу. Факторный анализ необходим был, для того чтобы выявить факторы, которые влияют на формирование типологической модели корпоративного издания образовательной организации.
Теоретико-методологическую базу научного исследования составили труды по теории и истории журналистики Е.Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондина, М.И. Шостак, работы по ряду научных направлений теории и методологии СМИ: А.И. Акопова, А.А. Грабельникова, Е.А. Корнилова, А.А. Тертычного, В.В. Тулупова; монографии в области пиара: В.М. Горохова, Т.М. Гринберг, А.Д Кривоносова; научные работы по типологии и функционированию корпоративной прессы: Л.С. Агафонова, А.Ю. Бабкина, С.М. Гуревича, А.А. Данилиной, Д.А. Мурзина, Ю.В. Чемякина.
Эмпирическая база исследования. Средства массовой информации образовательных организаций Самарской области (зарегистрированные как СМИ вузовские издания), которые периодически выходят в течение 2017 - первого квартала 2018 гг. и их уровень соответствует профессиональным нормам журналистики. Это газеты Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва «Полёт», Самарского опорного государственного технического университета «Инженер», Тольяттинского опорного государственного университета «Тольяттинский университет» и «Speechka», Самарского государственного экономического университета «Экономист», Самарского государственного медицинского университета «Медик», Самарского государственного социально-педагогического университета «Молодой учитель», Самарского государственного университета путей сообщения «Хроника», Волжского университета им. В.Н. Татищева «Волжский университет». Журналы «Технополис Поволжья» Самарского опорного государственного технического университета и «Аудитория» Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Всего 11 периодических изданий, в числе которых девять газет и два журнала.
Новизна диссертационного исследования. В диссертационной работе впервые дана типологическая характеристика корпоративных изданий вузов Самарской области, относящихся к образовательным организациям. Добавлен такой критерий типологической характеристики корпоративной газеты, как взаимодействие печатного СМИ с официальным сайтом организации в условиях конвергенции. Сделана попытка описания обобщённой модели корпоративного печатного издания образовательной организации.
Теоретическая значимость диссертации заключается в выявлении сущности понятий «корпорация», «корпоративное издание». Исследованы теоретические подходы к систематизации корпоративной прессы. Проведён типологический анализ корпоративных газет и журналов, которые выпускают организации высшего образования Самарской области. Определена специфика данных изданий.
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Печатные издания образовательных организаций следует
признать разновидностью СМИ внутри системы корпоративной прессы.
2. Оставаясь инструментом ПР-коммуникаций, корпоративные издания образовательных организаций являются важной частью системы региональной журналистики, эффективно дополняя ее содержание в таких тематических направлениях, как наука, образование, культура, молодежная политика.
3. Растёт социальная значимость корпоративных СМИ внутри городской и региональной среды, где они выполняют важные функции «большой» прессы: идеологическую, образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, творчески-развивающую.
Практическая значимость исследования. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы в учебно-образовательном процессе по направлению «Журналистика». Кроме того, типологический анализ изданий может быть полезен редакторам корпоративных СМИ образовательных организация для улучшения качества и повышения эффективности своих изданий и работы пресс-центра в целом.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования были представлены на двух конференциях в 2017-м и 2018 гг.: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» в Волжском университете имени В.Н. Татищева на секции «Актуальные проблемы журналистики» (г. Тольятти) и на студенческой научно-практической конференции «Дни студенческой науки ТГУ» в Тольяттинском государственном университете на секции «Журналистика».
Автором магистерской диссертации были подготовлены к публикации следующие доклады и научные статьи (в том числе в журнале, включённом в перечень рецензируемых изданий, утверждённый Президиумом ВАК):
- Тенденции развития корпоративных СМИ: от многотиражек до конвергентных корпоративных медиа (журнал «Вестник ВУиТ», г. Тольятти, 2017. № 2. Т. 1.).
- К вопросу типологической характеристики корпоративных изданий (Материалы XV научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики», 2018).
- Критерии типологического анализа корпоративных изданий образовательных организаций (Материалы научно-практической конференции «Дни студенческой науки в ТГУ», г. Тольятти, ТГУ, 2018).
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Во введении обозначена актуальность работы, представлены объект, предмет, цель и задачи исследования, а также описаны теоретико -методологическая и эмпирическая базы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, и апробация результатов исследования.
В первой главе «Типологическая характеристика корпоративных изданий» рассматриваются понятия «корпорация», «корпоративное издание», различные подходы к типологической классификации корпоративной прессы и определены критерии анализа корпоративных газет и журналов образовательных организаций.
Во второй главе «Современные модели корпоративных изданий образовательных организаций» даётся типологический анализ газет и журналов, издающихся вузами Самарской области. Описаны их функции, специфика и значение в корпоративной системе журналистики.
В заключение даны выводы по научному исследованию. Описана классификация корпоративных СМИ образовательных организаций внутри данного типа и тенденции их развития. Сделаны выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Развитие корпоративной прессы в России является следствием усиления тенденции специализации и дифференциации СМИ. Сегодня это один из мощных сегментов рынка печатных изданий, который растет на фоне снижения интереса к прессе. Это связано с тем, что корпоративные издания ориентированы на узкую аудиторию, выпускаются на средства компаний и не ориентированы на коммерческую прибыль.
Корпоративные издания рассматриваются как важный элемент системы отраслевых коммуникаций, как фактор повышения эффективности работы организации, инструмент управления персоналом и его самоорганизации в различных компаниях. Для печатных СМИ образовательных организаций также характерны рост количества наименований и качественное изменение изданий.
Во многих городах нашей страны растет количество корпоративных изданий учебных заведений. Есть такие, которые характеризуются непрофессионализмом, т.к. редакторами являются дилетанты, либо по старинке выпускаются только газеты, что отрицательно сказывается на развитии системы корпоративных СМИ. Но есть учебные заведения, где используются средства мультимедиа, различные технологические возможности и новинки. В результате нашего научного исследования данной проблемы, мы оценили перспективы развития этой категории СМИ и, возможно, они будут полезны для учредителей и редакторов изданий.
В первой главе мы рассмотрели понятие «корпорация», чтобы выяснить, для каких организаций оно применимо. Использовали определения, данные в энциклопедических и специализированных словарях. В итоге пришли к выводу, что корпорацией можно назвать любое объединение лиц, которое юридически зарегистрировано, действует на основании устава, учредительного договора или иных положений об общественных организациях. В этих учредительных документах, как правило, прописаны цели и задачи организации, её порядок финансирования, какие имеются внутри неё структурные подразделения. А вот какая форма собственности у данной организации (частная, государственная или смешанная) определяющего значения не имеет. Ведь для всех компаний предусмотрены равные права при доступе к медиаинструментам, все они могут беспрепятственно осуществлять как внутренние, так и внешние коммуникации. Таким образом, образовательные организации с различной формой собственности вполне обоснованно можно отнести к корпорациям, хотя экономические задачи для них не являются приоритетными.
Далее необходимо было разъяснить термин «корпоративное издание», чтобы понять, какую прессу можно отнести к данной категории. В этой области наиболее интересны и продуктивны труды Л.С. Агафонова, А.Ю. Горчевой, Д.А. Мурзина, Ю.В. Чемякина и других. Мы остановились на обобщённом определении: корпоративные издания - это те издания, которые официально зарегистрированы, отражают интересы определённой корпорации-учредителя, издаются по ее концепции, одной из своих основных задач видят её развитие, а чтобы эти задачи решать, налаживают и поддерживают контакты с теми группами общественности, которые являются наиболее значимыми для этой компании. К важнейшим функциям корпоративной прессы исследователи относят обслуживание интересов корпораций, содействие их развитию, помощь в решении стоящих перед ними задач.
Но в последнее время развитие и усложнение рынка диктует корпоративным изданиям условия по изменению контента, форм подачи, оформления изданий. Их модели меняются в сторону журналистики. Анализ корпоративных газет и журналов вузов Самарской области во второй главе диссертации продемонстрировал нам эту тенденцию.
Во второй главе диссертации мы провели типологический анализ корпоративной прессы девяти вузов Самарской области, рассмотрев 11 печатных изданий. Мы использовали критерии анализа, предложенные профессором А.И. Акоповым. К вторичным типообразующим признакам мы добавили ещё один, обусловленный развитием информационных технологий, - взаимодействие печатного издания с интернет-платформой. Поскольку все корпорации имеют официальный сайт, то важно отследить их взаимодействие, основанное на схожести контентов. На основании этого контент печатного издания по отношению к сайту может быть идентичным, эксклюзивным и смешанным. Данное взаимодействие влияет на содержательно-тематическую направленность газеты или журнала, жанровую и языковую специфику прессы. Обладая эксклюзивным содержанием, газета, на наш взгляд, остаётся газетой, т.к. использует красивую лексику, художественно-публицистические жанры, ведь для Интернета более характерен деловой стиль новостных текстов, отражающий лишь факты и их суть.
Из рассмотренных изданий только газета СамГУПС «Хроника» обладает эксклюзивным содержанием. Её тексты отличаются объёмными текстами с красивым слогом, богатой лексикой. Их цель - не просто сообщить некие факты, а создать образы, предложить читателю драматургию развития того или иного явления. Ведь придать медиатексту релевантность можно не только интригующим лидом или сенсационным событием.
В результате анализа нами было выявлено общее и особенное в действующих моделях печатных корпоративных СМИ и предложена обобщённая модель периодического печатного изданий образовательной организации.
Типологический анализ корпоративных газет вузов Самарской области позволил нам заключить, что печатные издания образовательных организаций под влиянием учредителя являются особой разновидностью внутри такого типа СМИ как корпоративные. Это происходит под влиянием учредителя - учебного заведения, которое имеет скорее социальные функции, нежели коммерческие, и специфики аудитории, основу которой составляет молодёжь.
В уставах учреждений высшего профессионального образования закреплены цели и задачи корпораций, и это, безусловно, сказывается на целевом назначении корпоративных газет и журналов. Среди задач образовательных организаций - распространение среди населения научных знаний, накопленного образовательного и научно-исследовательского опыта, повышение образовательного и культурного уровня граждан; формирование у студентов ответственного отношения к труду и к жизни, самостоятельности, гражданской и творческой активности, интереса к научной деятельности. Соответственно, корпоративная пресса включена в решение данных вопросов.
В связи с этим расширяется и целевое назначение корпоративных изданий. Наш типологический анализ показал, что основными целями корпоративных изданий образовательных организация являются следующие:
- ведение информационно-имиджевой политики;
- включённость в профориентационную работу;
- информирование заинтересованной аудитории об основных направлениях развития науки и образования;
- стимулирование молодёжи к научно-исследовательской работе;
- формирование коммуникационной площадки для сотрудничества внутри профессионального сообщества;
- воспитание молодёжи в духе патриотизма и любви к Отечеству;
- формирование у молодёжи активной гражданской и жизненной позиции;
- расширение кругозора и развитие творческих способностей студентов;
- воспитание у молодёжи ответственного отношения к труду и учёбе;
- решение морально-нравственных задач, стоящих перед обществом.
Целевая аудитория всех изданий смешанная. Это студенты, сотрудники вуза и внешняя аудитория - учащаяся молодёжь, партнёры по научно-образовательной деятельности и люди, интересующиеся научно-популярным направлением в журналистике. Для корпоративных изданий проблемой являются релевантность и декодируемость текстов.
Внутренняя структура газет похожа. Хотя точно названия рубрик и тематических полос не совпадают, тем не менее их смысл идентичен: научные, образовательные, трудовые, общественные достижения сотрудников и студентов; главное событие («Тема № 1») номера; рассказы об истории вуза, заслуженных людях, связанные в основном с юбилейными датами; учебная, научная, трудовая, волонтёрская и творческая деятельность студентов; участие вуза в патриотических акциях; профориентационные публикации; рассказы о выпускниках; юбилеи знаменитых российских учёных и деятелей культуры; городские культурные события; жизненные вопросы, волнующие молодёжь.
Особенности подачи информации свидетельствуют о том, что все издания являются качественными. Стиль публикаций - научный либо официально-деловой. В основном распространены информационные жанры: заметка, отчёт. Есть интервью, беседы, зарисовки, колонки и новый формат дискуссионный баттл на какую-либо научную или социальную тему.
Были выявлены тенденции развития корпоративных СМИ образовательных организаций, в частности вузов: дигитализация, создание объединённых (конвергентных) редакций, расширение тематики в сторону социальной, поиск новых жанров и форматов, ориентация в большей степени на внешнюю аудиторию, использование творческого потенциала молодёжи.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза, высказанная во введении магистерской диссертации. Печатные издания образовательных организаций под влиянием учредителя являются особой разновидностью внутри такого типа СМИ как корпоративные. Большинство из них можно охарактеризовать как качественные научно-образовательные, ориентированные на молодёжную аудиторию издания. Это обусловлено спецификой деятельности учредителя и большим сегментом студенческой молодёжи среди читателей. Тем не менее в сегменте корпоративной прессы образовательных организаций можно выделить подтипы печатных СМИ в зависимости от их целевой аудитории, преобладающей содержательно - тематической направленности и особенности подачи информации.
В этой группе изданий можно выделить две подгруппы: 1) корпоративные качественные научно-образовательные издания по тематике, связанной с направлениями подготовки в вузе - научно-техническое, естественное, гуманитарное - (газеты «Полёт», «Инженер», «Медик», «Молодой учитель», журналы «Технополис Поволжья», «Аудитория»), либо с молодёжным уклоном («Тольяттинский университет»), либо с социально-патриотическим уклоном («Хроника»); 2) корпоративные массовые издания с молодёжным уклоном («SPEECHka», «Экономист») либо культурно-просветительским уклоном («Волжский университет»).
Таким образом, оставаясь инструментом ПР-коммуникаций, корпоративные издания образовательных организаций являются важной частью системы региональной журналистики, эффективно дополняя такие её сегменты, как научно-популярное, культурное, молодёжное направления. Растёт социальная значимость корпоративных СМИ, которые выполняют важные функции «большой» прессы: идеологическую, образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, творчески-развивающую.
Корпоративные издания рассматриваются как важный элемент системы отраслевых коммуникаций, как фактор повышения эффективности работы организации, инструмент управления персоналом и его самоорганизации в различных компаниях. Для печатных СМИ образовательных организаций также характерны рост количества наименований и качественное изменение изданий.
Во многих городах нашей страны растет количество корпоративных изданий учебных заведений. Есть такие, которые характеризуются непрофессионализмом, т.к. редакторами являются дилетанты, либо по старинке выпускаются только газеты, что отрицательно сказывается на развитии системы корпоративных СМИ. Но есть учебные заведения, где используются средства мультимедиа, различные технологические возможности и новинки. В результате нашего научного исследования данной проблемы, мы оценили перспективы развития этой категории СМИ и, возможно, они будут полезны для учредителей и редакторов изданий.
В первой главе мы рассмотрели понятие «корпорация», чтобы выяснить, для каких организаций оно применимо. Использовали определения, данные в энциклопедических и специализированных словарях. В итоге пришли к выводу, что корпорацией можно назвать любое объединение лиц, которое юридически зарегистрировано, действует на основании устава, учредительного договора или иных положений об общественных организациях. В этих учредительных документах, как правило, прописаны цели и задачи организации, её порядок финансирования, какие имеются внутри неё структурные подразделения. А вот какая форма собственности у данной организации (частная, государственная или смешанная) определяющего значения не имеет. Ведь для всех компаний предусмотрены равные права при доступе к медиаинструментам, все они могут беспрепятственно осуществлять как внутренние, так и внешние коммуникации. Таким образом, образовательные организации с различной формой собственности вполне обоснованно можно отнести к корпорациям, хотя экономические задачи для них не являются приоритетными.
Далее необходимо было разъяснить термин «корпоративное издание», чтобы понять, какую прессу можно отнести к данной категории. В этой области наиболее интересны и продуктивны труды Л.С. Агафонова, А.Ю. Горчевой, Д.А. Мурзина, Ю.В. Чемякина и других. Мы остановились на обобщённом определении: корпоративные издания - это те издания, которые официально зарегистрированы, отражают интересы определённой корпорации-учредителя, издаются по ее концепции, одной из своих основных задач видят её развитие, а чтобы эти задачи решать, налаживают и поддерживают контакты с теми группами общественности, которые являются наиболее значимыми для этой компании. К важнейшим функциям корпоративной прессы исследователи относят обслуживание интересов корпораций, содействие их развитию, помощь в решении стоящих перед ними задач.
Но в последнее время развитие и усложнение рынка диктует корпоративным изданиям условия по изменению контента, форм подачи, оформления изданий. Их модели меняются в сторону журналистики. Анализ корпоративных газет и журналов вузов Самарской области во второй главе диссертации продемонстрировал нам эту тенденцию.
Во второй главе диссертации мы провели типологический анализ корпоративной прессы девяти вузов Самарской области, рассмотрев 11 печатных изданий. Мы использовали критерии анализа, предложенные профессором А.И. Акоповым. К вторичным типообразующим признакам мы добавили ещё один, обусловленный развитием информационных технологий, - взаимодействие печатного издания с интернет-платформой. Поскольку все корпорации имеют официальный сайт, то важно отследить их взаимодействие, основанное на схожести контентов. На основании этого контент печатного издания по отношению к сайту может быть идентичным, эксклюзивным и смешанным. Данное взаимодействие влияет на содержательно-тематическую направленность газеты или журнала, жанровую и языковую специфику прессы. Обладая эксклюзивным содержанием, газета, на наш взгляд, остаётся газетой, т.к. использует красивую лексику, художественно-публицистические жанры, ведь для Интернета более характерен деловой стиль новостных текстов, отражающий лишь факты и их суть.
Из рассмотренных изданий только газета СамГУПС «Хроника» обладает эксклюзивным содержанием. Её тексты отличаются объёмными текстами с красивым слогом, богатой лексикой. Их цель - не просто сообщить некие факты, а создать образы, предложить читателю драматургию развития того или иного явления. Ведь придать медиатексту релевантность можно не только интригующим лидом или сенсационным событием.
В результате анализа нами было выявлено общее и особенное в действующих моделях печатных корпоративных СМИ и предложена обобщённая модель периодического печатного изданий образовательной организации.
Типологический анализ корпоративных газет вузов Самарской области позволил нам заключить, что печатные издания образовательных организаций под влиянием учредителя являются особой разновидностью внутри такого типа СМИ как корпоративные. Это происходит под влиянием учредителя - учебного заведения, которое имеет скорее социальные функции, нежели коммерческие, и специфики аудитории, основу которой составляет молодёжь.
В уставах учреждений высшего профессионального образования закреплены цели и задачи корпораций, и это, безусловно, сказывается на целевом назначении корпоративных газет и журналов. Среди задач образовательных организаций - распространение среди населения научных знаний, накопленного образовательного и научно-исследовательского опыта, повышение образовательного и культурного уровня граждан; формирование у студентов ответственного отношения к труду и к жизни, самостоятельности, гражданской и творческой активности, интереса к научной деятельности. Соответственно, корпоративная пресса включена в решение данных вопросов.
В связи с этим расширяется и целевое назначение корпоративных изданий. Наш типологический анализ показал, что основными целями корпоративных изданий образовательных организация являются следующие:
- ведение информационно-имиджевой политики;
- включённость в профориентационную работу;
- информирование заинтересованной аудитории об основных направлениях развития науки и образования;
- стимулирование молодёжи к научно-исследовательской работе;
- формирование коммуникационной площадки для сотрудничества внутри профессионального сообщества;
- воспитание молодёжи в духе патриотизма и любви к Отечеству;
- формирование у молодёжи активной гражданской и жизненной позиции;
- расширение кругозора и развитие творческих способностей студентов;
- воспитание у молодёжи ответственного отношения к труду и учёбе;
- решение морально-нравственных задач, стоящих перед обществом.
Целевая аудитория всех изданий смешанная. Это студенты, сотрудники вуза и внешняя аудитория - учащаяся молодёжь, партнёры по научно-образовательной деятельности и люди, интересующиеся научно-популярным направлением в журналистике. Для корпоративных изданий проблемой являются релевантность и декодируемость текстов.
Внутренняя структура газет похожа. Хотя точно названия рубрик и тематических полос не совпадают, тем не менее их смысл идентичен: научные, образовательные, трудовые, общественные достижения сотрудников и студентов; главное событие («Тема № 1») номера; рассказы об истории вуза, заслуженных людях, связанные в основном с юбилейными датами; учебная, научная, трудовая, волонтёрская и творческая деятельность студентов; участие вуза в патриотических акциях; профориентационные публикации; рассказы о выпускниках; юбилеи знаменитых российских учёных и деятелей культуры; городские культурные события; жизненные вопросы, волнующие молодёжь.
Особенности подачи информации свидетельствуют о том, что все издания являются качественными. Стиль публикаций - научный либо официально-деловой. В основном распространены информационные жанры: заметка, отчёт. Есть интервью, беседы, зарисовки, колонки и новый формат дискуссионный баттл на какую-либо научную или социальную тему.
Были выявлены тенденции развития корпоративных СМИ образовательных организаций, в частности вузов: дигитализация, создание объединённых (конвергентных) редакций, расширение тематики в сторону социальной, поиск новых жанров и форматов, ориентация в большей степени на внешнюю аудиторию, использование творческого потенциала молодёжи.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза, высказанная во введении магистерской диссертации. Печатные издания образовательных организаций под влиянием учредителя являются особой разновидностью внутри такого типа СМИ как корпоративные. Большинство из них можно охарактеризовать как качественные научно-образовательные, ориентированные на молодёжную аудиторию издания. Это обусловлено спецификой деятельности учредителя и большим сегментом студенческой молодёжи среди читателей. Тем не менее в сегменте корпоративной прессы образовательных организаций можно выделить подтипы печатных СМИ в зависимости от их целевой аудитории, преобладающей содержательно - тематической направленности и особенности подачи информации.
В этой группе изданий можно выделить две подгруппы: 1) корпоративные качественные научно-образовательные издания по тематике, связанной с направлениями подготовки в вузе - научно-техническое, естественное, гуманитарное - (газеты «Полёт», «Инженер», «Медик», «Молодой учитель», журналы «Технополис Поволжья», «Аудитория»), либо с молодёжным уклоном («Тольяттинский университет»), либо с социально-патриотическим уклоном («Хроника»); 2) корпоративные массовые издания с молодёжным уклоном («SPEECHka», «Экономист») либо культурно-просветительским уклоном («Волжский университет»).
Таким образом, оставаясь инструментом ПР-коммуникаций, корпоративные издания образовательных организаций являются важной частью системы региональной журналистики, эффективно дополняя такие её сегменты, как научно-популярное, культурное, молодёжное направления. Растёт социальная значимость корпоративных СМИ, которые выполняют важные функции «большой» прессы: идеологическую, образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, творчески-развивающую.
Подобные работы
- PR - ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В СЕГМЕНТЕ ЛОКАЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ МЕДИАКАНАЛОВ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Интеллектуальная цифровая платформа
персонализированного управления качеством жизни «Health Heuristics»
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2020 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Мотивационный профиль персонала организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



