ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет
умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности
1.1 Проблема формирования умения осуществлять взаимопомощь у
детей 5-6 лет в современных исследованиях
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6
лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности
Глава 2. Опытно-экcпериментальная работа по формированию у
детей 5-6 лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе
совместной деятельности
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет
умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6
лет умения осуществлять взаимопомощь .
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет
умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности
1.1 Проблема формирования умения осуществлять взаимопомощь у
детей 5-6 лет в современных исследованиях
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6
лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности
Глава 2. Опытно-экcпериментальная работа по формированию у
детей 5-6 лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе
совместной деятельности
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет
умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6
лет умения осуществлять взаимопомощь .
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
В дошкольном возрасте происходит первоначальное становление
личности ребенка. Развиваются связи ребенка с другими детьми, контакты со
сверстниками приобретают для дошкольника все большее значение.В
этотпериод общение ребенка со сверстниками обогащается довольно
сложными взаимоотношениями, оказывающими существенное влияние на
развитие его личности
Взаимопомощь выступает в качестве значимой характеристики
коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи лежит ориентация
на другую личность.
Взаимопомощь является многомерным психологическим
образованием, исследовать которое можно лишь на основе комплексного
анализа положений, представленных в философии, антропологии, педагогике
и психологии. Комплексный анализ взаимопомощи на основе данных
различных наук позволяет считать развитие умения дошкольников
осуществлять взаимопомощь одним из ключевых условий передачи опыта от
поколения к поколению, одной из основ развития человеческого общества.
Сегодня одной из ключевых задач дошкольного образования связана с
воспитанием помогающего поведения и анализом психолого-педагогических
условий, которые обеспечивают эффективность развития умения
дошкольников осуществлять взаимопомощь. Полноценновоспитывать
молодое поколение на основе принципов гуманизма невозможно без
реализации мероприятий, которые направлены на формирование умения
дошкольников осуществлять взаимопомощь.
На основе анализа научных исследований и педагогической практики
было выявлено наличие противоречия между необходимостью
формирования у детей 5-6 лет умения осуществлять взаимопомощь и
недостаточной использованием возможностей совместной деятельностидетей для эффективного осуществления данной работы с детьми в
дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования:Каковы возможности совместной
деятельности детей в формировании у детей 5-6 лет умения осуществлять
взаимопомощь?
Цель исследования: осуществить теоретическое обоснование и
экспериментальную проверку возможностей использования совместной
деятельности детей вформирование у детей 5-6 лет умения осуществлять
взаимопомощь.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь.
Предмет исследования: формирования у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь в процессе совместной деятельности.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что
формирование у детей 5-6 лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе
совместной деятельности возможно, если:
– определены компоненты умения осуществлять взаимопомощьу детей
5-6 лет и этапы образовательной работы с детьми с учетом возрастных
особенностей детей (мотивационный, когнитивный, деятельностный);
– обеспечено включение детей в совместную игровую и продуктивную
деятельность по типу сотрудничества
– используется совокупность методов руководства совместной
деятельностью детей, обеспечивающих формирование у дошкольников
элементарных представлении о способах и правилах взаимопомощи,
развитие потребности в оказании взаимопомощи, эмоциональных
побуждений к содействию иосвоение действий помогающего
взаимодействия.
Теоретические основы исследования:
– идеи развития умения дошкольников осуществлять взаимопомощь
(Л.С. Римашевская, Т.И. Бабаева, Г.М. Бреслав, В.А. Петровский,Л.П. Стрелковаи др.);
– теоретические основы нравственного воспитании и развитии у детей
навыков взаимопомощи (П.В. Андреев, О.Н. Ермакова,Е.Н. Гончарова
Е.В. Субботский, П.М. Якобсон, и др).
– идеи развития сотрудничества детей и возможности его освоения
детьми (Р.С. Буре, М.Ф.Илуева, В.В. Лутошлива В.В. Рубцов,
Л.С. Римашевская, Е.В. Субботский, В.В. Щетинина, О.А. Яцикявичене и
др.).
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие
задачи исследования:
1) выявить степень изученности проблемы в современных
исследованиях, определить понятийно-категориальный аппарат
исследования;
2) выявить уровень сформированности умения осуществлять
взаимопомощь у детей 5-6 лет;
3) определить и апробировать содержание и этапы образовательной
работы с детьми 5-6 лет по формированию умения осуществлять
взаимопомощь в процессе совместной деятельности;
4) выявить динамику в уровне сформированностиумения осуществлять
взаимопомощь у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы исследования:
1) теоретические (исследование литературы по проблеме исследования;
моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и
процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
2) эмпирические (наблюдение, анализ ситуаций; эксперименты –
констатирующий, формирующий, контрольный);
3) методы обработки результатов (методы качественного и
количественного анализа полученных результатов, метод наглядного
представления результатов и выводов).Новизна исследования:выявлена степень изученности проблемы в
современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 5-
6 лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, чтобыла
дана характеристика компонентов умения осуществлять взаимопомощь у
детей 5-6лет, определены этапы образовательной работы с детьми.
Практическая значимостьисследования определяется возможностью
использования в педагогической практике представленных в работе
диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь, и комплекса заданийдля совместной
деятельности детей и особенностей руководства детьми, обеспечивающие
формирование умения осуществлять взаимопомощь.
Экспериментальная база исследования:детский сад г.о. Тольятти. В
исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет (20 детей –
экспериментальная группа, 20 детей – контрольная группа).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемой литературы (52 наименований)
и 2 приложения. Текст иллюстрирован 9 рисунками, 3 таблицами.
личности ребенка. Развиваются связи ребенка с другими детьми, контакты со
сверстниками приобретают для дошкольника все большее значение.В
этотпериод общение ребенка со сверстниками обогащается довольно
сложными взаимоотношениями, оказывающими существенное влияние на
развитие его личности
Взаимопомощь выступает в качестве значимой характеристики
коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи лежит ориентация
на другую личность.
Взаимопомощь является многомерным психологическим
образованием, исследовать которое можно лишь на основе комплексного
анализа положений, представленных в философии, антропологии, педагогике
и психологии. Комплексный анализ взаимопомощи на основе данных
различных наук позволяет считать развитие умения дошкольников
осуществлять взаимопомощь одним из ключевых условий передачи опыта от
поколения к поколению, одной из основ развития человеческого общества.
Сегодня одной из ключевых задач дошкольного образования связана с
воспитанием помогающего поведения и анализом психолого-педагогических
условий, которые обеспечивают эффективность развития умения
дошкольников осуществлять взаимопомощь. Полноценновоспитывать
молодое поколение на основе принципов гуманизма невозможно без
реализации мероприятий, которые направлены на формирование умения
дошкольников осуществлять взаимопомощь.
На основе анализа научных исследований и педагогической практики
было выявлено наличие противоречия между необходимостью
формирования у детей 5-6 лет умения осуществлять взаимопомощь и
недостаточной использованием возможностей совместной деятельностидетей для эффективного осуществления данной работы с детьми в
дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования:Каковы возможности совместной
деятельности детей в формировании у детей 5-6 лет умения осуществлять
взаимопомощь?
Цель исследования: осуществить теоретическое обоснование и
экспериментальную проверку возможностей использования совместной
деятельности детей вформирование у детей 5-6 лет умения осуществлять
взаимопомощь.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь.
Предмет исследования: формирования у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь в процессе совместной деятельности.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что
формирование у детей 5-6 лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе
совместной деятельности возможно, если:
– определены компоненты умения осуществлять взаимопомощьу детей
5-6 лет и этапы образовательной работы с детьми с учетом возрастных
особенностей детей (мотивационный, когнитивный, деятельностный);
– обеспечено включение детей в совместную игровую и продуктивную
деятельность по типу сотрудничества
– используется совокупность методов руководства совместной
деятельностью детей, обеспечивающих формирование у дошкольников
элементарных представлении о способах и правилах взаимопомощи,
развитие потребности в оказании взаимопомощи, эмоциональных
побуждений к содействию иосвоение действий помогающего
взаимодействия.
Теоретические основы исследования:
– идеи развития умения дошкольников осуществлять взаимопомощь
(Л.С. Римашевская, Т.И. Бабаева, Г.М. Бреслав, В.А. Петровский,Л.П. Стрелковаи др.);
– теоретические основы нравственного воспитании и развитии у детей
навыков взаимопомощи (П.В. Андреев, О.Н. Ермакова,Е.Н. Гончарова
Е.В. Субботский, П.М. Якобсон, и др).
– идеи развития сотрудничества детей и возможности его освоения
детьми (Р.С. Буре, М.Ф.Илуева, В.В. Лутошлива В.В. Рубцов,
Л.С. Римашевская, Е.В. Субботский, В.В. Щетинина, О.А. Яцикявичене и
др.).
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие
задачи исследования:
1) выявить степень изученности проблемы в современных
исследованиях, определить понятийно-категориальный аппарат
исследования;
2) выявить уровень сформированности умения осуществлять
взаимопомощь у детей 5-6 лет;
3) определить и апробировать содержание и этапы образовательной
работы с детьми 5-6 лет по формированию умения осуществлять
взаимопомощь в процессе совместной деятельности;
4) выявить динамику в уровне сформированностиумения осуществлять
взаимопомощь у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы исследования:
1) теоретические (исследование литературы по проблеме исследования;
моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и
процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
2) эмпирические (наблюдение, анализ ситуаций; эксперименты –
констатирующий, формирующий, контрольный);
3) методы обработки результатов (методы качественного и
количественного анализа полученных результатов, метод наглядного
представления результатов и выводов).Новизна исследования:выявлена степень изученности проблемы в
современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 5-
6 лет умения осуществлять взаимопомощь в процессе совместной
деятельности.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, чтобыла
дана характеристика компонентов умения осуществлять взаимопомощь у
детей 5-6лет, определены этапы образовательной работы с детьми.
Практическая значимостьисследования определяется возможностью
использования в педагогической практике представленных в работе
диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет умения
осуществлять взаимопомощь, и комплекса заданийдля совместной
деятельности детей и особенностей руководства детьми, обеспечивающие
формирование умения осуществлять взаимопомощь.
Экспериментальная база исследования:детский сад г.о. Тольятти. В
исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет (20 детей –
экспериментальная группа, 20 детей – контрольная группа).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемой литературы (52 наименований)
и 2 приложения. Текст иллюстрирован 9 рисунками, 3 таблицами.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Под взаимопомощью необходимо понимать содействие, при котором
действия одного ребенка направлены на стимуляцию, поддержание и
облегчение действий другого ребенка.Содействующий характер
взаимопомощи связан с распознаванием состояния других людей (эмпатия),
со способностью соотносить собственное поведение с нормами морали.
Взаимопомощь дошкольников как содействующее поведение ориентирована
на совместную деятельность.Умение дошкольников осуществлять
взаимопомощь является системным образованием, в психологической
структуре которого выделяются четыре взаимосвязанных компонента. Речь
идет о следующих компонентах: когнитивном (наличие представлений о
взаимопомощи); мотивационном (комплекс мотивов, вызывающих оказание
помощи), эмоциональном (способность к эмпатии) и деятельностном
(действия по оказанию помощи).
Эффективным средством формирования взаимопомощи детей мы
определили совместную деятельность (игровую и продуктивную).
Развитие мотивационного компонента (формирование бескорыстной
направленности мотива оказания помощи) взаимопомощи целесообразно
осуществлять посредством восприятия детьми литературного произведения
(сказки), игры-драматизации и анализа нравственного содержания поступков
персонажей сказки в беседе дошкольников с взрослым.При развитии
эмоционального компонента взаимопомощи быть использованы
развивающие задания, разработанные с учетом специфики ее становления
как сложного трехзвенного образования (сопереживание − сочувствие −
импульс к содействию).Развитие деятельностного компонента
взаимопомощи можно осуществлять при специальной организации
помогающего взаимодействия детей. Такая специальная организация
взаимопомощи дошкольников предполагает «наделение» одного из ееучастников роль «Помощника», а другого − ролью «Нуждающегося в
помощи».
Диагностика детей осуществлялась на основе выделения следующих
критериев и показателей: когнитивный (представление детей о правилах
взаимопомощи; об алгоритме помощи партнеру; осознание необходимости
помощи); эмоционально-мотивационный (эмоциональное отношение к
ситуации взаимопомощи; желание помочь партнеру); деятельностный
(умение определить ситуации необходимости помощи партнеру; умение
предлагать помощь; умение определять способ помощи в соответствии с
ситуацией и особенностями партнера; умение оказывать помощь используя
разные способы).
Констатирующий эксперимент позволил установить необходимость
проведения с детьми более эффективной работы по формированию умения
осуществлять взаимопомощь.
Формирующий эксперимент включал 2 этапа: 1) мотивационно-
когнитивный«Учимся помогать друг другу».2) деятельностный этап «Общее
дело».
Повторное исследование позволило выявить существенную
положительную динамику в экспериментальной групп в уровне
сформированности умения осуществлять взаимопомощь. В совместной
деятельности дошкольники начали самостоятельно оказывать взаимопомощь.
Это доказывает эффективность проведенной работы и верность
выдвинутой гипотезы.
Под взаимопомощью необходимо понимать содействие, при котором
действия одного ребенка направлены на стимуляцию, поддержание и
облегчение действий другого ребенка.Содействующий характер
взаимопомощи связан с распознаванием состояния других людей (эмпатия),
со способностью соотносить собственное поведение с нормами морали.
Взаимопомощь дошкольников как содействующее поведение ориентирована
на совместную деятельность.Умение дошкольников осуществлять
взаимопомощь является системным образованием, в психологической
структуре которого выделяются четыре взаимосвязанных компонента. Речь
идет о следующих компонентах: когнитивном (наличие представлений о
взаимопомощи); мотивационном (комплекс мотивов, вызывающих оказание
помощи), эмоциональном (способность к эмпатии) и деятельностном
(действия по оказанию помощи).
Эффективным средством формирования взаимопомощи детей мы
определили совместную деятельность (игровую и продуктивную).
Развитие мотивационного компонента (формирование бескорыстной
направленности мотива оказания помощи) взаимопомощи целесообразно
осуществлять посредством восприятия детьми литературного произведения
(сказки), игры-драматизации и анализа нравственного содержания поступков
персонажей сказки в беседе дошкольников с взрослым.При развитии
эмоционального компонента взаимопомощи быть использованы
развивающие задания, разработанные с учетом специфики ее становления
как сложного трехзвенного образования (сопереживание − сочувствие −
импульс к содействию).Развитие деятельностного компонента
взаимопомощи можно осуществлять при специальной организации
помогающего взаимодействия детей. Такая специальная организация
взаимопомощи дошкольников предполагает «наделение» одного из ееучастников роль «Помощника», а другого − ролью «Нуждающегося в
помощи».
Диагностика детей осуществлялась на основе выделения следующих
критериев и показателей: когнитивный (представление детей о правилах
взаимопомощи; об алгоритме помощи партнеру; осознание необходимости
помощи); эмоционально-мотивационный (эмоциональное отношение к
ситуации взаимопомощи; желание помочь партнеру); деятельностный
(умение определить ситуации необходимости помощи партнеру; умение
предлагать помощь; умение определять способ помощи в соответствии с
ситуацией и особенностями партнера; умение оказывать помощь используя
разные способы).
Констатирующий эксперимент позволил установить необходимость
проведения с детьми более эффективной работы по формированию умения
осуществлять взаимопомощь.
Формирующий эксперимент включал 2 этапа: 1) мотивационно-
когнитивный«Учимся помогать друг другу».2) деятельностный этап «Общее
дело».
Повторное исследование позволило выявить существенную
положительную динамику в экспериментальной групп в уровне
сформированности умения осуществлять взаимопомощь. В совместной
деятельности дошкольники начали самостоятельно оказывать взаимопомощь.
Это доказывает эффективность проведенной работы и верность
выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Формирование у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Игровое взаимодействие педагогов с детьми как фактор развития коммуникативных умений у старших дошкольников (Братский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание культуры общения в игровой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших
дошкольников в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020





